СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития средствами игровой деятельности

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка затрагивает теоретический вопрос развития фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития средствами игровой деятельности. Также предложены примеры игр, используемые на занятиях учителем-логопедом.

Просмотр содержимого документа
«Развитие фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития средствами игровой деятельности»

Развитие фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития средствами игровой деятельности

Фонематическое восприятие - это способность различать фонемы и определять звуковой состав слова.

Правильное развитие фонематического слуха и фонематического восприятия лежит в основе безошибочного усвоения письма и чтения в процессе школьного обучения.

Значимость исследования фонематического фактора связана с тем, что на сегодняшний момент большая часть детей имеет задержку речевого развития в звене звукоразличения, отрицательно влияющую не только на устную (импрессивную и экспрессивную), но и на письменную речь.

Виды нарушений фонематического слуха

·         Недостаточное различение и узнавание только тех звуков, произношение которых нарушено (ребенок сталкивается с трудностью использования и определения тех звуков, которые он сам плохо произносит)..

·         Недостаточное различение значительного количества звуков из разных фонетических групп при относительно сформированном их произношении

·           Глубокое фонематическое недоразвитие, когда ребенок практически не может выделить их из состава слов, определить последовательность звуков в слове.

Нарушения речи у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития отличаются наличием «специфической ассимиляции». Данная особенность проявляется в затруднении произнесения правильно слов, содержащих звуки, которые сходны по артикуляции и по звучанию. Отдельные слоги и слова без фонетически сходных звуков, наряду с этим, могут звучать правильно.

Причиной специфической ассимиляции выступает недоразвитие слухового восприятия и недостатки организации моторики артикуляционного аппарата.

Ученые приводят доказательства тому, что подавляющее большинство детей старшего дошкольного возраста с ЗПР, имеющих недостатки речи, испытывают затруднения в дифференциации звуков на слух и в собственном произношении. К неверно различаемым на слух звукам могут относиться и те, которые не нарушены в произношении: твердые/мягкие, звонкие/глухие согласные.

Объясняется данная проблема наличием недостаточного уровня фонематических и кинестетических обобщений.

Таким образом, нарушение фонематических процессов является ведущим в структуре речевого нарушения детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Для решения данной проблеме обратимся к методу работы с детьми данной категории, благодаря которому достигается максимально положительный результат. Это метод игровой деятельности.

Учитывая то, что игровая деятельность всегда является добровольной и включает элементы соревнования и возможности самореализации, к структуре игры как деятельности относят постановку и реализацию цели, планирование, анализ результатов. Игровая деятельность является важным средством овладения различными жизненными ситуациями. В процессе игры не только реализуются и стимулируются способности человека, но и активизируется сознание, раскрепощается подсознание. Именно игровая деятельность способствует быстрому усвоению и закреплению информации, используемой в игре. Не случайно в последнее время популярными стали ролевые и деловые игры, используемые в учебном процессе.

Для детей с задержкой психического развития характерны общие особенности: сниженная работоспособность вследствие возникающих у детей явлений церебрастении, психомоторной расторможенности, возбудимости; низкий уровень познавательной активности и замедленный темп переработки информации; неустойчивость и нарушения скорости переключения внимания, и снижения его объема; память ограничена в объеме, преобладает кратковременная над долговременной, механическая над логической; наглядно-действенное мышление развито в большей степени, чем наглядно-образное и особенно словесно-логическое; имеются легкие нарушения речевых функций; незрелость эмоциональной сферы и мотивации; несформированность произвольного поведения по типу психической неустойчивости, расторможенность влечений.

Психика ребенка с ЗПР достаточно бедна, элементарна, проста, узко специализирована. В ней прозрачна граница субъективного и объективного, а сфера познания наивна, эгоцентрична и утилитарна. Все это изменяет ход игрового процесса ребенка с интеллектуальной недостаточностью, упрощает его, сводит к актуализации субъективного опыта без его соотнесения с объективной реальностью и опытом других людей. Имеет место самодостаточность и самоуверенность ребенка с ЗПP, что является альтернативой творчеству, связанному с длительной неуверенностью.

Игра невозможна без речевого оформления. Для речи детей с задержкой психического развития характерны специфические особенности: позднее появление речи, нарушение ее произносительной стороны, бедность активного словаря, нарушение грамматического строя. Все это вызывает трудности речевого общения при любом виде деятельности, затрудняет и игровой процесс, и процесс обучения. 

 Игра имеет большое значение в психическом развитии детей, их воспитания и обучения. Игра помогает неуверенным в себе, робким детям преодолеть свою нерешительность. Игру можно использовать для обучения всему, что позволяет получить результаты выше, чем при других видах учебной работы. Игра — это упражнение по формированию самостоятельности, инициативности, коммуникативного общения.
Одной из важных особенностей детей с ЗПР являются реакции на трудности, когда дети отказываются отвечать или выполнять задание, дают нелепые ответы, проявляют аффективные вегетативные реакции.

У детей с ЗПР необходимо как можно раньше формировать предметную деятельность, создавать обобщенные представления о роли вспомогательных средств в практической деятельности человека; подводить детей к обобщению собственного опыта действий с предметами-орудиями: создавать у них необходимую направленность не только на результат, но и на условия выполнения заданий; формировать ориентировочную деятельность. Все это будет способствовать развитию познавательной готовности к обучению в школе.

Недостаточная выраженность познавательных интересов детей с ЗПР сочетается с нарушениями внимания, памяти, с замедлением скорости приема и переработки сенсорной информации, плохой координацией движений. Негрубые нарушения речи проявляются в отставании в развитии фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи.

Таким образом, для развития фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития необходимо применять средства игровой деятельности. Это позволяет эффективно развивать обе наиболее уязвимые части психического состояния детей с ЗПР.

С обучающимися старшего дошкольного возраста группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития я, как учитель-логопед, провожу системную работу по формированию фонематических процессов. Использование игровых методов позволяет развивать любой сюжет занятия, продуктивно выполнять задачи коррекционно-развивающего процесса. Несомненно, применение данного метода позволяет добиваться лучших результатов логопедической работы.

Предлагаю вам к ознакомлению некоторые из наиболее полюбившихся детьми игр, направленных на развитие фонематических процессов, которые мы проводим на логопедических занятиях.



Дифференциация звуков «К-Т» в словах. Использованы опорные картинки: кукушка символизирует звук «К» и в данной игре ей назначены фишки зеленого цвета, поезд символизирует звук «Т» и слова, имеющие звук «Т» получают фишку синего цвета.


















Дифференциация звуков «С-Ш» в словах. Для усложнения применяется задача определить место звука в слове. Первый поезд, имеющий три вагона, где каждый вагон соответствует месту звука в слове (начало, середина, конец), возглавляет «Сова», что значит, что в этом поезде будут ехать слова со звуком «С». Второй поезд ведет «Шапка», что значит, что в этом поезде должны находиться слова со звуком «Ш» также распределенные по трем вагонам.
























Автоматизация звука «Ш» в словах. Задача – соотнести цвет помпона и слова со звуком «Ш» в соответствии с его местом в слове. Например, яблочко с картинкой, обозначающей слово «шкаф» закроем красным помпоном, поскольку в этом слове звук «Ш» в начале, и мы определили для таких слов красный цвет помпона. P.S. зеленый помпон будет использован для слов, где звук «Ш» в нем отсутсвует.