СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Развитие фонематической зоркости на уроках русского языка у младших школьников с помощью игры»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие орфографической зоркости младших школьников с помощью дидактических игр.

Просмотр содержимого документа
««Развитие фонематической зоркости на уроках русского языка у младших школьников с помощью игры»»



























Как известно, у младших школьников ведущей деятельностью, в процессе которой происходит психическое и личностное развитие ребенка, является игровая. В ходе нее осуществляются разнообразные умственные и физические операции, благодаря которым снимается утомленность, происходит эмоциональная разрядка, возобновляются многие психические качества, приобретаются новые знания и умения.

Дети играют с полным вниманием к тому, во что они вовлечены, что доступно для наблюдения и что доступно для их понимания. Просто потому, что, по мнению многих ученых, игра представляет собой форму развития, социальную активность, способ приобретения социального опыта, она является одной из сложных способностей человека.

Игровая деятельность была предметом исследования различных педагогов, психологов. Разные подходы к детской игре отражены во многих работах. Среди этих подходов можно выделить объяснение природы сущности детской игры, как формы общения (Лисина М.И.), либо как формы деятельности, в том числе усвоения деятельности взрослых (Эльконин Д.Б.), либо как проявление и условие умственного развития (Пиаже Ж.).


Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». В.Л. Сухомлинский так же отмечал, что «…духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества».


Дидактические игры - это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогической школой в целях обучения и воспитания детей. Дидактические игры направлены на решение конкретных задач в обучении детей, но в то же время в них появляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.


Структурные составляющие дидактических игр



Задача

Игровые действия

Правила игры

Результат





В разных играх игровые действия различны по их направленности и по отношению к играющим. Это, например, ролевые действия, отгадывания загадок, пространственные преобразования и т.д. Они связаны с игровым замыслом и исходят из него. Игровые действия являются средствами реализации игрового замысла, но включают и действия, направленные на выполнение дидактической задачи.



Подведение итогов - результат подводится сразу по окончании игры. Это может быть подсчет очков; выявление детей, которые лучше выполнили игровое задание; определение команды - победительницы и т.д. При этом необходимо отметить достижения каждого ребенка, подчеркнуть успехи отстающих детей.


Таким образом, дидактическая игра - сложное, многогранное явление. Для организации и проведения дидактической игры необходимы следующие условия:


- наличие у педагога определенных знаний и умений относительно дидактических игр;


- выразительность проведения игры;


- необходимость включения педагога в игру;

Дидактические игры:

Игры с предметами

Настольные

Словесные




В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов.


Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания о новых связях, в новых обстоятельствах.


С помощью словесных игр у детей воспитывают желание заниматься умственным трудом. В игре сам процесс мышления протекает активнее, трудности умственной работы ребенок преодолевает легко, не замечая, что его учат.


Для удобства использования словесных игр в педагогическом процессе их условно можно объединить в три основные группы. В первую группу входят игры, с помощью которых формируют умение выделять существенные признаки предметов, явлений: "Отгадай-ка”, “Магазин” и.т.д.

На уроках закрепления различных тем, я провожу детям различные игры-это им позволяет закрепить полученные знания доступным и интересным методом.

При обобщающем уроке по теме «Имя существительное», играем в игру «Угадай, кто я?».

Цель игры:

- Обобщить знания по изучаемой теме;

- Обогатить словарный запас.

На доске записаны разные существительные. Выходит ребёнок и загадывает любое существительное, его задача описать задуманное слово указывая на его признаки, как части речи. ( заяц- сущ м.р, ед.ч, нулевое окончание), задача детей- догадаться о каком слове идёт речь.

Так же можно провести игру «Наведи порядок в морфологии»

Описание игры: Учитель просит обучающихся найди лишнее слово и объяснить, почему они так считают.

  1. Поёт, дремлет, ветер, играет

  2. Придёт, топор, сядет, роет

  3. Шишка, долбит, плывёт, спит

  4. Убирает, обедает, зарядка

Для обобщения знаний по разделу «Части речи» мною была подготовлена игра

«Путешествие на воздушном шаре».

Цель игры:

- Закрепить знания о частях речи ( сущ, глагол, прилагательное)



шар

воздушный

взлетает












Имя

прилагательное


Глагол

Имя

существительное





Дети были увлечены, повторили пройденный материал. Элементы данной игры( тучи) мы использовали для составления предложений. Необходимо было найти грамматическую основу, а затем его распространить.

Как видим одну игру можно использовать при изучении разных тем.

Т.к. дети любят такие игры, я им предложила самостоятельно изготовить дидактическую игру для урока русского языка по теме «Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных».

На уроке технологии ученики вырезали шаблоны «конфет», затем их оформили.

Потом они по очереди подходили к компьютеру и печатали своё слово. Слова распечатали, наклеили на готовые конфеты и заламинировали их под моим контролем. В итоге – учащиеся, сами выполнили игру, в которую с большим удовольствием играли и закрепляли тему. Диктант по этой теме написали все хорошо.











При использовании дидактической игры обогащается словарный запас и грамматический строй речи школьников, формируется их чувство языка. Благодаря этому развиваются творческие возможности учащихся, у них возникает желание создавать сказки, кроссворд и т.д.

Таким образом, игры служат хорошим подспорьем в воспитании детей, т.к. позволяют достаточно точно устанавливать, какие качества личности и в какой степени уже сформированы или не сформированы у ребенка.

    Активное введение в традиционный учебный процесс разнообразных развивающих занятий, специфически направленных на развитие личностно- мотивационной и аналитико-синтаксической сфер ребенка, памяти, внимания, воображения и ряда других важных психических функций, является в этой связи одной из важнейших задач педагогического коллектива.

      В процессе игровой деятельности (будь то сюжетно-ролевая или дидактическая  игра) ребенок приобретает новый  социальный опыт, который переносит  в жизнь.


 




























СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ



  1. Абдульменова З. З. Дидактические игры в воспитании интереса к русскому языку [Текст] / З. З. Абдульменова. – Начальная школа. – 2008 – №11. – С. 62-64.

  2. Бойнова Н. И. Творческие игры на уроках русского языка [Текст] / Н. И. Буйнова. – Начальная школа. – 2005. – №10. – С.38- 40.

  3. Выгодский Л. С. Вопросы детской психологии [Текст] / Л. С. Выготский. – Москва: Юрайт, 2016. – 199 с.

  4. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка [Текст] / Л. С. Выгодский. – Психология развития: сб. науч. тр. – Санкт-Петербург: «Сфера», 2001. – C. 56-79.

  5. Губанов Е. В. Новый стандарт начального общего образования: оцениваем результаты, инновации, риски. Педагогическая диагностика: науч.-практ. журн [Текст] / Е. В. Губанов, С. А. Веревко. – Школьные технологии. – 2011. – № 2. – С. 52-62.

  6. Тюрина М. К. Игра на уроках русского языка [Текст] / М. К. Тюрина. – Начальная школа. – 2008. – № 2. – С 28-32.

  7. Ундзенкова А. В. Русский с увлечением. Сборник занимательных игр и упражнений по русскому языку для занятий с младшими школьниками. Ушинский К.Д. Избранные труды [Текст] / К. Д. Ушинский. – М.: Дрофа, 2005. – 645 с.

  8. Эльконин Д. Б. Психология игры [Текст] / Д. Б. Эльконин. – М: ВЛАДОС, 2012. – 228 с.