Развитие функциональной грамотности на уроках биологии: «Литературная биология в школе»
Развитие функциональной грамотности на уроках биологии предполагает умение работать с различными видами текстов.
Трилогия М. Рида «Мальчики из Буша»
- Когда художественная книга буквально пронизана отступлениями автора в биологические описания. Например, трилогия М. Рида «Мальчики из Буша»
«Рассказы о животных» Э. Сетона-Томпсона
Когда художественная книга целиком посвящена животным или растениям, что даже видно из ее названия. Таковы, например, «Рассказы о животных» Э. Сетона-Томпсона.
Американский писатель-анималист Эрнест Сетон-Томпсон (1860-1946) один из первых сделал героями своих произведений зверей и птиц. Пожалуй, именно он положил начало новому, реалистичному направлению в литературе о животных, ведь никто прежде так правдиво и достоверно их поведение и повадки не изображал.
Подробнее: https://www.labirint.ru/books/488984/
Когда в художественной книге есть некоторые биологические описания
Эти описания нельзя понять, будучи не знакомым с ботаникой, зоологией, анатомией, физиологией и рядом других биологических наук в рамках школьного курса биологии.
Когда в художественном произведении присутствуют ошибочные биологические факты
- Например, баснях И. А. Крылова.
- О растениях пишут многие отечественные ученые, писатели-природоведы. Достаточно вспомнить Н. М. Верзилина, М. М. Пришвина, И. С. Соколова Микитова, В. А. Солоухина и ряд других.
- Их книги биологически грамотны, что очень важно. Не только в научно-популярной, но и в очерковой литературе можно встретить описания сообществ лесов, лугов, болот, а также пограничных территорий — экотонов.
- Школьники изучают сезонные изменения в жизни растений. Невозможно представить их изучение без «Лесной капели» М. М. Пришвина или «Лесной газеты» В. В. Бианки, стихотворений отечественных поэтов о природе. Великолепны биологические очерки А. В. Кожевникова в книге «Весна и осень в жизни растений».
- Не менее точны художественные зарисовки И. С. Соколова-Микитова «На родной земле». Писатель М. А. Шолохов в «Тихом Доне» знакомит школьника с фенологией растений степи.
Проект: «Литературная биология»
Название произведения: Человек- амфибия
Автор произведения: Александр Беляев
Время создания произведения: 1927.
Роман был впервые опубликован в 1928 в журнале «Вокруг света». Толчком к написанию «Человека-амфибии» для Беляева послужили, с одной стороны, роман французского писателя-фантаста Жана де ля Ира «Иктанэр и Моизетта».
Произведение состоит их трёх частей, повествование идёт от лица автора. Персонажей в романе представлено не так много, но даже их небольшое количество делает его богатым на события, а сюжет очень глубоким и реалистичным.
Отрывок из произведения Процитируйте отрывок, при написании которого автор книги использовал знания по биологии
- На двадцатый день развития у человеческого зародыша обозначаются четыре лежащие друг за другом жаберные складочки. Но позже у человеческого зародыша жаберный аппарат преобразуется: первая жаберная дуга превращается в слуховой проход со слуховыми косточками и в евстахиеву трубу; нижняя часть жаберной дуги развивается в нижнюю челюсть; вторая дуга- в отростки и тело подъязычной кости; третья дуга- в щитовидный хрящ гортани. Мы не думаем, что профессору Сальватору удалось задержать развитие Ихтиандра в его зародышевой стадии. Науке, правда, известны случаи, когда даже у совершенно взрослого человека остаётся незаросшее жаберное отверстие на шее, под челюстью. Это так называемые шейные фистулы. Но с такими остатками жабр, конечно, нельзя жить под водой. При ненормальном развитии зародыша должно было получиться одно из двух: или продолжали бы развиваться жабры, но за счёт развития органа слуха и других анатомических изменений. Но тогда Ихтиандр превратился бы в чудовище с недоразвитой головой полурыбы-получеловека, или победило бы нормальное развитие человека, но за счёт уничтожения жабр. Однако Ихтиандр - нормально развитый молодой человек с хорошим слухом, вполне развитой нижней челюстью и нормальными лёгкими, но, кроме того, у него есть вполне сформированные жабры. Как именно функционируют жабры и лёгкие, в каком взаимоотношении они находятся друг с другом, проходит ли вода через рот и лёгкие в жабры, или же вода проникает в жабры через небольшое отверстие, которое мы обнаружили на теле Ихтиандра повыше круглого жаберного отверстия, - мы не знаем. Мы могли бы ответить на эти вопросы, если бы мы произвели анатомическое вскрытие. Это, повторяю, загадка, ответ на которую должен дать сам профессор Сальватор. Профессор Сальватор должен разъяснить нам, как появились собаки, похожие на ягуаров, странные, необычайные животные, и земноводные обезьяны- эти двойники Ихтиандра.
Иллюстрация к приведённому отрывку
- Ученики попробуют нарисовать иллюстрацию к приведённому отрывку
Определите, как автор использует знания по биологии
Описание фантастических растений и животных
Определите, насколько важна для автора биологическая составляющая в данном контексте
Раздел биологии К какому разделу биологии относится используемое автором знание?
- эволюционное учение
- эмбриология
- анатомия
- медицина
Анализ отрывка Попробуйте проанализировать к какой области биологического знания относится информация, которую использовал автор, что из школьного груза знаний помогло ему в написании этой книги
- Александр Беляев- писатель фантаст, который в своих произведениях часто прибежала к использованию биологических законов, актуальных для его времени. В «Человек- амфибия» доктор Сальватор занимался медицинскими опытами по пересадке органов от животных к животным и от животных к человеку. Сейчас эта наука называется трансплантология. Для описания этих опытов были необходимы знания из различных областей: эволюционное учение, анатомия, эмбриология, медицина.
Что же произойдёт, если человек получит возможность жить и на суше, и под водой? Принесёт ли это ему счастье, или обречёт на мучения?
Анализ отрывка
«Человек-амфибия» - история о юноше, которому в детстве гениальный ученый вживил жабры акулы, и его несчастливой любви, грустная, но очень увлекательная. Яркий подводный мир ловцов жемчуга, верность и предательство, алчность и бескорыстие людей - все это переплетается и выстраивается в удивительный сюжет.
В романе автор затронул тему труда учёного и его ответственности перед человечеством за свои открытия.
Список использованных источников информации
Официальный сайт ГлобалЛаб globallab.ru
Приложение. Викторина
- Основное действие сюжета происходит в латиноамериканской стране на берегу океана. Где именно?
- В Аргентине, вблизи столицы Буэнос-Айре с
- Юноша, с жабрами акулы, может жить на суше и в океане. Его прозвали «морским дьяволом» и назначили награду за его поимку. Имя юноши?
- Ихтиандр, появляющийся из пучины океана на дельфине и издающий странные звуки, по мнению индейцев это:
- Бог океана - борец за справедливость
- Гениальный ученый, его день заполнен приемом больных индейцев, операциями, занятиями в лаборатории, изучением животных. Его имя?
- Сальватор
- Какие фантастические опыты ученого Сальватора сегодня стали реальностью?
- Пересадка различных органов
Несмотря на то, что роман «Человек-амфибия» был написан ещё в начале XX века, он нисколько не кажется старомодным.