Марафон методического объединения воспитателей, 09.04.2024г.
«Развитие функциональной грамотности обучающихся
в воспитательном пространстве школы:
час общения «Берёзовая Русь»
Цель | формирование у детей образа родной страны и чувства Родины. |
Задачи: | Образовательная: расширение кругозора обучающихся о красоте окружающего мира, их представлений о русской берёзе. Развивающая: активизация творческих способностей и познавательной деятельности; создание условий для развития функциональной грамотности. Воспитательная: содействие формированию значимых качеств личности: экологической культуры, нравственных качеств, патриотизма посредствам включения функциональной грамотности обучающихся в воспитательный процесс. |
Познавательные УУД: | уметь находить информацию и ориентироваться в системе знаний. |
Регулятивные УУД: | уметь определять и формулировать цель занятия с помощью воспитателя, оценивать правильность выполнения собственных действий, высказывать свои предположения. |
Личностные УУД: | способность к самооценке на основе критерия своей успешности в деятельности. |
Коммуникативные УУД: | уметь слушать и слышать, сотрудничать в совместном решении и выполнении заданий. |
Планируемые результаты: | Предметные: - формирование важнейших нравственных понятий и жизненных ценностей: доброта, любовь к природе, к Родине, уважение к труду, творчество и созидание. Метапредметные: - уметь соотносить изученный материал с жизненными ситуациями, учиться самостоятельности суждений, успешности в решении разных бытовых проблем. Личностные: - давать оценку ситуациям и использовать полученные знания на практике. |
Методы и приёмы: | практические, наглядные, словесные. |
Педагогические технологии | технология театральных игр, технология развития критического мышления, технология сотрудничества. |
Предварительная работа: | разучивание стихов о берёзе, инсценирование. |
Оборудование: | презентация, фонограммы песен "От чего так в России березы шумят", “В лесу прифронтовом”, "Русские берёзы". |
Ход занятия
- Как я рада, что мы с вами собрались вместе и снова можем пообщаться.
Ушки на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем запоминаем,
Ничего не пропускаем.
Однажды в лесу деревья устроили такой шум. А всё из-за того, кто из них красиве́й, да человеку нужней?
- Дуб сказал: «Конечно, это я. Я большой, могучий, у меня древесина крепка́.
- На что Сосна ответила: «Я самая высокая, у меня есть смола, из меня можно дом построить.
- И тут не удержалась Ель: «А меня на Новый год гирляндами украшают…»
Спорили, шумели и другие деревья, и только одно дерево молчало.
Что же это за дерево вы узнаете, отгадав загадку:
- Что за дерево краса
Ниже пояса коса
Да волшебный стройный стан,
Да беленый сарафан,
Да сережки словно слезки,
У красавицы …(березки).
- Ребята, а отчего же березка не вступила в разговор, ей что, сказать было нечего о своих достоинствах? (берёзка очень скромна)
фонограмма песни "От чего так в России березы шумят".
А сейчас игра «Собери слова», выполнив которую, вы узнаете тему нашего занятия. (см Приложение 1- «Берёзовая Русь»)
Целеполагание:
– Русь… Россия… Скажите, какие государственные символы России вы знаете? (Флаг, герб, гимн). Ребята, почему говоря о государственных символах, я взяла в руки берёзку? Вспомните спор деревьев. Попробуйте сформулировать цель нашего занятия (доказать, что берёзка – символ России).
– Верно. Есть ещё один символ, не утверждённый нашим правительством, но выбранный самим русским народом.
Сегодня мы с вами поговорим об этом удивительном дереве. И попробуем доказать другим деревьям, что берёзу по праву считают символом России.
Слайд 1. Оказывается, ещё в давние времена русский народ любил и почитал это дерево, и даже специальный праздник придумали: день Рождения Берёзы – 11 апреля.
Слайд 2. Любит наш народ зелёную красавицу за красоту и нежность.
В старину берёзку часто рядили в деви́чий наряд. Сравнивая с нежной и красивой девушкой, надевали на берёзку кофту, юбку или сарафан, на голову – платок, и называли такое дерево «Де́вичья краса».
- Ребята, а где можно встретить берёзу? (В лесу, на поляне, около дома, в парке, около дороги). Береза способна расти на бедных каменистых почвах, где другие деревья выжить не могут.
- Ребята, как вы думаете, для чего березке черные черточки?
- Оказывается березка через них дышит и называются они чечевички.
Прекрасна русская береза и в чистом поле, и на светлой лесной полянке.
Слайд 3. Математическая грамотность. ЗАДАНИЕ 1: Определи высоту дерева.
На слайде изображены куст шиповника и береза. Высота шиповника равна 2м.
Какова примерная высота берёзы? Ответ дайте в метрах. (8м. Шиповник составляет четвёртую часть от берёзы.)
- А знаете ли вы, как называется лес, где растут одни берёзы? (Берёзовая роща, березняк).
Послушайте замечательный рассказ Д. Кайгородова «Нет дерева прекраснее берёзы!». Он очень короткий, но ёмкий. В нём столько любви и нежности к этому дереву. фонограмма 1
«Как очарователен розовый отблеск на белой коре от румяных лучей восходящего солнца! А нежная весенняя зелень берёзы разве не прелесть? Как ласкают наш глаз остроконечные душистые блестящие листочки!
А летом? Сколько красоты в покрытых листьями берёзах! Длинные тонкие ветви, словно зелёные гирлянды, низко свешиваются к земле и придают всему дереву какой-то торжественно-печальный вид.
Особенно хороша берёза осенью, когда листва покрывается золотом, и берёза «жёлтою резьбой блестит в лазури голубой».
И, наконец, зимой. Какое дерево сравнится по красоте с берёзой, когда она стоит изукрашенная миллионами сверкающих на солнце кристалликов! Она стоит словно громадный фонтан, брызги которого оледенели и повисли в воздухе».
- Представили? Красиво? Этот рассказ позволил нам побывать в берёзовой роще в разные времена года. Назови их перечисленную последовательность.
А теперь поразмышляем. Презентация «Четыре дела»:
Русский народ давно оценил полезность этого дерева, всё из березы идёт в дело.
Слайд 5. Первое угодье – от тьмы – свет.
– Предлагаю отправиться в далёкое прошлое.
– Что мы здесь видим? (крестьянскую избу …)
Прялка, а рядом – лучинка. Для чего лучина нужна была в крестьянской избе?
– Да, раньше не было электричества, и долгими зимними вечерами собиралась вся семья в светлом уголке (освещенном лучинкой). Женщины пряли шерсть на прялке, бабушки и дедушки рассказывали внукам сказки. А лучинка – то была березовая.
- Значит, березка давала что? (свет).
Слайд 6. Другое угодье - разбитому – связь.
- Когда строили избу, потолок поверху непременно покрывали листами тонкой берёзовой коры - бересты. Если крыша прохудится, береста не пропустит в избу влагу.
Часто из бересты мастерили вёдра - туеса, в которых хорошо хранились молоко и вода.
Слайд 7. Плели красивые короба, сумки. В них хранили мёд, сметану и масло. В такой посуде всё оставалось свежим надолго.
Разбитые вещи крестьяне тоже связывали гибкой и прочной берестой.
- А сейчас используют кору, бересту, дерево?
Слайд 8. (Да, делают сувениры, посуду, ложки, матрешки).
- Значит, и сегодня береза нужна? (Да)
– Что еще представлено в нашей избе? (Лапти).
– Для чего они были нужны? (Это обувь – легкая и удобная.) Делали их из коры.
Богата традициями жизнь русского народа. Обязательным подарком жениха невесте были лапти. Подаренные лапти принято было подавать невесте через стол. В день свадьбы она должна была надеть подарок жениха.
Слайд 9. А сейчас мы видим мальчика, склонившегося над столом. Что же он делает? (Пишет.)
– На чем? (На бересте.)
- Да, это единственное дерево на земле, которое имеет белый ствол.
Первые книги написаны на бересте в 11 веке… Значит, и здесь выручила березка.
Древесина березы известна своей прочностью, упругостью и красотой текстуры. Она используется в мебельной промышленности (из древесины изготавливают фанеру, мебель, прочные лыжи), Береза необходима в строительстве, производстве музыкальных инструментов и изделий из дерева.
Слайд 10. Глобальная компетентность – ЗАДАНИЕ 2: Выбери верные суждения, которые могут использоваться для разведения костра.
Костёр – лучший друг путника. Он нужен для согревания, сушки одежды, сигнализации, приготовления пищи, для уюта и безопасности тем, кто оказался далеко от дома.
Лучше всего на растопку костра идут: мелкие веточки ели и других деревьев, сухая хвоя и трава, сосновые щепки, кора. Ветки с зелеными листьями не подходят. Но самое лучшее средство для розжига костра в любую погоду - береста. Даже если мокрая - достаточно обтереть насухо и будет гореть! Не так хорошо, как сухая, но будет.
Что-то необычное создала природа в виде этой тонкой оболочки березового ствола. Все остальные деревья, упав на землю, начинают свое разложение в первую очередь с коры. А у березы все наоборот – ствол буквально за год становится трухлявым изнутри. Лежит стволик березовый, с виду обычный, но достаточно немного встряхнуть кусочек ствола, и, к удивлению, обнаружишь в руках трубку коры с дерева – бересту.
Слайд 11. Глобальная компетентность – ЗАДАНИЕ 3:
Костёр угасал. В нём едва теплилась жизнь, он чувствовал, что не пройдёт и часа, как от него останется горка пепла — и ничего больше. Маленькая горка пепла среди огромного дремучего леса. Костёр слабо потрескивал, взывая о помощи.
Саша, разводя костёр, положил в него дрова из ивы, липы, тополя и вербы. Никита предпочёл хвойные (ель, сосну, лиственницу). А Артём использовал дрова из дуба и берёзы.
Отметьте один правильный ответ. Кто из ребят, верно, применил дрова, чей выбор выше всяких похвал? (Артёма. В процессе горения берёзовая древесина выделяет больше тепла, поэтому она отлично подходит для использования в качестве топлива + наличие на дровах бересты, которая всегда поможет быстро развести огонь.)
Слайд 12. Третье угодье – больному – здоровье.
Береза щедрое и доброе дерево. Люди издавна знали полезные свойства этого дерева и применяли их в народной медицине.
- А какая русская баня без берёзового веника? Именно им лечат издавна все простудные заболевания.
Выходит старый сгорбленный старик и старуха с веником и шайкой.
Ведущий. Домик на горе стоит,
Из трубы дымок валит.
Дед. Веник я сломал большой,
Буду парится с душой!
Не из клена, не из дуба,
А с березы возле клуба.
Наломал охапок пять,
Будет в бане чем махать.
Старуха. Баня топится с обеда!
Парься лучше, дорогой,
Будешь вечно молодой!
Дед уходит с веником за декорацию париться.
Ведущий. Долго дедушка пыхтел,
Выходить он не хотел!
Так прошел один часок,
Перестал валить дымок.
Смотрит бабка - перед ней
Королевич Елисей!
Из бани выходит помолодевший дед.
Старуха. Где мой дед? Скажи на милость!
Что со старым приключилось?
Дед. Ты, старуха, глаз раскрой,
Пред тобой твой дед родной!
Здесь во всем он виноват. (Показывает на веник)
Старуха подхватывает веник, исчезает в бане.
Ведущий. Покупайте веники!
Дед . Вы не пожалеете!
Хором. Лет на 20 сразу с ними
Вы помолодеете.
Спасибо, ребята.
- Какое же замечательное свойство у наших русских берёзовых веников? (он и хворь всю выгоняет и силу телу придает, а значит и молодость возвращает). Вот такая берёзка целебная.
Слайд 13. Финансовая грамотность - ЗАДАНИЕ 4: Как выгоднее деду Пантелеймону закупить дрова на следующую баню?
В магазине деду Пантелеймону предложили машину дров по оптовой цене за 60 рублей. «Дорого», – подумал дед. Но тут к нему подошел продавец и сказал, что до конца месяца в магазине действует акция: «Вторая машина – за полцены». В розницу одна такая же машина дров стоит 52 рубля. Помогите деду сделать правильный выбор.
Физминутка:
Выросли деревья в поле.
Хорошо расти на воле! (Потягивания – руки в стороны)
Каждое старается,
К небу, к солнцу тянется. (Потягивания руки вверх)
Вот подул веселый ветер,
Закачались тут же ветки, (Дети машут руками)
Даже толстые стволы
Наклонились до земли. (Наклоны вперед)
Вправо-влево, взад-вперед –
Так деревья ветер гнет. (Наклоны вправо-влево, вперед-назад)
Он их вертит, он их крутит.
Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем)
Ветер стих. Взошла луна.
Наступила тишина. (Дети садятся за столы)
Слайд 14. Четвертое угодье - людям – колодец.
– Почему четвёртое – людям колодец? Давайте разбираться.
Береза придает человеку силу и энергию. Подойдите к березе, прижмитесь к ней всем телом и почувствуете, как в вас вливаются силы этого дерева.
– Весной люди собирали и пили березовый сок (лечебный, прохладный, вкусный). Сок этого дерева полезный и вкусный. Из-за него люди и наносят раны берёзе, и она начинает плакать.
Сказка «Берёзовый сок»:
Вася – первоклассник. Он любит читать энциклопедический словарь. Правда, там очень мелкие буквы, читать Васе трудно. Многое из написанного он совсем не понимает. Но зато из словаря можно узнать много интересных фактов.
Прочитал Вася в словаре про берёзовый сок. Он раньше думал, что соки только фруктовые бывают, оказывается, древесные тоже. Только сок берёзовый не круглый год добывают. Сезон сбора берёзового сока начинается со сходом снега и длится до конца мая-начала лета…
— А ну, слезай с ветки, хулиган! – услышал Вася сердитый окрик. Посмотрел вниз – стоит у берёзы сосед Иван Иванович и кулаком ему грозит.
— Сок в деревьях – это их кровь. Лучше собирать с той, что покрупнее. Трёхлитровая банка сока тебе ни к чему, достаточно маленькой пластиковой бутылочки. Её и прикрепить к стволу удобнее. И не ветку надо было ножом ковырять, а шилом сделать прокол в стволе дерева и вставить туда тонкую трубочку, например, соломинку, через которую сок будет стекать в бутылку. Ранку на дереве потом лучше замазать пластилином. А ты правил этих не знаешь, а сок собирать полез. Про таких, как ты, и пословицу сложили: «Берёзового сока на грош, а лесу на рубль изведёшь».
Обиделся Вася на пословицу, обиделся на соседа, который всё время его ругает. Дома стал опять читать энциклопедический словарь. Почитал, задумался. Оказывается, правильно всё Иван Иванович ему сказал и про то, что ствол шилом надо проколоть, и про то, что дерево покрупнее надо выбирать, и про то, что сок, гуляющий в дереве – это его кровь. Что-то расхотелось Васе сок берёзовый собирать. Жалко ему стало берёзу портить ради баловства. Попил он чаю и сел в альбоме рисовать.
Читательская грамотность.
- Почему автор закончил произведение именно так? Что могло случиться, если бы главный герой поступил иначе?
- Найдите в тексте пословицу подтверждающую правильность ответа.
Слайд 15. Читательская грамотность.
ЗАДАНИЕ 5: Как вы поступите, если увидите дерево, из которого вытекает
сок?
Какой вариант ответа выберете?
1. Пройду мимо.
2. Закрою ранку глиной или пластилином.
3. Попью соку и пойду дальше.
Собирать сок надо осторожно, чтобы не навредить дереву. Раненое дерево быстро погибает.
– Часто о березе мы говорим: стройная, высокая, кудрявая. Но для того, чтобы это дерево стало таким, потребуется несколько десятков лет. Много труда, силы, упорства нужно приложить маленькому росточку, чтобы выдержать все невзгоды: зимнюю стужу и летний зной, проливные дожди и затяжную засуху.
Естественно-научная грамотность. В ёмкость с водой поместить шаблон росточка. С обратной стороны закрепив сжатую в трубочку полоску бумаги. Намокая, полоска будет увеличиваться в длину, тем самым демонстрируя рост ростка.
Ты видел, как рождаются берёзы?
Совсем как травы:
Стебель да листок.
Средь бела дня
Или на зорьке розовой
Чуть полыхнёт очнувшийся восток.
Посмотришь –
Приподнялся из пелёнок
И, как былинка хлипкая, стоит
Берёзы русской маленький ребёнок
И вовсе не берёзовый на вид.
Не всякий и заметит эту кроху,
В два-три едва раскрывшихся листка.
Ей сызмала не раз придётся плохо:
То – непогода,
То – земля жестка,
То – солнце заслонить
Стремятся травы…
О, сколько в жизни надо вынести и испытать,
Чтоб стройной да кудрявой
Да белою берёзонькою стать!
А сейчас мы с вами поиграем, в игру «Это я, это я, это все мои друзья!»
Вы должны внимательно слушать вопрос и отвечать
Начинаем:
- Кто природу обожает, весной деревца сажает?
- Кто любитель отдыхать и поляну засорять?
- Кто желает помогать, деревца весной сажать?
- Кто желает помогать, деревца, кусты ломать?
- Кто в любую непогоду любит матушку – природу?
- Кто конфеты обожает, фантики везде кидает? (Не я!)
Звучит минус "В лесу прифронтовом".
– Удивительная судьба русской березки. В мирное время она – радость, подруга, советчица.
Слайд 16. Но русский народ знает и другую березу - военную. В грозные годы войны береза была символом непобедимой Родины. Белоствольная березка давала силы нашим бойцам. Она стояла, напоминая про любимых жен, сестер, невест. Воины погибали в бою за них, за матерей, за Родину и ... русскую березу.
Ученик: Я помню, ранило березу
Осколком бомбы на заре,
Студеный сок бежал,
Как слезы, по изувеченной коре.
За лесом пушки грохотали,
Клубился дым пороховой,
Но мы столицу отстояли,
Спасли березу под Москвой…
И рано-раненько весною
Береза белая опять
Оделась новую листвою
И стала землю украшать.
И с той поры на все угрозы
Мы неизменно говорим:
Родную русскую березу
В обиду больше не дадим! С. Васильев
Слайд 17. На Руси существует праздник - Троица. Празднуют его в июне. Люди прощаются с весной и встречают лето. Главным персонажем праздника является, конечно же, березка. Девушки плели венки из берёзы и цветов, с венками на голове водили хороводы. Ближе к вечеру гадали у реки, бросая венки в воду. Если венок поплывет - счастье, потонет - несчастье.
Слайд 18. Известно, что берёзы растут во многих странах мира, но ни в одной из них к берёзке не относятся с таким теплом, с такой любовью, как в России. Где бы ни был русский человек, он всегда, тоскуя о Родине, вспоминает шумящую на ветру, залитую солнцем стройную красавицу берёзку.
На свете есть места красивей,
Я с вами спорить не берусь,
Но мне милее всех - Россия –
Моя берёзовая Русь!
Слайд 19. Рефлексия: Что открыли, узнали сегодня?
Над чем задумались?
Мне захотелось…
Слайд 20. Креативное мышление. Изготовление объёмной аппликации:
Разве ж можно не любить русскую красавицу? Осталось воплотить её в творческий замысел. Для этого мы возьмём лист фонового картона, наши заготовки и соберём всё в 3D аппликацию.
Звучит музыка П.И. Чайковского «Времена года».
«Наши подарки березке»
-Вот тебе, березонька, солнышко, оно согреет тебя.
- Вот тебе, березонька, тучка, она польет тебя.
-Вот тебе, березонька, птица, она спасет тебя от вредителей.
-Вот тебе, березонька, особый знак, он защитит тебя от злых людей (Знак с зачеркнутым топором).
Расти, березонька, и радуй нас!
Анализ детских работ.
- Ребята у нас получилась целая березовая роща.
Найдите, у кого получилась старая береза? У кого молоденькие березки? Нет ни одной одинаковой березы, у каждого получилась своя, неповторимо-прекрасная береза.
Звучит песня "Русские березы" Муз. Е Ширяева. сл. Д. Нигматулина.
Приложение 1
11