Просмотр содержимого документа
«Развитие функциональной грамотности-приоритетная задача ФГОС»
Развитие функциональной грамотности школьника – приоритетная задача ФГОС
заместитель директора по УВР
Зорина Татьяна Владимировна
ФГОС
«формирования ключевых компетенций – готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач»
ФГОС
«достижение выпускниками уровня функциональной грамотности, необходимой в современном обществе, как по математическому и естественнонаучному, так и социально-культурному направлениям»
Основные понятия
- Грамотность – это навыки чтения, письма, счета и работы с документами.
- Минимальная грамотность – это способность читать и писать простые сообщения.
- Функциональная грамотность – это способность человека использовать навыки чтения и письма в условиях его взаимодействия с социумом
Массачусетский технологический университет
Аспекты функциональной грамотности в ФГОС
- изменение образовательной парадигмы – компетентностный подход ,
- содержание обучения – комплексное (междисциплинарное) изучение проблем ;
- характер обучения и взаимодействия участников образовательного процесса – сотрудничество, деятельностный подход ;
- доминирующий компонент организации образовательного процесса – практико-ориентированная, исследовательская и проектная деятельность ;
- характер контроля – комплексная оценка образовательных результатов по трем группам (личностные, предметные, метапредметные).
Независимая международная оценка уровня функциональной грамотности
- Международная ассоциация оценки образовательных достижений – IEA (International Association for the Evaluation of Educational Achievements);
- – Международное сравнительное исследование качества математического и естественнонаучного образования – TIMSS (Trends in Mathematics and Science Study);
- – Международная оценка образовательных достижений учащихся – PISA (Programme for International Student Assessment).
Составляющие функциональной грамотности
- Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
- Математическая грамотность – способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живёт.
- Естественнонаучная грамотность – способность человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний и умения использовать их в дальнейшей жизни.
Составляющие функциональной грамотности
- Финансовая грамотность - знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.
Составляющие функциональной грамотности
– критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия;
– осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия влияют на восприятие, суждения и взгляды людей;
– вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.
Указ Президента РФ от 7 мая 2018 года «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»
Обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования и вхождения Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования.
Формула образования
ОВЛАДЕНИЕ=
УСВОЕНИЕ + ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ НА ПРАКТИКЕ