Просмотр содержимого документа
«"Развитие функциональной грамотности школьников на уроках истории и обществознания" Выступление на РМО»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа № 11» Изобильненского ГОРОДСКОГО ОКРУГА Ставропольского края
Доклад на тему
«Развитие функциональной грамотности школьников на уроках истории и обществознания»
Выступила: учитель высшей категории
истории и обществознания
МБОУ «СОШ №11» ИГОСК
Бодрая Е.А.
п.Рыздвяный, 2023 г.
Функциональная грамотность – это способность человека применять свои знания и умения для решения жизненных задач. Она включает в себя:
* Читательскую грамотность: способность понимать и использовать информацию из печатных и электронных источников.
* Математическую грамотность: способность понимать и использовать математические понятия и операции для решения проблем.
* Естественнонаучную грамотность: способность понимать и объяснять природные явления и процессы.
* Финансовую грамотность: способность понимать и применять финансовые знания для принятия разумных решений о деньгах.
* Глобальные компетенции: способность понимать и взаимодействовать с людьми из разных культур и стран.
* Креативное мышление: способность генерировать новые идеи и находить нестандартные решения проблем.
Функциональная грамотность необходима для того, чтобы человек мог успешно жить и развиваться в современном обществе. Она помогает людям принимать осознанные решения, справляться с жизненными трудностями и достигать своих целей. Развитие функциональной грамотности – это задача школы и учителя. Уроки истории и обществознания могут внести значительный вклад в формирование и развитие функциональной грамотности учащихся. На этих уроках ученики получают знания о прошлом и настоящем своей страны, о правах и обязанностях граждан, о различных социальных и экономических процессах. Они учатся анализировать информацию, делать выводы и принимать обоснованные решения. Преподавание истории и обществознания может быть эффективным средством развития функциональной грамотности, если:
* Учитель использует разнообразные методы и приемы обучения, которые активизируют познавательную деятельность учащихся.
* Учитель уделяет особое внимание развитию умений работать с информацией: находить ее в разных источниках, анализировать, оценивать и использовать для решения проблем.
* Учитель дает ученикам возможность применять полученные знания и умения в реальной жизни.
Развитие функциональной грамотности – это непрерывный процесс, который продолжается всю жизнь. Однако именно в школе закладываются основы функциональной грамотности, которые помогут ученикам успешно учиться, работать и жить в современном обществе. Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках истории и обществознания подразумевает не только преподавание дисциплин, но и развитие ряда метапредметных компетенций, включая критическое мышление, умение решать проблемы, коммуникацию и сотрудничество. Учителя должны поощрять учеников задавать вопросы, выражать свои мысли и идеи, а также работать в группах для решения практических задач. Одной из важных задач учителя является создание условий для формирования у учащихся умения самостоятельно добывать знания, работать с информацией, анализировать и синтезировать ее. Для этого необходимо использовать различные источники информации: учебники, справочники, энциклопедии, Интернет-ресурсы и другие. Также важно научить учащихся применять полученные знания в реальной жизни. Для этого можно использовать такие методы, как проектная деятельность, ролевые игры, проведение деловых игр и других интерактивных форм обучения. Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках истории и обществознания является важной и актуальной задачей, которая требует от учителя творческого подхода к преподаванию и использования современных образовательных технологий.
3