СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие функциональной грамотности у обучающихся с нарушением интеллекта через внеурочную деятельность клуба «Нескучайки» начального звена (сообщение на педсовет)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Развитие функциональной грамотности у обучающихся с нарушением интеллекта через внеурочную деятельность клуба «Нескучайки» начального звена (сообщение на педсовет)»

Белик И.В.,

учитель начальных классов


Развитие функциональной грамотности у обучающихся с нарушением интеллекта через внеурочную деятельность клуба «Нескучайки» начального звена
(сообщение на педсовет)

В условиях активных социальных, политических и экономических изменений, постоянно растущего потока информации, появления все новых профессий и отраслей производства, человеку необходима способность ориентироваться в ситуации (профессиональной, учебной, бытовой), выбирать и реализовывать на практике адекватные способы получения информации через любые источники, то есть быть информационно грамотной личностью.

Требования стандарта таковы, что наряду с традиционным понятием «грамотность», появилось понятие «функциональная грамотность». Функциональная грамотность  способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. Функциональная грамотность создает именно тот уровень знаний, умений и навыков, который обеспечивает нормальное функционирование личности в системе социальных отношений и считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности ребенка в конкретной культурной среде в том числе и ребенка с интеллектуальными нарушениями.

Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, где идет интенсивное обучение различным видам деятельности (игровой, учебной, речевой, физической, интеллектуальной и т.д.)

Анализируя методическую деятельность в конце 2023-2024 учебного года, учителя начальных классов пришли к выводу о том, что наши обучающиеся тоже должны учиться получать информацию различными путями и быть функионально- грамотными. Мы пришли к заключению о создании более современной формы получения информации. Создали клуб функциональной грамотности, который продолжает усовершенствовать и развивать накопившейся опыт обучающихся нашей школы. Слайд 2

Клуб «Нескучайки» способствует развитию не только воспитательных задач, но и более широко открывал возможности образовательных областей. Ориентирован он на младший школьный возраст, которые получают не только удовольствие от игрового процесса и ситуации успеха , но и мотивирует обучающихся на дальнейшее саморазвитие. Смысл клуба заключается в выходе обычного понимания учебного материала, за пределы конкретного предмета. Подача знаний в привычном формате не поднимает на должный уровень коммуникационные навыки поэтому, полученные знания в непривычном диапазоне, позволяют нашим ребятам расширить кругозор, получить дополнительные знания, развивает все ВПФ. Основные задачи клуба поощрять проявления учащимися самостоятельности, использование учебного и жизненного опыта, включать задачи каждый учебный предмет в содержание курса клуба.

Были разработаны модули, думаю, с каждым годом они будут меняться, расширяться, совершенствоваться.

Мы выделили девять основных модулей функциональной грамотности: слайд

- грамотность поведения

- грамотность семейных традиций

- экологическая грамотность

-общественно-политическая грамотность

-информационная грамотность

-финансовая грамотность

-грамотность при овладении родным языком

-коммуникативная грамотность

- грамотность здорового образа жизни

Содержание модулей: слайд 4,5,6

  • грамотность поведения - воспитанние норм поведения  в обществе, личная безопасность при различных ситуация;

  • грамотность семейных традиций - прививать уважение к культурным ценностям семьи;

  • экологическая грамотность - формирование ЗУН по сохранению и улучшению качества окружающей среды, здоровья людей, безопасности жизни в интересах общества и самих учащихся;

  • общественно-политическая грамотность –развитие умений  для решения  широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений,  адаптироваться в конкретной культурной среде;

  • информационная грамотность предполагает развитие умений и навыков, позволяющих находить информацию в различных вариантах, обмениваться, оценивать, выбирать нужную информацию, использовать её в конкретных ситуациях;

  • -финансовая грамотность -формирование умений оперировать денежными знаками и являться активными участниками торгово-финансовых взаимоотношений

  • грамотность при овладении родным языком (языковая функциональная грамотность) – предполагает овладение основными видами речевой деятельности, использование возможностей языка как средства коммуникации и средства познания;

  • коммуникативная грамотность – развитие адаптации к новым явлениям жизни, вырабатывание новых стилей поведения и общения, новой социальной позиции; освоение детьми конструктивных способов общения в процессе взаимодействия и в ходе совместной деятельности (в учебе, игре, спорте, творчестве, во взаимоотношениях с окружающими детьми);

  • грамотность здорового образа жизни - сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся.

План мероприятий клуба функциональной грамотности «Нескучайки»

на 2024-2025 учебный год

Названия модуля

Название мероприятия

1

грамотность поведения

«Безопасность детства»

2

грамотность семейных традиций

«Семья – дом счастья»


3

экологическая грамотность

«Из тысячи планет – Земли прекрасней нет»

4

общественно-политическая грамотность

«В ногу со временем»


5

информационная грамотность

«Уроки информационной грамотности»


6

финансовая грамотность

«Юные финансисты»


7

грамотность при овладении родным языком

«Всё моё богатство – это мои сказки» к 220-летию Г.-Х. Андерсена


8

коммуникативная грамотность

«Общение-важное умение»


9

грамотность здорового образа жизни

«Здорово быть здоровым»


Виды организации мероприятий в клубе: игровые; познавательные, досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение), художественное творчество. На мероприятия привлекаются медицинский работник, учитель физкультуры, педагог-психолог, социальный педагог

Мероприятия предусматривают следующие формы организации деятельности: час общения, беседа, практикум, виртуальная экскурсии и путешествия, библиотечный урок, фотовыставки, краткометражных видеофильмов, выставка, радиопередачи, выпуски информационных тематических газет и коллажей, различные акции, индивидуальное и коллективное творчество и т.д. Мероприятия включают в себя теоретическую и практическую деятельность обучающихся. Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала. В работе с учащимися планируется использование различных методических приемов: практические занятия, экскурсии, самостоятельные работы. В большей степени это, конечно, игровая деятельность, где ребенок имеет возможность опробовать надпредметные умения, почувствовать к ним интерес при организационной и информационной поддержке педагога слайд


Модуль: грамотность поведения

«Безопасность детства»


Модуль: грамотность семейных традиций «Семья – дом счастья»


1.Игровая программа "Безопасность и мы"

2.Путешествие в страну правил дорожного движения. – виртуальная игра

3.«Пожарный герой – он с огнём вступает в бой» Экскурсия в пожарную часть.

4. «Запомните, детки, таблетки – не конфетки. – кл. час (привлечение мед. работника)

5. «Экстремальные ситуации в быту» радиолинейка

6.«Тропа следопытов». (Опасные растения и грибы). – виртуальное путешествие

7.«Где дым, там и огонь». Состязания по пожарно-прикладному спорту (на базе ПЧ)

1. Мастерская общения «Тепло семейного очага»

2.Творческая работа «Генеалогическое древо»

3. Видео-опрос «Я и моя семья»(создание видео на 1 минуту )

4. Фотовыставка «Отец – ответственная должность»

5.Конкурс чтецов «Родные люди»


В наших мероприятиях можно рассматривать организацию образовательной и воспитательной деятельности обучающегося, приближенной к реальной жизни или в имитационном режиме. В качестве результата выступают новые умения и отношения, творческий продукт, которые отвечают образовательным интересам обучающихся.

 В процесс участия в мероприятиях различных модулей включаются все обучающиеся.

Индикаторами фукциональной грамотности являются:

- уровень развития речи;

-построение продуктивного общения со сверстниками и педагогами;

-адекватное восприятие функциональной задачи;

-Соблюдение в процессе коммуникации основных норм правильного поведения.

Программа клуба находится на апробации. И пока рассчитана на один год. В дальнейшем, я думаю, составиться программа на все 4 года.