«Развитие гибких навыков («SOFT SKILLS») на уроках литературы при помощи использования кейс-технологий».
Современное образование должно быть направлено на развитие у детей компетенций XXI века.
Гибкие навыки необходимы в любом виде деятельности. К ним относятся умение общаться, работать в команде, убеждать, принимать решения, управлять своим временем, мотивировать себя и других.
Модель «4К» –это четыре ключевые компетенции (критическое мышление, креативность, коммуникативные навыки, командность), которые необходимы каждому учащемуся, чтобы в будущем быть успешным и востребованным работником.
Сегодня учащийся должен уметь критически мыслить и находить нестандартные решения проблем. Как формировать гибкие компетенции на основе содержания изучаемого предмета?
Актуальной и результативной является кейс-технология, позволяющая активизировать познавательную деятельность обучающихся, что, в свою очередь, повышает эффективность обучения. Кейс-технология совмещает в себе такие методы, как метод проектов, ролевая игра, ситуативный анализ, составление психологического портрета и многое другое.
Кейс- это набор учебно-методических материалов, представленных учащимся для самостоятельного изучения, это отображение ситуации, касательно какой-то практики и содержащее в себе некую проблему, которая требует разрешения.
Сущность технологии заключается в следующем:
• Подбор заданий (кейсов) для возможности использования разных путей решения;
• Блочно–модульное построение изучения нового материала;
• Организация самостоятельной работы учащихся при подготовке к уроку, при работе с кейсом;
• Общение, обмен ответами между учащимися, призванным активизировать работу учащихся.
На уроках литературы кейсы могут быть представлены в различной форме: от нескольких предложений до нескольких страниц.
Кейс - метод помогает придать новое звучание, казалось бы, давно избитым и наскучившим проблемным вопросам: «мне нравится (не нравится) Наташа Ростова»; «Евгений Онегин – посредственность или личность?»; «Печорин – злодей или несчастный человек?»; «Базаров – глупый умник» и так далее.
Наиболее простой вариант кейса – учащимся дается некий отрывок текста, несущего в себе нравственную проблематику, и предлагается придумать, предугадать, как будут развиваться события дальше (например, рассказ Льва Толстого «После бала»).
Ситуативные задачи (кейсы)на уроках литературы могут быть связаны с проблемами и перспективами взаимоотношений между главными героями произведения. Кейс может быть представлен и в виде одного предложения – цитаты из текста.
Например, как вы понимаете пушкинские строки: «Привычка свыше нам дана, замена счастию она»? Или лермонтовские строки: «Я вырос в сумрачных стенах душой дитя, судьбой монах»?
Подготовленные обычно в письменном виде, эти кейсы читаются, изучаются и обсуждаются учащимися и составляют основу беседы, дискуссии.
В процессе изучения курса литературы, в зависимости от тем, можно использовать кейсы различной сложности:
Первая степень сложности: есть практическая ситуация, есть решение. Учащиеся определяют, подходит ли решение для данной ситуации. Возможно ли иное решение, другой ответ?
Например, «Согласны ли вы с утверждением критика Николая Добролюбова, назвавшего Катерину «лучом света в темном царстве»?
«Согласны ли вы с утверждением А. С. Грибоедова о том, «что в комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека?».
Вторая степень сложности: есть практическая ситуация – найди её решение.
Например, (при работе по творчеству А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова в 9 классе):
«Обоснована ли тема «лишнего человека» в русском обществе 20-30-х годов XIX века?»
В 10 классе при изучении романа «Преступление и наказание»: «Почему Ф. М. Достоевский вложил в руки Раскольникова топор, а не другое орудие убийства?
В тексте ученики найдут объяснение, что «на нож, и особенно на свои силы, он не надеялся, а потому и остановился на топоре окончательно». Но это еще не ответ. Надо обратиться к более широкому контексту и предложить исследовательский кейс: «В каких произведениях и документах этой эпохи встречается эта деталь и что символизирует?».
(Это и сон Гринева в «Капитанской дочке» А. С. Пушкина, и сцена ночью в доме Дубровского в романе «Дубровский», и в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад»). Есть ли общее в этих сценах? Да, Достоевский спорил с идеей кровавого бунта против мира.
Третья степень сложности: есть практическая ситуация – определи проблему и найди пути решения.
Например, при работе над пьесой Островского «Гроза». Предлагается: определить главную тему, проблему произведения. Решить данный кейс предлагается учащимся сразу после первого самостоятельного прочтения произведения.
На уроках литературы при изучении художественного произведения целесообразно использовать кейсы разной степени сложности, что, безусловно, развивает креативное мышление учащихся.
Например, в 9 классе при изучении произведения "Бедная Лиза" Н. М. Карамзина:
1. Кейс-задача: «Определи основную причину развязки событий. Есть ли это результат рокового стечения обстоятельств или финал закономерен?».
2. Кейс-задача: «Предложите свой вариант решения подобной проблемы взаимоотношений между главными героями в современном мире».
3. Кейс-задача: «Представьте, вы - редакторы Московского издательства конца 18 столетия. Вам необходимо отредактировать произведение с точки зрения эстетики классицизма. Что бы вам пришлось изменить в произведении?».
Решение кейс-задач используют при индивидуальной работе, работе в парах и групповой. Класс предварительно делится на группы. Каждая группа детей предлагает свои вариант решения кейса.
Например, при изучении творчества В. Г. Короленко («Дети подземелья») группам предлагается следующий кейс:
«1. Вспомните и расскажите, как Вася познакомился с Валеком и Марусей.
2.Почему встреча, грозившая закончиться дракой, переросла в дружбу?
(диалог Валека и Васи, глава 4).
3. Почему Валек не бросился в драку? А почему Вася не начинает драки?
4.Что было бы, если б драка все же состоялась? К каким бы последствиям это бы привело? Не забывайте еще и о третьем участнике ситуации – Марусе!».
Или при изучении творчества Л. Н. Толстого («Детство»):
(основой обсуждения является поступок мальчика – главного героя – он, имея очень чуткую, «жалостливую» натуру, тем не менее, поддаётся всеобщему негативному порыву и вместе со своими товарищами издевается над другим мальчиком. Учащимся предлагается кейс-задача: «Возможно ли было поступить по-другому и к каким бы последствиям это бы привело?»).
Каждая группа детей разыгрывает свои вариант развития событий. Таким образом определяется наиболее верная поведенческая модель, развиваются коммуникативные навыки.
Так на уроке по поэме А. Блока «Двенадцать» в 11 классе группам предлагается следующие кейс-задачи:
«Какую музыку услышал Блок на улицах революционного Петрограда как передал ее в поэме? (найдите и выпишите цитаты или укажите главы поэмы, которые соответствуют этим музыкальным произведениям).
Найдите в тексте приметы жизни революционного Петрограда 1918 года (цитаты прокомментируйте)
Найдите в поэме образы-символы. С какими словами они употреблены Блоком и что означают?»
Эмоциональный интеллект также относится к гибким навыкам, и его развитие необходимо на уроках литературы. Напомним, что эмоциональный интеллект- это сумма навыков и способностей человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями. Эффективной в развитии эмоционального интеллекта является кейс-технология.
Так при изучении «Капитанской дочки» А. С. Пушкина - возможность воспитания у учащихся нравственных понятий: чести, благородства, бескорыстия по отношению к людям. Привести к их пониманию помогает кейс-задача: «Почему Гринев начинает рассказ о себе с рассказа об отце?», затем учащиеся выстраивают логическую цепочку важных для Гриневых понятий -
Семья - Порядок - честь
Предки
Традиции
Любовь
Патриархальный уклад
Забота
Учащиеся приходят к пониманию главного нравственного принципа- это понятие чести (эти основы вспомним потом в 10 классе, говоря об устоях семьи Болконских).
Рассуждая о семье Мироновых и о смысле названия романа, называем еще одно христианское нравственное понятие, главное для этой семьи – это милосердие.
Далее учащимся предлагается вопрос: «Что можете рассказать о семье Швабрина и Пугачева?», оказывается – ничего: Швабрин одинок, Пугачев тоже вне семьи (появился из метели). Значит, отсутствие семьи – отсутствие укорененности или нравственности.
В 11 классе на уроке «Нравственная проблематика произведений В.Г. Распутина», предлагается учащимся порассуждать о категории нравственности и создать собственный кейс: записать, что входит в это понятие, а затем подобрать к каждому из записанных понятий антонимичное. Сразу видим, между чем и чем приходится выбирать героям Распутина:
Добро любовь честь правда
Зло ненависть предательство ложь
Затем- выписать цитаты для доказательства сложности такого выбора для героев. И следующий урок проходит в активной форме обсуждения нравственных проблем.
В ходе урока «Окно в поэтический мир Н. Заболоцкого» учащимся предлагаются такие кейс- задания:
«Запишите главное чувство, настроение, охватившее вас при чтении (прослушивании) стихотворения. Скажите о нем собеседнику.
Если бы у вас не было названия стихотворения, смогли бы вы догадаться, что перед вами картина оттепели? Почему?
О природе писали многие поэты, писатели, художники, музыканты - посвящали ей свои творения. Как вы думаете, почему?
Чем необычно сочетание слов «золотого зарева пятно»?
(Образ поэтически красивый и неэстетичное слово – это метафора гибели красоты, обвинение убийству).
Выпишите слова, характеризующие
Внешнее и внутреннее содержание образа одинокого дуба
Узловат запоет
Отрепья важен и спокоен
Торчат воин
Скрученные суставы
-Только ли о дереве стихотворение? (о человеке)
-О каком человеке?
(Учащиеся приходят к выводу: утратившем внешнюю красоту, но сохранившем внутреннюю целостность. О стойком человеке, мужественном, не склонившимся под ударами судьбы)».
Таким образом, отметим, что использование кейс-технологии на уроках литературы помогает развитию мыслительной деятельности, формированию исследовательских навыков, развитию речевой деятельности, созданию психологической ситуации, когда учащимся необходимо высказать свои суждения по поводу прочитанного или услышанного – формированию гибких навыков.
Практика показывает, что кейсы должны составляться учителем с учетом специфики произведения, служить средством проникновения в него, обогащаться выдумкой, творчеством, отсутствием шаблона, применять их нужно в системе, обдумав заранее, какой из них более приемлем.