Формирование глагольной лексики у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями
Е.Ю. Мелехина,
учитель-логопед
Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи: если определенный уровень овладения родным языком не достигнут к 5–6 годам, то этот путь, как правило, не может быть успешно пройден на более поздних возрастных этапах. Богатый словарного запас ребенка является важнейшим условием для успешного его обучения в школе.
Общеизвестно, что глагол является основой любой фразы, любого высказывания. Для полноценного овладения ребенком связной речью, прежде всего, необходимо сформировать у него достаточно богатый глагольный словарь, поскольку система предикатов является доминирующим звеном в раскрытии последовательности любого сюжета.
Часто у детей отмечаются трудности в формировании глагольного словаря. Характерно неточное употребление глаголов, страдает навык их словообразования. В заменах глаголов обращает на себя внимание неумение детей дифференцировать некоторые действия, что в ряде случаев приводит к использованию глаголов более общего, недифференцированного значения. Также вызывает трудности использование глаголов в переносном значении, многозначных слов; ограничение в подборе синонимических рядов, слов с противоположным значением, родственных слов.
Основными задачами работы по формированию глагольного словаря у старших дошкольников можно назвать следующие:
1. Обогащение глагольного словаря (усвоение новых, ранее неизвестных слов-действий).
2. Закрепление и уточнение глагольного словаря (многократное повторение для их запоминания, усвоение явлений многозначности, синонимии, антонимии).
3. Активизация глагольного словаря (увеличение количества используемых в речи глаголов, значение которых точно понимается ребенком, включение глаголов в словосочетания, предложения).
Выделяются 3 направления работы:
1. Развитие умения детей подбирать антонимы, синонимы к глаголам; расширение глагольного словаря за счет усвоения значений многозначных глаголов.
2. Работа над лексической сочетаемостью, развитие навыка точного словоупотребления, выбор слова, адекватно обозначающего действие.
3. Работа над осознанием и образованием смысловых оттенков глаголов: обучение умению различать и образовывать глаголы, смысловые оттенки которых зависят от приставок и суффиксов; развитие навыка точного употребления глаголов с оттенками значений в словосочетаниях и предложениях, конкретных речевых ситуациях.
Обогащать речь глаголами удобнее всего по каким-то определенным смысловым группам слов ( например: кто из животных как передвигается, кто как голос подает, какие профессиональные действия совершают люди). В соответствии с этим ребенок должен уметь отвечать на вопросы “Что делают птицы?”, “А рыбы?”, “Что делает строитель?”. Для характеристики действий животных и способов их передвижения важно подбирать и такие глаголы, которые тонко определяют эти действия, например: крадется, скрывается, выслеживает, догоняет,убегает, прячется, затаился, бросился, подпрыгнул, схватил, напал, взобрался, нырнул, взлетел и. т.д.
Профессор Г.А.Волкова рекомендует иметь картотеку глагольного словаря по следующим разделам:
Бытовые глаголы (одевается, умывается, играет).
Глаголы, обозначающие движения и крики животных (крадётся, прыгает, кукарекает).
Глаголы движения (ходит, бегает, прыгает), приставочные глаголы (входит, уходит, заходит).
Глаголы, выражающие чувства людей (улыбается, смеётся, плачет).
Глаголы, связанные с профессиями (лечит, строит, продаёт).
Глаголы, связанные с процессами, происходящими в природе (светает, вечереет, смеркается).
Словарь дошкольника обогащается преимущественно в процессе игры. Игры по расширению словарного запаса разнообразны: обеспечивающие максимально возможную двигательную активность ребёнка (речевые – с мячом, другими предметами и двигательно-словесные); предполагающие манипулирование руками и активизацию мыслительно-познавательной деятельности.
Игры с перебрасыванием мяча
1.Игра “Что происходит в природе”
Человек легко находит, что в природе происходит.
Солнце (что делает?) – светит, греет.
Ручьи (что делают?) – бегут, журчат.
Птицы (что делают?) – прилетают, вьют гнёзда, поют.
2. Игра “Кто как передвигается?”
Кто летает, кто плывёт, кто ползёт, а кто идёт.
Летают – птицы, бабочки, мухи, комары, жуки, стрекозы.
Плавают – рыба, дельфины, киты, моржи, акулы.
Ползают – змеи, гусеницы, черви.
Прыгают – блохи, кузнечики, зайцы, лягушки, жабы.
3. Игра “Что делают эти животные?”
Что животные умеют – птицы, рыбы, кошки, змеи?
Утка – летает, плавает, ныряет, крякает …
Кошка – мурлычет, мяукает, крадётся, умывается …
4. Игра “Кто чем занимается?”
Никогда мы не забудем, что умеют делать люди.
Строитель – строит; повар – варит; художник – рисует …
5. Игра “Кто может совершать эти действия?”
Кто и что – летит, бежит, ходит, плавает, лежит?
Идёт – человек, животное, поезд, пароход, дождь, снег, град, время, дорога
Бежит – человек, животное, ручей, время …
Летит – птица, самолёт, время, телеграмма, ракета, бабочка, муха, стрекоза, спутник …
6. Игра “Утро, день, вечер, ночь”
Утро, вечер, день и ночь навсегда уходят прочь.
Провожать их не спеши, что ты делал, расскажи.
Что ты делал утром? Что ты делал вечером?
7. Игра “Подскажи словечко”
Есть всего один ответ. Кто – то знает, кто – то - нет.
Ворона каркает, а сорока …? (стрекочет)
Сова летает, а кролик …? (прыгает)
Крот роет норки, а сорока …? (гнездо)
Корова ест сено, а лиса …? …
8. Игра “Кто как голос подает?”
Педагог спрашивает малышей, как разговаривают животные. Дети поясняют, что животные разговаривают на своем, зверином языке. Как подает голос кошка? — спрашивает педагог. Обычно ребенок воспроизводит звуки, издаваемые кошкой: Мяу! Мур-мур... Педагог помогает детям образовывать от звукоподражаний глаголы: мяу — мяукает, мур — мурлычет и т. д. Аналогичная работа проводится с другими звукоподражаниями.
9. Игра “В зоопарке”
Педагог предлагает детям отправиться в “зоопарк” и понаблюдать за тем, что делают животные. Дошкольники рассматривают картину, называют животных, а педагог определяет действия животных: Зебра брыкается. Обезьяна кривляется. Заяц пугается. Тигр отдыхает.и. т. д. Далее педагог предлагает дошкольникам представить, что животных стало много, и просит назвать их действия еще раз, употребив глаголы во множественном числе.
10. Игра “Что делал? Что делала?”
Педагог предлагает детям ответить на вопрос: - Что делает девочка (мальчик)? при помощи картинок-символов действий. Позднее, при закреплении категории времени глагола, задаются вопросы: - Что делал мальчик (девочка)? Что сделал мальчик (девочка)? Что будет делать мальчик (девочка)?
Данный материал можно использовать для закрепления навыка согласования глагола с существительным во множественном числе. Детям предлагается ответить на вопрос: - Что делают дети?
11. Игра “ Скажи то же самое иначе”
Играющие после подбора парных карточек не только называют действия по этим картинкам и составляют с ними предложения, но и заменяют эти действия подходящими по смыслу другими словами (синонимами).
Малыш топает по ковру. - Малыш медленно идет по ковру.
Девочка топает ногой. - Девочка стучит ногой.
Для успешной работы по формированию глагольной лексики нужна полноценная система, включающая упражнения, игры, текстовый и картинный материал. Такая система будет обеспечивать не пассивное восприятие и утомительные тренировки, а активное, творческое участие ребёнка.
Таким образом подтверждается эффективность применения дидактических игр длястабильной положительной динамики в развитии количественных и качественных характеристик глагольного словаря у детей старшего дошкольного возраста.