СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие глагольной лексики у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями.

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

В разработке представлены дидактические игры и задания для совершенствования глагольного словаря у дошкольников.

Просмотр содержимого документа
«Развитие глагольной лексики у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями.»

Формирование глагольной лексики у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями

Е.Ю. Мелехина,

учитель-логопед

            Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи: если определенный уровень овладения родным языком не достигнут к 5–6 годам, то этот путь, как правило, не может быть успешно пройден на более поздних возрастных этапах. Богатый словарного запас ребенка является важнейшим условием для успешного его обучения в школе.

          Общеизвестно, что глагол является основой любой фразы, любого высказывания. Для полноценного овладения ребенком связной речью, прежде всего, необходимо сформировать у него достаточно богатый глагольный словарь, поскольку система предикатов является доминирующим звеном в раскрытии последовательности любого сюжета.

          Часто у детей отмечаются трудности в формировании глагольного словаря. Характерно неточное употребление глаголов, страдает навык их словообразования. В заменах глаголов обращает на себя внимание неумение детей дифференцировать некоторые действия, что в ряде случаев приводит к использованию глаголов более общего, недифференцированного значения. Также вызывает трудности использование глаголов в переносном значении, многозначных слов; ограничение в подборе синонимических рядов, слов с противоположным значением, родственных слов.

          Основными задачами работы по формированию глагольного словаря у старших дошкольников можно назвать следующие:

1.     Обогащение глагольного словаря (усвоение новых, ранее неизвестных слов-действий).

2.     Закрепление и уточнение глагольного словаря (многократное повторение для их запоминания, усвоение явлений многозначности, синонимии, антонимии).

3.     Активизация глагольного словаря (увеличение количества используемых в речи глаголов, значение которых точно понимается ребенком, включение глаголов в словосочетания, предложения).

Выделяются 3 направления работы:

1.     Развитие умения детей подбирать антонимы, синонимы к глаголам; расширение глагольного словаря за счет усвоения значений многозначных глаголов.

2.     Работа над лексической сочетаемостью, развитие навыка точного словоупотребления, выбор слова, адекватно обозначающего действие.

3.     Работа над осознанием и образованием смысловых оттенков глаголов: обучение умению различать и образовывать глаголы, смысловые оттенки которых зависят от приставок и суффиксов; развитие навыка точного употребления глаголов с оттенками значений в словосочетаниях и предложениях, конкретных речевых ситуациях.

        Обогащать речь глаголами удобнее всего по каким-то определенным смысловым группам слов ( например: кто из животных как передвигается, кто как голос подает, какие профессиональные действия совершают люди). В соответствии с этим ребенок должен уметь отвечать на вопросы “Что делают птицы?”, “А рыбы?”, “Что делает строитель?”. Для характеристики действий животных и способов их передвижения важно подбирать и такие глаголы, которые тонко определяют эти действия, например: крадется, скрывается, выслеживает, догоняет,убегает, прячется, затаился, бросился, подпрыгнул, схватил, напал, взобрался, нырнул, взлетел и. т.д.

         Профессор Г.А.Волкова рекомендует иметь картотеку глагольного словаря по следующим разделам:

    • Бытовые глаголы (одевается, умывается, играет).

    • Глаголы, обозначающие движения и крики животных (крадётся, прыгает, кукарекает).

    • Глаголы движения (ходит, бегает, прыгает), приставочные глаголы (входит, уходит, заходит).

    • Глаголы, выражающие чувства людей (улыбается, смеётся, плачет).

    • Глаголы, связанные с профессиями (лечит, строит, продаёт).

    • Глаголы, связанные с процессами, происходящими в природе (светает, вечереет, смеркается).

       Словарь дошкольника обогащается преимущественно в процессе игры. Игры по    расширению словарного запаса разнообразны: обеспечивающие максимально возможную двигательную активность ребёнка (речевые – с мячом, другими предметами и двигательно-словесные); предполагающие манипулирование руками и активизацию мыслительно-познавательной деятельности.

                          Игры с перебрасыванием мяча

1.Игра  “Что происходит в природе”

Человек легко находит, что в природе происходит.

Солнце (что делает?) – светит, греет.

Ручьи (что делают?) – бегут, журчат.

Птицы (что делают?) – прилетают, вьют гнёзда, поют.

2. Игра “Кто как передвигается?”

Кто летает, кто плывёт, кто ползёт, а кто идёт.

Летают – птицы, бабочки, мухи, комары, жуки, стрекозы.

Плавают – рыба, дельфины, киты, моржи, акулы.

Ползают – змеи, гусеницы, черви.

Прыгают – блохи, кузнечики, зайцы, лягушки, жабы.

3. Игра “Что делают эти животные?”

Что животные умеют – птицы, рыбы, кошки, змеи?

Утка – летает, плавает, ныряет, крякает …

Кошка – мурлычет, мяукает, крадётся, умывается …

4. Игра “Кто чем занимается?”

Никогда мы не забудем, что умеют делать люди.

Строитель – строит; повар – варит; художник – рисует …

5. Игра “Кто может совершать эти действия?”

Кто и что – летит, бежит, ходит, плавает, лежит?

Идёт – человек, животное, поезд, пароход, дождь, снег, град, время, дорога

Бежит – человек, животное, ручей, время …

Летит – птица, самолёт, время, телеграмма, ракета, бабочка, муха, стрекоза, спутник …

6. Игра “Утро, день, вечер, ночь”

Утро, вечер, день и ночь навсегда уходят прочь.

Провожать их не спеши, что ты делал, расскажи.

Что ты делал утром? Что ты делал вечером?

7. Игра “Подскажи словечко”

Есть всего один ответ. Кто – то знает, кто – то - нет.

Ворона каркает, а сорока …? (стрекочет)

Сова летает, а кролик …? (прыгает)

Крот роет норки, а сорока …? (гнездо)

Корова ест сено, а лиса …? …


8. Игра “Кто как голос подает?”

Педагог спрашивает малышей, как разговаривают животные. Дети поясняют, что животные разговаривают на своем, зверином языке. Как подает голос кошка? — спрашивает педагог. Обычно ребенок воспроизводит звуки, издаваемые кошкой: Мяу! Мур-мур... Педагог помогает детям образовывать от звукоподражаний глаголы: мяу — мяукает, мур — мурлычет и т. д. Аналогичная работа проводится с другими звукоподражаниями.


9. Игра “В зоопарке”

Педагог предлагает детям отправиться в “зоопарк” и понаблюдать за тем, что делают животные. Дошкольники рассматривают картину, называют животных, а педагог определяет действия животных: Зебра брыкается. Обезьяна кривляется. Заяц пугается. Тигр отдыхает.и. т. д. Далее педагог предлагает дошкольникам представить, что животных стало много, и просит назвать их действия еще раз, употребив глаголы во множественном числе.


10. Игра “Что делал? Что делала?”

Педагог предлагает детям ответить на вопрос: -  Что делает девочка (мальчик)? при помощи картинок-символов действий. Позднее, при закреплении категории времени глагола, задаются вопросы: - Что делал мальчик (девочка)? Что сделал мальчик (девочка)? Что будет делать мальчик (девочка)?


Данный материал можно использовать для закрепления навыка согласования глагола с существительным во множественном числе. Детям предлагается ответить на вопрос: -  Что делают дети?

11. Игра “ Скажи то же самое иначе”

Играющие после подбора парных карточек не только называют действия по этим картинкам и составляют с ними предложения, но и заменяют эти действия подходящими по смыслу другими словами (синонимами).

Малыш топает по ковру. - Малыш медленно идет по ковру.

Девочка топает ногой. - Девочка стучит ногой.

Для успешной работы по формированию глагольной лексики нужна полноценная система, включающая упражнения, игры, текстовый и картинный материал. Такая система будет обеспечивать не пассивное восприятие и утомительные тренировки, а активное, творческое участие ребёнка.

 Таким образом подтверждается эффективность применения дидактических игр длястабильной положительной  динамики в развитии количественных и качественных характеристик глагольного словаря у детей старшего дошкольного возраста.