СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие графомоторных навыков

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Развитие графомоторных навыков»

Развитие графомоторных навыков у младших школьников.

Развитие ребенка – это долгий, целостный и непрерывный процесс. Графомоторное развитие формируется в процессе общего развития ребенка включая подвижность, эмоциональную, познавательную и социальную сферу.

Не у всех современных детей, поступивших в 1 класс, в достаточной мере сформированы координация, сенсорика и ловкость. Многие дети не справляются со школьными нагрузками, так как мышцы кистей и предплечий недостаточно развивались до поступления в школу.

Уровень моторного развития рук (сила, ловкость, скорость и точность движений) и ручных навыков (использование различных инструментов: ножниц, иголки, застегивание и расстегивание застежек) в дошкольном возрасте является диагностическим фактором, определяющим уровень развития общей моторики. Если руки ребенка развиты недостаточно, то это часто свидетельствует о недостаточном развитии ребенка.

На каждом возрастном этапе есть свои специфические особенности, и в каждом возрасте у ребенка формируются определенные навыки. Некоторым из них ему предстоит научиться, а какие-то успешно формируются сами.

Чем старше становится ребенок, тем серьезнее родитель должен отнестись к его моторной деятельности.

Для развития моторики рук хорошо использовать игровые упражнения, творческие занятия по изобразительной деятельности, ручной труд, а также упражнения, направленные на развитие графических навыков у ребенка.

Упражнения на развитие мелкой моторики
«Колечко»

Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

« Кулак—ребро—ладонь»

Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом — левой, затем — двумя руками вместе. Количество повторений — по 8—10 раз. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении помогайте себе командами («кулак—ребро—ладонь»), произнося их вслух или про себя.


«Зеркальное рисование»

Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения вы почувствуете, как расслабляются глаза и руки.

Для формирования тонко координированных графических движений полезны следующие упражнения:

  • штриховка в разных направлениях с различной силой нажима и амплитудой движения руки;

  • обведение рисунка по контуру, копирование;

  • рисование по опорным точкам;

  • рисование по клеточкам и на другой ограниченной поверхности;

  • разлиновка;

  • графический диктант.

Формирование элементарных графических навыков

Для того, чтобы научиться хорошо и красиво писать, ребенку необходимо овладеть элементарными графическими действиями - рисование является лучшим способом. Рисуя, дети закрепляют навыки, полученные на предыдущих занятиях, и приобретают новые, необходимые в дальнейшем для написания букв.

Сначала дети учатся обводить предметы по сплошному контуру и по пунктиру. Закрашивать рисунки сплошными, вертикальными, горизонтальными, наклонными линиями, а потом срисовывать рисунки по клеточкам и без клеточек, рисовать самостоятельно по заданию.

Ребенок в обучении письму проходит те же стадии, что и человечество: от необыкновенного рисунка (пиктограммы) до осознанного деления слова на звуки.

Рисование «есть своеобразная графическая речь, графический рассказ о чем – либо».

Рисование – отличная тренировка перед переходом к письму. Совершенствуя координацию движений, контролируя мелкую моторику, ребенок приучается делать все это неосознанно, не думая о каждой конкретной линии или завитушке, а ориентируясь на конечный результат. Затем малыш перенесет все сформированные навыки на письмо.

Игровые упражнения для развития мелкой моторики рук:

  1. Занятия со спичечными или счетными палочками.

  2. Массаж.

  3. Пальчиковые игры со стихами, физкультминутки для пальчиков.

  4. Пальчиковый и теневой театры.

  5. Игры на развитие тактильного восприятия.

6)Работа с карандашом:

- Плавно вращать карандаш большим и указательным пальцами левой и правой руки.

- Перебор карандаша всеми пальцами левой и правой руки.

- Вращение карандаша ладонями обеих рук.

- Зажимание карандаша между двумя пальцами обеих рук (указательным и средним, средним и безымянным и т.д.).

7)Работа с резинкой:

Между указательным и средним пальцами натянуть тонкую канцелярскую резинку. Перебирать эту резинку (как струны гитары) указательным и средним пальцами другой руки. Снимать резинку попеременно пальцами правой и левой руки (указательным, средним и т.д.).

8)Возьмите решетку для раковины. Ребенок ходит указательным и средним пальцами, как ножками, по этим клеткам, стараясь делать шаги на каждый ударный слог. "Ходить" можно поочередно то одной, то другой рукой, а можно - и двумя одновременно, говоря: 
"В зоопарке мы бродили, 
К каждой клетке подходили 
И смотрели всех подряд: 
Медвежат, волчат, бобрят". 
9)Берем пельменницу. Ее поверхность, как вы помните, похожа на соты. Ребёнок двумя пальцами (указательным и средним) изображает пчелу, летающую над сотами: 
"Пальцы, как пчелы, летают по сотам 
И в каждую входят с проверкою: что там? 
Хватит ли меда всем нам до весны, 
Чтобы не снились голодные сны?". 

Развитие ребенка в быту, ручной труд:

1) Стирка вручную мелких предметов одежды, влажная уборка квартиры, мытье полов.

2) Помощь родителям при приготовлении пищи, мытье посуды.

3) Одевание, раздевание, складывание одежды, завязывание шнурков, застегивание пуговиц.

4) Шитье, вышивка, изготовление бус, вязание, плетение макраме.

5) Изготовление поделок из различных материалов (в том числе природных).

Упражнения, направленные на развитие графических навыков:

1) Работа в тетрадях и прописях.

2) Рисование по трафаретам и линейкам.

3) Ознакомление с разными линиями, пространством листа, клеткой.

4) Выполнение различных штриховых.

5) Рисование карандашами.

Физкультминутки

«На прогулке»

«Зима пришла»

«Барабан»

«Зайка»

«Будем в классики играть» и др.

Игры на проведение линий - учить ребенка проводить наклонные горизонтальные, вертикальные, волнистые и округлые линии.

Учить ребенка аккуратно раскрашивать выбранные образцы, не выступая за контур изображения.

Игры – лабиринты:

«Помоги маме курице найти цыпленка»

«Помоги малышу найти свой ботиночек»

«Отыщем котенка вместе с Барбосом» и т.д.










































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!