СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие графомоторных навыков у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассмотрены формы, методы и приемы работы учителя-логопеда по развитию графомоторных навыков у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Приведен комплекс заданий, упражнений, используемых учителем-логопедом в развитии графомоторной деятельности дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.

Просмотр содержимого документа
«Развитие графомоторных навыков у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.»

Развитие графомоторных навыков у детей дошкольного возраста

с ограниченными возможностями здоровья


Баранова Галина Анатольевна,

доцент кафедры дошкольного и начального общего образования

ГОУ ДПО ТО «Институт повышения квалификации и профессиональной

переподготовки работников образования Тульской области»,

кандидат педагогических наук, доцент, г. Тула


Лир Татьяна Владимировна,

учитель – логопед МОУ «Венёвский центр образования №1», г. Венев



Аннотация. В статье рассмотрены формы, методы и приемы работы учителя-логопеда по развитию графомоторных навыков у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Приведен комплекс заданий, упражнений, используемых учителем-логопедом в развитии графомоторной деятельности дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.

Ключевые слова: формы, методы и приемы логопедической работы, развитие графомоторных навыков, дети с ограниченными возможностями здоровья, комплекс заданий, упражнений, зрительно-пространственные представления, зрительно-моторная координация движений, пространственное восприятие, чувство ритма, тонкая моторика пальцев рук.



Вопрос подготовки дошкольников к владению письмом является частью проблемы подготовки к обучению в школе, которая с каждым годом становится все актуальнее. В исследованиях по проблеме подготовки детей к школе навык овладения письмом обозначается как «графомоторный навык», «базисные графические движения» (Н.А.Агаркова,  М.М.Безруких, О.Б.Иншакова, О.С.Филиппова и др.). Многие исследователи подчеркивают, что  дошкольники, имеющие нарушения речи, испытывают  большие трудности  при  овладении графомоторными навыками (А.К. Аксенова, Е.Н. Моргачева, Л.П. Уфимцева, Э.В. Якубовская и др.). В практике   логопедической   работы  уделяется недостаточно внимания развитию   графомоторных   навыков  у детей  с  общим   недоразвитием   речи. В связи с этим возникает необходимость адаптации программ дошкольных образовательных организаций; включение в их содержание специальных разделов по формированию графомоторных навыков с учетом особенностей развития детей дошкольного возраста.

Следует отметить, что письмо - сложный координационный навык, требующий слаженной работы мелких мышц кисти, всей руки, правильной координации движений всего тела. Овладение навыком письма - длительный и трудоемкий процесс, который не всем детям дается легко. Умение выполнять мелкие движения развивается в старшем дошкольном возрасте. Именно к 6 - 7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон коры головного мозга, развитие мелких мышц кисти.

Уровень развития общей и мелкой моторики оказывает влияние на развитие речи ребенка, не только устной, но и письменной. Выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие ребенка находится в пределах нормы, если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной. Следовательно, формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от пальцев. Важно, чтобы к возрасту 6-7 лет ребенок был подготовлен к усвоению новых двигательных навыков (в том числе и навыка письма), а не был вынужден исправлять неправильно сформированные старые.

Согласно данным М.Е. Хватцева, относящимся к 50-м годам, число учащихся с нарушениями письма в массовых школах составляло 6%. За прошедшие с тех пор больше чем пол века общая ситуация в нашей стране изменилась далеко не в лучшую сторону, значительно вырос процент детей с нарушениями письма. Так, по данным М.М. Безруких, С.П. Ефимовой, число детей с трудностями обучения письму составляет 20 – 30 %, и эти трудности не заканчиваются в начальной школе. Среди учащихся пятых классов таких детей 20 – 25 %.

Исследования ученых физиологов показали, что среди готовых к школьному обучению детей 24% испытывают трудности в формировании навыка письма, среди условно готовых – 44% и среди не готовых к школе детей– 85%. Изменение неправильного навыка требует много сил и времени как от ребенка, так и от родителей. Это не только осложняет обучение письму, но и, что особенно нежелательно, создает дополнительную нагрузку на центральную нервную систему ребенка на первом году обучения в школе.

Проблема развития графомоторных навыков занимает особое место в системе подготовки к обучению ребёнка в школе. Это связано с тем, что для большинства детей самым сложным предметом в начальной школе является письмо. От того, насколько качественно будут сформированы графомоторные навыки у учащихся начальных классов, будет зависеть усвоение процесса письма, их дальнейшее обучение в целом.

Графомоторные  навыки  являются составной частью моторных способностей человека.  Их  развитие  базируется на основе формирования и совершенствования    тонко координированных   движений руки, развития зрительно-пространственной ориентировки, зрительно-моторной  координа-ции. Дошкольный период – это наилучшее   время   в развитии графомоторных навыков.  Именно в этом возрасте не только можно, но необходимо развивать  руку, включать ребенка в различные виды графомоторной деятельности.

Нужно подчеркнуть, что работа по формированию графомоторных навыков особенно необходима детям, страдающим различными формами нарушений речи. Младшие школьники с общим недоразвитием речи составляют довольно значительную часть учащихся общеобразовательных школ. Имеющиеся у них проявления речевой недостаточности препятствуют усвоению школьной программы по русскому языку. Данная тема является актуальной, т.к. в последнее время значительно возросло количество детей с общим недоразвитием речи, которые испытывают значительные затруднения при поступлении в школу. Эти затруднения имеют максимальное влияние на процессы формирования письма и чтения, а письмо и чтение являются базой и средством для дальнейшего обучения. А графомоторный компонент, который входит в цепочку операций, составляющих письмо, становится основой для хорошего письма.

Анализ психолого-педагогической литературы, в частности: исследований Д.Б.Эльконина, А.А.Леонтьева; А.Р.Лурии; работ А.В.Запорожца (развитие произвольных движений); Н.А.Бернштейна (развитие двигательной сферы ребенка); исследований Н.И.Кузьминой, М.М.Кольцовой, А.И.Корват, о взаимосвязи моторики и речи, показал:

Во-первых, движения и речь, как устная, так и письменная, развиваются, тесно соприкасаясь друг с другом. Графомоторные навыки – конечное эффекторное звено в цепочке операций, составляющих письмо. Тем самым они могут оказывать влияние не только на каллиграфию, но и на весь процесс письма в целом. Наибольшего развития межанализаторная интеграция достигает в возрасте 6-8 лет. При этом «глаз», обогатившийся опытом «руки», принимает участие в управлении движениями. С этого момента зрительно-моторная координация начинает занимать ведущее положение в регуляции графомоторных движений и развитии соответствующих навыков. Поэтому сформированность данных способностей является одним из показателей так называемой «школьной зрелости».

Во-вторых, у дошкольников с общим недоразвитием речи отмечаются специфические особенности формирования графомоторных навыков:

- недоразвитие кинестетического и динамического праксиса;

- недостаточная регуляция мышечного тонуса;

- темповые расстройства;

- низкий уровень  развития  координации  движений руки;

-   утомляемость и истощаемость движений;

- нарушение зрительно-пространственной ориентировки;

- затруднения  ориентировки в окружающем пространстве;

- плохая ориентировка на листе бумаги; трудности в воспроизведении различных фигур и линий;

- затруднения в воспроизведении графического образца по представлению.

В-третьих, процесс письма требует от ребенка не только физических, интеллектуальных, но и эмоциональных усилий. Всякого рода перегрузки и связанные с ними переутомления самым негативным образом сказываются на овладении графическими навыками и, более того, на развитии детского организма. Поэтому в дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему. Важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

В связи с этим, поднимается вопрос о диагностике уровня развития мелкой моторики в системе подготовки руки к письму у детей с общим недоразвитием речи. Методики, предлагаемые для проведения исследования по выявлению уровня развития графомоторных навыков у детей представлены в таблице 1.

Таблица 1

Диагностический комплекс по выявлению уровня развития графомоторных навыков у детей дошкольного возраста


Название методики

Основная цель

1.

Методика «Домик» (Н.Н.Гуткиной)

Выявить умение ребенка ориентироваться в своей работе на образец, умение точно скопировать его.


2.

Методика «Дорожки» (по Л.А.Венгеру)

Определить уровень развития точности движений,

сформированности внимания и контроля за собственными действиями.


3.

Методика «Узоры» (по В.Мытацыну)

Оценить способность ребенка управлять движениями своей руки; определить уровень развития координации глаза и руки, зрительного контроля.


4.

Исследование дифференциации пространственных понятий (на листе бумаги)


Исследование пространственной ориентации, способности ориентироваться на листе бумаги.


5.

Методика «Начертание вертикальных линий»


Исследование скорости движений при выполнении графических заданий.



На основе результатов диагностических методик были определены уровни готовности руки к письму у старших дошкольников.

Высокий уровеньдвижения пальцев рук точные, уверенные, развито произвольное внимание, способность управлять движениями своей руки; достаточная скорость движений пальцев рук; скоординированность работы глаза и руки, умение ориентироваться на листе бумаги; умение копировать образец.

Средний уровеньнедостаточная точность движений. Замедленное воспроизведение движения, кратковременный поиск нужного движения. Недостаточная дифференцированность движений. Координация глаза и руки присутствует, но зрительный контроль непостоянный. При копировании рисунка ребенок ориентируется на образец, но в копии есть неточности.

Низкий уровеньдвижения руки неточны. Ребенок очень медленно выполняет задания. Координация глаза и руки плохо развита, при копировании рисунка ребенок лишь изредка ориентируется на образец, сходство с образцом только в общих чертах. Ребенок часто отвлекается от выполнения задания, произвольное внимание развито плохо.

Следует отметить, что в процессе развития двигательных навыков у детей дошкольного возраста в ходе различных занятий будут решены следующе задачи: преодоление излишнего мышечного напряжения; развитие быстроты, силы и гибкости; точности и равновесия, овладение графической символизацией.

Далее мы предлагаем комплекс заданий, упражнений и игр по развитию графомоторных навыков у дошкольников. Данный комплекс рассчитан на учебный год. Он включает в себя упражнения, задания, которые должны проводиться как на логопедических занятиях, так и включаться в другие виды деятельности, проводимые с дошкольниками (занятия по лепке, аппликации, конструированию, физическому воспитанию и др). Также упражнения могут предлагаться детям в свободное от занятий время, в самостоятельной деятельности детей и в совместной работе педагога и ребенка. Комплекс заданий, упражнений представлен в таблице 2.

Таблица 2.

Комплекс заданий, упражнений по развитию графомоторных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи


Название

Цель

Содержание

1.

Система работы средствами комплексного логопедического и физического воспитания.

Формирование графомоторных навыков через физические упражнения, развитие координации движений, зрительно-пространственных представлений.

Ритмические движения, включаемые в индивидуальные и фронтальные занятия.

2.

Самомассаж

Улучшение координации произвольных движений, восстановление ослабленных мышц, снятие напряжения с рук.

Приемы: поглаживание, растирание, вибрация.

3.

Упражнения с применением массажера «Су-джок»

Предохранить отдельные зоны коры головного мозга от переутомления.

Пятиминутные упражнения между основными частями занятия.

4.

Пальчиковая гимнастика

Развитие подвижности, гибкости пальцев рук.

Упражнения на расслабление и удержание позы и т.д.

5.

«Угадайка»

Развитие тактильной чуствительности и сложно координированных движений.

Опознание на ощупь, угадывание написанных на руке букв и т.д.


6.

Вырезывание ножницами

Развитие скоординированности движений, пространственной ориентаци.

Вырезывание по прямой, разных форм, силуэтное вырезывание.

7.

Рисование, раскрашивание.

Развитие согласованных действий зрительного и двигательного анализаторов.

Рисование различными материалами, срисовывание, дорисовывание.

8.

Игры с палочками.

Развитие силы, ловкости движений.

Игры с палочками. Развитие силы, ловкости движений.

9.

Игры с шариками

Развитие силы, ловкости движений.

Игры с шариками Развитие силы, ловкости движений.

10.

Работа с бумагой.

Развитие точности движений, памяти.

Оригами, плетение ковриков.

11.

Лепка

Развитие силы, ловкости движений.

Лепка Развитие силы, ловкости движений.

12.

Игры с конструкторами

Развитие силы, ловкости движений.

Игры с конструкторами. Развитие силы, ловкости движений.

13.

Игры-шнуровки Монтессори.

Развитие сенсомоторной координации, пространственного ориентирования.

Развитие сенсомоторной координации, пространственного ориентирования.

14.

Игры с предметами домашнего обихода.

Развитие силы, ловкости движений.

Развитие тонко координированных движений.

Фасоль, горох, бельевые прищепки, крупа, бусины, пуговицы. Сортировать, угадывать с закрытыми глазами, перекатывать, придавливать, выкладывать буквы, силуэты.

15.

Метод Комбаровой.

Подготовка руки к письму

Прописывание в воздухе определенных фигур.

16.

Методика Н.Н.Волосковой, О.Б.Иншаковой

Развитие координации движений рук и ног, тонкой моторики, интерсенсорной координации и чувства ритма.

Комплекс двигательных упражнений.

17.

Графические упражнения, штриховка.

Подготовка руки к письму.

Различные способы штриховки.

18.

Орнаментальное рисование

Подготовка руки к письму.

Рисование бордюров, состоящих из отрезков прямых и ломаных линий.

19.

Копирование рисунков по клеточкам.

Подготовка руки к письму

Копирование рисунков по клеточкам.

20.

Графические диктанты.

Подготовка руки к письму, развитие внимания и памяти.

Рисование графических фигур под диктовку.

21.

Списывание печатного текста.

Подготовка руки к письму.

Списывание печатного текста.

22.

Письмо элементов букв.

Подготовка руки к письму.

Письмо элементов букв.


Коррекционно-развивающую работу по совершенствованию графомоторной деятельности у детей с общим недоразвитием речи предлагаем осуществлять в три этапа: пропедевтический, основной и заключительный.

На первом, подготовительном этапе осуществляется коррекционно-развивающая работа средствами комплексного логопедического и физического воспитания, которая направлена на формирование графомоторных навыков через физические упражнения. Надо начинать работу с развития общей моторики, т.к. хорошо развитая крупная моторика создает положительные предпосылки и является основой для развития мелкой моторики. Основной целью данной работы является развитие компонентов, необходимых для успешного овладения графомоторной деятельностью: зрительно-моторной координации движений, зрительно-пространственных представлений. На начальных этапах реализации комплекса заданий и упражнений целесообразно работать над развитием зрительно-моторной координации движений, затем – над формированием пространственного восприятия, чувства ритма.

Особое внимание к развитию общей моторики должно быть уделено на логопедических занятиях. Включение ритмических движений повышает эмоциональный настрой, дает возможность самовыражения, предупреждает переутомление, избавляет детей от длительной неподвижности на занятиях, создает основу для развития графомоторных навыков.

На подготовительном этапе вводим в работу первый комплекс двигательных упражнений из методики Н.Н. Волосковой, О.Б. Иншаковой. Он посвя­щен развитию координации движений рук и ног с постепен­но нарастающей сложностью двигательной программы и состоит из трех этапов, в которых движения выполняются: одновременно, попеременно, одновременно сменяющиеся.

Задачами основного этапа являются: дальнейшее развитие крупной моторики, совершенствование координации движений, развитие мелкой моторики, ручной умелости, ловкости, развитие графо-моторных навыков через выполнение собственно графических упражнений.

Для решения данных задач предлагаем использовать следующие формы, методы и приемы логопедической работы. Например: согласно методике Н.Н. Волосковой, О.Б. Иншаковой на занятиях и в свободное время предложите детям задания из второго, третьего и четвертого комплекса упражнений. Второй комплекс направлен на развитие тонкой моторики пальцев рук. Третий комплекс посвящен развитию интерсенсорной координации и чувства ритма. Упражнения на интерсенсорную координацию представляют собой тренировочные упражнения руками и ногами, выполняемые по схемам-символам. Упражнения, развивающие чувство ритма, представляют собой варианты тренировочных упражнений в воспроизведении различных ритмических структур и серий ритмических структур. Четвертый комплекс двигательных упражнений составляют артикуляционные упражнения, выполняемые сериями, ритмично, под счет.

В качестве физминуток на логопедических и других занятиях можно использовать гимнастику для пальцев рук по Н.П. Бутовой, упражнения на расслабление пальцев и кистей рук и задания на удержание позы кисти руки.

Целесообразно задания на выполнение разнообразных графических упражнений начинать с «пальчиковых игр», чтобы активизировать моторику рук, выработать ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Время проведения 3 - 7 минут. Пальчиковую гимнастику можно также проводить в свободное от занятий время, утренние и вечерние часы, на прогулке, с подгруппой детей и индивидуально.

В качестве предварительного этапа перед активной гимнастикой детям с низким уровнем развития мелкой моторики можно предложить игровой самомассаж мышц предплечья, кистей и пальцев обеих рук. Он является средством повышения иммунитета. Специальные упражнения по самомассажу способствуют развитию внимания, произвольному переключению движений - торможению ненужных и активизации необходимых. Это помогает детям с общим недоразвитием речи направить внимание не столько на техническую сторону графомоторной деятельности, сколько на самоконтроль.

Игровой самомассаж с массажером «Су-Джок» проводится в виде 5-ти минутных упражнений между основными частями занятий (динамических пауз). Такая тактильная гимнастика предохраняет отдельные зоны коры головного мозга от переутомления, равномерно распределяя нагрузку на мозг.

Игры с крупой, бусинками, пуговицами, мелкими камешками, предмерами домашнего обихода, бисероплетение оказывают тонизирующее действие и используются как средство совместной деятельности педагога и ребенка. Все занятия с использованием мелких предметов должны проходить под строгим контролем взрослых.

Также в свободное от занятий время детям предлагаются упражнения для развития тактильной чувствительности, сложнокоординированных движений пальцев и кистей рук: сортировать, угадывать с закрытыми глазами, опознавать фигуры, цифры или буквы, «написанные» на правой и левой руке, познавать на ощупь поочередно правой и левой рукой и т. д.

На занятиях по лепке детям предлагается вылепить из пластилина геометрические фигуры, буквы, цифры, затем включаются задания на опознавание слепленных букв с закрытыми глазами.

Во время занятий аппликацией уделяется особое внимание усвоению основных приемов вырезывания. При объяснении задания детей нудно учить не только пассивно усваивать процесс вырезывания, но и побуждаь их давать словесную характеристику движениям рук педагога при показе способов вырезывания. Успешно может использоваться прием обведения контура предмета в воздухе. Развитию умения «видеть» предмет в воздухе способствуют систематически проводимые игры «Угадай, что рисую?», «Загадай, я отгадаю». Умение уверенно пользоваться ножницами играет особую роль в развитии ручной умелости.

Раскрашивание вводиться в работу с детьми в значительной степени ради усвоения необходимых для письма гигиенических правил. Вместе с тем, оно является средством развития согласованных действий зрительного и двигательного анализаторов и укрепления двигательного аппарата пишущей руки. Дети, выполняя работу по раскрашиванию, в отличие от работы, связанной с написанием букв, не чувствуют усталости, делают это с удовольствием, свободно, хотя рука ребенка проделывает те же манипуляции, что и при письме. Развитию ручной умелости способствует также рисование различными материалами (ручкой, простым и цветными карандашами, мелом), т.к. оно требует различной степени нажима для того, чтобы на бумаге остался след от пишущего предмета. Эти задания предлагаются детям на занятиях по изодеятельности, а также в свободное время и проводятся в игровой форме.

На занятиях конструированием и ручным трудом мы предлагаем детям работать с бумагой, делать оригами, плетение, игры с мелким конструктором.

На логопедических занятиях мы предлагаем прописывание в воздухе определенных фигур (метод М.В.Камбаровой). Письмо «в воздухе » хорошо развивает мышцы кисти, закрепляет умение держать правильно ручку, укрепляет двигательную, а если сопровождается объяснением, слуховую и зрительную память.

Обучение письму мы рекомендуем начинать с овладения строчкой. В тетрадях дети выполняют орнаментальное рисование, копирование рисунков по клеточкам, графические диктанты, списывание печатного текста. Такая работа может быть частью логопедических занятий, а также, составляющей домашних заданий детей.

На третьем, заключительном этапе, начинается подготовка к письму элементов букв. Дети должны овладеть следующими элементами: прямой наклонной короткой палочки, прямой наклонной длинной палочки, палочки с закруглением внизу, длинной палочки с петлей, палочки с закруглением вверху и внизу, полуовала и овала.

Выполняя различные упражнения по подготовке к письму, необходимо постоянно помнить и стараться соблюдать гигиенические правила письма, доводя их выполнение до автоматизма. Это поможет ребенку в дальнейшем преодолеть трудности технической стороны письма.

Таким образом, своевременная и комплексная логопедическая работа по развитию графомоторных навыков у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи направлена как на коррекцию речевого недоразвития, так и преодоление нарушений в становлении графомоторной деятельности.


Список литературы:

1. Галкина Г.Г.,  Дубинина Т.И. Пальцы помогают говорить: коррекционные занятия по развитию мелкой моторики у детей. – М.: Издательство «Гном и Д», 2005. – 40 с.

2. Коррекция речевых и неречевых расстройств у дошкольников: диагностика, занятия, упражнения, игры / авт.-сост. Н. П. Мещерякова, Л. К. Жуковская, Е.Б. Терешкова. – Волгоград: Учитель, 2009. –141 с. 

3. Моргачева И.Н. Ребенок в пространстве. Подготовка дошкольников с   общим недоразвитием речи к обучению письму посредством развития пространственных представлений. – СПб.: Детство-Пресс, 2009. – 212 с.

4. Москаленко В.В. Занятия со старшими дошкольниками: формирование графических навыков и временных представлений. – Волгоград: Учитель, 2009. – 216 с.

6. Подготовка руки к письму: подготовительная группа / авт.-сост. М. А. Фисенко. – Волгоград: Корифей, 2009. – 96 с.

7. Филиппова С.О.  Подготовка дошкольников к обучению письму. Влияние специальных физических упражнений  на эффективность формирование графических навыков. – СПб.: Детство-Пресс, 2004. – 94 с.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!