СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье представлена система упражнений по подготовке к обучению старших дошкольников и младших школьников графическим навыкам.

Просмотр содержимого документа
«Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста»

Развитие графомоторных навыков

у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста


Для овладения навыком письма у ребенка должны быть сформированы следующие операции:

- фонематический анализ слов;

- перевод фонем в графемы, т.е. в зрительные схемы графических знаков с учетом пространственного расположения элементов;

- перевод зрительных схем букв в кинетическую систему последовательных движений, необходимых для записи.

Система упражнений по коррекционному обучению старших дошкольников и младших школьников графическим навыкам проводится по следующим направлениям:

1). Нормализация мышечного тонуса рук.

2). Развитие функциональных возможностей рук:

- развитие движений пальцев рук;

- обучение правильному способу удержания карандаша и ручки.

3). Развитие пространственных представлений.

4). Развитие зрительно-моторной координации:

- обучение формообразующим движениям;

- «письмо» пальцем;

- ориентировка на листе бумаги.

5). Коррекция графических навыков:

- автоматизация проведения линий различной конфигурации;

- овладение основными элементами букв;

- знакомство с рабочей строкой.

6). Формирование буквенного гнозиса.


Первоначальный этап обучения

Цель этого этапа - сформировать моторную и психологическую базу для овладения навыками письма.

Задачи этапа:

- нормализация мышечного тонуса или уменьшение гиперкинезов в пишущей руке;

- формирование умения выделять и выполнять, по возможности правильно, с большой амплитудой движения в плечевом, локтевом, лучезапястном суставах пишущей руки;

- научить детей воспроизведению изолированных движений одной и другой рукой;

- обучать дифференцированному захвату различных предметов;

- формирование правильного захвата и удержания карандаша и ручки;

- формирование пространственной ориентировки на листе бумаги.


Для нормализации мышечного тонуса используются следующие приемы:

1. Контрастные ванночки - в воду с заметной разницей в температуре (горячую и холодную) попеременно (на 1-2 минуты) помещают обе руки ребенка, затем тщательно их растирают. Это улучшает кровоснабжение, способствует снятию мышечного тонуса, создает условия для дальнейшей манипуляции рук.

2. Работа с глиной, тестом: ребенок должен сначала разминать с напряжением большой кусок теста или глины, а затем отщипывать, отрывать отдельные части и раскатывать шарик, колбаску движениями ладоней и каждым пальцем отдельно. Дети могут лепить те элементы и фигуры, которые затем будут учиться писать. Сначала это отдельные прямые, изогнутые и волнистые линии, затем основные элементы печатных и письменных букв. А при изучении буквы - лепка деталей и целой буквы. При этом обязательно проговаривание, называние частей и самой буквы;

3. Использование наждачной бумаги в качестве дополнительного тактильного раздражителя для упроченного закрепления образов. Поэтому первоначально ребенок проводит 3-5 раз все линии и фигуры пальцем по наждачной бумаге сначала совместно с логопедом, потом самостоятельно.

Для формирования правильного дифференцированного захвата учим детей брать предметы, контрастные по размеру, форме, структуре различными способами: всей кистью, всеми пальцами, «щепоткой», большим и указательным пальцами, тремя пальцами (особенно удлиненных предметов, карандаша, ручки). Для тренировки точности, нарушения которой встречаются у значительного количества детей, используем упражнения на помещение мелких предметов (бусин, фасоли, камешков) в сосуд с узким горлом. Часто используем мелкие предметы разных цветов или размеров для того, чтобы ребенок дифференцированно размещал предметы и прослеживал соответствующие движения руки, а также учился пересекать среднюю линию тела, получал тактильные и слуховые ощущения.

Для развития мелкой моторики рук полезно раскручивать и закручивать крышки, складывать разборные игрушки, нанизывать бусы, выкладывать узоры из мозаики, сматывать и разматывать клубки ниток, застегивать пуговицы, шнуровать, пользоваться всеми видами бытовых выключателей.

- вкладывать ручку левой рукой в правую, лежащую на парте в соответствующем положении;

- брать правой рукой одним движением ручку, лежащую на парте и принимать положение для письма;

- расслаблять и напрягать пальцы, не выпуская ручки и сохраняя правильную позицию пальцев;

- сгибая и разгибая пальцы, передвигать их по ручке к верхнему и нижнему краю;

- выполнять несколько движений пишущей рукой и после каждого принимать правильную позу для письма;

- поставить несколько точек на листе бумаги, выполняя движения пальцами, не сдвигая руки, не напрягаясь.

Коррекция точности направления движения осуществляется и в ходе выполнения заданий на проведение наклонных линий, штриховании в заданном направлении и раскрашивании в соответствии с формой фигуры (для круга - круговые движения, для квадрата - прямые линии, для треугольника - наклонные). Задания на штриховку требуют соблюдения жестких правил: штриховать в заданном направлении, не заходить за контур, соблюдать равное расстояние между линиями. Сначала для штриховки используют геометрические фигуры, затем эти геометрические фигуры объединяются в схематичное изображение какого-либо предмета (самолет, поезд и т.д.).

Для воспитания точности и завершенности движения выполняем упражнения на соединение разноудаленных точек. Сначала точки должны располагаться на расстоянии 2 - 3 см друг от друга, затем можно увеличивать и расстояния и количество точек на листе. Точки, которые следует соединять, можно обозначать одним цветом. Затем нужно порисовать «лесенки», «елочки», «заборчики».

Для коррекции недостатков функции переключения движения, нарушения ритмичности и направленности движения учим детей изображать ломаные линии. При этом требуется обвести ломаную выше или ниже уже изображенной линии. Следующим этапом будет проведение ломаной по опорным точкам. При обучении ведению волнистой линии наиболее эффективным представляется метод рисования по готовому рисунку, сделанному взрослым.

Формирование умения регулировать размах рисовального движения происходит в ходе рисования дуг, вертикальных и горизонтальных линий разной величины («радуга», «окошечки», «паутинка»).

Ознакомление со способом рисования геометрических фигур начинаем, попарно соединяя точки, образующие верхнюю и нижнюю стороны квадрата, а затем левую и правую стороны. Также, соединяя точки, можно построить треугольник и окружность.

Один из методов обучения детей рисованию геометрических фигур - это рисование с помощью трафарета с размером сторон 3-4 см.

Освоение основных видов линий делает возможным обучение ребенка написанию печатных букв. Для подготовки к усвоению письменных букв потребуются еще ряд дополнительных элементов: полуовалов, крючков, петель.

Одно из ответственных направлений в работе - формирование навыков написания элементов школьного письма в тетради. Для этого проводится серия занятий, направленных на фиксирование строки и работу внутри ее: закрашивание строки и штриховка с разным наклоном в пределах ее границ; обводка контура рабочей строки; вписывание в строку геометрических фигур и их штриховка в разных направлениях; написание прямых и наклонных линий в пределах границ строки - по заранее намеченным точкам и самостоятельно; написание буквенных элементов в строке; написание буквенных элементов с выходом в межстрочное пространство. На первых этапах работы рабочую строку можно прорисовывать дополнительно и писать в ней карандашом.

На этапе знакомства с буквой проводится работа по развитию зрительного расчленения графических изображений и букв на составляющие их элементы. Ребенку предлагаются следующие задания: назвать буквы, перечеркнутые дополнительными линиями; определить букву в неправильном положении; выделить буквы, наложенные друг на друга; конструировать печатные и рукописные буквы из элементов; соединить элементы букв и назвать букву; показать буквы среди пар букв, изображенных правильно и зеркально; определить различие сходных букв, отличающихся одним элементом (Р-В, 3-В, Ь-В); определить различие сходных букв, состоящих из одинаковых элементов, различно расположенных в пространстве (Р-Ь, П-Н, П-И, И-Н, Г-Т). А также игра в лото, где каждый квадрат только часть разрезанной буквы, и реконструирование букв с добавлением элементов (например, сделать из буквы Р букву В), с уменьшением количества элементов (сделать из буквы ж букву к), с изменением пространственного расположения элементов (например, сделать из буквы Р букву Ь или из буквы Т букву Г).