СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Развитие и организация предметно-пространственной развивающей среды через работу с родителями»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Развитие и организация предметно-пространственной развивающей среды через работу с родителями»»








Семинар-практикум на тему:


«Развитие и организация предметно-пространственной развивающей среды через работу с родителями»
(из опыта работы)














Подготовила:

Крылова И.Г.






2018 г.








На развитие ребёнка в значительной степени оказывает влияние наследственность, среда и воспитание. Среда – это окружающее человека пространство, зона непосредственной активности индивида, его развития и действия. Известно, что именно этот фактор может или тормозить развитие ребёнка, или стимулировать его развитие. Возможен и нейтральный вариант воздействия среды, когда она и не тормозит, но и не стимулирует развитие ребёнка. Всё это необходимо учитывать при создании обстановки в детском дошкольном учреждении.

Требования ФГОС к развивающей предметно- развивающей среде:

1. предметно-развивающая среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала.

2. доступность среды, что предполагает:

2.1 доступность для воспитанников всех помещений организации, где осуществляется образовательный процесс.

2.2. свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности.

Организация развивающей среды в школе с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.

Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.

Основные составляющие при проектировании предметно-пространственной развивающей среды в группе:

ПРОСТРАНСТВО

ВРЕМЯ

ПРЕДМЕТНОЕ ОКРУЖЕНИЕ

В среде необходимо выделить следующие зоны для разного вида активности:

— рабочая;

— активная;

— спокойная.

Предметно-пространственная развивающая среда должна быть:

Содержательно-насыщенной;

Полифункциональной;

Трансформируемой;

Вариативной;

Доступной;

Безопасной.

Насыщенность среды предполагает:

Разнообразие материалов, оборудования, инвентаря в группе;

Должна соответствовать возрастным особенностям и содержанию программы.

Поли функциональность материалов предполагает:

Возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды (детская мебель, маты, мягкие модули, ширмы и т. д.)

Наличие не обладающих жёстко закреплённым способом употребления полифункциональных предметов (в т. ч. природные материалы, предметы-заместители)

Транспортируемость пространства обеспечивает возможность изменений ППР среды в зависимости:

От образовательной ситуации

От меняющихся интересов детей

От возможностей детей

Вариативность среды предполагает:

Наличие различных пространств

Периодическую сменяемость игрового материала

Разнообразие материалов и игрушек для обеспечения свободного выбора детьми

Появление новых предметов

Доступность среды предполагает:

Доступность для воспитанников всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность

Свободный доступ к играм, игрушкам, пособиям, обеспечивающим все виды детской активности

Исправность и сохранность материалов и оборудования

Безопасность среды:

Соответствие всех её элементов по обеспечению надёжности и безопасности, т. е. на игрушки должны быть сертификаты и декларации соответствия.

Согласно ФГОС пространство группы может организовываться в виде различных зон («центров», «уголков»), оснащенных большим количеством развивающих материалов.

Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование. Обязательным в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно-поисковой работы-магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и прочее; большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций.

Активный сектор (занимает самую большую площадь в группе), включающий в себя:

1. Центр игры

2. Центр двигательной активности

3. Центр конструирования

4. Цент музыкально - театрализованной деятельности

Спокойный сектор:

1. Центр книги

2. Центр отдыха

3. Центр природы

Рабочий сектор: (Рабочий сектор занимает 25% всей группы, так как там предполагается размещение оборудования для организации совместной и регламентированной деятельности. Все части группового пространства имеют условные границы в зависимости от конкретных задач момента, при необходимости можно вместить всех желающих, так как дошкольники «заражаются» текущими интересами сверстников и присоединяются к ним:

1. Центр познавательной и исследовательской деятельности

2. Центр продуктивной и творческой деятельности

3. Центр правильной речи и моторики

Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование. Обязательным в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно-поисковой работы-магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и прочее; большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций.

Создавая предметно-развивающую среду необходимо помнить:

1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.

3. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.

4. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.

5. В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.

6. Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоционально - потребностной сферы.

7. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.

8. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.

9. Предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.

Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому педагоги-практики испытывают повышенный интерес к обновлению предметно-развивающей среды ДОУ.

Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Все нормативно – правовые документы ориентируют на взаимодействие с родителями: родители должны участвовать в реализации программы, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности. Родители должны быть активными участниками образовательного процесса, всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями. Задача педагогов выстроить эффективное взаимодействие с семьёй.

Что бы сделать родителей участниками воспитательного процесса необходимо провести колоссальную работу. Очень редко родители сразу идут на контакт и становятся помощниками. При наборе группы я столкнулась с некоторыми проблемами со стороны родителей: у одних - пассивность, у других - недоверие, опасение, где - то даже агрессия.

В современном мире на первом плане у родителей проблемы в экономическом плане. Нехватка времени, занятость, недостаточность компетентности в вопросах дошкольной педагогики и психологии, всё это снижает воспитательный потенциал родителей. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад - место, где просто присматривают за их детьми. И от этого мы педагоги испытываем большие трудности в общении с родителями. Как сложно бывает достучаться до Мам и Пап, объяснить им, что ребёнка нужно не только одеть и накормить, что родители являются первыми педагогами для своих детей. Ребёнок - личность, с которой необходимо общаться: учить думать, размышлять, любить, видеть прекрасное. И как бы ни были хороши педагогические методики образовательного учреждения, решающим фактором становления личности является семья.

Как изменить отношение родителей к своим детям, как объяснить важность проблемы и как вызвать желание помочь детям?

Я поняла, что традиционные формы работы с родителями не дают должного эффекта, поэтому решила использовать, помимо традиционных форм, инновационные.

Для начала я провела краткосрочный (4 недели) проект "Математика дома и в детском саду". Проводя проект, я заметила положительную динамику. Наряду с этим я столкнулась и с трудностями:

• Педагогическая пассивность родителей.

• Непонимание родителями значения детства для формирования личности в целом.

• Нежелание заниматься своими детьми.

• Недоверие к педагогу, нежелание идти на контакт.

• Проблема организации совместных мероприятий в рабочее время ДОУ, отсутствии свободного времени для общения.

Поэтому я решила разработать долгосрочный инновационный проект по взаимодействию с родителями воспитанников «Вместе горы свернём».

Проект практико-ориентированный, долгосрочный, открытый, коллективный.

Срок реализации: 01.07.2015-31.05. 2016

Участники: воспитатель, воспитанники и их родители.

Цель проекта:

Установить партнёрские, диалоговые взаимоотношения между воспитателями и родителями

Расширить педагогические знания и умения родителей

Задачи проекта:

• оказание помощи родителям в вопросах воспитания и развития дошкольников

• установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника

• повышать педагогическую компетентность родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

• создавать психологически комфортную обстановку для детей, членов их семей, атмосферу доброжелательности, сотрудничества

• Предполагаемый результат:

• У родителей должны сформироваться доверительные, партнёрские отношения с детьми и педагогом

• Родители вовлечены в совместную с детьми и педагогами деятельность, участие в досуговых, оздоровительных мероприятиях, оказание посильной помощи ДОУ.

• Педагогические знания и умения родителей повышены

Сейчас, когда проект уже завершен я могу смело сказать, что признаки обновления во взаимодействии педагогов с семьей явно происходят. В этом году родители моя поддержка и верные помощники.

В проект я включила разнообразные формы работы с родителями:

1. Индивидуальные

• посещение семьи

• анкетирование

• консультации

• беседы

2. Коллективные

• родительские собрания

• круглый стол

• совместные развлечения

• родительский клуб

3. Наглядно- информационные:

• родительский уголок

• папки - передвижки

• тематические выставки

• выставки поделок

• конкурсы поделок

• мастер-классы

• использование сети Интернет

• Журнал «У меня есть вопрос»

• Вечера вопросов и ответов

На сегодняшний момент многие формы работы с родителями используются в комплексе.

Нужно отказаться от формального общения, монолога в пользу диалога с родителями и отдавать приоритет таким формам работы, как "круглый стол", вечера вопросов и ответов, совместные со взрослыми праздники и развлечения, педсоветы, дискуссионные клубы, выставки совместных работ родителей и детей, тренинговые занятия, помогающие родителям ориентироваться в различных ситуациях, анализировать их, находить оптимальных решений.

В вопросах развития и воспитания пока еще инициатива больше исходит от педагогов, но уже видно, что родители стали больше интересоваться, чем занимаются дети в детском саду, какие мероприятия проводятся. Многие стали проявлять инициативу, предлагать помощь в организации мероприятий, праздников, развивающей среды в группе.

Результат проведенной работы показал, что привлечение родителей к жизни группы помогает их заинтересовать и привлечь к помощи для обогащения предметно-развивающей среды, объединить коллектив детского сада и семьи воспитанников в вопросах решения общих задач в воспитании и развития детей.































Список используемой литературы:

  • http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/05/20/konsultatsiya-dlya-pedagogov-organizatsiya-predmetno-razvivayushchey

  • http://nsportal.ru/sites/default/files/2013/10/21/razvivayushchaya_predmetno_-_prostranstvennaya_sreda.docx

  • http://ds-420.nios.ru/DswMedia/pedsovet-3.pdf