Семинар-практикум на тему:
«Развитие и организация предметно-пространственной развивающей среды через работу с родителями»
(из опыта работы)
Подготовила:
Крылова И.Г.
2018 г.
На развитие ребёнка в значительной степени оказывает влияние наследственность, среда и воспитание. Среда – это окружающее человека пространство, зона непосредственной активности индивида, его развития и действия. Известно, что именно этот фактор может или тормозить развитие ребёнка, или стимулировать его развитие. Возможен и нейтральный вариант воздействия среды, когда она и не тормозит, но и не стимулирует развитие ребёнка. Всё это необходимо учитывать при создании обстановки в детском дошкольном учреждении.
Требования ФГОС к развивающей предметно- развивающей среде:
1. предметно-развивающая среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала.
2. доступность среды, что предполагает:
2.1 доступность для воспитанников всех помещений организации, где осуществляется образовательный процесс.
2.2. свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности.
Организация развивающей среды в школе с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.
Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.
Основные составляющие при проектировании предметно-пространственной развивающей среды в группе:
ПРОСТРАНСТВО
ВРЕМЯ
ПРЕДМЕТНОЕ ОКРУЖЕНИЕ
В среде необходимо выделить следующие зоны для разного вида активности:
— рабочая;
— активная;
— спокойная.
Предметно-пространственная развивающая среда должна быть:
Содержательно-насыщенной;
Полифункциональной;
Трансформируемой;
Вариативной;
Доступной;
Безопасной.
Насыщенность среды предполагает:
Разнообразие материалов, оборудования, инвентаря в группе;
Должна соответствовать возрастным особенностям и содержанию программы.
Поли функциональность материалов предполагает:
Возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды (детская мебель, маты, мягкие модули, ширмы и т. д.)
Наличие не обладающих жёстко закреплённым способом употребления полифункциональных предметов (в т. ч. природные материалы, предметы-заместители)
Транспортируемость пространства обеспечивает возможность изменений ППР среды в зависимости:
От образовательной ситуации
От меняющихся интересов детей
От возможностей детей
Вариативность среды предполагает:
Наличие различных пространств
Периодическую сменяемость игрового материала
Разнообразие материалов и игрушек для обеспечения свободного выбора детьми
Появление новых предметов
Доступность среды предполагает:
Доступность для воспитанников всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность
Свободный доступ к играм, игрушкам, пособиям, обеспечивающим все виды детской активности
Исправность и сохранность материалов и оборудования
Безопасность среды:
Соответствие всех её элементов по обеспечению надёжности и безопасности, т. е. на игрушки должны быть сертификаты и декларации соответствия.
Согласно ФГОС пространство группы может организовываться в виде различных зон («центров», «уголков»), оснащенных большим количеством развивающих материалов.
Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование. Обязательным в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно-поисковой работы-магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и прочее; большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций.
Активный сектор (занимает самую большую площадь в группе), включающий в себя:
1. Центр игры
2. Центр двигательной активности
3. Центр конструирования
4. Цент музыкально - театрализованной деятельности
Спокойный сектор:
1. Центр книги
2. Центр отдыха
3. Центр природы
Рабочий сектор: (Рабочий сектор занимает 25% всей группы, так как там предполагается размещение оборудования для организации совместной и регламентированной деятельности. Все части группового пространства имеют условные границы в зависимости от конкретных задач момента, при необходимости можно вместить всех желающих, так как дошкольники «заражаются» текущими интересами сверстников и присоединяются к ним:
1. Центр познавательной и исследовательской деятельности
2. Центр продуктивной и творческой деятельности
3. Центр правильной речи и моторики
Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование. Обязательным в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно-поисковой работы-магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и прочее; большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций.
Создавая предметно-развивающую среду необходимо помнить:
1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.
3. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.
4. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.
5. В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.
6. Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоционально - потребностной сферы.
7. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.
8. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.
9. Предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.
Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому педагоги-практики испытывают повышенный интерес к обновлению предметно-развивающей среды ДОУ.
Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Все нормативно – правовые документы ориентируют на взаимодействие с родителями: родители должны участвовать в реализации программы, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности. Родители должны быть активными участниками образовательного процесса, всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями. Задача педагогов выстроить эффективное взаимодействие с семьёй.
Что бы сделать родителей участниками воспитательного процесса необходимо провести колоссальную работу. Очень редко родители сразу идут на контакт и становятся помощниками. При наборе группы я столкнулась с некоторыми проблемами со стороны родителей: у одних - пассивность, у других - недоверие, опасение, где - то даже агрессия.
В современном мире на первом плане у родителей проблемы в экономическом плане. Нехватка времени, занятость, недостаточность компетентности в вопросах дошкольной педагогики и психологии, всё это снижает воспитательный потенциал родителей. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад - место, где просто присматривают за их детьми. И от этого мы педагоги испытываем большие трудности в общении с родителями. Как сложно бывает достучаться до Мам и Пап, объяснить им, что ребёнка нужно не только одеть и накормить, что родители являются первыми педагогами для своих детей. Ребёнок - личность, с которой необходимо общаться: учить думать, размышлять, любить, видеть прекрасное. И как бы ни были хороши педагогические методики образовательного учреждения, решающим фактором становления личности является семья.
Как изменить отношение родителей к своим детям, как объяснить важность проблемы и как вызвать желание помочь детям?
Я поняла, что традиционные формы работы с родителями не дают должного эффекта, поэтому решила использовать, помимо традиционных форм, инновационные.
Для начала я провела краткосрочный (4 недели) проект "Математика дома и в детском саду". Проводя проект, я заметила положительную динамику. Наряду с этим я столкнулась и с трудностями:
• Педагогическая пассивность родителей.
• Непонимание родителями значения детства для формирования личности в целом.
• Нежелание заниматься своими детьми.
• Недоверие к педагогу, нежелание идти на контакт.
• Проблема организации совместных мероприятий в рабочее время ДОУ, отсутствии свободного времени для общения.
Поэтому я решила разработать долгосрочный инновационный проект по взаимодействию с родителями воспитанников «Вместе горы свернём».
Проект практико-ориентированный, долгосрочный, открытый, коллективный.
Срок реализации: 01.07.2015-31.05. 2016
Участники: воспитатель, воспитанники и их родители.
Цель проекта:
Установить партнёрские, диалоговые взаимоотношения между воспитателями и родителями
Расширить педагогические знания и умения родителей
Задачи проекта:
• оказание помощи родителям в вопросах воспитания и развития дошкольников
• установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника
• повышать педагогическую компетентность родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
• создавать психологически комфортную обстановку для детей, членов их семей, атмосферу доброжелательности, сотрудничества
• Предполагаемый результат:
• У родителей должны сформироваться доверительные, партнёрские отношения с детьми и педагогом
• Родители вовлечены в совместную с детьми и педагогами деятельность, участие в досуговых, оздоровительных мероприятиях, оказание посильной помощи ДОУ.
• Педагогические знания и умения родителей повышены
Сейчас, когда проект уже завершен я могу смело сказать, что признаки обновления во взаимодействии педагогов с семьей явно происходят. В этом году родители моя поддержка и верные помощники.
В проект я включила разнообразные формы работы с родителями:
1. Индивидуальные
• посещение семьи
• анкетирование
• консультации
• беседы
2. Коллективные
• родительские собрания
• круглый стол
• совместные развлечения
• родительский клуб
3. Наглядно- информационные:
• родительский уголок
• папки - передвижки
• тематические выставки
• выставки поделок
• конкурсы поделок
• мастер-классы
• использование сети Интернет
• Журнал «У меня есть вопрос»
• Вечера вопросов и ответов
На сегодняшний момент многие формы работы с родителями используются в комплексе.
Нужно отказаться от формального общения, монолога в пользу диалога с родителями и отдавать приоритет таким формам работы, как "круглый стол", вечера вопросов и ответов, совместные со взрослыми праздники и развлечения, педсоветы, дискуссионные клубы, выставки совместных работ родителей и детей, тренинговые занятия, помогающие родителям ориентироваться в различных ситуациях, анализировать их, находить оптимальных решений.
В вопросах развития и воспитания пока еще инициатива больше исходит от педагогов, но уже видно, что родители стали больше интересоваться, чем занимаются дети в детском саду, какие мероприятия проводятся. Многие стали проявлять инициативу, предлагать помощь в организации мероприятий, праздников, развивающей среды в группе.
Результат проведенной работы показал, что привлечение родителей к жизни группы помогает их заинтересовать и привлечь к помощи для обогащения предметно-развивающей среды, объединить коллектив детского сада и семьи воспитанников в вопросах решения общих задач в воспитании и развития детей.
Список используемой литературы:
http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/05/20/konsultatsiya-dlya-pedagogov-organizatsiya-predmetno-razvivayushchey
http://nsportal.ru/sites/default/files/2013/10/21/razvivayushchaya_predmetno_-_prostranstvennaya_sreda.docx
http://ds-420.nios.ru/DswMedia/pedsovet-3.pdf