СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие и совершенствование технического мышления на уроках Технологии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Развитие и совершенствование технического мышления на уроках Технологии»



Развитие и совершенствование технического мышления на уроках

Технологии



Умение мыслить, искать новые, нестандартные решения- это качество без которого немыслим эффективный труд в сферах науки, производства, обслуживания. Важная задача учебных занятий по Технологии- формирование у учащихся творческого отношения к работе. В его основе, как свидетельствуют исследования психологов, лежит развитое техническое мышление. Оно характеризуется, в частности, способностью к пространственному воображению, умению связывать теорию с практикой.

Как показывает опыт, одним из методов развития технического мышления на занятиях в школьных мастерских является решение технических задач.

При обучении учащихся обработке конструкционных материалов могут быть использованы задачи, связанные с чтением чертежа, анализом конструкции изделия. Составлением технического плана, выполнением рабочих операций. Решение их базируется на знаниях и умениях, полученными учащимися на предшествующих занятиях. Содержание задач должно учитывать особенности конструкции и технологии изготовления изделий, рекомендуемых для каждого класса.

Изготовление изделий связано с чтением чертежей, в ходе которого создаются представления о геометрической форме, габаритных размерах, конструктивной особенности и назначении деталей, способах их соединения между собой. В задачу обучения чтения чертежей входит и формирование сопоставлять форму предмета с процессом формообразования, контролируемые размеры- с возможностями измерительных инструментов. Важно научить школьников придерживаться наиболее целесообразной последовательности, как правило, вначале определяют название детали, затем ее форму и размеры, форму деталей и размеры ее элементов, их местоположение. Один из методов творческого технического мышления – решение задач по тем или иным чертежам. Например, учащимся показывают чертеж несложного изделия без рисунка и просят это изделие назвать и определить (прочитать) его основные размеры. Или есть чертеж и технический рисунок многодетального изделия. Учитель предлагает найти ту или иную деталь на чертеже. Для более способных учеников для усиления интереса можно дать более сложные задачи: построение недостающих проекций чертежа, выполнение эскиза по техническому рисунку, определение формы и размеров отдельных элементов деталей: отверстий, вырезов, скосов и др.

Для большей заинтересованности в творческой деятельности и с целью лучшего понимания чертежей им предлагается самостоятельно составить технологические задачи и технологические карты.

Технологические задачи главным образом с рациональным подбором материала, определением порядка изготовления отдельных деталей, выбором способов и последовательности сборки изделия, повышением качества выполняемых операций, экономным расходованием рабочего времени. Их предлагают в виде чертежей или технологических карт. В первом случае учащиеся по чертежу составляют технологическую карту, во втором – дополняют ее.

В ряду задач на технологическое мышление стоят задачи на выбор способов отделки изделия. Они способствуют приобщению учащихся к технической эстетике, воспитанию у них художественного вкуса, чувства прекрасного. Обучение обработке конструкционных материалов предоставляет учителю широкие возможности для экономического образования и воспитания школьников. Для усиления стимулирования технического мышления в настоящее время может служить метод учебного проектирования, которое по существу, тоже решение технических, но только в комплексе, в связи с процессом изготовления в целом, с его реализацией как товара. Но при этом нужно внимательно следить, чтобы самостоятельная работа учащихся так и выполняемая с помощью учителя была для них посильна, и в тоже время требовали от школьников определенного программой комплекса знаний и умений, творческого напряжения сил соответствующими их возрасту и уровню подготовки.