«Развитие интеллектуальной одаренности дошкольников с использованием развивающих игр В.В. Воскобовича на занятиях по формированию элементарных математических представлений»
Игнатова Вера Васильевна
воспитатель
«Детский сад комбинированного вида №24 «Светлячок»
г. Мичуринска Тамбовской области
Ребенок по своей природе – исследователь и экспериментатор, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир.
Наша задача дать детям возможность самостоятельно осознать причину происходящего, докопаться до истины, понять принцип и логику решения поставленной задачи, научить действовать в соответствии с предложенной ситуацией.
Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра. При правильной организации игра создает условия для развития физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка, формированию предпосылок учебной деятельности и обеспечению социальной успешности дошкольника. Но сегодня стоит острая проблема, связанная с организацией игровой деятельности современных детей. Дети избалованы изобилием и разнообразием игр и игрушек, которые не всегда несут в себе нужную психологическую и педагогическую информацию. Поэтому от педагога требуется умение ориентироваться в мире современных игр и игрушек, сохраняя баланс между желанием ребенка и пользой для него, больше уделяя внимание дидактическим и развивающим играм, способствуя адекватной социализации ребенка.
Из опыта работы могу сказать, что развитию интеллектуальных и личностных качеств одаренных детей, формированию предпосылок учебной деятельности, формированию элементарных математических представлений способствуют нетрадиционные игры В. В. Воскобовича.
Вячеслав Владимирович – изобретатель, который придумал более 50 пособий для развития умственных и творческих способностей ребенка. Понимая, что задания и упражнения не так интересны детям, как игра, он подошел к делу творчески и соединил свои идеи с игровыми моментами.
Впервые о развивающих играх В.В. Воскобовича я услышала несколько лет назад. Они меня заинтересовали своей простотой и незатейливостью, и я решила более углубленно изучить опыт работы этого автора. Я познакомилась с его игровой технологией интеллектуально-творческого развития детей 3-7 лет. Цель данной технологии: построение педагогического процесса, способствующего интеллектуально - творческому развитию детей в игре.
Что отличает игры данного автора от всех остальных?
Широкий возрастной диапазон (от 2-х до 7 лет и старше)
Многофункциональность
Творческий потенциал
Предоставление возможности самостоятельной продуктивной деятельности.
Развивающие игры В.В. Воскобовича – это особенная и самобытная методика, в основу которой заложены три основных принципа: интерес, познание, творчество. Поэтому я решила применить их на практике в работе с одаренными детьми в детском саду и поставила цель образовательной деятельности - развитие элементарных математических представлений у одаренных детей на основе развивающих игр В.В. Воскобовича.
Определила следующие задачи:
Развивать у детей мыслительные операции и познавательные процессы.
Развивать представления о геометрических фигурах.
Закреплять знания о цветах и оттенках в спектре.
Закреплять умение соизмерять предметы по величине (длине, ширине, высоте).
Определять пространственное расположение объектов.
Занятия составлены на основе календарно-тематического планирования. Структура занятий позволяет сочетать и успешно решать задачи из разных разделов программы.
Занятия в системе структурированы по принципу системности и последовательности, по темам: «Количество и счет», «Познакомить с цифрами от 0 до 9», «Величина», «Форма», «Ориентировка в пространстве», Ориентировка во времени».
Структура занятия:
Занятие включает в себя три этапа: организация детей, основная часть занятия и окончание занятия.
Вводная часть. Основные дидактические задачи, которые ставятся и решаются педагогом в начале занятия - вызвать интерес к предстоящей деятельности, к содержанию у обычных детей и детей с интеллектуальной одаренностью; собрать внимание детей и доступно сформулировать задачу. Организационная часть в занятии по ФЭМП отличается от других областей (занятие может начаться не за партами, а со сбора детей вокруг воспитателя, который проверяет их внешний вид, привлекает внимание;).
Начало занятия должно быть эмоциональным, заинтересовывающим, радостным. В старших группах, особенно с интеллектуально-одаренными детьми целесообразно использовать проблемные ситуации.
Основная часть: объяснение, показ, дидактические игры, физкультминутка, поисковая деятельность, использование средств ИКТ...
Она предусматривает собственно процесс передачи знаний детям и их активную деятельность. В соответствии с целью строится план работы для подгрупп (обычные дети, дети с интеллектуальной одаренностью), разворачивается поиск решения, определение имеющихся знаний, умений, навыков и тех, которым предстоит научиться для достижения цели. Практический этап занятия соответствует плану и воспитательным программным задачам.
Примерные части хода математического занятия
Математическая разминка.
Работа с демонстрационным материалом.
Работа с раздаточным материалом, дифференцированный подход.
Физкультминутка.
Дидактическая игра. Развивающая игра В.В. Воскобовича для детей с интеллектуальной одаренностью. Дифференцированный подход.
Заключительная часть. Итог: игра-загадка, словесные методы, сюрпризные моменты...
Итог занятия. Заключительная часть связана с подведением итогов познавательной деятельности, анализом и оценкой выполненных детских работ, учебных умений группы в целом, а также отдельных детей /дифференцированная оценка деятельности. Следует добиваться того, чтобы итоговое обсуждение было результатом усилий самих детей, побуждало к эмоциональной оценке занятия.
В системе занятий используются развивающие игры В.В. Воскобовича, и упражнения, включенные в занятия, для развития интеллектуальной одаренности старших дошкольников. Игровые ситуации с развивающими играми В.В. Воскобовича, используемые на занятиях, мотивируют деятельность детей и направляют их мыслительную активность на поиск способов решения поставленных задач, тем самым развивая интеллектуальную одаренность старших дошкольников. Методика проведения занятий не предполагает прямого обучения, способного отрицательно повлиять на осмысление и самостоятельное выполнение ребенком математических заданий, а подразумевает создание ситуаций содружества, содеятельности. Активизация мыслительной деятельности развивает активную позицию ребенка и формирует навыки учебной деятельности. Каждое из приведенных в приложении упражнений направлено на формирование логических мыслительных приемов.
Система занятий, включающая комплекс заданий и упражнений, разнообразных методов и приемов работы с детьми (наглядно-практические, игровые), помогает дошкольникам овладеть способами и приемами познания, применять полученные знания в самостоятельной деятельности. Это создает предпосылки для формирования правильного миропонимания, позволяет обеспечить общую развивающую направленность обучения, связь с умственным, речевым развитием и различными видами деятельности.
Объем занятий позволяет воспитателям реализовать свой творческий потенциал и учитывать особенности конкретной группы детей.
Знания, полученные на занятиях по формированию элементарных математических представлений, необходимо закреплять в повседневной жизни. С этой целью особое внимание следует уделять развивающим играм В.В. Воскобовича, в которых создаются условия для применения математических знаний и способов действий.
Таким образом, исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что система занятий по формированию элементарных математических представлений с использованием развивающих игр В.В. Воскобовича составлена при соблюдении ряда условий и будет способствовать развитию интеллектуальной одаренности старших дошкольников.
5