СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся на уроках физики и во внеурочное время

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современное образование выдвигает в качестве приоритетной проблему творчества, развития креативного мышления, способствующего формированию творческого потенциала личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.

Просмотр содержимого документа
«Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся на уроках физики и во внеурочное время»

Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся


Цель: раскрыть смысл понятий интеллект и творчество; познакомится с методикой работы по развитию интеллектуальных и творческих способностей школьников.


Современное образование выдвигает в качестве приоритетной проблему творчества, развития креативного мышления, способствующего формированию творческого потенциала личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.

К сожалению, данные диагностирования родителей и учителей показывают, что 80 % родителей и 40 % учителей отождествляют творческие способности с интеллектуальными умственными способностями детей.

Под творческими способностями понимаются индивидуальные психологические особенности ребенка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность.

По словам Выготского Л.С … «деятельность человека подразделяется на два вида: репродуктивная (воспроизводящая) и творческая.

Творческая деятельность – когда создается нечто новое …какая-нибудь вещь внешнего мира или известное построение ума или чувства человека

ТВОРЧЕСКАЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - создание качественно нового, никогда ранее не существовавшего. 

Предпосылками творческой деятельности являются гибкость мышления (способность варьировать способы решения), 

критичность (способностьотказаться от непродуктивных стратегий), 

способность к сближению и сцеплению понятий, цельностьвосприятия и др. 


Педагогическое творчество. В настоящее время утверждение о том, что педагогическая деятельность является по своей природе творческой, стало общепринятым.

Творчество - это деятельность, порождающая нечто новое на основе реорганизации имеющегося опыта и формирования новых комбинаций знаний, умений, продуктов (Философский энциклопедический словарь. - М., 1983. -С. 670).

Результатом творчества является введение в педагогический процесс инноваций.

Выделяют несколько уровней инноваций:

  1. открытие, утверждающее идеи, способные преобразовывать педагогическую действительность;

  2. изобретения, разработка и внедрение новых элементов педагогических технологий;

  3. педагогическое рационализаторство - усовершенствования, связанные с модернизацией и адаптацией к конкретным условиям уже используемых методов и средств воспитания и обучения.

Уровни педагогического творчества. Выделяют следующие уровни педагогического творчества:

1. Воспроизведение готовых рекомендаций (элементарного взаимодействия с классом): педагог использует обратную связь, корректирует свои воздействия по ее результатам, но он действует «по методичке», «по шаблону», по опыту других учителей.

2. Оптимизация деятельности на уроке, начиная с его планирования, когда творчество проявляется в умелом выборе и целесообразном сочетании уже известного педагогу содержания, методов и форм обучения.

3. Использование творческих возможностей живого общения с учениками.

4. Использование готовых приемов с привнесением личностного начала, соответствующего творческой индивидуальности педагога, особенностям личности воспитанника, конкретному уровню развития класса.

Признаки творческой личности. 

Одни авторы выделяют способность личности

-замечать и формулировать альтернативы,

-подвергать сомнению на первый взгляд очевидное,

-избегать поверхностных формулировок;

-умение вникнуть в проблему и в то же время оторваться от реальности,

-увидеть перспективу;

-способность отказаться от ориентации на авторитеты;

-умение увидеть знакомый объект с совершенно новой стороны, в новом контексте;

-готовность отказаться от теоретических суждений, деления на черное и белое, отойти от привычного жизненного равновесия и устойчивости ради неопределенности и поиска.

Другие относят к признакам творческой личности

-легкость ассоциирования (способность к быстрому и свободному переключению мыслей, способность вызвать в сознании образы и создавать из них новые комбинации);

-способность к оценочным суждениям и критичность мышления (умение выбрать одну из многих альтернатив до ее проверки, способность к переносу решений);

-готовность памяти (овладение достаточно большим объемом систематизированных знаний, упорядоченность и динамичность знаний) и способность к обобщению и отбрасыванию несущественного.

Третьи авторы считают личность творческой, если в ее характеристике присутствует креативность, т.е. способность превращать совершаемую деятельность в творческий процесс.

Условия педагогического творчества. Для осуществления творчества в педагогической деятельности необходимы следующие условия:

  • временная «спрессованность» творчества, когда между задачами и способами их разрешения нет больших промежутков времени (ситуация недостатка времени, «цейтнота»);

  • сопряженность творчества педагога с творчеством учащихся и других педагогов;

  • отсроченность результата и необходимость его прогнозирования;

  • атмосфера публичного выступления;

  • необходимость постоянного соотнесения стандартных педагогических приемов и нетипичных ситуаций.

Если не все отдано — значит, отдано ничего.

И. В. Гете

Творческие способности детей (креативные способности) не поддаются выявлению или оценке по какой-то единой стандарт­ной методике. Их можно выявить и оценить только комплексно, по целому ряду характеристик личности.

Факторы, способствующие учебно-творческой деятельности по 9-балльной шкале


Ранг фактора

Фактор

Значение медианы

1

Личность преподавателя

9,0

2

Творческие ситуации

8,7

3

Самостоятельная работа

8,5

4

Эвристические методы обучения

8,2

5

Общение с преподавателем

8,0

6

Благоприятный климат в группе

7,5

7

Коллективные формы работы

7,4

8

Общение с товарищами

7,4

9

Типовые ситуации с элементами творчества

6,9

10

Хорошо оборудованный кабинет

5,9

11

Типовые ситуации

3,6

12

Традиционные формы работы

3,2

Международная программа «Astor» отмечает следующие каче­ства, необходимые для работы с одаренными детьми и для разви­тия творчества учащихся:

  • нужно быть доброжелательным и чутким;

  • разбираться в особенностях психологии одаренных детей, чувствовать их потребности и интересы;

  • иметь опыт работы со своими собственными детьми или в дошкольных детских учреждениях;

  • иметь высокий уровень интеллектуального развития;

  • иметь широкий круг интересов и умений;

  • иметь помимо педагогического еще какое-то образование;

  • быть готовым к выполнению самых различных обязанностей, связанных с обучением одаренных детей;

  • иметь живой и активный характер;

  • обладать чувством юмора (но без сарказма!);

  • быть готовым к пересмотру своих взглядов и постоянному самосовершенствованию;

  • иметь творческое, возможно, нетрадиционное личное мировоззрение;

  • обладать хорошим здоровьем и жизнестойкостью;

  • иметь специальную повседневную подготовку по работе с одаренными детьми;

  • расположенность к детям, теплота общения с ними.



Общепризнаны следующие творческие методы в преподавании:

  • признание ранее не признанных или неиспользуемых возможностей;

  • уважение желания ребенка работать самостоятельно;

  • умение воздерживаться от вмешательства в процесс твор­ческой деятельности;

  • предоставление ребенку свободы выбора области приложения сил и методов достижения цели;

  • индивидуализированное применение учебной программы в зависимости от особенностей учеников;

  • создание условий для конкретного воплощения творческих идей;

  • предоставление возможности вносить вклад в общее дело класса;

  • поощрение работы над проектами, предложенными сами­ ми учениками;

  • исключение какого-либо давления на детей, создание раскрепощенной обстановки;

  • одобрение результатов деятельности детей в какой-либо од­ ной области с целью побудить желание испытать себя в дру­гих видах деятельности;

  • подчеркивание положительного значения индивидуальных различий;

  • уважение потенциальных возможностей отстающих;

  • демонстрация энтузиазма;

  • оказание авторитетной помощи детям, высказывающим от­ личное от других мнение и в связи с этим испытывающим давление со стороны своих сверстников;

  • создание ситуаций, при которых слабые учащиеся тесно ра­ботают с сильными, успевающими;

  • поиск возможных точек соприкосновения фантазии с реальностью;

  • извлечение максимальной пользы из хобби, конкретных ув­лечений и индивидуальных наклонностей;

  • терпимое отношение (по крайней мере, временно) к возможному беспорядку;

  • поощрение максимальной вовлеченности в совместную де­ятельность;

  • способность убедить учеников, что учитель является их еди­номышленником, а не противником.

«Творческая деятельность учащихся –

базовое требование ГОС»

Нельзя не согласиться со словами известного канадского писателя Джона Кехо в том, что творческая деятельность - это необходимость для успешной жизни. «Проснувшийся творческий дух - это способность регулярно и непрестанно решать повседневно возникающие проблемы уникальным, новаторским образом, быть по ту сторону рутины и шаблонов, использовать вдохновение, всегда живущее в нас, и следовать нестандартным мыслям. Открыв и используя внутренний дух творчества, каждый человек превращает всю свою жизнь в радостное приключение».


При доминировании творческой деятельности в преподавании появилась необходимость изменить характер учебного процесса, способы деятельности учащихся, стили взаимоотношений учащихся и учителя, стиль педагогической деятельности учителя.


Организация творческой деятельности заключается в том, чтобы дать возможность всем без исключения учащимся проявить свои таланты и весь свой творческий потенциал, подразумевающий возможность реализации своих личных планов. Развитие ребенка происходит только в деятельности. Только собственными силами можно усвоить опыт и знания, накопленные человечеством, развить свои собственные способности, приобрести свой личный, неповторимый опыт.


Выбор методов организации творческой деятельности зависит от целей, уровня сложности содержания, уровня развития индивидуальных творческих способностей учащихся, конкретных условий, сложившихся при выполнении творческого задания. При этом педагог строит свою деятельность, исходя из принципов личностно – ориентированного подхода в обучении.


Организация творческой деятельности учащихся должна происходить системно, органично сочетаясь с опытом и индивидуальными способностями самого ребёнка.


В теории развития творческой личности определен специальный термин “встреча с чудом” - как начало, первый этап вхождения в творческую деятельность. “Встреча с чудом” - это встреча с интересным человеком, природным явлением, нерешённой проблемой науки и искусства. “Чудо” - это всегда новое, необычное, оригинальное. Это момент возникновения в сознании человека доминанты к творческой, исследовательской деятельности.


В общей структуре творческой деятельности можно выделить несколько основных этапов:

1. Накопление знаний и навыков, необходимых для формирования задачи (проблемы)

2. Сосредоточение усилий и поиск дополнительной информации, подготовка к решению задачи.

3. Инкубационный период

4. Озарение или инсайт (гениальная идея).

5. Проверка и доработка замысла. Его воплощение.


    1. Накопление знаний, постановка проблемы

Наполнить знания ученика фактами и событиями, образно - эмоционально воздействовать на его чувства, обучить приёмам воплощения идеи в творческий продукт. Важно научить ученика отойти от стереотипов мышления, подвергнуть сомнению привычные факты.

    1. Сосредоточение усилий

Необходимо предоставить ученику свободное время, творческую атмосферу, тишину в помещении. Необходимо помнить, что для одних важно быть в коллективе, обсудить, другие лучше работают самостоятельно.

    1. Инкубационный период

Этап с точки зрения эвристики может вызвать разочарование. Компенсирующие меры: переключение на другой вид деятельности (например, оформление текста, подбор иллюстраций по теме, подготовка инструмента, оборудования и пр.)

    1. Период «инсайта»

Важно обеспечить положительные эмоции, нельзя отрицательно относиться к ученическому изобретению, критиковать. Если что-то вышло не так, как задумано, то вместе с учеником следует вернуться на этап номер один, т.е. добавить новый материал (расширить содержание) или рассмотреть другие варианты воплощения творческого продукта.

    1. Воплощение замысла в конкретный продукт, проверка своей гипотезы и презентации своего творения

Обучение защите и презентации своего творения, рефлексии, анализу и сравнению других продуктов творческой деятельности.


Результатом использования в процессе творческой деятельности различных видов заданий становится формирование и развитие у учащихся всех видов универсальных учебных действий.

В результате организации творческой деятельности учащиеся приобретают и другие качества творческой личности. По мнению А. И. Савенкова это:

  • способность удивляться и видеть проблемы;

  • любопытство и любознательность;

  • способность решать дивергентные задачи (задачи, имеющие не один, а множество верных ответов);

  • оригинальность мышления (способность выдвигать новые, неожиданные идеи, отличающиеся от широко известных, банальных);

  • гибкость мышления (способность быстро и легко находить новые стратегии решения задач, устанавливать ассоциативные связи);

  • продуктивность мышления (способность легко и в большом количестве генерировать новые идеи: чем больше идей, тем больше творческих возможностей их развития).


Таким образом, в организации творческой деятельности школьников учитель должен:

  • строить учебную деятельность в соответствии с учётом индивидуальных способностей, возрастных и других особенностей учащихся, их актуальной и ближайшей зон развития с целью развития у учащихся качеств творческой личности;

  • реализовывать ряд наиболее эффективных приёмов, методов, стратегий развития творческой деятельности учащихся;

  • ориентироваться на современные требования, предъявляемые к педагогической деятельности, определённые ГОС.



Сегодня вопрос о развитии творческих способностей учащихся актуален, так как последние исследования показывают, что у наших учеников значительно больше возможностей усваивать новые понятия, применять знания и умения, как в привычной, так и в нестандартной ситуации.


Притча

…Однажды маленький мальчик отправился в школу. Он был еще совсем маленький, а школа была очень большая. На уроке учительница сказала: «Сегодня мы будем рисовать». Мальчик очень любил рисовать. Он умел рисовать львов и тигров, кур и коров, корабли и самолеты. Он взял карандаши и приступил к работе. Но учительница подошла и сказала: «Подожди, еще не время. Теперь мы будем рисовать цветы».

«Здорово», - ответилребенок и нарисовал желтые, оранжевые, синие цветы.

Но учительница объявила: «Я покажу, как надо рисовать. Вот так».

Мальчик посмотрел на цветок, свои цветы ему нравились больше, но он этого не сказал, перевернул листок и нарисовал красный цветок на зеленом стебельке. В следующий раз учительница сказала: «Сегодня мы будем заниматься лепкой». «Хорошо», - подумал мальчик, он любил лепить. Но учительница предупредила: «Подожди, я покажу как надо». И мальчик слепил, как надо. Однажды родители мальчика решили переехать, и ему пришлось поменять школу. В первый день новая учительница сказала:

-Сегодня мы будем рисовать.

-Ура, подумал маленький мальчик и стал ждать, когда учительница покажет, как надо.

Но педагог не сказала ничего. Она просто прогуливалась по классу.

Когда она подошла к ученику, спросила:

-Ты не хочешь рисовать?

-Хочу, а что нужно?

-Я не знаю, пока ты не нарисуешь.

-А как я буду рисовать?

-Как хочешь - сказала учительница - если бы все сделали одинаковые рисунки, как бы я узнала, кто нарисовал и чей этот рисунок

-Я не знаю – сказал мальчик. И он начал рисовать красный цветок на зеленом стебле…


Первый совет:

Больше пользы приносит рассмотрение одного и того же предмета с десяти разных сторон, чем изучение десяти разных предметов с одной стороны.

Второй совет:

Задания творческого характера должны даваться всему классу, но не следует указывать ребенку на его провал. При их выполнении оценивать следует только успех.



Виды интеллекта. Традиционно в психологии выделяют несколько видов мыслительной деятельности. Все они соответствуют тем или иным жизненным направлениям или затрагивают образ жизни человека.

Вербальный интеллект. С помощью данного вида личность всегда имеет возможность общаться с другими людьми. Письменная деятельность прекрасно развивает интеллект, позволяет освоить иностранные языки, изучить классическую литературу. Участие в дискуссиях и диспутах на различные темы помогает сосредоточиться на сути вопроса, определиться с собственными ценностями, узнать от оппонентов для себя что - то важное и ценное. Вербальный интеллект необходим для приобретения базовых знаний о мире, для того, чтобы личность имела возможность накапливать необходимый опыт для своего становления. Общение с успешными людьми, которые смогли выйти на новый уровень жизни, достичь состояния полной независимости, положительным образом сказывается на мировоззрении личности, умении принять и обдумать информацию.

Логический интеллект необходим для совершения логических операций, решения математических задач. Для повышения уровня логики рекомендуется разгадывать кроссворды, читать интеллектуальные, полезные книги, заниматься саморазвитием, посещать тематические семинары и тренинги. Логический интеллект нуждается в постоянной работе. Чтобы свободно оперировать цифрами, нужно постоянно производить в уме сложные вычисления, решать задачи.

Пространственный интеллект основывается на зрительном восприятии какой - либо деятельности с возможностью повторить ее на собственном опыте. Так занятие музыкой, лепка из глины могут стать замечательными проводниками к саморазвитию.

Физический интеллект - это возможность оставаться в прекрасной физической форме - залог хорошего самочувствия и долголетия. Физический интеллект подразумевает сильную связь с телом, внимательное отношение к своему самочувствию. Отсутствие болезней еще не является показателем физического здоровья. Чтобы тело было крепкое и бодрое, нужно уделять ему достаточно сил и внимания: по возможности, заниматься зарядкой, любым спортом. Важно давать себе ежедневно ту степень нагрузки, какую человек в состоянии выдержать. Безусловно, чтобы управлять этим процессом, нужно обладать большой мотивацией и желанием что - то изменить в лучшую сторону.

Социальный интеллект. Сюда можно отнести умение общаться. Человек существо социальное и не может жить вне общества. Чтобы адекватно выстраивать отношения с другими людьми и научиться их правильно понимать, нужно ежедневно тренировать свою волю и способность слышать других. Понимание между людьми складывается из нескольких составляющих, важным компонентом которых является взаимовыгодное сотрудничество. Это основа любого бизнеса, в том, чтобы понимать потребности клиента, уметь донести до аудитории нужную информацию.

Эмоциональный интеллект. Предполагает развитие у человека достаточно высокого уровня рефлексии. Умение мыслить аналитически, осознавать свои индивидуальные потребности и стремиться к достижению собственных целей, несомненно, поможет достичь высокого уровня эмоционального интеллекта. Так же важным компонентом является умение общаться с людьми, понимать их настроения и чувства, выстраивать с ними модели эффективного взаимодействия.

Духовный интеллект предполагает осознанное стремление личности познать себя, заниматься самосовершенствованием. Интеллектуально развитый человек никогда не задерживается надолго на одной ступени развития, он хочет прогрессировать, мотивировать себя на дальнейшие действия. Для развития данного вида интеллекта прекрасно подойдут индивидуальные размышления о жизни, сущности бытия, медитации, а также молитва.

Творческий интеллект предполагает наличие у индивида определенного художественного таланта: литературного, музыкального, живописного. Необходимость сосредоточиться на выполняемой задаче, сконцентрироваться на художественном образе и воплощать его на бумаге, холсте или нотах присуща истинным творцам. Но следует помнить о том, что любые способности нуждаются в развитии, им нужно уделять много сил и внимания. Так для становления литературного таланта необходимо научиться понимать суть и смысл написанного, изучать творения великих мастеров, осваивать художественные приемы и средства выразительности.



В отечественной психологии попытка систематизации и анализа познавательных способностей впервые была предпринята В.Н. Дружининым. В рамках разрабатываемой им теории общих способностей в числе последних рассматриваются психометрический интеллект (способность решать задачи на основе применения имеющихся знаний), креативность (способность преобразовывать знания с участием воображения и фантазии), обучаемость (способность приобретать знания). В.Н.


Дружининым предложена классификация, в которой выделяются четыре основных аспекта функционирования интеллекта, характеризующих четыре типа интеллектуальных способностей: конвергентные способности, дивергентные способности (или креативность), обучаемость и познавательные стили [7, с. 110].


Конвергентные способности обнаруживают себя в показателях эффективности процесса переработки информации, в первую очередь, в показателях правильности и скорости нахождения единственно возможного (нормативного) ответа в соответствии с требованиями заданной ситуации. Конвергентные способности характеризуют, таким образом, адаптивные возможности индивидуального интеллекта с точки зрения успешности индивидуального интеллектуального поведения в регламентированных условиях деятельности.


Дивергентные способности (креативность) - это способность порождать множество разнообразных оригинальных идей в нерегламентированных условиях деятельности. Креативность в узком значении слова - это дивергентное мышление, отличительной особенностью которого является готовность выдвигать множество в равной мере правильных идей относительно одного и того же объекта.


Креативность в широком смысле слова - это творческие интеллектуальные способности, в том числе способность привносить нечто новое в опыт (Ф. Баррон), способность порождать оригинальные идеи в условиях разрешения или постановки новых проблем (М. Уаллах), способность осознавать пробелы и противоречия, а также формулировать гипотезы относительно недостающих элементов ситуации (Е. Торренс), способность отказываться от стереотипных способов мышления (Дж. Гилфорд).


Обучаемость. Представление об обучаемости как проявлении уровня интеллектуального (умственного) развития возникло в контексте понятия «зона ближайшего развития» (Л.С. Выготский). Под зоной ближайшего развития понимается процесс психологического развития ребенка, который он проходит под руководством взрослого. Понимание ведущей роли обучения в умственном развитии детей позволило отечественным психологам сформулировать четкую позицию: оценка «уровня актуального развития» интеллекта ребенка недостаточна для оценки его интеллектуальных возможностей, ибо последние могут проявляться в совершенно других качественных и количественных показателях в «зоне ближайшего развития». Формирование в зоне ближайшего развития новых интеллектуальных механизмов зависит и от характера обучения, и от творческой самостоятельности самого ребенка.

Познавательные стили. В последние десятилетия в психологии познания все более активно стал проявляться интерес к индивидуальной специфике интеллектуальной деятельности, которая в общем виде была обозначена термином «познавательные стили». Понятие «познавательный стиль» акцентировало внимание исследователей на индивидуальных различиях в способах изучения реальности. Весьма характерно, что изначально индивидуальные различия в предпочитаемых способах интеллектуальной деятельности (стилях) принципиально противопоставлялись индивидуальным различиям в успешности интеллектуальной деятельности (способностям)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!