Развитие интеллектуальных компетенций учащихся средствами информационно-коммуникативных технологий на уроках биологии
Литвинович Татьяна Викторовна,
учитель биологии первой квалификационной категории
Государственного учреждения образования «Гимназия имени Я. Купалы»
Электронный адрес: [email protected] Телефон: +375336800127 (МТС)
Сегодня мы наблюдаем интенсивное развитие биологических наук, усложнение учебной информации – все это входит в противоречие с количеством времени, определённым учебными программами на их изучение. Решить эту проблему можно только при высокой степени сформированности у учащихся ключевых компетенций, и в первую очередь учебно-познавательных [1, с. 58].
Согласно Образовательному стандарту учебного предмета «Биология» к учащимся предъявляются следующие требования к уровню подготовки: уметь объяснять отличия и сходства, обосновывать взаимосвязи и значение, сравнивать строение и процессы жизнедеятельности, приводит примеры, распознавать биологические объекты и процессы, решать биологические задачи [2, с. 13-17]. Запрудский Н.И. определяет владение умениями анализа, синтеза, обобщения, прогнозирования, сравнения, классификации, исследования, моделирования и проектирования как интеллектуальную субкомпетенцию, одну из составляющих учебно-познавательной компетенции [3, с. 40-41].
Для развития данных интеллектуальных умений у учащихся на уроках биологии я использую возможности информационно-коммуникативных технологий (ИКТ). Использование ИКТ на сегодняшний день оказывает наиболее сильное влияние на развитие личности учащихся в соответствии с их интересами и способностями, способствует повышению качества образования, снижению затрат на создание средств обучения [4, с. 3].
Анализируя свой педагогический опыт, я пришла к заключению, что наиболее эффективным средством ИКТ является программное обеспечение SMART Notebook для интерактивной доски. Использование данной программы на уроках биологии позволяет мне успешно решать задачу развития интеллектуальной компетенции учащихся.
Развитие умений анализа и синтеза я осуществляю по средствам применения схем, отражающие части целого объекта или понятия. Для этого странице SMART размещается ключевое понятие, с помощью стрелок задается число его составляющих. Учащимся, в зависимости от уровня их подготовленности, может быть предложено, выбрать необходимые составляющие из предложенного списка (Рис. 1) или самостоятельно дописать их, проанализировав учебный текст (Рис. 2).

Рисунок 1- Тема «Органы растений», 7 класс

Рисунок 2 – Тема «Пресноводный полип гидра», 8 класс
Развитию умений сравнения способствуют задания на составление таблиц, позволяющих выделить черты сходства и различия. Признаки сравнения могут быть определены учителем или самими учащимися. При заранее определенной линии сравнения, для последующей проверки результатов деятельности учащихся, заполненные столбцы таблиц скрываются с помощью функций «Затенение ячейки» (Рис. 3) или «Затенение экрана» (Рис. 4).

Рисунок 3 – Тема «Плауны. Хвощи», 7 класс
Рисунок 4 – Тема «Цепи и сети питания», 11 класс
Сравнить биологические объекты позволяют также интерактивные средства LAT 2.0-RU «Сортировщик по категориям – изображение или текст» (Рис. 5, 6).
Рисунок 5 – Тема «Значение
животных в природе и жизни человека», 6 класс
Рисунок 6 – Тема «», класс
Задания на сравнение биологических объектов можно представить в виде кругов Вена. Для этого с помощью функции «Фигура» на странице отображается нужное количество кругов, соответствующих числу сравниваемых объектов. Учащиеся с помощью «Пера» дописывают признаки сравнения (Рис. 7).

Рисунок 7 – Тема «Черви», 8 класс

Рисунок 8 – Тема «Общая характеристика грибов», 7 класс
Для развития умений классифицировать применяю задания, позволяющие разделить совокупности биологических объектов, процессов по существенным признакам. С этой целью применяю таблицы. В одной графе таблица указываются примеры объектов или процессов, а вторую графу таблицы учащиеся заполняют классификационными категориями, используя функцию «Множественное клонирование» (Рис. 9).
Классифицировать биологические объекты позволяют также интерактивные средства «Сортировка вихрей – изображения или текст» (Рис. 10). Они предназначены для сортировки биологических объектов на две категории, выполнены в форме игры. Имеется два «вихря» с конкретными названиями, под ними – в случайном порядке картинки или названия объектов. Необходимо «утопить» все эти картинки в «своем вихре».

Рисунок 9 – Тема «Факторы среды и их классификация», 11 класс
Рисунок 10 – Тема «Живые организмы», 6 класс
Развитие умений систематизации и обобщения я осуществляю по средствам применения схем, позволяющих установить причинно-следственные связи между отдельными элементами целого. Так на уроках во время изучения вопросов размножения споровых растений предлагаю учащимся составить в виде схемы «Цикл развития», переместив необходимые компоненты и расставив их в логической последовательности (Рис. 11).
Систематизировать биологические объекты позволяют интерактивное средство «Подбор ключевого слова», где во время работы нужно установить соответствие между определениями слов и самими словами, перемещая таблички с определениями. Например, при редактировании в колонку «Слово» впечатаем названия животных, а в соответствующие строки колонки «Описание» – их класс (Рис.12).
Для развития умений выстраивать логические цепочки применяю интерактивное средство «Составление предложений». В процессе редактирования вводится в заданном порядке несколько предложений. Во время работы эти предложения выведены на экран в случайном порядке. Задача учащегося – перемещая предложения вверх и вниз, выстроить их в нужной последовательности (Рисунок 13).
Хотелось бы отметить, что для эффективного развития интеллектуальных компетенций учащихся средствами ИКТ, важно соблюдать следующие условия:
системное применение при изучении всего курса учебной дисциплины;
учет принципа индивидуализации и дифференциации при разработке содержания;
использование программ, реализующих разнообразные типы заданий, исходя из дидактических целей урока.
Таким образом, использование ИКТ на уроках биологии позволяет:
включить всех учащихся в образовательный процесс;
стимулировать развитие мыслительной деятельности учащихся;
содействовать созданию оптимальных условий для интеллектуального развития учащихся.
Литература:
Хуторской А.В. Ключевые компетенции. Технология конструирования // Народное образование. 2003. № 5. С. 55-61.
Образовательный стандарт Учебного предмета «Биология» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://adu.by/wpcontent/uploads/2014/umodos/osyp/Obrazovat_standart_Biologia.doc. – Дата доступа: 20.05.2015.
Запрудский, Н.И. Педагогический опыт: обобщение и формы представления: пособие для учителя / Н. И. Запрудский. – Минск : Сэр-Вит, 2014. – 256 с.
Инструктивно-методическое письмо по использованию информационно-коммуникативных технологий и электронных средств обучения в образовательном процессе [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:/www.edu.gov.by/sm.aspx&guid=50963. – Дата доступа: 24.04.2013.
2