СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Развитие интеллектуальных способностей младших школьников через обучение игре в шахматы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Развитие интеллектуальных способностей младших школьников через обучение игре в шахматы"»

  Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 11 г. Лениногорска» муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан      Проект на тему:  « Развитие интеллектуальных способностей младших школьников через обучение игре в шахматы » .      Подготовила:  учитель начальных классов  Тагирова Римма Зиннуронва   

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 11 г. Лениногорска» муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан    Проект на тему: « Развитие интеллектуальных способностей младших школьников через обучение игре в шахматы » . Подготовила: учитель начальных классов Тагирова Римма Зиннуронва  

«Игра в шахматы – не просто праздное развлечение.  Некоторые очень ценные качества ума, необходимые в  человеческой жизни, требуются в этой игре и  укрепляются настолько, что становятся привычкой,  которая полезна во многих случаях жизни…»  Бенджамин Франклин.

«Игра в шахматы – не просто праздное развлечение. Некоторые очень ценные качества ума, необходимые в человеческой жизни, требуются в этой игре и укрепляются настолько, что становятся привычкой, которая полезна во многих случаях жизни…» Бенджамин Франклин.

Актуальность проекта  Развитие интеллектуальных способностей у учащихся одна из основных задач, стоящих перед образованием. Главной целью образования является подготовка подрастающего поколения к активной жизни в условиях постоянно меняющегося социума. Необходимо развивать в детях такие качества, которые помогут им успешно адаптироваться к любым изменениям. Особенно важно в начальной школе применение игровых методов, так как известно, что ребёнок легче обучается играя. Одним из таких методов является игра в шахматы. Шахматы играют огромную роль в воспитании успешного, самостоятельного, гармонично развитого человека. В. В. Путин в послании участникам чемпионата мира по шахматам сказал: «Шахматы- это не просто спорт — они делают человека мудрее и дальновиднее, помогают объективнее оценить сложившуюся ситуацию, просчитать на несколько

Актуальность проекта

  • Развитие интеллектуальных способностей у учащихся одна из основных задач, стоящих перед образованием. Главной целью образования является подготовка подрастающего поколения к активной жизни в условиях постоянно меняющегося социума.
  • Необходимо развивать в детях такие качества, которые помогут им успешно адаптироваться к любым изменениям. Особенно важно в начальной школе применение игровых методов, так как известно, что ребёнок легче обучается играя. Одним из таких методов является игра в шахматы. Шахматы играют огромную роль в воспитании успешного, самостоятельного, гармонично развитого человека.
  • В. В. Путин в послании участникам чемпионата мира по шахматам сказал: «Шахматы- это не просто спорт — они делают человека мудрее и дальновиднее, помогают объективнее оценить сложившуюся ситуацию, просчитать на несколько "ходов" вперед. А, главное, воспитывают характер». 

Полезность изучения шахмат в школе для ускорения общего развития ребенка и раньше отмечали многие школьные педагоги и ученые. Например, известный русский педагог В.А.Сухомлинский так писал о пользе шахмат для развития детей: «Шахматы – превосходная школа последовательного, логического мышления. Игра в шахматы, дисциплинирует мышление, воспитывает сосредоточенность, развивает память». В своей книге «Сердце отдаю детям» великий русский педагог писал: «Игра в шахматы должна войти в жизнь начальной школы как один из элементов умственной культуры».

Шахматы для детей несут в себе множество положительных моментов. Воспитательные плюсы от игры в шахматы заключаются в том, что у ребенка появляется целеустремленность, усидчивость, воля и выдержка. Юный шахматист учится самостоятельно принимать решения, не расстраиваться и не унывать, а идти к цели. Шахматы делают ребенка внимательным и собранным.

Развитое логическое мышление не только помогает ребёнку ориентироваться и уверенно себя чувствовать в окружающем его современном мире, но и способствует его общему умственному развитию.

Не каждый ребенок способен стать чемпионом. Но, обучение ребенка шахматам с раннего возраста является отличной подготовкой и залогом хорошего школьного обучения.

Новизна Заключается в раннем обучении игры в шахматы в непринужденной игровой форме, в комплексном использовании занимательного дидактического материала через организацию игровой деятельности (или организацию разнообразных форм детской деятельности по обучению игре в шахматы.  Отличительной особенностью является направленность на формирование интеллектуальных способностей воспитанников посредством обучения игры в шахматы. В данном проекте будет реализовываться педагогическая идея формирования у школьников личностных, метапредметных и предметных универсальных учебных действий. 

Новизна

Заключается в раннем обучении игры в шахматы в непринужденной игровой форме, в комплексном использовании занимательного дидактического материала через организацию игровой деятельности (или организацию разнообразных форм детской деятельности по обучению игре в шахматы.

Отличительной особенностью является направленность на формирование интеллектуальных способностей воспитанников посредством обучения игры в шахматы. В данном проекте будет реализовываться педагогическая идея формирования у школьников личностных, метапредметных и предметных универсальных учебных действий. 

Суть проекта  состоит в реализации на уроках методики интеллектуального развития детей через обучение игры в шахматы В основу идеи положена гипотеза : если во внеурочной деятельности использовать обучение игре в шахматы, то это будет способствовать развитию интеллектуального потенциала младших школьников.

Суть проекта состоит в реализации на уроках методики интеллектуального развития детей через обучение игры в шахматы

В основу идеи положена гипотеза : если во внеурочной деятельности использовать обучение игре в шахматы, то это будет способствовать развитию интеллектуального потенциала младших школьников.

Цель проекта: выявить степень влияния игры в шахматы  на интеллектуальное  развитие  школьников.

Цель проекта: выявить степень влияния игры в шахматы  на интеллектуальное  развитие  школьников.

В соответствии с целью были определены следующие задачи проекта:   1. Рассмотреть теоретические подходы влияния игры в шахматы  на интеллектуальное  развитие школьников. 2. Выявить и применить в практике наиболее эффективные методы и приемы интеллектуального развития обучающихся через игру «Шахматы». 3. Рассмотреть игру в шахматы  как средство активизации развития интеллектуальных способностей. 4. Познакомить обучающихся и родителей с возможностями использования полученных знаний в жизни. 5. Развивать интеллектуальные способности обучающихся через участие в шахматных турнирах.

В соответствии с целью были определены следующие задачи проекта:

1. Рассмотреть теоретические подходы влияния игры в шахматы  на интеллектуальное  развитие школьников.

2. Выявить и применить в практике наиболее эффективные методы и приемы интеллектуального развития обучающихся через игру «Шахматы».

3. Рассмотреть игру в шахматы  как средство активизации развития интеллектуальных способностей.

4. Познакомить обучающихся и родителей с возможностями использования полученных знаний в жизни.

5. Развивать интеллектуальные способности обучающихся через участие в шахматных турнирах.

Прогноз ожидаемых результатов:   создание в школе программы по обучению игры в шахматы; освоение знаний в области теории и практики шахматной игры для первого года обучения; повышение качества знаний и, как следствие, успеваемости школьников; повышение творческой активности учащихся; использования разнообразных форм организации обучения игре в шахматы; развитие познавательных интересов детей, различных видов памяти, мышления, внимания, речевой и общей активности; формирование умения анализировать, классифицировать, систематизировать и применять эти умения в практической жизни.  

Прогноз ожидаемых результатов:

  • создание в школе программы по обучению игры в шахматы;
  • освоение знаний в области теории и практики шахматной игры для первого года обучения;
  • повышение качества знаний и, как следствие, успеваемости школьников;
  • повышение творческой активности учащихся;
  • использования разнообразных форм организации обучения игре в шахматы;
  • развитие познавательных интересов детей, различных видов памяти, мышления, внимания, речевой и общей активности;
  • формирование умения анализировать, классифицировать, систематизировать и применять эти умения в практической жизни.
  •  
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА Главная идея современной концепции образования заключается в развитии личности ребенка, формировании творческих способностей, воспитании важных личностных качеств. Шахматы помогают развить у младших школьников: способность ориентироваться на плоскости учат учеников сравнивать запоминать обобщать предвидеть результаты своей деятельности

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

Главная идея современной концепции образования заключается в развитии личности ребенка, формировании творческих способностей, воспитании важных личностных качеств.

Шахматы помогают развить у младших школьников:

способность ориентироваться на плоскости

учат учеников сравнивать

запоминать

обобщать

предвидеть результаты своей деятельности

Также данная игра развивает: терпеливость усидчивость изобретательность, собранность самостоятельность внимательность Таким образом, шахматы являются не только игрой, доставляющей младшим школьникам много радости, но и эффективным средством их интеллектуального развития.

Также данная игра развивает:

терпеливость

усидчивость

изобретательность,

собранность

самостоятельность

внимательность

Таким образом, шахматы являются не только игрой, доставляющей младшим школьникам много радости, но и эффективным средством их интеллектуального развития.

       На сегодняшний день роль шахматной культуры в жизни общества возросла.  Игра в шахматы решает сразу несколько задач :     1. Познавательную: делает шире кругозор, учит запоминать, обобщать, сравнивать, видеть наперёд, ориентироваться на плоскости. Способствует развитию изобретательности и логичности мышление. 2. Воспитательную:  вырабатывает выдержку, целеустремленность, усидчивость, волю, внимательность и собранность. Ученик, обучающийся данной игре, начинает самостоятельно думать, становится самокритичнее, учится бороться до конца, принимать решения самостоятельно . 3. Эстетическую : дает возможность радоваться красивым комбинациям, развивает фантазию, улучшает внутренний мир . 4. Физическую : побуждает учащихся заниматься физкультурой, для того чтобы было больше сил и выносливости. 5. Коррекционную : помогает активному ребенку стать уравновешеннее, спокойнее, помогает ученику длительно сосредотачиваться на одном виде деятельности.

На сегодняшний день роль шахматной культуры в жизни общества возросла. Игра в шахматы решает сразу несколько задач :

1. Познавательную: делает шире кругозор, учит запоминать, обобщать, сравнивать, видеть наперёд, ориентироваться на плоскости. Способствует развитию изобретательности и логичности мышление.

2. Воспитательную: вырабатывает выдержку, целеустремленность, усидчивость, волю, внимательность и собранность. Ученик, обучающийся данной игре, начинает самостоятельно думать, становится самокритичнее, учится бороться до конца, принимать решения самостоятельно .

3. Эстетическую : дает возможность радоваться красивым комбинациям, развивает фантазию, улучшает внутренний мир .

4. Физическую : побуждает учащихся заниматься физкультурой, для того чтобы было больше сил и выносливости.

5. Коррекционную : помогает активному ребенку стать уравновешеннее, спокойнее, помогает ученику длительно сосредотачиваться на одном виде деятельности.

Исследования зарубежных и отечественных психологов говорят о том, что самое ценное умение, которое как можно раньше должно быть сформировано у младших школьников, это умение действовать в уме. Шахматы являются идеальным инструментом для развития умственных действий.  Значительное влияние на формирование психических процессов оказывает игровая деятельность, так как в игре развивается внимание и память. Дети лучше сосредотачиваются и больше запоминают. Также шахматы активно развивают память.  Основной формой и средством обучения игры в шахматы является дидактические игры, которые подразделяются на несколько  групп: II группа освоению шахматной нотации. I группа.  закрепление знаний. IV группа Закрепление знаний о шахматах. III группа.  закрепление способа передвижения фигур.

Исследования зарубежных и отечественных психологов говорят о том, что самое ценное умение, которое как можно раньше должно быть сформировано у младших школьников, это умение действовать в уме. Шахматы являются идеальным инструментом для развития умственных действий. Значительное влияние на формирование психических процессов оказывает игровая деятельность, так как в игре развивается внимание и память. Дети лучше сосредотачиваются и больше запоминают. Также шахматы активно развивают память. Основной формой и средством обучения игры в шахматы является дидактические игры, которые подразделяются на несколько групп:

II группа

освоению шахматной нотации.

I группа.

закрепление знаний.

IV группа

Закрепление знаний о шахматах.

III группа.

закрепление способа передвижения фигур.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ   Целью проектной работы стала проверка выдвинутой гипотезы: если во внеурочной деятельности использовать обучение игре в шахматы, то это будет способствовать развитию интеллектуального потенциала младших школьн иков .   Педагогический мониторинг   по развитию интеллектуальных способностей включающий развитие памяти, особенностей мышления, устойчивости внимания и работоспособности с учащимися 1 класса проводился в школе 3 раза.  По результатам проведённого мониторинга видна положительная динамика.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Целью проектной работы стала проверка выдвинутой гипотезы: если во внеурочной деятельности использовать обучение игре в шахматы, то это будет способствовать развитию интеллектуального потенциала младших школьн иков .

Педагогический мониторинг   по развитию интеллектуальных способностей включающий развитие памяти, особенностей мышления, устойчивости внимания и работоспособности с учащимися 1 класса проводился в школе 3 раза.

По результатам проведённого мониторинга видна положительная динамика.

 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!