Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Михайловская основная школа
Демидовского района Смоленской области
Принято на заседании педсовета Протокол № ___ от «____» _____________ 2015 г. | Утверждаю директор _________ / Л.Г.Лосева/ Приказ № ____ от «___»_____________2015 г. |
Программа по развитию интеллектуальных способностей обучающихся
Составила учитель географии
Дмитриева Л.Н.
2015-2016 учебный год
Цель:
Систематическая работа по развитию интеллектуальных, творческих способностей одаренных детей через разные формы урочной и внеурочной деятельности.
Задачи:
1. Ориентация на развитие способностей одаренного ребенка, основанная на его природных данных.
2. Создание благоприятных условий для развития способностей учащегося через организацию системы факультативных занятий, участие в олимпиадах и конкурсах.
3. Изучение и применение на практике новых технологий, направленных на развитие творческих способностей учеников.
Цели и задачи работы учителя с одаренными детьми:
Основными целями работы учителей с одаренными детьми являются:
– выявление одаренных детей;
– создание условий, способствующих их оптимальному развитию.
Для реализации первой цели необходимо решить следующие задачи:
1. Знакомство учителей с научными данными о психологических особенностях и методических приемах, эффективных при работе с одаренными детьми, через:
проведение педагогических советов с приглашением специалистов;
обучение на курсах повышения квалификации;
подбор и накопление в библиотечном фонде литературы, необходимой для самообразования, систематический обзор новых поступлений;
научно-методическую работу по данному направлению (с последующим обсуждением и обменом опытом).
2. Проведение целенаправленных наблюдений за учебной и внеурочной деятельностью обучающихся для выявления детей, имеющих склонность и показывающих высокую результативность в различных областях деятельности, путем:
– обсуждения критериев, позволяющих судить о наличии одаренности;
– знакомства с приемами целенаправленного педагогического наблюдения;
– выявления, мнения родителей о склонностях, области наибольшей успешности и круге интересов, об особенностях личностного развития их ребенка;
– периодического сбора сведений среди учителей-предметников и классных руководителей о наличии одаренных учеников в их классах.
3. Подбор материалов и проведение специальных тестов, позволяющих определить наличие одаренности, в единстве с такими видами деятельности, как:
– знакомство с имеющимся практическим опытом работы по данному направлению;
– длительное наблюдение за корреляцией между результативностью по итогам тестирования и успехами в реальной деятельности;
– проведение различных внеурочных конкурсов, олимпиад, позволяющих ребенку проявить свои способности.
Для реализации второй цели необходимо решить следующие задачи:
1. Отбор среди различных систем обучения тех методов, форм и приемов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества, и применение этих методов, форм и приемов с опорой на следующие правила:
– соотнести количество предоставляемой информации и отбор умения ее обрабатывать (анализировать, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, делать выводы);
– минимальное количество времени сообщать информацию или показать конкретные способы выполнения учебных заданий, а больше предоставлять ребятам возможности обсуждать вопросы самим (меньше объяснять и больше спрашивать, используя так называемые «открытые вопросы», чтобы понять, как учащиеся пришли к выводу, решению, оценке);
– не стремиться реагировать на каждый ответ в классе, а внимательно и с интересом слушать, не оценивая ответы, а лишь показывая, что принимаете их. (Такое поведение способствует тому, что ученики начинают больше взаимодействовать друг с другом и чаще сами комментируют идеи и мнения одноклассников. Тем самым они оказываются в меньшей зависимости от учителя.)
2. Предоставление возможности совершенствовать способности в совместной деятельности с научным руководителем, поскольку научный руководитель:
– обеспечивает высокий уровень консультирования по выбранной учащимся теме научного исследования;
– поощряет проявление самодеятельности, предоставляя свободу выбора области приложения сил и методов достижения цели;
– создает условия для конкретного воплощения творческих идей с учетом особенностей ситуации и личностных особенностей учащегося;
– способствует пробуждению желания испытать себя и в других сферах, поощряя результативность в какой-либо области.
3. Разработка гибких индивидуальных программ обучения учащихся, чья одаренность в определенных областях уже выявлена, с учетом того что:
– целью индивидуальной программы обучения одаренного учащегося является создание условий для оптимального развития одаренности и одновременно для ликвидации дисбаланса в личностном развитии;
– предложение о создании таких программ может быть внесено родителями, учителем-предметником, классным руководителем, наставником, психологом, педсоветом или любыми другими лицами, заинтересованными в судьбе одаренного учащегося;
– инициативу разработки программы берет на себя психолог, наставник, классный руководитель, учитель-предметник, кто-либо из родителей или сам ученик (старшеклассник) и привлекает к участию в разработке программы лиц, заинтересованных в судьбе одаренного учащегося.
4. Проявление уважения к индивидуальности ученика, что, в частности, предполагает:
а) понимание особенностей развития одаренного учащегося;
б) составление программы личностного развития учащегося, способствующей формированию адекватного отношения к окружающей действительности, уважения к себе, умения взаимодействовать с другими и развитию чуткого отношения к людям (такая программа составляется психологом);
в) создание ситуации продуктивного и эмоционально благоприятного взаимодействия с одноклассниками, способствующей гармонизации развития интеллектуальной, эмоциональной и социальной сфер;
г) стремление избежать в работе с одаренными детьми двух крайностей – возведение ребенка на пьедестал, подчеркивание его особых прав, с одной стороны, а с другой стороны – публичное принижение достоинства или игнорирование интеллектуальных успехов во время борьбы со «звездностью»;
д) освобождение от целого ряда ошибочных стереотипных ожиданий и понимание того, что интеллектуально одаренный учащийся:
– не обязательно должен иметь столь же высокую эмоциональную и социальную зрелость (плохо адаптируется, не имеет развитого самоконтроля, не является независимым и ответственным);
– не всегда способен заниматься самостоятельно и нуждается в индивидуализации обучения и помощи;
– может иметь некоторое отставание в физическом развитии (проявляющееся, например, в плохой координации движений или корявом почерке);
– не должен успевать и превосходить всех по большинству предметов школьной программы;
– ему всегда присущи высокая мотивация к достижениям, стремление быть лучшим, сознательные усилия в учебе, положительное отношение к школе;
– ему могут быть свойственны пассивность, отсутствие внешнего интеллектуального блеска, чрезмерная застенчивость.
№ | Мероприятие | Форма проведения | Срок | Ответственный | Отметка о выполнении |
1 | Планирование и подготовка проведения школьного тура предметных олимпиад Организация школьного тура олимпиад. Формирование списков на участие в муниципальных предметных олимпиадах. | Олимпиады. | Сентябрь, октябрь | Дмитриева Л.Н. – учитель географии. | Выполнено |
2 | Подготовка к участию в районных олимпиадах. Участие в районных олимпиадах. | Олимпиада. Индивидуальные занятия с победителями школьных олимпиад. | Ноябрь-декабрь | Дмитриева Л.Н. – учитель географии. | Выполнено |
3 | Проведение недели географии | Предметные недели. | В течение года | Дмитриева Л.Н. | Выполнено |
4 | Проведение индивидуальных занятий. | Индивидуальные занятия. | В течение года | Дмитриева Л.Н. | Выполнено |
5 | Интеллектуальные соревнования. | | В течение года | Дмитриева Л.Н. | Выполнено |
6 | Подбор заданий повышенного уровня сложности для одаренных детей. | | В течение года | Дмитриева Л.Н. | Выполнено |
7 | Участие обучающихся в Интернет-олимпиадах, конкурсах. | Всероссийская сверхпредметная олимпиада | В течение года | Дмитриева Л.Н. | Выполнено |
9 | Создание в кабинетах картотеки материалов повышенного уровня сложности. | | В течение года. | Дмитриева Л.Н. | Выполнено |
Ожидаемые результаты
Главным результатом реализации программы должно стать создание условий для развития талантливых и высокомотивированных детей в рамках изучаемого предмет на основе:
— повышения педагогической эффективности образовательной системы школы в вопросах качественной подготовки высокоинтеллектуальной личности;
— достижения качественно нового уровня индивидуализации образования учащихся;
— расширения возможностей для исследовательской работы учащихся.
ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
Удовлетворенность детей своей деятельностью.
Повышение уровня владения детьми общепредметными и социальными компетенциями.