СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие интереса к чтению и формирование читательской культуры у младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Развитие интереса к чтению и формирование читательской культуры у младших школьников»

Развитие интереса к чтению и формирование читательской культуры у младших школьников


Одной из основных задач начального общего образования является развитие у младших школьников интереса к чтению, формирование у них читательских умений и понимания ведущей роли чтения в достижении школьной успешности. Качественное чтение – это основа для освоения школьником всех предметных областей. Именно поэтому федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) определяет приоритетными задачами литературное образование младших школьников. Курс «Литературное чтение» формирует у них навыки овладения способами и видами чтения, умение анализировать, размышлять, сопоставлять и способом логического мышления приходить к умозаключению. В начальных классах необходимо развивать у школьников способность к пониманию основной авторской идеи и освоению навыками литературной речи. От того, насколько успешно ребёнок овладеет предметом «Литературное чтение» будет зависеть результат его обучения по всем предметам и уровень сформированности информационной культуры.

Чтение является многоаспектным и сложным процессом, именно поэтому младших школьников необходимо целенаправленно и систематически вводить в этот процесс, воспитывать у них понимание, насколько эти умения важны и необходимы для жизни человека в современном мире. В процессе обучения в начальных классах у школьников должны быть сформированы: грамотная устная и письменная речь, достаточный словарный запас, способность свободно им оперировать, то есть употреблять слова в разных ситуациях и значениях.

Младший школьный возраст характеризуется тем, что дети проявляют любознательность и заинтересованность к окружающему миру, пытаются получить ответы на многие вопросы, проявляют интерес, на фоне которого появляется познавательная потребность. Именно познавательная потребность способствует развитию у младших школьников навыков целенаправленной осознанной деятельности. В. А. Сухомлинский говорил, что чтение – это важнейшее условие для формирования мыслительных способностей, оно в значительной мере оказывает влияние на интеллектуальное развитие младших школьников и совершенствование их личностных качеств. М. И. Оморокова отмечает, что интерес к чтению может возникать только в том случае, если у школьника сформированы навыки свободного осознанного чтения и развиты познавательные мотивы.

Мотив - это побудитель деятельности, который складывается под влиянием условий жизни субъекта и определяет направленность его активности. Следовательно, для формирования мотивации к чтению, важным компонентом педагогической деятельности будет являться умение педагога создавать благоприятные ситуации, воздействующие на эмоции, интересы и увлечения школьников. Но многие исследователи отмечают, что в последнее время у младших школьников снижается интерес к чтению. Одной из причин снижения этого интереса является отсутствие эстетического подхода при работе с художественными произведениями на уроках литературного чтения, когда учитель основной педагогической задачей считает формирование у школьников навыка чтения.

Интерес к чтению характеризуется следующими качествами: эмоционально- ценностным отношением к книге, уровнем читательской самостоятельности, читательским кругозором. Эмоционально-ценностный компонент состоит в том, чтобы ребёнок научился эмоционально переживать события, описанные автором, задумываться, размышлять над действиями, переживаниями и поведением героев, соотносить их с собственным опытом с позиции социально одобряемых поступков, делать умозаключения. Только при таких условиях ребёнок может осваивать систему общечеловеческих ценностей, сформированных человечеством в течение многих веков.

Читательская самостоятельность характеризуется наличием у школьника мотивов, которые побуждают его обращаться к книге, самостоятельно осуществлять поиск нужной и интересной для него информации. Кроме того, читательская самостоятельность предполагает способность ученика понимать, с какой целью он читает то или иное произведение, а также владеть навыками критического мышления для анализа прочитанного, и оценки полученного результата. Следовательно, чем раньше у младшего школьника будут сформированы интерес к чтению и читательская самостоятельность, тем успешнее будет его обучение в последующие годы. Говоря о читательском кругозоре, необходимо понимать, что он тесно связан с читательской самостоятельностью и представляет собой качественное освоение учеником доступного ему круга чтения. Читательский кругозор формирует у школьника способность определять наиболее проверенные и авторитетные источники информации, воспитывает читательскую культуру. Следовательно, чем выше уровень читательской самостоятельности и мотивированности ученика на получение новой информации, тем шире его читательский кругозор.

Важное значение в формировании читательской самостоятельности и расширении читательского кругозора имеет участие учителя и родителей, обогащение литературного материала с учётом интересов и возрастных категорий школьников. Работу по развитию интереса к чтению и формированию читательской культуры у младших школьников необходимо включать и во внеурочную деятельность. Это будет способствовать воспитанию у детей новых интересов. Эти новые интересы, сформированные в процессе общения младших школьников с книгой, остаются с ними на всю жизнь и в дальнейшем во многом будут влиять на формирование их самосознания и личностное становление.

Учитывая вышесказанное, следует сделать вывод, что задача учителя не должна сводиться только к отработке у школьников техники чтения. Он обязан научить младших школьников сознательно и избирательно осуществлять подбор книг для самостоятельного чтения, размышлять о прочитанном, пытаться понять основную идею автора, делать умозаключения. Все вышеперечисленные качества помогут в дальнейшем учащимся самостоятельно работать с различными источниками информации, искать и обрабатывать необходимый информационный материал, пополнять и систематизировать свои знания, стремиться к самообразованию. Особого внимания заслуживает и отбор книг для детского чтения. Книги для круга чтения младших школьников непременно должны воздействовать на положительные эмоции детей, развивать способность к сопереживанию, сочувствию, эмоциональной отзывчивости. Воспитанность высших чувств, способность к эмоциональному сопереживанию помогут детям в дальнейшем осваивать абсолютные общечеловеческие ценности, которые, в свою очередь, окажут благоприятное влияние на формирование их мировоззрения.

Для пробуждения интереса к чтению у младших школьников учителю необходимо создавать в классе читательскую среду: организовывать книжные уголки, проводить конкурсы чтецов, читательские конференции, коллективные обсуждения, использовать на уроках эффективные педагогические методики и технологии, которые будут побуждать учащихся к самостоятельному поиску и прочтению художественных произведений. Очень эффективный приём, который повышает познавательную активность детей, когда они сами становятся организаторами книжного уголка, приносят свои любимые книжки и делятся с товарищами мнением о том или ином прочитанном произведении. Можно посоветовать детям организовать тематическую выставку книг, например, по русским народным сказкам, сказкам Х. Андерсена, А. С. Пушкина, уральским сказам П. П. Бажова, произведениям М. Пришвина и других детских писателей. В процессе прочтения художественных произведений важно знакомить учащихся с биографиями писателей, и художниками- иллюстраторами их произведений. Это поможет развивать у детей образное мышление и эстетический вкус, расширять читательский кругозор. Кроме того, такой системный подход к ознакомлению с художественными произведениями и их авторами будет способствовать формированию у младших школьников целостного восприятия окружающего мира, так как за каждым произведением стоят интересные судьбы их создателей. В книжном уголке можно разместить информационную доску «Экран книголюба», где каждый учащийся может поместить свою информацию о прочитанных произведениях примерно следующего содержания, приведённого в таблице

Таблица 1.

Экран книголюба


Фамилия и Имя

книголюба

Жанр произведения

Название произведения

Автор

Художник- иллюстратор

Главные герои

Основная идея произведения






























Этот приём позволит педагогу создать такую ситуацию, где каждый ученик продемонстрирует свои читательские предпочтения, читательский кругозор, степень читательской самостоятельности. В свою очередь, у школьников будут формироваться навыки систематизации, способность к логическому запоминанию информации. Кроме того, наглядный пример прочитанных произведений будет мотивировать школьников на выбор новых книг и самостоятельное чтение.

При подготовке к читательской конференции можно предложить детям создать презентации о жизни и творчестве своих любимых писателей или художников- иллюстраторов. Такое задание побудит учащихся к самостоятельной поисковой деятельности, в процессе которой у них будут формироваться навыки отбора необходимой информации из различных источников, способность к аналитическому мышлению, логическому запоминанию, умению чётко и понятно излагать свои мысли. Так же можно предложить детям выполнить рисунки по мотивам прочитанных сказок, рассказов, басен и других произведений и оформить выставку этих работ к читательской конференции. Участие в конференциях, творческих выставках и совместная подготовка к их проведению развивает интерес не только к чтению, но и побуждает детей к активному взаимодействию. Они охотно помогают друг другу, так как чувствуют востребованность своих знаний и умений со стороны сверстников. Эта совместная деятельность превращается в осознаваемый процесс, формирует у школьников ответственное отношение к общему делу, мотивирует их на коллективное творчество.

В настоящее время педагогами образовательных учреждений широко применяется технология проектного обучения. Как показывает практика, проектное обучение является очень эффективным средством, так как решение проектных задач всегда носит проблемный характер и ставит учащихся в активную позицию. Правильная постановка педагогом проблемной задачи перед младшими школьниками побуждает их к самостоятельному поиску и творческой переработке необходимой информации из различных источников.

Проектные технологии позволяют интегрировать предметные области и различные виды деятельности, увеличивают временные ресурсы за счёт внеурочной деятельности и домашних заданий на выполнение детьми творческих замыслов. Например, если школьники выберут проект на тему «Уральские сказы П. П. Бажова», учитель может организовать их исследовательскую деятельность по следующим направлениям:

  • Жизнь и творчество Павла Петровича Бажова (литературный и исторический компоненты).

  • Художники-иллюстраторы произведений Павла Петровича Бажова (художественный и исторический компоненты).

  • Экранизация по мотивам уральских сказов Павла Петровича Бажова (кинематографический и музыкальный компоненты).

Таким образом будет обеспечено родство и созвучие предметных областей, что позволит формировать у школьников целостное восприятие и воспитывать эстетическое отношение к окружающему миру. Работа над проектом органично впишется во внеурочную деятельность и перейдёт в рамки домашнего задания. Как правило, на этом этапе охотно подключаются родители и становятся полноправными участниками совместной деятельности. Это позволяет формировать позитивные детско-родительские взаимоотношения, повышать у родителей интерес и ответственность к школьной успешности своих детей.

В процессе переработки информационного материала, школьники учатся строить предположения, анализировать, выявлять причинно-следственные связи, доказывать, делать умозаключения, предъявлять полученные результаты. Следовательно, весь этот процесс требует от учащихся очень вдумчивого прочтения произведений любого жанра, будь это сказки, рассказы, басни, и т. д. У школьников развивается познавательный интерес, формируются навыки самостоятельного чтения, расширяется читательский кругозор. Кроме того, совместное решение проектных задач обеспечивает им активную речевую деятельность, в процессе которой у детей расширяется словарный запас, совершенствуется устная речь, формируются навыки диалоговой речи и навыки публичного представления достигнутых результатов.

Необходимо отметить, что у плохо и мало читающих учеников наблюдается отсутствие интереса к предмету «Литературное чтение». Как правило, у этих детей скудные представления об окружающем мире, бедный словарный запас, недостаточный уровень общего речевого развития. Это приводит к недостаточному осмыслению младшими школьниками лексического значения слов и текста в целом. Таким учащимся трудно понять общий смысл произведения и пересказать его своими словами в логической последовательности, выявить причинно-следственные связи в происходящих событиях, дать характеристику тем или иным персонажам, определить основную идею произведения.

Учиться детям интересно тогда, когда учебный процесс разнообразен и насыщен яркими эмоциями. Поэтому в рамках освоения предмета «Литературное чтение» необходимо использовать разновидности детского творчества: конкурсы выразительного чтения, чтение по ролям, драматизацию, инсценировки эпизодов из литературных произведений, театрализацию сказок. Эти методы в настоящее время достаточно широко применяются учителями начальной школы. Они помогают педагогам создать на уроках благоприятную эмоциональную обстановку, способствующую более глубокому восприятию и пониманию учащимися литературного материала. В процессе драматизации или театрализации художественное произведение с помощью учителя подвергается школьниками детальному анализу: обсуждаются поступки героев, их внутренние переживания, нравственные позиции и характеры, и только затем, на основе глубокого анализа создаются их образы. В этом случае младшим школьникам легче понять содержание и основную мысль текста, так как при создании того или иного образа они эмоционально идентифицирует себя с героями произведения. В процессе инсценировки или драматизации возникают образы и представления, помогающие детям глубоко прочувствовать и понять характеры разнообразных человеческих поступков и отношений. В результате такой эмоционально насыщенной интеллектуальной работы у школьников происходит глубокое осмысление всего содержания литературного произведения и понимание авторской идеи. Таким образом, использование педагогом методов драматизации и театрализации в работе над художественными произведениями формирует у школьников следующие качества:

  • способность понимать основную сюжетную линию художественного произведения;

  • умение определять главных и второстепенных героев произведения, создавать и запоминать их образы, анализировать и оценивать их поступки;

  • способность понимать основную идею произведения и позицию автора;

  • умение соотносить свои поступки с поступками героев и способность осознавать своё отношение к происходящему с позиции нравственной основы произведения.

Следовательно, можно сделать вывод, что применение выше описанных методов и приёмов в процессе развития интереса к чтению и воспитания читательской культуры у младших школьников способствует:

    • развитию поисковой активности и воспитанию читательской самостоятельности;

    • расширению читательского кругозора и воспитанию эстетического вкуса;

    • формированию эмоционально-ценностного компонента;

    • активизации мыслительных процессов;

    • развитию самостоятельности и критичности мышления;

    • овладению учащимися различными способами переработки информации;

    • формированию навыков правильной устной речи (монологовой и диалоговой).

Необходимо также отметить, что ФГОС НОО в разделе «Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования» указывают на развитие эмоциональной сферы младших школьников. Развитие данного компонента предполагает наличие у детей доброжелательности, эмоциональной отзывчивости, сформированность нравственной позиции, способность к пониманию и сопереживанию чувствам других людей. Именно в процессе общения младших школьников с литературными произведениями происходит их эмоциональное развитие. Стихи, сказки, рассказы, повести активизируют воображение школьников, побуждают их к сопереживаниям, нравственным размышлениям, определённым выводам. Все эти качества имеют огромное значение в становлении личности ребёнка и формировании его мировоззрения.