Министерство образования и науки Российской Федерации
ФБГОУ ВО « Марийский государственный университет »
Педагогический институт
Факультет физической культуры спорта и туризма
Кафедра педагогики начального и общего образования
Направление подготовки 44.03.01. Педагогическое образование
Профиль: Образование в области физической культуры
Форма обучения: Заочная
Программа обучения: Полная
Курсовая работа
на тему «Развитие интереса обучающихся к урокам
физической культуры»
Выполнил:
Студент ФФКСиТ
группы ФО-31
Александров А.С.
Проверила:
Шабалина О.Л.
Доктор педагогических наук, профессор
Йошкар-Ола
2
019
Содержание |
Введение | |
1 | Познавательный интерес как мотив учебной деятельности | |
2 | Особенности современного урока физической культуры | |
3 | Педагогические рекомендации по развитию интереса обучающихся к уроку физической культуры | |
Заключение | |
Список используемой литературы | |
Приложения | |
Введение
Здоровый образ жизни, физическая культура и спорт тесно взаимосвязаны друг с другом. Занимаясь физической культурой, каждый человек поддерживает свое здоровье.
Сегодня здоровый образ жизни и физическая культура имеют первостепенную актуальность.
Многие годы в России мало уделялось времени здоровому образу жизни. Физкультура очень долго не считалась общественной ценностью и поэтому многие люди мало уделяли здоровому образу жизни. И вот буквально недавно, огромная поддержка со стороны государства дала толчок и второе дыхание физической культуре и спорту. На всей территории нашей страны началось строительство спортивных комплексов, бассейнов, ледовых дворцов и т.д. Обретают популярность спортивные кружки и секции. Многие родители хотят, чтобы их дети росли здоровыми и занимались спортом.
В последние годы в нашей стране проведены такие мировые соревнования как чемпионат мира по футболу, олимпиада в Сочи, универсиада в Казани, чемпионат мира по водным видам спорта в Казани, чемпионат Европы по настольному теннису в Екатеринбурге и т.д. Поэтому, все это способствовало популяризации спорта и физической культуры в России.
В школе и не только, физическая культура является важным предметом. Сейчас в моду вошла склонность родителей оформлять детям справки об освобождении от физкультуры, чтобы ребенок вовсе не занимался спортом.
Но, здесь-то и возникает проблема физического развития детей. Многие дети страдают от болезней позвоночника, частые простуды, воспаления и т.д. Обучающиеся полдня проводят за партами, без какой-либо физической нагрузки, поэтому возникают искривления позвоночника, неправильное развитие осанки. Школьники сейчас ведут менее подвижный образ жизни, чем раньше.
Многие дети не заинтересованы уроком физической культуры. Здесь могут быть различные причины. Во-первых, само негативное отношение родителей к физкультуре, и тем самым, навязывая ребенку. Во-вторых, пассивное отношение одноклассников к физкультуре, тоже может привести к исчезновению интереса ребенка. Ну и конечно же сам учитель. Многие учителя физкультуры не устремляются провести занимательный интересный урок.
Актуальность темы курсовой заключается, в привлечении детей к активному образу жизни и проявлению их интереса к урокам физической культуры
Цель:
Привести анализ эффективности проведенных уроков для развития интереса детей к физической культуре
Объект:
Процесс развития интереса обучающихся к физической культуре.
Предмет:
Методы и средства влияющие на интерес обучающихся к уроку физической культуры.
Задачи:
Выполнить анализ научной литературы и теоретические источники по данной теме
Рассмотреть особенности развития интереса обучающихся к физической культуре
Приверить и проанализировать эффективность проведенных уроков для развития интереса детей к физической культуре.
Сформулировать выводы об эффективности проведенных уроков.
Познавательный интерес, как мотив учебной деятельности
В современном мире познавательный интерес является одним из ключевых мотивов развития, как личности, так и общества в целом. Ведь человек с самого детства вовлечен в познавательный процесс, поэтому его познания выражены интересом.
«Интерес» имеет много значений. Быть заинтересованным в чем-нибудь или интересоваться чем-нибудь, это совершенно разные вещи, хотя, соединено одно с другим.
Интересы могут перейти в склонности – настойчивое желание заниматься какой-нибудь деятельностью, потребность в этой деятельности. Настоящая склонность чаще всего объединяет в себе постоянный, стойкий интерес к различным явлениям действительности и постоянный интерес и желание самому работать в этом направлении.
Интерес (с латинского языка) - имеет значение, важно [3, с. 57-60]. Познавательный интерес – это устойчивое стремление личности к целенаправленной активно-познавательной деятельности в процессе обучения. Под термином «познавательный интерес» понимается интерес к обучению, то есть к приобретению истинно новых знаний. [1]
Познавательный интерес – это одно из личностных свойств школьника, черта его характера, проявляющаяся в виде пытливости, любознательности, активности. Интерес обнаруживается в виде избирательного отношения школьника к тому или иному учебному предмету. Познавательный интерес воспитательные функции обучения взаимосвязаны: с одной стороны, познавательный интерес есть источник обеспечения воспитательных задач обучения, с другой – познавательный интерес есть результат воспитательных воздействий, способствующих процессу усвоения и добывания знаний по тому или иному учебному предмету. [2]
Как сделать процесс обучения более занимательным, заинтересовывал еще философов Древней Греции и Рима. Так, Демокрит считал любознательность детей «главной причиной обучения». [5]
Основоположником научного изучения проблемы познавательного интереса следует отнести Я.А. Коменского, который считал в «Великой дидактике», что «Какое бы занятие ни начинать, нужно прежде всего возбудить у учеников серьёзную любовь к нему, доказав превосходство этого предмета, его пользу, приятность и что только можно». [6]
Таким образом, даже ученые, жившие, еще в средние века считали, что привлечь ребенка нужно разнообразием и необычностью занятия. Интерес как свойство, призывает учителя быть более творчески подготовленным и на интересах присущих детям проводить процесс обучения.
Познавательный интерес – это и есть избирательная направленность человека на явления и предметы. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новому, более полному и глубокому знанию. Систематически укрепляясь и развиваясь, познавательный интерес становится основой положительного отношения к учению.
Познавательный интерес характеризуется поисковой деятельностью. Под любопытством, поисковым характером, у ребенка появляется желание найти или удовлетворить свои потребности. При этом поисковый характер выполняется с желанием, у ребенка поднимается настроение, и возникает чувство удовлетворенности.
Познавательный процесс благоприятно не только на результаты деятельности ребенка, так же на развитие физических, духовно-нравственных, психических качеств, которые особенно активно возникают под влиянием познавательного интереса [4]
Познавательный интерес тесно связан с учебной деятельностью ребенка.
Придя в школу, ребенок входит в новое для себя социальное общество, сталкивается с совершенно новой для себя деятельностью, которая становится главной в его жизни. Новые люди, новый коллектив, к тому же новая деятельность. До этого у него была игровая деятельности, сейчас учебная деятельность. Была социальная дифференциация как ребенок-родитель, теперь же ребенок-родитель-учитель.
Новая социальная ситуация, способствует возникновению новому виду деятельности. Ребенок должен развивать новый вид деятельности, так как он не был предоставлен ему в готовой форме. Первая трудность, с которой сталкивается ребенок – это мотив не связанный с его новой деятельностью. Другими словами, у школьника нет познавательных мотивов и поэтому нужно формировать познавательную мотивацию.[8]
С точки зрения педагогической науки познавательные мотивы не совпадают с учебными мотивами, содержание которых обусловлено собственно учебной деятельностью. А поскольку учебная деятельность «характеризуется по ее предмету» то получается, что у ребенка должно быть столько мотивов, сколько существует учебных предметов. [7]
И так, что же всё-таки такое учебная деятельность? Чем она характеризуется?
Учебная деятельность - ведущий вид деятельности детей младшего школьного возраста, систематическое и целенаправленное усвоение знаний, способов действий и развития самого ученика. Основные характеристики учебной деятельности:
1) она специально направлена на овладение учебным материалом и решение учебных задач
2) в ней осваиваются общие способы действий и научные понятия
3) учебная деятельность ведёт к изменениям в самом ученике
4) происходят изменения психики и поведения обучающегося в зависимости от результатов своих собственных действий
Способы учебной деятельности могут быть разнообразными:
1) репродуктивными
2) проблемно- творческие
3) познавательно-исследовательские действия.
Средствами учебной деятельности, с помощью которых она осуществляется, являются:
1) интеллектуальные действия, мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение, классификация и. т.п.)
3) знаковые языковые средства, в форме которых усваивается знание. Обучение, которое сводится лишь к накоплению знаний, а не формирует у ребёнка умение думать, малоэффективно для умственного развития. Только правильно поставленное школьное учение является именно учебной деятельностью детей. Чтобы дети, сидя в классе, учились и усваивали знания и умения в форме полноценной учебной деятельности, её нужно правильно организовать. Соответственно, таким же образом необходимо осуществлять учебную деятельность и на уроке физической культуры. Более разнообразные упражнения, игровые технологии, которые могут раскрасить занятие.
Второе условие правильной организации учебной деятельности - это постановка перед школьниками учебной задачи, решение которой как раз и требует от них экспериментирования с усваиваемым материалом. Принятие учебной задачи - один из важнейших компонентов учебной деятельности. Поэтому очень важно научить ребёнка соответствующему умению.
Таким образом, правильная организация учебной деятельности состоит в том, что учитель опираясь на потребность и готовность школьников к овладению теоретическими знаниями, умеет ставит перед ними на определённом материале учебную задачу и помогает выполнять учебные действия. Учебная деятельность обладает познавательной (познание окружающего мира, выражающееся в усвоении накопленного человечеством опыта) и преобразующей функциями (развитие ребёнка через овладение им различными интеллектуальными и практическими умениями). [8]
Компоненты учебной деятельности:
1) познавательные мотивы.
2) учебные задачи (целеполагание).
3) учебные действия (планирование).
4) контроль и самоконтроль.
5) оценка и самооценка.
Реализация мотивов и достижение целей учебной деятельности осуществляется с помощью различных видов действий.
Виды учебных действий в начальной школе:
Репродуктивные действия, требующие от учащихся достижения результата (прочитать, воспроизвести и т. д.)
Мыслительные действия: установить причинно- следственную связь, найти отличия и сходства, сделать вывод, выделить общее и существенное.
Контролирующие действия: сверить продукт своей деятельности с образцом, целью, найти ошибку; проверить решение задачи; оценить результат своей деятельности или деятельности других.
Продуктивные действия: создание нового продукта- придумать предложение, рассказ, задачу, математическое выражение, изменение порядка слов в предложении, в вопросе задачи; задать вопросы к тексту и. т.д.
Процесс формирования учебной деятельности - это процесс передачи от учителя к ученику отдельных его звеньев. В младшем школьном возрасте - это действие самоконтроля и самооценки.
Формирование учебной деятельности - процесс многоплановый, сложный и идти может многообразными путями.
Под умениями самоорганизации учебной деятельности будем понимать такие, посредством которых ученик самостоятельно согласует процесс решения учебных заданий. Приёмы позволяют компенсировать и корректировать процесс овладения умениями самоорганизации учебной деятельности.
В работе над учебной деятельностью школьников нужны специальные диагностические задания, что общая успеваемость не выявляет в должной мере процесс овладения учащимися учебной деятельностью, не ориентирует учителя на индивидуальную помощь, которую необходимо оказать каждому ученику.
Положительные изменения в системе современного образования во многом будут зависеть от того, сумеют ли педагоги по-новому организовать весь учебно-воспитательный процесс в школе.
Существенно меняется роль учителя. Это уже не проповедник «вещающий непреложные истины, что учитель и учебник всегда правы», которые должны усвоить (хотят или не хотят ученики), а организатор, помощник детей в реализации главного процесса.
Коренное изменение способа обучения задаёт иные требования к типу личности педагога. Не каждый учитель настроен на интенсивное межличностное взаимодействие. Что для этого требуется?
1) Умение быстро ориентироваться в постоянно меняющейся обстановке учебного процесса, побуждать детей к самостоятельному обсуждению, обмен мнениями, подведение итогов в наиболее сжатой форме.
2) Терпеливое выслушивание ученика, заинтересованное внимание, интерес к его суждениям.
3) Спокойное восприятие ошибок, умение побуждать ребёнка к прояснению и уточнению мыслей.
4) Умение видеть живую мысль ребёнка, поддержать её, деликатно направить к поиску результатов.
Ученик должен быть настроен к тому, чтобы узнать больше, проявить заинтересованность, проанализировать, осмыслить новую информацию, серьезно подходить к процессу, пытаться выявить причинно-следственные связи.
К концу начальной школы умение учиться самостоятельно в своей развитой форме не может быть сформировано. В начальной школе дети учатся:
1) работать с учебной литературой;
2) действовать в условиях разных учебных задач;
3) проверять собственные гипотезы.
В целом за время периода обучения ребёнка в начальном звене школы у него должны сформироваться следующие качества: произвольность мышления в понятиях, он должен успешно освоить программу, у него должны быть сформированы основные компоненты учебной деятельности, должен сформироваться качественно новый, более «взрослый» тип взаимоотношений с учителями и одноклассниками.[9]
Таким образом, учебная деятельность и познавательный интерес тесно взаимосвязаны между собой. Так как, познавательный интерес – это мотив.
А мотив в школе - познание чего-то нового, которое будет, служит для ученика в дальнейшей его жизни или будет ему помогать в различных ситуациях. А формирование познавательного интереса начинается с начальных классов. Насколько в начальной школе будет сформирован интерес, во многом зависит успешность его учебной деятельности.
Особенности современного урока физической культуры
Современный урок всегда являлся предметом профессиональных споров. Особенно остро проблема эффективной организации учебного процесса возникла с появлением Федеральных государственных образовательных стандартов общего начального, основного и среднего (полного) образования (ФГОС). Стало очевидным, что содержание и структура урока должны отвечать индивидуальным, общественным и государственным потребностям, парадигме деятельностного и личностно-ориентированного развития.
Традиционно урок рассматривается как основная структурная единица и как форма организации учебно-воспитательного процесса в школе, назначение которой состоит в достижении завершенной, но частичной цели обучения; проводится с постоянным составом учащихся по твердому расписанию [1, с. 326].
В нормативно-правовых документах вместо термина урок употребляется термин учебное занятие [2, с. 39]. Вероятно, это сделано по нескольким причинам. Термин учебное занятие, традиционно принятый в высшей школе, для средней школы новый. Замещение одного термина другим показывает преемственность средней и высшей школ, а также попытку формирования единого образовательного пространства системы образования и усиления требований к нему. Данный термин демонстрирует желание уйти от традиционного понимания сути и структуры урока в средней школе, от стереотипов, связанных с данным термином, в связи с изменениями, которые пришли к нам с задачей реализации федеральных государственных образовательных стандартов и повышения качества общего среднего (полного) образования.
Эти изменения не ограничиваются только заменой терминов урок на учебное задание. За сменой терминов приходит изменение понимания сути урока. Переход от традиционного, пусть и добротного урока к инновационному учебному занятию, требует изменения подходов, целей, содержания и даже структуры урока. Так, информационный подход заменяется деятельностным, компетентностным и личностно-ориентированным, и хотя принципы учебного занятия остаются практически такими же и включают общие дидактические принципы и специфические принципы, однако при этом в каждой из названных групп либо добавляются некоторые принципы, либо смещаются акценты. Например, к общим дидактическим принципам наряду с такими, как научность, активность, наглядность, сознательность, доступность, посильность, прочность, индивидуализация, комплексность, дифференциация и интеграция, учет психолого-педагогических характеристик обучающихся, принцип воспитывающего обучения, добавляются принципы развивающего обучения, когнитивной и социальной направленности обучения, межпредметного обучения, рефлексии. При этом именно те принципы, которые добавились к общим дидактическим
Учитывая вышеназванную цель, к предметным результатам могут быть отнесены следующие задачи: научить предоставлять личную информацию о себе, о своем друге на английском языке и запрашивать ее в устной и письменной форме (в рамках изучаемой темы); научить понимать лексическое значение новых слов по теме «Разрешите представиться» и уметь их использовать в устной речи, пользуясь грамматическими средствами (порядок слов в вопросах) в устной и письменной речи и т.д.
К метапредметным результатам можно отнести следующие задачи: работать в парах и малых группах для поиска
информации и принятия единого решения, использовать стратегии описания и сообщения для составления рассказа о своей семье и т.д.
К личностным результатам обучения отнесем задачи формирования осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, способности учитывать его мнение при принятии решения; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания и т.д. Очевидно, что предметные задачи легко соотносятся с учебными (см. традиционные цели урока), мета-предметные - с образовательными и развивающими, личностные - с воспитательными.
Изменение в плане уточнения целей и задач повлекло за собой изменения в структуре и содержании учебного занятия, в технологиях его организации и проведения.
В структуру плана урока вводятся:
- ожидаемые планируемые результаты;
- классы учебно-познавательных, учебно-практических, исследовательских и творческих задач (приобретение, освоение, применение знаний);
- модели учебных задач и ситуаций (поиск информации, отсечение ненужной информации, преобразование и интерпретация информации, принятие решений и т.д.);
- диагностика, самооценка, взаимооценка.
В содержание урока вводятся:
• универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные);
• личностные, метапредметные и предметные умения;
• новые типы заданий и учебных задач (ориентация на проблемность);
• элементы исследовательской работы.
При организации современного учебного занятия в школе на первый план выдвигаются такие технологии как информационно-коммуникационные, обучение в сотрудничестве, здоровье-сберегающие технологии, коммуникативно-когнитивные технологии, технологии диагностики и самоконтроля.
Рассмотрим на конкретных примерах изменения в содержании и структуре урока английского языка.
Традиционное начало урока претерпевает некоторые изменения в свете требований ФГОС. По-прежнему урок начинается с приветствия учителя, выяснения готовности класса к уроку и усвоению темы урока. Однако, если раньше тему объявлял учитель, то теперь обучаемые выводят тему сами, т.е. добавляется элемент проблематизации. Обучающиеся активно включаются в обсуждение темы на английском языке с первых минут учебного занятия, учатся формулировать цель, что является необходимым условием формирования регулятивных (мета-предметных) умений. Чтобы проблемная ситуация была оптимальной, учителю необходимо определить пути введения данного элемента, продумать мотивацию для вовлечения учащихся в ее обсуждение и создать условия для ее решения. Можно предложить введение темы с помощью вопросов или таблиц, картинок, ключевых слов, просмотра видеоряда.[10]
Главенствующее положение урока физической культуры (как основной формы занятий физическими упражнениями) определяется тем, что в нем заложены возможности для решения стратегических задач физической культуры - всестороннего, гармоничного развития учащихся, их направленной и эффективной подготовки к жизни (к трудовой деятельности, военной службе и др.).
Относительно всех других форм физического воспитания, учащихся урок физической культуры имеет следующие преимущества:
1) является самой массовой формой организации, систематических занятий школьников физическими упражнениями;
2) проводится на основе научно обоснованной программы физического воспитания, рассчитанной на длительный срок обучения;
3) осуществляется под руководством педагогов по физической культуре и спорту с учетом возрастно-половых и индивидуальных особенностей школьников;
4) способствует направленному развитию и физической подготовке учащихся, оптимизации их физического состояния.
Требования к уроку.
Урок физической культуры обладает особенностями, обусловленными возрастными возможностями учащихся разных классов, содержанием учебных программ, комплексностью решения педагогических задач, местом каждого урока в ряду других общеобразовательных уроков и в режиме учебного дня. Все это указывает на необходимость соблюдения ряда требований его организации и проведению.
К основным из них относятся следующие:
1. Четкость постановки целей и задач. Урок решает оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи. В ходе организации учебной деятельности на уроке преподаватель обеспечивает не только овладение двигательными умениями и навыками, развитие основных физических качеств, усвоение обязательного минимума знаний по физической культуре, но и содействует воспитанию личностных качеств учащихся (смелость, настойчивость, коллективизм и т.д.). Формулировки задач урока, как правило, предельно конкретны, лаконичны, учитывают состав учащихся их возраст, физическое развитие и подготовленность, обеспечивают преемственность предыдущих занятий с последующими и с возможно большей определенностью отражают планируемые конечные результаты. Оптимальное количество задач, решаемых на одном уроке, - не более 2-3.
2. Соответствие состава учебного материала учебной программе и характеру поставленных задач. Внепрограммный материал может использоваться лишь с целью индивидуализации обучения.
3. Целесообразный отбор средств и методов обучения с учетом дидактической цели и задачи урока. Ни одна дидактическая цель или задача не может быть успешно решена без заранее обдуманного отбора учебного материала с учетом конкретных особенностей темы, с одной стороны, и достигнутого уровня подготовленности, возрастно-половых особенностей учащихся, с другой.
4. Тесная связь уроков с предыдущими и последующими. Каждый урок имеет преемственную связь по направленности педагогических задач, содержанию учебного материала, объемам и интенсивности нагрузок с последующими и предыдущими уроками.
5. Сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной работы. Учебный процесс становится эффективным только при условии учета индивидуальных особенностей, занимающихся и учебного материала.
6. Постоянное видоизменение содержания урока, методики его организации и проведения. Разнообразие содержания, методики и процессуального обеспечения урока способствует формированию интереса у учащихся к занятиям физическими упражнениями и побуждает их к активной деятельности.
7. Обеспечение травмобезопасности урока. Повышенная травмоопасность урока физической культуры обусловлена тем, что его специфическим содержанием является разнообразная двигательная деятельность на гимнастических снарядах, со снарядами и без снарядов. Неправильная организация учебно-воспитательного процесса может привести к различным травмам учащихся (ушибы, сотрясения, переломы и др.). Хорошо продуманная организация урока, приемы и способы помощи и страховки, особое внимание, уделяемое упражнениям с повышенной травмоопасностью (соскоки с гимнастических снарядов, лазание по канату, метание гранаты и др.), позволяют исключить травмирование на уроках.
8. Постоянный контроль за ходом и результатами учебной деятельности учащихся. На каждом уроке обеспечивается оперативное управление деятельностью учащихся. Оно осуществляется на основе анализа и оценки выполнения учебных заданий и реакции организма на нагрузки с учетом субъективных ощущений занимающихся.
Исходя из общих основ обучения, к уроку физической культуры предъявляются следующие требования:
1) каждый урок физической культуры должен иметь конкретные цель и задачи, доступные для выполнения на данном уроке.
2) на уроках должны комплексно решаться задачи оздоровительного, образовательного и воспитательного характера, то есть урок должен оказывать на учащихся разностороннее воздействие.
3) каждый урок должен быть связан с предыдущим и последующим уроками, чтобы обеспечить систему уроков.
4) на каждом уроке должны формироваться двигательные умения и навыки, а также вестись работа по воспитанию физических и морально-волевых качеств.
5) обязательно проводить работу по формированию правильной осанки.
6) каждый урок должен быть интересным по содержанию и побуждать детей к активной работе.
7) уроки должны проводиться в надлежащих санитарных условиях, с высокой плотностью и достаточной физической нагрузкой.
8) на уроках учитель должен контролировать усвоение учебного материала и своевременно оценивать действия учащихся.
9) на уроках обучение должно проводиться с учетом возрастных особенностей учащихся.
10) учить учащихся навыкам самостоятельного проведения физических упражнений.
11) изучаемый на уроках материал должен соответствовать требованиям школьной программы и подготовленности учащихся. Применяемые в уроках методы обучения и воспитания должны соответствовать задачам урока.
12) учитывая характер физического развития, учитель должен обеспечивать занятость всех учащихся в ходе урока и планировать паузы для кратковременного отдыха, обдумывания заданий и анализа действий учащихся.
13) своевременно подводить итоги урока и планировать домашнее задание.
14) все уроки должны проводиться при высокой дисциплине учащихся, чтобы исключить травматизм.
Подготовка учителя к уроку физической культуры.
Для успешного проведения урока учитель должен:
1. Четко определить задачи урока и его содержание.
2. Подобрать необходимую литературу с учетом изучаемого материала.
3. Составить конспект урока.
4. Продумать организацию урока, его структуру и методику проведения. Продумать методы обучения и методические приемы.
5. Привести себя в состояние готовности к уроку: спортивная форма, произношение команд, подсчет, знание терминологии, отработать жестикуляцию, продумать упражнения, продумать свое место в показе упражнения.
6. Продумать роль помощников в уроке из временно освобожденных от занятий учащихся. Продумать переход от снаряда к снаряду (гимнастика), на место лыжной подготовки. Продумать использование инвентаря, переодевание детей, чтобы классы не сталкивались в раздевалках.
7. Подготовить место для занятия, оборудование и инвентарь, его количество и состояние.
8. Продумать меры безопасности учащихся.
Структура урока и характеристика его частей.
Структура урока – это последовательное распределение педагогических задач в уроке и средств их решения, то есть физических упражнений.
Каждый урок физической культуры состоит из трех функционально связанных составных частей: подготовительной, основной, заключительной. Последовательность этих частей отражает закономерности изменения работоспособности организма под влиянием физических нагрузок. В начале нагрузки организм преодолевает инерцию покоя за счет постепенного повышения функциональной работоспособности своих органов и систем. Это называется фазой врабатывания, которая соответствует подготовительной части урока.
Затем достигнутый уровень функциональной работоспособности определенное время сохраняется с небольшими колебаниями в сторону ее увеличения и снижения. Это называется фазой устойчивой работоспособности, которая соответствует основной части урока. По мере расходования функциональных резервов рабочих органов и систем организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной и др.) работоспособность занимающегося постепенно снижается. Это называется фазой истощения или утомления, которая соответствует заключительной части урока.
1. Подготовительная часть урока.
Основная ее цель - подготовить занимающихся к выполнению упражнений в основной части занятия.
Исходя из этого, в подготовительной части решаются следующие методические задачи:
- обеспечение первоначальной организации занимающихся и психического настроя на занятие;
- активирование внимания и повышение эмоционального состояния занимающихся;
- обеспечение общей функциональной готовности организма к активной мышечной деятельности (выполнение несложных физических упражнений);
- обеспечение специальной готовности к первому виду упражнений основной части урока (выполнение подводящих и подготовительных упражнений).
В подготовительную часть урока включают игровые задания для активизации внимания и повышения эмоционального состояния занимающихся («Класс, смирно!», «Делай наоборот» «Мы не слышим», «Мы не видим» и др.), упражнения умеренной интенсивности, строевые упражнения, различные виды ходьбы бега, упражнения в движении; комплекс общеразвивающих упражнений в строю и отдельные специально подготовительные упражнения (на месте в разомкнутом строю) без предметов, с предметами и отягощениями; упражнения на гимнастической стенке и скамейках и др.
Упражнения с высокой интенсивностью не включаются в подготовительную часть, так как могут снизить работоспособность занимающихся.
В комплекс средств для разминки включают упражнения с поочередным воздействием на основные группы мышц и постепенным возрастанием нагрузки.
Проводя уроки с одним и тем же классом (группой), следует стремиться разнообразить упражнения в подготовительной части, всегда включая в ее содержание элементы новизны. Разнообразие обеспечивается путем обновления в каждом занятии нескольких общеразвивающих упражнений; изменения исходных положений (стоя, сидя, на коленях, лежа); выполнения упражнений преимущественно с большой амплитудой и в разных направлениях и плоскостях, под счет и самостоятельно без счета - по заданию; применения упражнений с набивными мячами, гимнастическими палками, булавами и др.; применения различных построений.
Рекомендуется такой порядок выполнения общеразвивающих упражнений: ходьба, бег, упражнения для рук и плеч, упражнения для туловища, упражнения для ног, прыжки, дыхательные упражнения и упражнения на расслабление.
Общая продолжительность подготовительной части составляет 10-20% от общего времени урока и зависит от продолжительности занятия, вида учебного материала, температуры окружающей среды и др., составляет 7-12 минут.
2. Основная часть урока.
Цель основной части - решение наиболее значимых оздоровительных, образовательных и воспитательных задач, предусмотренных учебной программой и планом данного урока.
В основной части вначале разучиваются новые двигательные действия или их элементы. Закрепление и совершенствование усвоенных ранее навыков проводится в середине или конце основной части урока. Упражнения, требующие проявления скоростных, скоростно-силовых качеств, тонкой координации движении, выполняют в начале основной части урока, а упражнения, связанные с силой и выносливостью, - в конце. Причем воспитание специальной выносливости, если она запланирована, осуществляется раньше, чем воспитание общей выносливости. Состав всех упражнений в основной части урока должен быть таким, чтобы они оказывали разностороннее влияние.
Для поддержания эмоционального тонуса и закрепления пройденного на уроке материала преподавателю следует завершать основную часть подвижными играми и игровыми заданиями и упражнениями с включением движений, разученных на уроке.
Продолжительность основной части урока зависит от продолжительности занятия, объема и интенсивности нагрузки, пола и возраста занимающихся и др. В рамках школьного урока физической культуры она обычно длится 25-30 мин.
3. Заключительная часть урока.
Цель заключительной части урока - постепенное снижение функциональной активности организма занимающихся и приведение его в относительно спокойное состояние.
В соответствии с этой целью решается ряд методических задач:
- снижение физиологического возбуждения и излишнего напряжения отдельных групп мышц (медленный бег, спокойная ходьба, упражнения в глубоком дыхании и на расслабление самомассаж);
- регулирование эмоционального состояния (успокаивающие подвижные игры, игровые задания, упражнения на внимание);
- подведение итогов урока с оценкой преподавателем результатов деятельности занимающихся (здесь необходимо предусмотреть дальнейшее стимулирование сознательной активности занимающихся на последующих уроках);
- сообщение домашнего задания для самостоятельных занятий физическими упражнениями, для подтягивания «слабых мест».
Длительность заключительной части урока 3-5 мин.
Постановка задач.
Перед каждым уроком обязательно должны ставиться конкретные задачи. В методике физического воспитания все задачи принято делить на три группы, исходя из их направленности: образовательные, оздоровительные и воспитательные. Педагогические задачи необходимо формулировать, возможно, конкретнее, образовательные же - с указанием уровня овладения техникой движения.
Образовательные задачи вооружают учащихся знаниями по физической культуре, умениями и навыками выполнять физические упражнения. В теории и практике проведения урока приняты следующие правила постановки и формулировки задач.
При обучении двигательным действиям задачи урока формулируются следующим образом:
1) при ознакомлении с двигательным действием: «Ознакомление с техникой...» (и далее указывается то упражнение или отдельный его элемент, которое осваивается);
2) при разучивании двигательного действия: «Разучивание техники выполнения...»;
3) при совершенствовании двигательного действия: «Совершенствование техники выполнения...».
Первой на уроке решается задача ознакомления с техникой того или иного двигательного действия, второй - разучивания, третьей - совершенствования.
Оздоровительные задачи предусматривают обеспечение возможного в определенном возрасте физического развития и физической подготовленности, формирование осанки и обеспечение на занятиях наилучших условий для оздоровительного влияния упражнений на организм занимающихся.
Формулирование оздоровительных задач осуществляется следующим образом: «формирование правильной осанки, добиваясь свободного ненапряженного положения туловища вовремя ходьбы и бега», «развитие общей выносливости, используя кроссовый бег» и т.д.
При решении задач воспитания физических качеств рекомендуются формулировки с краткой терминологической записью, например: «Воспитание быстроты движений в беге на короткие дистанции», «Воспитание скоростно-силовых качеств при выполнении прыжка в длину с разбега» и т.д. Как видно из примеров, первое слово формулировки задачи - это «воспитание», далее указывается конкретное физическое качество и затем обязательно то упражнение, с помощью которого решается данная задача.
Воспитательные задачи обеспечивают положительное влияние занятий физическими упражнениями на воспитание свойств и качеств личности учащегося.
При решении задач воспитания личности формулировки конкретизируются в соответствии с возрастными особенностями занимающихся и спецификой содержания учебного материала, например: «Воспитание смелости при соскоке с гимнастического козла», «Воспитание чувства выдержки в лыжных гонках на дистанции 5 км» и т.д.
Классификация уроков в зависимости от решаемых задач.
По признаку преимущественной направленности на решение образовательных, оздоровительных или воспитательных задач различают четыре разновидности уроков:
1. Комбинированные уроки. В них примерно в одинаковой мере представлены все три группы задач физического воспитания.
2. Уроки с преимущественно оздоровительной направленностью проводятся в двух вариантах: первый - развивающие (формирующие) уроки, служащие развитию различных систем организма, второй - восстанавливающие (реабилитационные) уроки, направленные на восстановление сил и работоспособности.
3. Уроки с преимущественно воспитательной направленностью дифференцируются в зависимости от конкретных задач нравственного или экспертного воспитания.
4. Уроки с преимущественно образовательной направленностью подразделяются на пять типов по признаку выделяемых дидактических задач: вводные уроки, уроки изучения нового материала, уроки совершенствования, смешанные (комплексные) уроки, контрольные (зачетные) уроки.
Вводные уроки проводятся в начале учебного года, четверти, при изучении нового раздела учебной программы. На этих урокаx преподаватель знакомит учащихся с основными задачами и содержанием учебной работы на предстоящий период, зачетными требованиями и учебными нормативами. Можно сообщить учащимся требования к спортивной форме, о причинах травматизма и правила безопасности. Вводный урок лучше начинать в классе или в спортивном зале, где провести теоретическую беседу с учащимися. На таких уроках необходимо сообщить теоретические сведения, соответствующие возрасту (например, режим дня школьников и т.д.). На водных уроках учитель может выявить особенности классов и их отношение к уроку.
Уроки изучения нового материала (обучающие). Их основные задачи - ознакомление учащихся с новыми двигательными действиями и их первоначальное освоение, а также изучение теоретических сведений, а затем по существующей структуре процесса обучения ведется обучение новому движению. При этом необходимо создать правильное представление об изучаемом движении, умело показать и объяснить, и своевременно исправлять ошибки. На уроках такого типа важная роль принадлежит подготовительным и подводящим упражнениям, которые будут способствовать усвоению нового движения.
Уроки совершенствования применяются для углубленного изучения и закрепления учебного материала. Задача урока объявляется кратко, так как дети с этим материалом уже знакомы. На таких уроках проводится активная разминка, чтобы подготовить учащихся к интенсивной работе. Чаще применятся групповой, соревновательный и метод круговой тренировки; применяются различные эстафеты, полосы препятствий, подвижные игры. Моторная плотность урока на этих уроках выше, чем на уроке изучения нового материала.
Смешанные (комплексные) уроки содержат в себе задачи и элементы, характерные для перечисленных выше типов уроков. В таких уроках могут совместно решаться задачи обучения, развития физических качеств, контроля за уровнем физической подготовленности занимающихся и др. Этот тип урока наиболее широко используется в практике физического воспитания.
Комбинированные (интегрированные) уроки. На уроках такого типа учитель применяет кроме заданий по своему предмету другие задания, которые требуют знаний по другим предметам. Например: в работе с младшими школьниками в эстафеты можно включать задания по устному счету, по решению примеров на различные действия, предложить из букв выложить слово без ошибок; работая осанкой, сообщать сведения по анатомии; учить детей измерять пульс, следить за своим самочувствием в ходе урока. Интеграция может иметь следующий вариант, когда на уроке используется материал из различных разделов учебной программы. В урок можно включать элементы гимнастики, спортивных игр, легкой атлетики и т.д.
Контрольные уроки направлены на выявление успеваемости или определение уровня подготовленности занимающихся, проверку усвоения ими знаний, умений и навыков по теме или разделу программы и т.п.
Организация и методические основы проведения урока физической культуры.
Результативность урока физической культуры во многом зависит от того, насколько преподаватель будет претворять намеченный им план, применять наиболее рациональные методы организации деятельности занимающихся и методические приемы, продуктивно использовать имеющиеся оборудование, инвентарь, технические средства обучения, учитывая при этом специфику места проведения занятия (спортивный зал или пришкольная спортивная площадка, стадион или парк, ровная или пересеченная местность), температурные условия, подготовленность школьников, их возрастные и индивидуальные особенности.
Организационное обеспечение урока предусматривает:
1) создание санитарно-гигиенических условий;
2) материально-техническое обеспечение;
3) выбор способа (метода) организации деятельности занимающихся на уроке, который позволит наилучшим образом выполнить поставленные задачи.
Санитарно-гигиеническое обеспечение условий для проведения уроков предусматривает весь комплекс мероприятий, обеспечивающих оздоровительный эффект от занятий физическими упражнениями.
B связи с этим санитарно-гигиеническое состояние мест занятий должно строго соответствовать установленным нормам (во всяком случае, этого следует добиваться). Так, температура воздуха для спортивного зала поддерживается (наиболее благоприятная) в пределах 14-16 °С.
После каждого занятия с классом в школе необходимо проветривать зал в течение всей перемены. Установлено, что вентиляция воздуха в легких человека в покое колеблется в пределах от 4 до 6 л в 1 минуту, а при упражнениях высокой интенсивности (бег, спортивные игры и др.) поглощение воздуха организмом возрастает в 10 раз и более. Поэтому исключительно важно обеспечивать в местах занятий физическими упражнениями должную чистоту воздуха.
Очень большое внимание следует постоянно уделять поддержанию чистоты пола зала, гимнастических матов, снарядов, спортивного инвентаря. Следует проводить после каждого урока влажную уборку пола зала, протирать мокрой тряпкой гимнастические маты, а капитальную уборку - мытье пола, обтирание снарядов, инвентаря (сначала влажным способом, а затем сухой тряпкой) производить обязательно после окончания всех занятий в зале.
Несоблюдение этих важных санитарно-гигиенических требований приводит к большому скоплению пыли в помещении. Занятия в таких условиях наносят большой вред здоровью, так как в легкие поступает пыльный воздух. Кроме того, в неубранном зале загрязняются тела и спортивная одежда занимающихся.
Материально-техническое обеспечение урока предусматривает обеспечение учебно-воспитательного процесса таким количеством оборудования, инвентаря и мест выполнения учебных заданий, которое гарантировало бы полноценное решение всего комплекса задач при оптимальной плотности урока.
За последние годы по инициативе многих учителей физической культуры школьные спортивные залы и площадки оснащаются нестандартным (много пропускным) оборудованием, различными устройствами и тренажерами. Использование такого оборудования значительно повышает плотность занятий, вызывает повышенный интерес учащихся, создает широкие возможности для применения наиболее эффективных организационно-методических форм урока и, в конечном счете, во многом способствует результативности занятий.
Методы организации деятельности занимающихся на уроке.
В практике физического воспитания применяются следующие методы организации занимающихся на уроке:
1. Фронтальный метод характеризуется выполнением всем составом класса одного и того же задания независимо от форм построения учащихся (в колоннах, нескольких шеренгах, в круг). Этот метод широко используется во всех частях урока, но преимущественно в подготовительной и заключительной. Однако нужно стремиться как можно больше использовать фронтальный метод и в основной части. При этом обеспечивается высокая моторная плотность (можно успеть больше сделать за счет увеличения времени непосредственно на двигательную деятельность обучающихся), что очень существенно.
Фронтальный метод успешно применяется при управлении однородной деятельностью занимающихся, не требующей страховки, например - при разучивании и совершенствовании техники выполнения высокого и низкого старта в беге на короткие дистанции, ряда простейших акробатических упражнений (кувырков, перекатов и др.), при отработке технических приемов игры в волейбол в парах (передача мяча и др.).
Важным требованием является такое расположение занимающихся, чтобы они не мешали друг другу, все видели преподавателя, а он, в свою очередь, - учеников.
Существует 4 варианта фронтального метода: поточный; одновременный; попеременный; сменный:
- поточный – это такой способ организации деятельности учащихся, когда задание выполняется потоком, т.е. в колонне по одному;
- одновременный способ характеризуется тем, что учащиеся выполняют задание одновременно всей шеренгой;
- попеременный способ характеризуется тем, учащиеся выполняют задание в парах;
- сменный способ характеризуется тем, что учащиеся выполняют задание сменами.
2. Групповой метод предусматривает одновременное выполнение в нескольких группах разных заданий преподавателя. Разделение занимающихся на группы и определение содержания заданий осуществляются с учетом пола, уровня подготовленности и других признаков (например, по росто-весовым показателям на уроках баскетбола, борьбы). Этот метод используется преимущественно в средних и старших классах. Но его применение требует специальной подготовки помощников учителя из числа наиболее подготовленных учеников и их заблаговременного инструктирования по учебному материалу предстоящего урока.
3. Индивидуальный метод заключается в том, что учащимся предлагаются индивидуальные задания, которые выполняются самостоятельно. Как правило, индивидуальные задания предназначены для занимающихся, значительно отличающихся от основного состава класса по своей подготовленности, особенностям и способностям, а иногда по состоянию здоровья. Метод широко применяется в спортивных играх и преимущественно в старших классах.
4. Круговой метод предусматривает последовательное выполнение занимающимися серии заданий (упражнений) на специально подготовленных местах («станциях»), как правило, расположенных по кругу зала или спортивной площадки. Обычно в круг включается от 4 до 10 упражнений («станций»). На каждой «станции» выполняется один вид упражнений или двигательных действий. Их состав подбирается с расчетом на комплексное развитие физических качеств и повышение функциональных возможностей организма. Весь круг проходят от 1 до 3 раз без интервала или с определенным интервалом отдыха между «станциями». Метод применяется в средних и старших классах.
Содержательная сторона урока определяется программой по физическому воспитанию, в которой четко определены цели, задачи, учебные темы, требования и нормативы. Она составлена таким образом, чтобы учащиеся усвоили ее разделы на уроках за установленное количество часов (102 ч в учебном году).
Педагогическое построение урока определяет физиологическая закономерность, связанная с фазовым изменением работоспособности при выполнении физической (мышечной) работы. Эта закономерность обусловливает выделение в структуре урока трех функционально связанных составных частей: подготовительной, основной, заключительной.
В содержание подготовительной части входят:
1) начальная организация занимающихся (построение, сообщение задач урока, строевые упражнения, упражнения на внимание);
2) различные варианты ходьбы, бега;
3) общеразвивающие и подготовительные упражнения (выполняемые на месте, в движении, без предметов с предметами).
При составлении комплекса упражнений для подготовительной части урока следует помнить, что подбор упражнений и их чередование зависят от задач, для решения которых составляется комплекс, а также от пола, возраста и физической подготовленности занимающихся. В комплекс следует включать доступные занимающимся упражнения для всех групп мышц.
Как правило, упражнения выполняются на счет 2, 4 и 8:
а) после предварительного показа и объяснения преподавателя;
б) одновременно с показом и объяснением преподавателя;
в) только по показу;
г) только по объяснению.
Число упражнений в комплексе обычно не превышает 8-10.
При проведении общеразвивающих упражнений для активизации внимания занимающихся и повышения их эмоционального состояния рекомендуется использовать:
1) хлопки руками;
2) выполнение упражнений с закрытыми глазами;
3) выполнение упражнений с фиксацией отдельных положений (поз) на счет до 5-7;
4) выполнение упражнений в различном темпе;
5) выполнение упражнений с постепенным увеличением амплитуды движения;
6) выполнение одного и того же упражнения из различных исходных положений.
При выполнении упражнений рекомендуется ставить перед занимающимися конкретное задание. Например, вовремя наклона вперед коснуться пола всей ладонью или при выполнении поворота туловища направо из стойки ноги врозь правой рукой коснуться левой пятки, и наоборот.
Для повышения интереса занимающихся к выполнению общеразвивающих упражнений и более успешного решения задач подготовительной части урока рекомендуется применять разнообразные способы проведения этих упражнений:
1. Раздельный способ характеризуется тем, что после выполнения каждого упражнения комплекса делается пауза. При этом способе занимающиеся точнее выполняют движения, преподавателю легче их контролировать;
2. Поточный способ заключается в том, что весь комплекс упражнений выполняется непрерывно, без остановок, причем конечное положение предыдущего упражнения является исходным для последующего;
3. Выполнение упражнений в парах;
4. Выполнение упражнений с предметами (гимнастическими палками, скакалками, набивными мячами, с гимнастической скамейкой, на гимнастической стенке и т.д.);
5. Выполнение упражнений в движении.
Для успешного решения задач подготовительной части урока преподавателю необходимо:
- правильно выбирать место для показа упражнений;
- в нужном темпе и удобном для просмотра ракурсе показывать упражнения;
- кратко и точно называть показываемые упражнения;
- правильно, своевременно и достаточно громко подавать команды;
- помогать учащимся зеркальным показом, осуществлять подсказки и подсчеты;
- добиваться точного и синхронного выполнения упражнений;
- исправлять по ходу выполнения упражнений ошибки, допущенные учащимися.
При проведении подготовительной части урока преподавателю необходимо так подобрать упражнения, чтобы они:
- начинались из разных исходных положений (различных стоек, седов, положений лежа, упоров и положений рук);
- имели разную направленность, кинематические и динамические характеристики (различные группы мышц, направления, амплитуду, темп и характер выполнения);
- содержали в одном цикле от двух до восьми движений.
В содержание основной части урока входят:
1) разучивание новых двигательных действий;
2) закрепление и совершенствование усвоенных ранее двигательных умений и навыков общеобразовательного, прикладного и спортивного характера;
3) развитие физических качеств;
4) воспитание нравственных, интеллектуальных и волевых качеств;
5) формирование специальных знаний.
В процессе обучения двигательным действиям преподавателю следует:
- избегать однообразия в манере ведения урока, в подборе средств и методов обучения;
- использовать разнообразные методы оценки: одобрение, поощрение, замечание, порицание. При этом необходимо соблюдать справедливость и объективность, чувство меры и такта;
- индивидуально исправлять ошибки, указывая причину их возникновения, и придерживаться требований: учить всех и отдельно каждого;
- формировать у учащихся умения самостоятельного выполнения физических упражнений.
Для становления навыков в процессе обучения необходимо выполнять правильные движения с повторением не менее 8-10 раз, а при закреплении уже изученного движения - в пределах 20-30 раз.
Многократное повторение упражнений, необходимое для создания прочных навыков, нередко вызывает у учащихся утомление, потерю интереса к выполнению двигательного действия. Это состояние является естественной реакцией организма на однообразный характер учебно-практической деятельности. Включение в урок физической культуры подвижных игр, игровых заданий упражнений, использование игрового метода активизируют внимание, повышают эмоциональное состояние учащихся и заинтересованность.
Однако необходимо помнить, что игра выступает как вспомогательный, дополнительный метод. Она используется лишь тогда, когда движение достаточно хорошо освоено и внимание учащихся сосредоточивается не столько на двигательном акте, сколько на результате действия, условии и ситуации, в которых оно выполняется. Подвижная игра выступает как метод закрепления, совершенствования навыка, выполняемого в повышенном эмоциональном состоянии, в изменяющихся ситуациях, при внешних противодействиях.
Последовательность применения игр на уроках физической культуры должна быть спланирована заранее. Выбор игры зависит главным образом от тех педагогических задач, которые ставятся перед уроком. Немаловажное значение имеет подготовленность класса (физическая и техническая). Необходимо четко знать, что занимающиеся могут и что еще не в их силах сделать. Подбор игр зависит также и от того, где проводится игра (в спортивном зале, на открытой площадке, стадионе), от наличия соответствующего инвентаря и оборудования.
Включая в игры тот или иной элемент двигательного действия, важно следить, чтобы основная структура движения в ходе игры не нарушалась. Не следует, к примеру, в игре закреплять движения с максимальными усилиями, если это не проделывалось на уроке при формировании навыка.
Определение результатов игры, выявление ошибок, неверных действий имеют большое воспитательное значение. При подведении итогов важно учитывая не только быстроту, но и качество выполнения игровых действий.
В младшем школьном возрасте на этапе разучивания упражнений на уроке следует применять соревновательный метод обучения, предусматривающий использование соревновательного начала в качестве подчиненного цели обучения.
Объектом соревновательной деятельности являются показатели качества выполнения элементов или целостных двигательный действий («кто правильнее?», «кто точнее?» и т.п.).
Для того чтобы занимающиеся могли освоить предлагаемый материал урока (выполнить соответствующие действия), преподаватель осуществляет множество действий: объясняет, показывает, наблюдает, анализирует, оценивает работу учащихся и т.д. Процесс освоения занимающимися учебного материала также строится через выполнение ими различных действий: восприятие сведений, усвоение элементов, осуществление повторных, но уже скорректированных действий, совершенствование действий и т.д.
Все действия педагога (и занимающихся) подчинены в итоге конкретному результату: научить (научиться) выполнять двигательные действия.
Большое значение при обучении двигательным действиям играют зрительное и слуховое восприятие изучаемого упражнения (наглядность). Использование наглядности зависит от этапа обучения. Как правило, на этапах ознакомления и начального разучивания двигательного действия она применяется гораздо чаще, а на этапе совершенствования используется для исправления появившихся ошибок.
К средствам наглядности при обучении двигательным действиям относят следующие:
1. Показ двигательного действия преподавателем (или учеником по заданию преподавателя). В основе обучения с помощью показа лежит подражание.
При показе двигательных действий преподавателю необходимо соблюдать следующие требования:
- показ всегда следует сочетать с методами использования слова, это позволяет избежать слепого копирования;
- содержание показа обязано, при всем прочем, соответствовать задачам обучения: а) первый показ, как правило, должен давать целостное представление о технике исполнения физического упражнения; б) в дальнейшем, когда необходимо обратить внимание учеников на отдельные движения и акцентированные усилия, в показе подчеркиваются именно эти моменты; в) для большей наглядности иногда показывают лишь часть изучаемого действия, уменьшают скорость движения, делают паузы;
- недопустим небрежный, неточный показ, так как он может быть принят учениками за образец, которому надо подражать;
- поручать показ упражнения ученику можно в следующих случаях: а) если преподаватель по состоянию здоровья не в состоянии хорошо выполнить действие; б) если при показе преподавать вынужден принять положение (например, вниз головой), при Котором ему неудобно объяснять; в) когда необходимо снять предубеждение учеников в не выполняемости задания;
- при показе преподаватель занимает положение, при котором ему удобно руководить всеми учащимися (например, стоя на возвышении, легче держать под контролем учащихся всего класса), а ученикам видеть упражнения в плоскости, наглядно отражать структуру действия (например, стоя к учащимся в профиль, легче показать правильное сгибание ноги вперед);
- показы преподавателем «как не надо выполнять» допустимы в тех случаях, когда учащиеся способны критически относиться к выполняемым упражнениям, умеют анализировать свои движения и если такой показ сопровождается убедительным объяснением и не является передразниванием недостатков учащегося;
- зеркальные показы целесообразны при использовании лишь простых, преимущественно общеразвивающих упражнений. При показе сложных действий зеркальное исполнение приводит, как правило, к нарушению естественности, легкости исполнения.
2. Наглядные пособия (рисунки; кинограммы с изображением последовательности движений, составляющих действие; учебные видеофильмы и т.п.). Демонстрация наглядных пособий обладает преимуществом перед показом при необходимости акцентировать внимание учащихся на статических положениях и последовательной смене фаз движений.
Для усвоения результатов наглядного восприятия полезны вопросы преподавателя и ответы учащихся.
3. Ориентиры (предметные регуляторы). Если показ движений и демонстрация наглядных пособий при обучении двигательным действиям используются довольно часто, то ориентиры пока не получили широкого применения на уроке физической культуры. А между тем ориентиры - одно из эффективных средств наглядности.
Для безошибочного выполнения отдельных элементов и упражнений в целом в учебном процессе используются следующие ориентиры:
- пространственные (линии, флажки, метки, жесткие ограничители движений по амплитуде, направлению), указывающие точную меру движений тела или его отдельных частей;
- звуковые и световые (метроном, хлопки руками, словесный сигнал, музыкальный такт, электронные звуколидеры и светолидеры и т.п.), задающие определенный темп и ритм движений, направление, амплитуду и т.д.;
- инструментальные (показания приборов, секундомеров, измерителей высоты и длины прыжка и т.п.).
Увидев, как выполняется упражнение, и выслушав объяснения преподавателя, учащиеся иногда не могут воспроизвести его правильно: они лишь зрительно воспринимают «чужие» движения. Зрительные восприятия, как бы точны они ни были, не создают полного «живого» представления, если они не подкреплены мышечно-двигательными ощущениями.
Чтобы воспроизвести упражнение правильно, надо его зрительный образ соединить с мышечно-двигательными ощущениями собственных движений. Создать правильные мышечно-двигательные ощущения как раз и помогают различные ориентиры (предметные регуляторы). Например, часто после показа и объяснения ученики не выполняют требования бежать, высоко поднимая бедро. Добиться правильных движений помогают такие занятия, как бег через набивные мячи, невысокие препятствия. При метании малого мяча на дальность с места и разбега ученики часто посылают его не прямо перед собой, а в сторону, хотя преподаватель показывал и объяснял, как правильно выполняется метание. Более точному направлению броска способствует метание в узкий коридор.
Предметные регуляторы в основном используются при начальном разучивании двигательных действий.
Ни один урок не должен проходить без включения в него специальных упражнений, способствующих развитию тех или иных физических качеств.
При выборе упражнений, активно воздействующих на то или иное физическое качество, важно придерживаться следующих рекомендаций:
1. Для достижения лучших результатов в развитии у школьников быстроты следует включать в уроки упражнения по мгновенному реагированию на различные сигналы, преодолению коротких расстояний за минимальное время. Кроме того, необходимо подбирать упражнения, вызывающие быстрые перемещения, скорость действий, частоту движений. Такими упражнениями являются старты из различных исходных положений, бег на короткие дистанции, челночный бег, прыжки через скакалку, а также подвижные и спортивные игры, встречные эстафеты и т.д. Такие упражнения (за исключением игр и эстафет) лучше применять в начале основной части урока, когда организм еще неутомлен.
Проявлению максимума скоростных возможностей содействуют соревновательные и игровые приемы выполнения упражнений.
2. Для развития силы типичными являются упражнения общеразвивающего характера без предметов и с предметами (лазание по вертикальному канату, подтягивание, сгибание и разгибание рук в упоре лежа, упражнения на гимнастических снарядах, использование гантелей, тренажеров, различные виды единоборства т.д.).
3. Выносливость надо развивать на каждом уроке, применяя специальные упражнения и увеличивая плотность и интенсивность занятий. Особенно эффективны бег на средние дистанции, кроссы, бег на лыжах, подвижные игры («Ручей», «Кросс по кругу», «Бег с выбыванием», «Смена лидеров» и др.) и спортивные игры. В младших классах в основном применяется бег в медленном, равномерном темпе, т.е. бег со скоростью 2-3 м/с, а также равномерный бег в сочетании с ходьбой и комплексами общеразвивающих упражнений. В средних и старших классах применяется равно
мерный бег продолжительностью 8-25 мин, повторный бег на отрезках 200-800 м и др.
В основной части занятия упражнения на выносливость всегда следует выполнять последними.
4. Развитию координации движений способствуют подвижные и спортивные игры, акробатические упражнения, полосы препятствий, эстафеты с предметами и различные упражнения с использованием нестандартного оборудования и др.
5. Для развития вестибулярной устойчивости надо чаще применять упражнения на равновесие.
Специфика предмета «Физическая культура» помогает преподавателю успешно воспитывать на уроках и личностные качества учащихся. Для того чтобы достигнуть наибольшего эффекта в воспитании нравственности, необходимо применять на каждом уроке различные средства воспитывающего характера.
К их числу относятся:
- подбор заданий, содействующих сплочению коллектива учащихся;
- организация совместных действий, взаимопомощь, взаимовыручка;
- поощрение положительных и порицание отрицательных поступков, совершаемых учениками на уроке, и др.
Для воспитания личностных качеств надо ставить перед учащимися трудные, но посильные задачи, стимулировать достижение цели. Так, для воспитания смелости и настойчивости можно использовать упражнения, связанные с преодолением нерешительности и страха перед выполнением, например, опорных прыжков, упражнений на гимнастических снарядах и др.
В содержание заключительной части урока, как правило, входят:
- упражнения, способствующие снижению возбуждения (различные варианты передвижений с постепенным снижением темпа, упражнения на дыхание и расслабление мышц);
- упражнения, способствующие регулированию эмоционального состояния (успокаивающие подвижные игры, игровые задания и упражнения на внимание);
- мероприятия по подведению итогов урока с оценкой преподавателем результатов деятельности занимающихся; сообщение задания на дом (для всего класса или отдельным ученикам).
Соотношение времени в частях урока может изменяться в зависимости от задач урока, места занятий, состояние учащихся, погоды и состояние инвентаря.
Требования к составлению конспекта урока физической культуры.
Свою подготовку к уроку учитель завершает составлением конспекта. Он может быть развернутым, т.е. полным и более кратким - «план-конспект урока».
Содержание его зависит от:
- задач урока;
- типа урока;
- места проведения урока;
- наличия оборудования, инвентаря;
- возраста учащихся и их подготовленности;
- возможности и подготовки учителя.
Конспект урока должен отражать:
- новый материал;
- закрепление;
- методы ведения урока;
- методы обучения;
- теоретический материал;
- контрольные нормативы;
- сам процесс обучения поэтапно;
- работу над ошибками;
- необходимые зарисовки;
- приемы дозирования нагрузки;
- характер домашнего задания и т.д
Подготовка и деятельность педагога-психолога на основе требований профессионального стандарта: материалы Междунар. науч.- практ. конф. (Чебоксары, 22 дек. 2017 г.) / редкол.: Л. А. Абрамова [и др.]. – Чебоксары: ИД «Среда», 2017. – 172 с.
Далингер В. А. Познавательный интерес учащихся и его развитие в процессе обучения математике [Электронный ресурс] / Далингер В. А. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/poznavatelnyy-interes-uchaschihsya-i-ego-razvitie-v-protsesse-obucheniya-matematike
Ниталимова, Л. В. Развитие читательского интереса младших школьников [Текст] / Л. В. Ниталимова, С. Н. Семенова. – М. : Ментор, 2007. – С. 11-13
Григорьев, Д. Внеурочная деятельность школьников [Текст] / Д. Григорьев // Методический конструктор. – М. : Просвещение, 2011. – 159 с. – (Стандарты второго поколения).
Колпащикова, Ю. С. Как развивать интерес к чтению у младшего школьника? [Текст] / Ю. С. Колпащикова, В. А. Рожина // Научнометодический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 29. – С. 104-109.
Коменский Я.А., Локк Д., Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И.Г. Педагогическое наследие / Сост. В.М.Кларин, А.Н.Джуринский. – М.: Педагогика, 1989 – 416 с.
Аверин В. А., Смирнова Е. О., Слободчиков И. М. и др.Развитие личности ребенка : от года до трех [Текст]/ Аверин В. А., Смирнова Е. О., Слободчиков И. М. и др. - 2010. - 508, [1] с.
Коноваленко А.В. Мотивация учебной деятельности на начальном этапе профессионального образования [Электронный ресурс] / Коноваленко А.В. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/poznavatelnyy-interes-uchaschihsya-i-ego-razvitie-v-protsesse-obucheniya-matematike
Сергеева Л. В. Формирование учебной деятельности младших школьников [Электронный ресурс] / Сергеева Л. В. – Режим доступа:URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/270/12886/ (дата обращения: 04.11.2019).
МАХМУРЯН КАРИНЭ СТЕПАНОВНА http://naukarus.com/sovremennyy-urok-v-usloviyah-realizatsii-federalnyh-gosudarstvennyh-obrazovatelnyh-standartov-obschego-obrazovaniya Иностранные языки в школе
ISSN: 0130-6073
Год выхода:
2014
22