МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
«ГУБЕРНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
(ГБПОУ ВО «ГПК»)
Цикловая методическая комиссия
общепрофессиональных дисциплин
Развитие интереса у студентов к восприятию классической музыки
Выступление на ЦМК
подготовила Дорохина Л.А.
Бутурлиновка, 2025
Развитие интереса у студентов к восприятию классической музыки
Современный мир очень быстрый и технологичный. Технический прогресс XX-XXI вв. привел к развитию невероятных информационных технологий, мультимедиа, синтетических жанров и видов музыки – все это влияет на структуру музыкального восприятия у современных детей.
В эпоху реформирования социокультурных отношений на повестке дня остро встала проблема развития у детей интереса, как ведущего побудителя деятельности человека, как формы воспитания духовно-нравственного и художественно-этического вкуса, к музыке.
Почему же так важна классическая музыка для развития личности и зачем она нужна современным детям? Какое влияние она оказывает на развитие личности и мозга. Как сформировать интерес к классике? Попробуем разобраться в этом.
Альберт Эйнштейн (1897-1955г.г.) не просто любил музыку, музыка была важной частью его жизни. Великий физик, вообще, был убеждён, что между музыкой и физикой есть много общего. «Физика раскрывает неизвестное в природе», -говорил он, - «а музыка - в человеческой душе. Это два метода познания мира».
Татьяна Владимировна Черниговская - советский и российский учёный в области нейронауки и психолингвистики, а также теории сознания так отвечает на этот вопрос:
«Мозг музыканта - это ювелирно настроенный инструмент по сравнению с мозгом человека очень умного, интеллектуально развитого, но не владеющего музыкальным искусством».
Статистика по запросам на интернет-платформах показывает что наибольшей популярностью у слушателей пользуется далеко не классическая академическая музыка.
И теория, и практика, а главное – состояние культуры нашего времени сигнализируют о предпочтении молодежью искусства развлекательного, низкопробной музыкальной продукции, формирующей посредственный художественный вкус. В условиях коммерциализации культуры, смены идеалов и ценностей сама роль музыкального искусства сегодня неоднозначна: с одной стороны, оно интегрировано в духовную жизнь человека, а с другой – теле- и радиоэфир, обилие звуковых технологий превратили его в обычный звуковой фон жизни, где зачастую музыка сомнительного художественного качества навязывается слушателю независимо от его выбора.
В результате значительная часть музыкальной культуры выступает элементом развлечения, а акцент на развлекательность музыки дезориентирует человека, в том числе детей. Академическая же музыка минимально представлена в пространстве современной массовой культуры и её значение в освоении общечеловеческих ценностей многими недооценивается. Сочетая в себе чувственное и интеллектуальное начала, академическая музыка, духовно наполненная, задаёт правильные ориентиры эстетического воспитания личности.
Поэтому очевидной становится проблема развития интереса человека к академической музыке на современном этапе, когда классические музыкальные жанры и образцы академической музыки активно вытесняются из информационного поля, им трудно конкурировать с массовой увлеченностью эстрадой.
В аспекте вышесказанного важное место отводится целенаправленному формированию интереса к академической музыке в процессе воспитания и обучения.
Как заинтересовать слушать классическую музыку?
Прежде всего, студенты должны узнать, что такая музыка есть. Услышать и почувствовать ее красоту. Научиться быть грамотным и благодарным слушателем.
Музыка - источник радости в любом возрасте. Еще в раннем детстве ребенок открывает для себя волшебную силу искусства и, при достаточном богатстве впечатлений, стремится выразить их в собственном «творческом продукте» через музицирование. В процессе музыкальной творческой деятельности у ребенка появляются и развиваются творческое воображение, мышление, коммуникативные навыки, эмпатия, способность принимать позицию другого человека, основы его будущей рефлексии.
В настоящее время культурный кризис порождает потерю интереса к подлинному искусству и способности сопереживать, особенно поддержаны влиянию низкокачественной музыкальной продукции именно подростки. Все перечисленное усугубляет влиянием на данную возрастную категорию рекламы в СМИ и интернет. Именно формирование интереса к классической музыке как образцу художественного и эстетического творчества, способного влиять на ценностные ориентации, их духовный мир, характер всей современной культуры.
На уроках МДК 01.08 Теория и методика музыкального воспитания с практикумом и во время прохождения практики - пробных занятий в школе, а также при выполнении самостоятельной работы студенты знакомятся с произведениями классиков русской и зарубежной музыки. Для развития интереса к классической музыке я проигрывала музыкальные произведения на инструменте, разучивала темы со студентами, использовала средства синемафонии, синтез различных видов искусства, современные аранжировки классических произведений. Проводили со студентами викторины, музыкальные диктанты, на которых надо было узнать название и авторов произведений. Давались задания студентам подготовить презентации о творчестве композиторов - классиков, разрабатывали фрагменты уроков по музыке, где на этапах воспричтия произведения прорабатывались беседа, создающая эмоциональный настрой для восприятия, сообщались интересные факты из жизни композитора, подбирались вопросы для анализа произведений. Подбирала интересные сюжеты, используя презентации, показ видео, показ картин художников, соответствующих настроению произведения. Студенты знакомились с творчеством русских композиторов-классиков - М.И. Глинки, П.И. Чайковского, Н.А. Римского-Корсакова, М.Мусоргского, С.Прокофьева, С.Рахманинова, Д.Шостаковича, Г.Свиридова, И.Дунаевского, с творчеством современных детских композиторов - В.Шаинского, Г.Гладкова, Е.Крылатова, с произведениями зарубекжных композиторов. При подготовке самостоятельной работы студенты готовили презентации, слушали и анализировали произведения П.И.Чайковского, А.Вивальди - «Времена года», В.Моцарта - симфония №40, Турецкое рондо, Вариации на тему французской народной песни, «Колыбельная», Э.Грига – из сюиты «Пер Гюнт»- «Утро», «В пещере горного короля», «Танец Анитры», «Смерть Озе», «Песню Сольвейг». Л.Бетховена - «Лунная соната», «Героическая симфония» и др. Во время подготовкт фрагментов уроков студенты выполняли технологические карты и презентации со слушанием музыки по темам: «Мелодия - душа музыки», «Мир Прокофьева», «Опера – весенняя сказка «Снегурочка», «Опера В ФОП «Евгений Онегин», «Люблю я грусть твоих просторов», «Симфоническая сказка «Петя и волк» С.Прокофьева», «Балет «Щелкунчик» П.И.Чайковского, «В музыкальном театре», «Острый ритм – джаза звуки» и др.
В Федеральной образовательной программе по музыке для начальных классов есть разделы, посвящённые русской и зарубежной классической музыке, знакомству с творчеством композиторов- классиков, с жанрами музыки – оперой, симфонией, балетом, сюитой, кантатой.
Большинство студентов раньше были не знакомы с классической музыкой, хотя школьная программа по музыке построена в основном на классических произведениях. Несмотря на это, с интересом слушают и анализируют произведения, готовят презентации по классической музыке.
Исходя из этого, можно сделать вывод, что студентам следует рекомендовать больше самостоятельно слушать и смотреть исполнение классической музыки, которое помогает понять содержание произведения.
Чтобы заинтересовать студентов, следует использовать мультимедийные аудиовизуальные композиции (МАВК) как один из структурных элементов механизма формирования ценностных ориентаций и развития интереса к постижению классической музыки в профессиональной подготовке будущих учителей.
Классическая музыка во все времена вбирала в себя народное музыкальное творчество и оказывала большое влияние на параллельно развивающуюся «неакадемическую» музыку. С течением времени лучшие образцы «неакадемической», «легкой» музыки также закреплялись на уровне классики классики своего жанра. Такие тенденции ярко прослеживаются в эстрадном музыкальном искусстве, становление которого началось на рубеже XIX ХХ вв., а основные направления, стили и жанры складывались и развивались на протяжении ХХ в. Мелодии из классических произведений «золотого фонда» достаточно быстро стали использоваться эстрадными исполнителями и аранжировщиками в качестве основы для джазовых импровизаций и оркестровых транскрипций/парафразов. В частности, обработки популярных классических произведений представлены в аудиозаписяхэстрадноджазового оркестра под управление Р. Кониффа (середина ХХ в.). В творчестве зарубежных исполнителей середины второй половины ХХ в. можно услышать музыкальные темы Хора половецких девушек из оперы А. П. Бородина «Князь Игорь», романсов П. И. Чайковского, фортепианных и оркестровых сочинений С. В. Рахманинова и многие другие произведения. В 1970-е гг. исполнялись рок-обработки сюиты М. П. Мусоргского «Картинки с выставки». В настоящее время фортепианные и оркестровые обработки классических музыкальных произведений широко представлены в аудиозаписи, доступны широкому кругу слушателей и пользуются большой популярностью. В современном искусстве они уже рассматриваются как классика эстрадного жанра.
Некоторые исследователи эмоциональную отзывчивость на музыку определяют не как специальную и не высшую способность музыканта, а как общечеловеческое свойство, как всестороннее "оформление отношений" музыканта с произведением, как окраска его деятельности особым пристрастным тоном, как выделение музыки вообще из всяких видов деятельности.
Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора развивает стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений, вызывая эмоциональную отзывчивость на различные жанры произведений, таким образом, развивая эмоциональную сферу.
Студенты учится понимать не только свои чувства, но и переживания других людей. Они начинает различать различные эмоциональные состояния, переданные композиторами в своих произведениях.
Таким образом, эмоциональная отзывчивость на музыку - это способность чувствовать характер, настроение музыкального произведения, способность к переживанию в форме музыкальных образов, способность к творческому воображению. Основными путями развития эмоциональной отзывчивости исследователи считают ее формирование в различных видах музыкальной деятельности обучающихся: в процессе слушания (активного слушания-восприятия) и доступного исполнения музыки.
Для развития интереса к классической музыке у студентов эффективным видом музыкальной деятельности является восприятие музыки. Развитие интереса к классической музыке будет проходить более успешно, если применять мультимедийные технологии и подобрать комплекс методов, приемов, творческих заданий, музыкальных упражнений, направленных на развитие интереса студентов к классической музыке. Слушание классической музыки в современной аранжировке и в оригинальном исполнении, ознакомление с интересными фактами из жизни композиторов, историями создания произведений, работа над презентациями и проектами - это способствует развитию интереса у студентов к восприятию классической музыки.
Д.Б. Кабалевский так сказал о музыке: «Я безгранично верю в могучую силу музыки. И потому мне горько видеть, когда многие не понимают, что может дать человеку музыка, пользуются ею только для развлечения, не требующего усилий ума, сердца. Зато, когда встречаюсь с замечательными примерами влияния музыки на людей, испытываю глубочайшую радость. Особенно если речь идет о детях, подростках, молодежи.
Сейчас перед нами стоит сложная задача: во-первых, преодолеть в девушках и юношах крепко сидящий в них предрассудок, будто старшие хотят «отнять» у них легкую музыку, а во-вторых, убедить их в том, что, стремясь вызвать в них интерес к серьезной музыке, мы хотим обогатить их духовный мир, а не оскучнить и тем более, не обеднить его! При этом не надо путать «легкость содержания» и «легкость восприятия». Через второе лежит путь в настоящую, большую музыку».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. .Андреева, И.Н.Эмоциональный интеллект: исследования феномена//
Вопросы психологии.-2006.-№3, с.78-86.
2. Вендрова, Т. «Пластическое интонирование» музыки в методике Вероники Коэн//Искусство в школе.-1997.-№1, с.61-64.
3. Гундорова, Е.Ю. Симфония и дети// Музыка в школе.-2004.-№4, с.34-42.
4. Игнатова, Т.Н. Через пластическое интонирование к таинству музыки//Искусство в школе.- 2002.-№6,с.61-64.
5. Коэн, В.В. Метод «музыкальных зеркал» (двигательные аналоги музыкального восприятия)// Искусство в школе.- 1999.- №4, с.14-16.
6. Красильникова, И. М. Симфония в первом классе - необходимость и реальность// Искусство в школе.- 1998.-№3, с.7-16.
7. Перламутрова, Е.А. Развитие метода имаготерапии средствами инсценированной песни// Искусство в школе .-1999.-№3, с.69-70.
8. Шлыкова, О.В. Феномен мультимедиа// Вестник МГУКИ.- 2005.- №2, с.156-159.
9. Чечина, С.Н. Приобщение к классической музыке. Каким оно должно
быть? [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 3. URL: http://scienceeducation.ru/ru/article/view?id=13585
Интернет- источники:
Новые подходы к развитию интереса к классической музыке у студентов педагогического колледжа посредством полихудожественной учебной деятельности в ракурсе применения. Мультимедиа оборудования
https://cyberleninka.ru/article/n/novye-podhody-k-razvitiyu-interesa-k-klassicheskoy-muzyke-u-studentov-pedagogicheskogo-kolledzha-posredstvom-polihudozhestvennoy
Кабалевский, Д.Б.: «Учитесь музыке»
https://smena-online.ru/stories/dmitrii-kabalevskii-uchites-muzyke
https://nsportal.ru/kultura/muzykalnoe-iskusstvo/library/2022/10/30/formirovanie-interesa-uchashchihsya-k-akademicheskoy
4