СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие интонационно-мелодического мышления. Подбор репертуара скрипача

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Развитие интонационно-мелодического мышления. Подбор репертуара скрипача»


Развитие интонационно-мелодического мышления

Подбор репертуара скрипача



Современная методика выдвигает требования: процесс музыкальных занятий должен быть интересным и увлекательным, развивать активность восприятия ребенка, его воображение, творческую фантазию.

Если рассматривать с этих позиций музыкально-инструктивный материал начального периода обучения скрипача, приходится признать, что упражнения, предназначенные для решения технических задач, далеко не всегда отвечают указанным требованиям. В целом не отрицая необходимости использования упражнений в процессе обучения, мы не считаем целесообразным применение их на раннем этапе в качестве основного инструктивного материала. Напротив, решение технических задач должно проходить в процессе выполнения задач музыкально-творческих, для чего следует использовать музыкально-художественные произведения, пусть даже простейшие.

В различных скрипичных пособиях имеется немало пьес, в которых мелодическая линия сопровождается эмоциональными стихами. Именно такой материал может способствовать скорейшему развитию исполнительских и творческих качеств ученика. Расширение круга пьес, исполняемых на открытых струнах, должно стать одной из главных задач педагога-скрипача (в качестве примера приведем начальную школу игры на скрипке «Вверх по ступенькам» В. Якубовской).

В используемых сегодня в педагогической практике скрипичных школах и учебных пособиях мы встречаемся с различным подходом к музыкально-инструктивному материалу, предназначенному для развития игровых навыков начинающего скрипача. И перед педагогом встает вопрос, какому подходу в обучении отдать предпочтение. Наиболее благоприятный материал для целостного музыкально-технического развития ученика, доступный по музыкальному языку и форме, - это обработки детских песен. Такие обработки доступны восприятию ребенка. Перед исполнением на инструменте пьеса пропевается, уточняется ее ладоинтонационная и ритмическая структура. Стихотворный текст в сочетании с музыкальными интонациями позволяет уяснить образный и эмоциональный строй пьесы, поэтому она лучше укладывается в сознании ученика, нежели
чисто инструментальное произведение, даже снабженное конкретным программным названием. Конечно, такой подход к подбору репертуара актуален только на самой ранней стадии обучения скрипача. По мере профессионального развития учащегося его репертуар обогащается чисто инструментальными произведениями.

Благодаря яркой образности, относительной легкости воспроизведения обработки детских песен вызывают у маленьких скрипачей большой интерес, который педагог может умело направить на решение различных задач: от музыки к технике и снова к музыке. На этом пути перед педагогом открываются широкие возможности для творческой работы: от подбора современных детских песен и пьес, создания их переложений и инструментальных обработок до сочинения собственных произведений.

Используемая нотная литература для развития скрипача может быть традиционная: «Юный скрипач», выпуск I; Хрестоматия педагогического репертуара, 1-2 классы (составитель и общая редакция К.А. Фортунатова М., 1963); пособие «Вверх по ступенькам» В. Якубовской. Для поддержания стойкого интереса к игре на инструменте можно подобрать к каждому репертуарному произведению цветные иллюстрации, придумать небольшой текст, попросить ученика нарисовать рисунок. Необходимо предлагать пьесы, разнообразные по характеру и настроению, близкие и понятные ребенку. В работе над ними добиваться выразительного исполнения, чистоты интонации, показывать игровые навыки, которые облегчают задачу и помогают выражению музыкального смысла.

На первых порах целесообразно использовать те мелодии, которые
позволяют ребенку опираться на интонационные модели, изученные в предварительной работе, пусть еще скромные, но все же существующие в зародыше навыки анализа и синтеза интонаций. Превосходным образцом подобной мелодии является «Аллегретто» В.А. Моцарта - пьеса, широко применяемая в учебной практике. Эта мелодия с точки зрения методики начального развития скрипача привлекает, прежде всего, обобщением тонико-доминантового сопряжения, которое непосредственно связывается со строем инструмента и определяет интонирование всей мелодии. Так, из начальной квинты вытекает выразительный ход к VI ступени и последующее нисходящее движение по звукам первого тетрахорда мажора. Вот почему, опираясь на имеющиеся интонационно-аппликатурные представления, ученик может исполнять подобные мелодии довольно рано и, главное, качественно.

В репертуар ученика необходимо вводить мелодии самых различных типов - песенные, танцевальные и др. Еще Л. Ауэр настоятельно советовал молодым скрипачам, в ожидании знакомства с музыкой Брамса, Сен-Санса и Чайковского, не пренебрегать инструментальными обработками - этим «миниатюрным» репертуаром, состоящим из «множества очаровательных и интересных пьес». «Законченный скрипач, - писал этот
маститый педагог, - должен обладать широким музыкальным кругозором; должен чувствовать себя как дома во всех школах и знать репертуар каждой из них».

Особое внимание следует уделить работе над певучими мелодиями.
Они знакомят с важнейшими элементами выразительности, пришедшими в инструментальную музыку из вокального искусства. Мелодии такого
плана приобщают к искусству «пения» на скрипке. Они являются лучшими образцами для развития чистоты интонации и приема legato. Пение на инструменте - одна из замечательных традиций мирового музыкального искусства.

В большинстве музыкальных произведений мелодия - важнейшее
выразительное средство, и поэтому интонация имеет огромное значение,
работе над ней обычно приходится уделять самое пристальное внимание. К примеру, у ученицы 3 класса при изучении пьесы Д. Шостаковича «Шарманка» возникли интонационные трудности, которые необходимо было преодолевать путем монотонного, постоянного повторения отдельных частей. Хороший результат получился после того как мы с ученицей придумали персонаж, связанный с Шарманщиком, - обезьянку, которая сидит у него на плече и изображает «нужные», технически сложные движения.

Чистая интонация достигается в результате активизации музыкального слуха, но также находится в зависимости от состояния всего игрового аппарата. Задача педагога заключается в том, чтобы максимально мобилизовать музыкальный слух ученика, научить его не только последующему слуховому контролю, но, что еще важнее, предварительной настройке слуха, развить способность «предслышания». Отношение к интонации не должно быть пассивным: учащемуся следует самому проявлять инициативу, не прощать себе фальшивых нот, быть требовательным - научиться не только слушать свою игру, но и внимательно вслушиваться в нее. Необходимо выявить причины, вызывающие нечистую интонацию. Регулярные занятия сольфеджированием очень помогают активизировать и развивать музыкальный слух. Больше внимания следует уделять хроматизмам (полутон - труднейший интервал!) и полутоновому расстоянию между пальцами, расположенными на смежных струнах (тритоны), повторяющимся звукам в аккордах, скрытым двойным нотам, полифонии и т. п. Уместно в этой связи привести слова Б. Гутникова: «Для постоянного роста исполнительского мастерства молодых скрипачей момент повторения исключительно важен. Надо воспитывать в ученике и в себе жесткую требовательность в отношении каждого воспроизводимого на инструменте действия и взять за правило, что если уже возникла необходимость что-либо повторить, то каждое последую- щее проигрывание не должно быть похожим на предыдущее и, в конце концов, привести к желаемому результату. Следует четко знать цель своих усилий, хорошо осознавать, на что они направлены. Беспрерывный труд головы и души – вот источник всех наших успехов».

Работа над чистотой интонации связана с работой над нюансами,
качеством звука (появление обертонов при чистой интонации создает
более объемное «прозрачное» звучание). Интонация является средством
художественной выразительности (тяготение звуков). «Чистить» интонацию рекомендуется в нюансе р, поскольку при этом активизируется слух, пальцы мягче ставятся и двигаются по струне, снимается излишнее напряжение в руках, не искажается качество и высота звука.

В педагоге-музыканте должны сочетаться учитель и воспитатель, чутко и умно содействующий формированию личности ребенка, воспитывающий любовь к труду, волевые качества и хороший музыкальный вкус.



Литература

  1. Погодаева Т. Вопросы методики обучения игре на скрипке. М.,
    1967.

  2. Гутников Б. Об искусстве скрипичной игры. СПб, 2003.

  3. Третъяченко В. Методическая литература и учебно-педагогический
    репертуар. М., 1986.

  4. Вопросы методики преподавания в ДМШ / ред. А. Крюков. Л.,
    1965.

  5. Вопросы музыкальной педагогики» / Сост. В.И. Руденко. М., 1986.

  6. Мусаходжаева Р. Хрестоматия. Алматы, 2002.