Просмотр содержимого документа
«Развитие интонационно-слуховых ощущений участников детского вокального ансамбля»
Полифония (поли- + греч. phonos — голос, звук) - вид многоголосия в музыке, основанный на равноправии составляющих фактуру голосов, и в которой каждый голос имеет самостоятельное мелодическое значение (родственный термин — контрапункт). Их объединение подчиняется законам гармонии, координирующей общее звучание. Полифония противоположна гомофонно-гармоническому многоголосию, в котором главенствует один (обычно верхний) голос (мелодия), сопровождаемый прочими усиливающими его выразительность голосами аккордов. Полифония складывается из объединения свободных мелодико-линеарных голосов, получающих в произведении широкое развитие.
В отечественной музыке полифония занимает большее место в русском, украинском, грузинском народном творчестве, первый же взлёт профессионального искусства П. связан с музыкой партесного стиля (см. Партесное пение). Классическую форму русская полифония получила в творчестве М. И. Глинки и последующих русских музыкальных классиков. Полифония — ведущий элемент музыкального языка композиторов 20 века, в частности И. Ф. Стравинского, Н. Я. Мясковского, С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича, Р. К. Щедрина, П. Хиндемита, Б. Бриттена.
Слайд №10
У. – Молодцы. Посмотрите на доску, перед вами головоломки, в которых зашифрованы высказывания композиторов Л.В.Бетховена и И.С.Баха.
Прочитайте эти высказывания.
Слайд №11
«Музыка должна высекать огонь из людских сердец…»
Л.В.Бетховен
Слайд №12
Слайд №13
«Цель музыки – трогать сердца»
И.С.Бах
У. - Вы согласны с этими высказываниями?(да)
Мы не раз убеждались в том, что музыка может влиять на человека, трогать наши сердца и влиять на настроение.
Послушайте песню Ю.Чичкова «Наша школьная страна» , определите характер, к какому она типу относится – полифоническому или гомофонному.
Гомофония Тип многоголосия, характеризующийся разделением голосов на главный и сопровождающие. Этим Г. принципиально отличается от полифонии, основывающейся на равноправии голосов.
В противоположность этому гомофонная мелодия образует органич. единство с аккомпанементом. Сочность и особого рода звуковую наполненность гомофонной мелодии придаёт восходящий к ней снизу поток обертонов гомофонного баса; мелодия как бы расцветает под действием обертонового "излучения". Гармонич. функции аккордов сопровождения оказывают влияние на смысловое значение тонов мелодии, и выразит. эффект, приписываемый гомофонной мелодии, в определ. степени зависит от аккомпанемента. Последний представляет собой не только особого рода контрапункт к мелодии, но и органич. составную часть гомофонной темы. Однако влияние аккордовой гармонии проявляется и в другом.