Развитее инженерного мышления у младших школьников как средство формирования традиционных российских ценностей.
Суханова Ираида Анатольевна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей» (МБОУ «Лицей») г. Арзамас
Уважение к человеку труда, на протяжении нескольких десятков лет в советском обществе было значимым ориентиром воспитания. Возвращение к идее традиционных нравственных ценностей и включение в них созидательного труда, я как педагог со стажем горячо поддерживаю. Видимо, пора начинать формирование экономической безопасности страны с взращивания и поддержки своих изобретателей. А это значит, что современному обществу нужны энергичные коммуникативные молодые люди, обладающие конструктивным мышлением, способные самостоятельно принимать технически грамотные решения.
В сфере образования важным приоритетом становится поддержка и развитие детского технического творчества, что диктует необходимость непрерывного развития и обновления его содержания.
Что такое инженерный класс и как с его помощью формируется идея созидательного труда?
Целью создания инженерных классов в лицее является …. Несмотря на основной период формирования такого профиля к 13 годам, уже в начальных классах лицея через систему дополнительного образования введены занятия по программе «Инженерный класс». Программа рассчитана на 2 года обучения в группах по 12-15 человек. Таким образом, за 4 года обучения в начальной школе весь класс пройдёт обучение.
В своем выступлении я представляю собственный трехлетний опыт работы в этом направлении.
Начну с того, что, по моему убеждению, подготовка детей к изучению технических наук – это одновременно и игра, и обучение, и техническое творчество. Решить эту задачу с помощью только урочной системы невозможно. Сочетание учебных занятий с работой в объединениях дополнительного образования, грамотная организация внеурочной деятельности – отличный способ формирования активных, увлеченных своим делом людей. В нашем лицейском случае – поддержка и развитие инженерного мышления.
Очень важно на ранних этапах выявить технические наклонности ребенка и развивать их в этом направлении. Мы выявляем эти признаки и на уровне первичной диагностики и в ходе педагогического наблюдения. Таким образом наша статистика определяет от 4% на входе и до 10-12% на уровне выпуска. Это очень хороший – показатель. В результате нашей пропедевтической деятельности количество интересующихся инженерной сферой (моделирование, конструирование, программирование) утраивается. Дальнейшее развитие этого направления передается в основную и старшую школу.
По данным педагогов и социологов, «ребенок, который не познакомился с основами технической деятельности до 7 – 8 лет, в большинстве случаев не свяжет свою будущую профессию с техникой. Поэтому, чтобы приобщить детей к техническому творчеству, с 2020 года в своей работе мы стали использовать в программе дополнительной образовательной программе общеобразовательную общеразвивающую программу «Инженерный класс». Данная программа является уникальной и позволяет включать в образовательный процесс различные материалы, конструкторы, от самых простых до сложных, с элементами робототехники.
Основная цель – формирование у детей предпосылок готовности к изучению технических наук средствами игрового оборудования.
Слагаемые для развития инженерного мышления: урочная, внеурочная, дополнительное образование и предметно-развивающая среда.
Описание способов дополнительного образования: пиктомир, фанкласктик
Внеурочка: конкурсы, конференции, выставки, фестивали для опыта защиты и демонстрации работ
Предметно-развивающая среда
Пройдя первый этап обучения, изучив материалы и вникнув в суть программы, мы организовали предметно – игровую среду в соответствии с возрастом детей и требованиям к технической подготовке, оформили игровую и учебную зоны. Было приобретено необходимое количество ноутбуков и конструкторов «Фанкластик» и LEGO Education WeDo 2.0. На первом году обучения особое внимание было уделено формированию основ компьютерной грамотности детей, необходимой для обучения, развития в современной информационной образовательной среде. Это наукоемкий элемент базовых предметных знаний, формирующий алгоритмический вид мышления (логическое, моделирующее, структурированное), в том числе как основа выявления и развития одаренности, как инструмент познания и творчества. Современная модель «учитель - ученики – компьютер» формирует у детей не только цифровую грамотность, но и готовность жить, учиться и творить в условиях динамично развивающегося информационного мира. Инновационная цифровая среда занятий всегда нацелена на творчество детей, где средства ИКТ - помощник.
Слайд Особый интерес у детей вызывает программа по программированию «Пиктомир». Детям нравится управлять роботом на интерактивной доске, они с огромным интересом составляют программу.
Первоклассники получают начальный опыт работы с отдельными техническими объектами, в виде игрового оборудования. Дети - роботы с увлечением выполняют команды на мягком коврике, а дети - программисты управляют «роботами».
Развитие творческих и конструктивных умений на занятиях осуществляется в различных видах деятельности. Работая с конструкторами «Лего» дети учатся собирать модели по готовым пошаговым инструкциям, по видеоматериалам, пытаются воссоздать модель по образцу и по представлению. Учащиеся постигают красоту труда, учатся ценить плоды трудовой деятельности, расширяют свою социокультурную среду.
Занятия позволяют детям через игру проявить свое творчество, фантазию, самостоятельность, инициативу, развивает способность к моделированию. Ребёнок постигает азы созидательного труда.
Деятельность с конструкторами в процессе практического использования различных материалов обеспечивает развитие воображения, образного мышления, творческой активности. Кроме того деятельность с различными видами конструкторов учит детей работать с образцами, графическими моделями (схемами, чертежами).
Слайд С помощью робототехники дети узнают принцип действия тех или иных объектов, при помощи простейших программ, батареи, проводков и кубиков. Использование робототехники позволяет развивать у школьников начальной ступени логическое мышление, восприятие, воображение, память, речь, кругозор, словарный запас, самостоятельность, инициативность, способность к длительным волевым усилиям. Развиваются коммуникативные навыки, умение работать в команде, инициировать новые подходы для выполнения конструкторских задач.
Осваивая основы инженерных наук с помощью взрослых, ребенок учится видеть конструкцию не только снаружи, внешне, но и узнает её устройство изнутри. (Например: вентилятор, автомобиль, лифт, шлагбаум и другие строительные, технические сооружения, которые окружают ребенка в современном мире).
Вывод сделать именно по развитию инженерного мышления
Работа с лицеистами начальных классов по развитию инженерного мышления позволяет, наряду с поддержкой разнообразия детства, создавать условия ситуации успеха; обеспечить взаимодействие взрослого и ребенка во время совместной деятельности; обеспечить взаимодействие детей в командной деятельности; развивать способности каждого ребенка.
Рассмотрим, как формируется идея созидательного труда у младших школьников.
На первое место выходит собственный труд ребёнка, для него важно то, что он сделал сам, далее участие в конкурсах и соревнованиях. Это серьёзный стимул для детей, поощрение за труд. Далее экскурсии, музеи, мастер-классы. Это эмоциональное восприятие.
Таким образом, мы формируем ценности, заложенные в Концепции традиционных ценностей в России определенные как нравственные ориентиры, и формирующие мировоззрение. В начальных классах лицея с помощью развития инженерного мышления происходит принятие с юных лет созидательного труда как ценности, его понимание как смысла жизни, убежденность в его необходимости; осознание труда как основы профессиональной самореализации, как пространства для творчества и самовыражения.
Проводниками этих ценностей вместе с учителем выступают родители и заинтересованные взрослые, разделяющие идею уважения к человеку труда . Спасибо за внимание.