РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ КРАЕВЕДЧЕСКИЙ ПРИНЦИП ОБУЧЕНИЯ
Ильясова Наталья Владимировна Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа № 19», г. Бийск, e-mail: [email protected]
В современном обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, активных, творческих, способных нестандартно решать поставленные цели и задачи. Поэтому сейчас в образовании широко обсуждается вопрос о создании условий для повышения качества учебно – воспитательного процесса. В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает учебная исследовательская деятельность. Очень важно, чтобы эта работа была хорошо поставлена уже с начальной школы, так как именно в этом возрасте у детей должен закладываться фундамент знаний, умений и навыков активной, творческой и самостоятельной деятельности учащихся, приёмов анализа, синтеза и оценки результатов своей деятельности. А исследовательская работа – один из важнейших путей в решении данной проблемы. Подобная деятельность, ставящая учащихся в позицию «исследователя», занимает ведущее место в современных системах развивающего обучения.
Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически, ребёнок рождается исследователем.
Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Именно это внутреннее стремление к исследованию создаёт условия для того, чтобы психическое развитие ребёнка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.
Педагогической наукой и практикой установлено, что если к «творческой деятельности» не начать приучать с достаточно раннего возраста, то ребёнку будет нанесён ущерб, трудно восполняемый в последующие годы. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, они читают специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтом так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поисков науки в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности. Именно поэтому обучение ребёнка умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей образования и современного учителя. Всё это и обусловило актуальность темы исследования.
Большую помощь в организации краеведческой работы имеют учебные и учебно-методические пособия: "География Алтайского края. Уроки краеведения" Баклановой С.Л., а также прекрасное пособие " Бийсковедение. Природа и человек, авторы Г.С. Петрищева и Е.А.Дзагоева, Н.А. Цехановская. Материал этих пособий оказывает методическую и дидактическую помощь при организации исследовательской деятельности учащихся, а главное в них собран такой материал, который позволяет развивать познавательный интерес к изучению своего края, города.
Объект исследования: процесс формирования исследовательских навыков младших школьников.
Предмет исследования: условия формирования исследовательских умений младших школьников.
Цель: создание условий для развития активной личностной позиции учащихся по изучению родного края через исследовательские умения на уроках и во внеурочной деятельности.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:
Задачи:
- выявить среди учащихся мотивированных, любознательных, ищущих детей;
- изучить область их познаний, интересов;
- помочь развить исследовательские умения.
Методы:
-анкетирование учащихся;
- теоретические (изучение, анализ информации);
- практические (собственные исследования учащихся).
Гипотеза: предположим, что если у младшего школьника будут сформированы исследовательские умения, то это поможет развитию творческих способностей детей.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Развитие мотивации школьников
Для того, чтобы в детях развивался исследовательский дух, педагог и сам должен быть ищущей, творческой личностью. Должен уметь видеть мир детскими глазами, полными изумления и жажды познания. Разглядеть проблемную ситуацию там, где у другого человека все обыденно и привычно. Уметь прислушиваться к детским вопросам, порой забавным, и не делать вид, что нам, взрослым, давным-давно все ясно в этом мире. «Отчего дует ветер? Сверкает молния? Что такое огонь? Из чего сделана зубная паста? А кирпичи? Почему не падают самолеты? Как светит лампочка?» - Вот с таких детских вопросов и началась наша исследовательская деятельность. На уроках окружающего мира, учащиеся под руководством учителя выполняют мини-проекты: «Моя семья», «Моя школа», «Зимующие птицы города Бийска», «Весенние явления в жизни растений». Выполнение этих проектов требует от учащихся вести наблюдения, искать нужную информацию в книгах и энциклопедиях. Значительную помощь оказывают родители учащихся. Экскурсии в природу, музеи также способствуют развитию интересов учащихся. На занятиях кружка «Учусь творчески мыслить» учащиеся свои наблюдения перекладывают в рисунки, аппликации, эссе.
Особенности формирования исследовательских навыков учащихся
Очень важно правильно выбрать тему исследовательской работы. Часто тема звучит очень широко. Невозможно объять необъятное. Поэтому, сначала, лучше запустить анкету среди учащихся. Выяснить:
что им интересно больше всего?
чем они хотят заниматься в первую очередь?
чем ребёнок чаще всего занимается в свободное время?
по каким предметам он получает лучшие отметки?
что из изученного в школе или уже известного из собственного опыта хотелось бы узнать более глубоко?
есть ли что – то такое, чем особенно гордишься?
Важно, чтобы выбранная тема была интересна самому ребёнку и шла от него самого, а руководитель лишь помогает правильно её сформулировать.
Темы исследовательских работ могут быть фантастическими, экспериментальными, предполагающие проведение собственных наблюдений, опытов, экспериментов, теоретическими – изучение и обобщение сведений, фактов, материалов.
Далее мы формулируем цель и задачи исследования.
Цель – это конкретный результат, который мы должны получить.
Определить цель исследования, значит, ответить себе и другим на вопрос, зачем ты его проводишь?
Задачи исследования – это конкретные пути для достижения цели.
Цель указывает общее направление достижения, а задачи описывают основные шаги.
Результаты работы по исследованию родного края
Вот уже четвёртый год учащиеся нашей школы принимают активное участие в Муниципальном этапе Российского конкурса исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я – исследователь».
1 класс, с темой исследовательской работы: «Почему снег бывает чёрным».
2 класс, тема работы: «Зимующие птицы города Бийска».
3 класс, тема работы: «Из истории моей школы». Работа отмечена Почётной грамотой II степени на Муниципальном этапе.
1 класс, тема работы: «Родники моей малой родины». Работа заняла I место в Муниципальном этапе и III место в очном (финальном) Краевом конкурсе.
Данная тема возникла не случайно. На уроке окружающего мира затронули вопрос о чистой воде, о её значении на организм человека, о проблемах чистой питьевой воды. Так появилась идея создать работу о родниках окрестностей города Бийска и Бийского района. Родители вместе с детьми объехали близлежащие источники, взяли пробы воды. Учащиеся класса с большим интересом приступили к исследованиям, используя в своей работе лабораторное оборудование кабинета химии.
Провели исследования на определение цветности, мутности (прозрачности), запаха, вкуса и привкуса воды. Пришли к выводу, что данная проблема является актуальной. Своей работой учащиеся класса привлекли внимание к сохранению родников, которые дают нам чистую воду, питают нашу реку Бию.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исследовательские умения особенно ценны тем, что они создают надежный фундамент для постепенного преобразования процессов обучения и развития в процессы более высокого порядка – самообучение и саморазвитие, что на современном этапе очень актуально. Собственную исследовательскую деятельность ребенка следует рассматривать, в первую очередь, как одно из основных направлений развития творческих способностей. Путей развития творческих способностей ребенка существует много, но собственная исследовательская практика, бесспорно, - одно из самых эффективных.
Ведь самые ценные и прочные знания не те, что усвоены путем выучивания, а те, что добыты самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий.
Если мы хотим, чтобы процессы развития и саморазвития личности младшего школьника шли интенсивно, нам необходимо стимулировать его исследовательскую активность, поддерживать в ребенке жажду новых впечатлений, любознательность, стремление экспериментировать, самостоятельно искать истину. Естественно, что одной поддержки недостаточно. Ребенка необходимо учить специальным знаниям, умениям и навыкам исследовательской деятельности. Задача взрослых – помочь в проведении детских исследований, сделать их полезными и безопасными для самого ребенка и его окружения.
ВЫВОД
Опыт нашей работы за последние 4 года показал, что только в результате целенаправленной систематической деятельности учителя в сотрудничестве с детьми и их родителями приносит положительный результат. Учащимся интересно не только знать всё, что их окружает, но и почему происходят те или иные природные явления, события в жизни людей города. Считаю, что поставленные цель и задачи реализуются в процессе урочной и внеурочной деятельности. А рабочая гипотеза практически подтверждается, так как всё большее число учащихся 48 проявляют интерес к исследованиям. Планируем данную работу проводить в системе, ориентируясь на краеведческий принцип обучения
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бакланова С.Л. География Алтайского края. Уроки краеведения. - Бийск, 2008.
2. Матяш, Н.В. Проектная деятельность младших школьников: кн. для учителя нач. классов / Н.В. Матяш, В.Д. Симоненко. – М.: Вентана Граф, 2004. – 112 с.
3. Пахомова, Н.Ю. Проектное обучение в учебно-воспитательном процессе школы / Н.Ю. Пахомова // Методист. – 2004. – № 3. – С. 45–49.
4.Петрищева Г.С.Дзагоева Е.А., Цехановская Н.А. Бийсковедение. Природа и человек. Бийск, 2009.