«Развитие исследовательских навыков учащихся в рамках урочной и внеурочной деятельности через применение современных образовательных технологий
при обучении иностранному языку»
1. Актуальность и перспективность реализации методической системы
В настоящее время система образования Российской Федерации нацелена на развитие общества. В современном мире человек кроме знаний должен обладать сформированными умениями и готовностью применять эти знания и умения в различных сферах своей деятельности. Одной из основных задач деятельности любого учителя является создание ситуации успеха для учащихся с целью формирования гармонично развитой и социально ответственной личности, которая сможет успешно существовать в современном социуме. В основу образовательного стандарта положен системно-деятельностный подход, который «…ориентирует не только на усвоение знаний, но и на способы этого усвоения, на образцы и способы мышления и деятельности, на развитие познавательных сил и творческого потенциала ребёнка….».
Актуальность методической системы обусловлена недостаточным исследованием условий и факторов эффективности использования различных образовательных технологий при развитии исследовательских навыков учащихся при обучении иностранному языку.
2. Цель и задачи реализации методической системы
Основной целью методической системы Котинос Е.А. является обеспечение высокого качества организации образовательного процесса и реализации потенциала обучающихся на основе эффективного использования современных образовательных технологий посредством развития исследовательских навыков учащихся в рамках урочной и внеурочной деятельности.
Достижению поставленной цели способствует решение следующих задач:
разработка и реализация новых форм, методов и средств обучения и воспитания для осуществления исследовательской деятельности учащихся,
организация системы взаимодействия учителя и учащихся по осуществлению учебно-познавательных задач в рамках урочной и внеурочной деятельности,
привлечение учащихся к исследовательской деятельности и развитие их потенциала;
формирование аналитического и критического мышления учащихся в процессе творческого поиска, выполнения исследований и презентации созданного продукта в результате проектной деятельности (виртуальной экскурсии);
развитие коммуникативных навыков учащихся на иностранном языке;
развитие социокультурной и IT-компетентности учащихся;
углубление знаний полидисциплинарного характера, т.е. по истории, географии, литературе, культуре стран изучаемого языка и родной страны, приобщение к культурным ценностям других народов,
содействие в профессиональной ориентации,
повышение собственного методического уровня в области преподавания иностранных языков.
3. Характеристика используемых технологий
Использование современных образовательных технологий в практике обучения Котинос Е.А. является обязательным условием интеллектуального, творческого и нравственного развития обучающихся. На протяжении своей педагогической деятельности Котинос Е.А. активно использует следующие образовательные технологии и приёмы с учётом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся с целью развития их исследовательских навыков:
технология развития критического мышления;
технология организации проектной деятельности;
технология ситуационного анализа «case-study»,
технологии партнёрства и сотрудничества, способствующие развитию толерантности и корпоративности обучающихся;
информационно-коммуникационные технологии,
технология виртуальных экскурсий,
технологии метапознавательной деятельности и технологии рефлексии, позволяющие ученикам определять оценку своих достижений, осуществлять самоконтроль, заниматься самообразовательной деятельностью.
Вышеназванные технологии взаимодополняют друг друга, они позволяют реализовать принципы проблемного и деятельностного обучения, работа над учебными проектами способствует развитию конструктивного критического мышления учащихся, а также повышению мотивации к учению. Приёмы, используемые в данных технологиях, позволяют учителю иностранного языка формировать коммуникативные, познавательные, регулятивные, личностные учебные действия учащихся.
Технологии развития критического мышления
Уроки иностранного языка способствуют развитию критического мышления благодаря разнообразному материалу и интерактивным подходам. Технология развития критического мышления через чтение и письмо выделяется среди инновационных педагогических идей удачным сочетанием проблемности и продуктивности обучения с технологичностью урока, эффективными методами и приемами. Используя данную технологию, учитель имеет возможность развивать коммуникативную компетенцию учащихся, желание практически использовать иностранный язык. Следует кратко обозначить приёмы и стратегии критического мышления, используемые на разных этапах (стадиях): кластеры, концептуальное колесо, таблица тонких и толстых вопросов, дерево предсказаний, ромашка Блума, круги по воде, чтение текста с маркировкой по методу insert, стратегия fishbone, cинквейн, организация различных видов дискуссий, написание творческих работ, исследования по отдельным вопросам темы и т.д.
Технология организации проектной деятельности учащегося
Стоит обратить внимание на понимание метода проектов как системы обучения, гибкой модели организации учебного процесса, ориентированной на творческую самореализацию личности учащихся, развитие их интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания нового продукта, имеющего практическую значимость.
В соответствии с указанным определением можно выделить его характерные черты: сотрудничество всех субъектов педагогического процесса, ориентация на самостоятельность учеников, использование комплекса знаний и навыков из различных областей, соответствие поставленных проблем реальным интересам и потребностям воспитанников, четкая последовательность этапов реализации проекта и работы над ним, стимулирование самореализации личности; ориентация на практический, социально-значимый результат.
Анализ и обобщение различных подходов к структурированию проектной деятельности позволяет выделить следующие этапы: поиск темы, проблемы; планирование деятельности, работы над проектом/исследованием; поиск необходимых материалов (литература, СМИ и т.п.); исследование проблемы; обработка полученных результатов; оформление работы; презентация своего проекта/исследования. При работе с использованием метода проектов приоритет отдается групповой форме работы.
Технология ситуационного анализа «case-study»
Кейс (case), или ситуационная задача – это специально подготовленный учебный материал, содержащий структурированное описание ситуаций, заимствованных из реальной практики.
Особое внимание при использовании данного метода уделяется развитию аналитического мышления и способности к обучению, умению перерабатывать большие объемы информации.
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)
ИКТ являются эффективным инструментом для развития новых форм и методов обучения, повышающих качество образования. Принципиальное отличие системы обучения c применением ИКТ от традиционной заключается в ее технологической базе, в реализации высокого потенциала компьютерных и коммуникационных технологий. Основными направлениями использования ИКТ учителями иностранного языка являются: мультимедиа-уроки, тестирование на компьютерах, дистанционные олимпиады, авторские компьютерные презентации в форме лекций, семинаров, докладов учащихся, проектная деятельность, виртуальные экскурсии.
4. Применение технологии виртуальной экскурсии в урочной и внеурочной деятельности. Муниципальный конкурс «Виртуальная экскурсия на иностранном языке «Under the same sky»
Одним из самых эффективных приёмов проектной методики в процессе обучения иностранному языку является виртуальная экскурсия. Впервые данный метод учитель английского языка Котинос Е.А. стала использовать в 2014 году среди учащихся 8 класса во время внеурочной деятельности, и учебно-воспитательные мероприятия, проводимые с использованием данной технологии, показали достаточно высокую эффективность.
В 2016 году на районном методическом объединении учителей иностранного языка Котинос Е.А. внесла предложение о проведении муниципального конкурса «Виртуальная экскурсия на иностранном языке». Учителем было разработано положение о муниципальном конкурсе «Виртуальная экскурсия “Under the same sky”. Конкурс проводится по настоящее время, и пользуется большой популярностью среди учащихся и учителей Белогорского района. Задачами конкурса являются: стимулирование внедрения информационных технологий и использования сети «Интернет» в сфере образования и воспитания; совершенствование ИКТ-навыков участников образовательного процесса; развитие познавательного интереса; формирование навыков научно-практической деятельности, исследовательской работы с печатными и цифровыми материалами, научно-исторической литературой, результатами поисковой работы; обучение методам анализа, умению пользоваться различными источниками информации; выявление и поддержка одаренных детей, создание условий для реализации способностей обучающихся. Учащиеся должны представить на конкурсе авторскую виртуальную экскурсию на английском языке по определенной теме.
В конкурсе могут принять участие обучающиеся 5-11 классов общеобразовательных учреждений Белогорского района. Работы на конкурс могут представлять как отдельные ученики, так и творческие группы учащихся одной школы (не более четырех человек). Время презентации экскурсионного продукта – 7–8 минут (по требованиям к защите исследовательских работ). Конкурс проводится по трем номинациям: 5 – 6, 7 – 8, 9 – 11 класс.
Представленная на конкурс работа должна соответствовать следующим критериям:
логика изложения, полнота раскрытия темы;
грамотность, выразительность, соблюдение норм фонетического оформления речи;
оригинальный подход к подаче информации;
дизайн, эстетичное оформление работы;
качество и оптимизация мультимедийного материала.
За 7 лет проведения конкурса были разработаны экскурсии на следующую тематику: «Исторические музеи», «Музеи Крыма», «Естественно-научные музеи» «Необычные музеи мира», «Этнографические музеи мира», «Музеи под открытым небом». С каждым годом количество участников конкурса растет, качество работ улучшается.
Следует обозначить педагогические условия реализации технологии виртуальной экскурсии.
Виртуальную экскурсию учитель английского языка Котинос Е.А рассматривает как специфическое учебно-воспитательное мероприятие, характеризующееся виртуальным отображением реально существующих объектов с целью создания условий для самостоятельного наблюдения, сбора необходимой информации, её систематизации и анализа. Данная технология включает в себя совокупность исследовательских, поисковых и проблемных методов. Основной целью деятельности учащихся является создание нового продукта (виртуальной экскурсии), имеющего практическую значимость. Виртуальная экскурсия объединяет в себе все виды проектов одновременно: исследовательский, творческий, ролевой, прикладной и информационный. Задача учителя – создать условия для самостоятельного поиска и исследовательской деятельности учащихся. Такая форма проведения учебно-воспитательных мероприятий универсальна и может быть использована практически в каждом учебном предмете.
Создание виртуальной экскурсии – сложный творческий процесс, но опыт применения виртуальных экскурсий показывает, что они имеют важные преимущества в сравнении с другими технологиями:
широкий спектр областей использования виртуальных экскурсий в качестве инструмента ознакомления, обучения и развлечения;
доступность разработки;
возможность оперативного обновления и добавления информации;
достижение эффекта присутствия презентуемого пространства;
высокая степень детализации;
высокая информативность и интерактивность,
возможность многократного воспроизведения,
возможность использования в процессе дистанционного обучения.
По мнению учителя английского языка Котинос Е.А., использование технологии виртуальной экскурсии позволяет по-новому взглянуть на процесс обучения. Виртуальная экскурсия развивает творческий подход к изучаемому материалу, формирует элементы информационной культуры, развивает эмоциональный интеллект, навыки эффективного мышления и исследовательской работы, вызывает большой интерес к учебной деятельности и на основе этого обеспечивает глубокое и прочное усвоение материала.
Виртуальные экскурсии также выступают как мощное средство эстетического воспитания. Социальная значимость виртуальных экскурсий заключается также в доступности информации для всех воспитанников, в том числе и с ограниченными возможностями здоровья.
Работа над созданием виртуальных экскурсий имеет большой профессионально-ориентационный эффект, т.к. позволяет учащимся познакомиться на практике с такими профессиями, как дизайнер веб-сайтов, музейный работник, педагог, социолог, экскурсовод, переводчик. Таким образом, технология применения виртуальных экскурсий позволяет раскрыть социальный потенциал каждого школьника.
Технология проведения виртуальных экскурсий полезна и учителям, так как при создании виртуальной экскурсии педагог углубляет свои знания, улучшает навыки поиска информации, что ведет к повышению профессиональной компетенции.
Проанализировав результативность конкурса, качество созданных учащимися экскурсионных работ, можно сделать вывод о том, что виртуальная экскурсия как форма учебной деятельности является одной из эффективных форм исследовательской и проектной работы учащихся.
5. Презентация методической системы на различных уровнях
Учитель английского языка Котинос Е.А. принимает активное участие в различных мероприятиях по обмену педагогическим опытом на муниципальном, региональном, федеральном уровнях, в ходе которых осуществляется работа по презентации и оценке методической системы учителя (доклады, мастер-классы, тренинги, практикумы и т.д.).
Учителем опубликован ряд публикаций в научно-педагогической прессе, что доказывает системное и эффективное использование технологий продуктивного обучения для развития исследовательских навыков учащихся. Также автор данного педагогического опыта зарегистрирован на нескольких профессиональных сайтах педагогической направленности.
В 2022 году в составе авторского коллектива учитель принял участие в публикации коллективной монографии «Инновационное развитие: потенциал науки и современного образования», где оформлена 12 глава «Виртуальная экскурсия как механизм формирования функциональной грамотности в процессе учебно-исследовательской и проектной деятельности по иностранному языку».
Адресная направленность опыта
Методика развития исследовательских навыков учащихся в рамках урочной и внеурочной деятельности через применение современных образовательных технологий может быть использована не только учителями иностранного языка, но и преподавателями других предметов. Применение технологий, задействованных в процессе развития исследовательских навыков учащихся, удовлетворяют запросы родителей, которые хотят видеть ребенка, способного принимать решение, реализовывать свой творческий потенциал, применять на практике полученные знания.
Используемые Котинос Е.А. технологии могут найти широкое применение в образовательных учреждениях разного типа, так как позволяют достигнуть высоких результатов в обучении. Представленный педагогический опыт вариативен и применим для всех ступеней обучения в зависимости от конкретных условий.
Оценка методической системы учителя профессиональным сообществом
Педагогический опыт Котинос Е.А. находит отражение в работе районного методического объединения учителей иностранного языка. Многие учителя образовательных организаций района начали использовать технологию виртуальных экскурсий как средство обучения и воспитания в своей педагогической практике. Кроме того, в 2016 году автором опыта, при поддержке информационно-методического отдела МКУ «Центр по обеспечению деятельности образовательных учреждений Белогорского района Республики Крым» и администрации МБОУ «Школа-лицей № 2» г. Белогорска, был организован конкурс «Виртуальная экскурсия на иностранном языке «Under the same sky» для учащихся 5 – 11 классов образовательных организаций Белогорского района. Конкурс проводится по настоящее время, и пользуется большой популярностью среди учащихся и учителей. Задачами конкурса является привлечение учеников к исследовательской деятельности и развитие их творческого потенциала, развитие социокультурной и IT-компетентности учащихся, а также навыков устной речи на иностранном языке, углубление знаний полидисциплинарного характера.
8. Результативность реализации методической системы
Представленная методическая система показывает высокую эффективность.
Промежуточный внутришкольный контроль показал возрастание качества успеваемости учащихся, а также формирование навыка самостоятельности, творческой активности.
Дети активно принимают участие и занимают призовые места во Всероссийских конкурсах, олимпиадах и викторинах по иностранным языкам; создают учебные и социальные проекты, участвуют в создании виртуальных экскурсионных продуктов.
Учащиеся, продолжающее обучение в основной школе, сохраняют устойчивую динамику успешности обучения и активного участия в творческих конкурсах, проектах, олимпиадах различного уровня.
Учитель постоянно совершенствует своё профессиональное развитие и повышает уровень профессиональных результатов. Принимает участие в конкурсах профессионального мастерства, методических семинарах, педагогических конференциях, вебинарах и т.д.
В 2021 году в составе команды учителей иностранного языка на Крымском фестивале педагогических инициатив проект «Виртуальная экскурсия как механизм повышения качества образования в процессе формирования функциональной грамотности учащихся» занял 3 место.