СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие исследовательской и познавательной деятельности на уроках русского языка

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Какие игровые приемы используются на уроках русского языка в младших классах для повышения интереса у обучающихся к русскому языку?

Просмотр содержимого документа
«Развитие исследовательской и познавательной деятельности на уроках русского языка»














Выступление на заседании кафедры начального обучения на тему: «Развитие исследовательской и познавательной деятельности на уроках русского языка»














Подготовила: Рамазанова Л.Ф.









Одной из проблем, волнующих меня, как учителя русского языка и литературного чтения в начальных классах, , является вопрос: как развить у ребенка устойчивый интерес к учебе, к знаниям, сформировать потребность в самостоятельном поиске.

Ученики начальной школы не могут учиться «для самих себя». Иногда они учатся за оценку, иногда за похвалу. Но любому из этих мотивов приходит конец. Поэтому учителю необходимо формировать учебную мотивацию на основе познавательного интереса. Ребенку должна нравиться его деятельность, и она должна быть ему доступна. Цель учителя - постараться сделать так, чтобы поддержать в своих учениках любознательность и познавательный интерес.

Русский язык – один из самых трудных школьных предметов. Несмотря на то, что знание родного языка даётся ребёнку с детства, это сложная дисциплина, требующая большого труда. Главная задача обучения русскому языку – развивать школьника как личность, умеющую полноценно владеть устной и письменной речью, ведь « с русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским языком». ( К. Паустовский). Поэтому с первых уроков нужно воспитывать у детей интерес и прививать любовь к русскому языку.

Делать из урока в урок одно и то же неинтересно. Но если ученики на каждом уроке имеют возможность решать посильные для себя задачи самостоятельно, это привлечет в их деятельность интерес.

Структура и методика урока во многом зависит от дидактических целей и задач, решаемых в процессе обучения, а также от их средств, что имеются в расположении учителя. На уроках закрепления или повторения материала обычно интерес учащихся падает, поэтому необходимо отыскивать для их проведения нестандартные виды работ. На помощь мне приходят нетрадиционные формы уроков:


1)урок-соревнование;

2) урок – игра;

3) урок – викторина;

4) урок – конкурс;

5) урок творчества;

6)урок–путешествия;

7)урок–творческий отчет;

8) урок- зачёт;

9) урок открытых мыслей;

10) урок творчества;

11) урок - сказка;

12)волшебный конверт;

13)урок-эврика


На своих уроках использую игровые приемы, как средства повышения интереса к учебной деятельности.


Игра помогает формированию фонематического восприятия слова, обогащает ребенка новыми сведениями, активирует мыслительную деятельность, внимание, а главное - стимулирует речь. В результате чего у детей появляется интерес к русскому языку. Не говоря уже о том, что дидактические игры по русскому языку способствуют формированию орфографической зоркости младшего школьника.


Игра проводится на разных этапах урока. В начале урока цель игры - организовать и заинтересовать детей, стимулировать их активность. В середине урока дидактическая игра должна решить задачу усвоения темы. В конце урока игра носит поисковый характер, используется для закрепления материала.

Далее привожу примеры дидактических игр:


«Игра в слова».

Данную игру я использовала при прохождении темы «Слово, предложение и текст в речевом общении» во 2 А классе.

Участники игры работали в группах. Я определила тему: огород. Первый игрок произнёс «огурец», второй «морковь», третий «свёкла» и т.д. игра продолжалась по кругу до тех пор, пока слова не иссякли.

Примерные темы для игры: зелёные неодушевлённые слова, рычащие одушевлённые слова, круглые неодушевлённые слова, крылатые одушевлённые слова и т.д.

.

Игра «Снежинка».

Эту игру я использовала во 2 А классе при прохождении темы «Главный помощник в общении - родной »

Работа в парах. На парте у учащихся лежат ёлочки, на которых написаны слова. Снежинка упала на слово и растаяла вместе с буквой. Нужно вставить пропущенные буквы в словах: к.лючая, б.льшая, з..лёная, ч..десная, пуш..стая.

Так же я использую такие игры на уроках:

Игра «Раскрашивание».

Используется при подготовке к описанию природы (тема «Имя прилагательное»). Учащимся предлагаю две репродукции: сначала черно-белая, затем цветная. Ребята «раскрашивают» чёрно-белую репродукцию, затем сравнивают её с цветной.

Наиболее часто на уроках использую загадки, ребусы, шарады, анаграммы, и кроссворды.

Однако подготовку к проектной деятельности целесообразно начинать уже в первом классе. На первом этапе нужно выработать у ученика умение работать с информацией – это художественная литература, словари, энциклопедии. Ведь важно уметь добыть необходимые знания, грамотно их систематизировать.


Во втором классе использую метод проектов при работе со словарными словами. Сначала работаем совместно на уроках, потом – самостоятельно дома.


Работа идет по схеме, которая по мере накопления знаний дополняется новыми заданиями.


  • Запиши слово, поставь ударение.

  • Определи количество букв, звуков, слогов в слове.

  • Отметь, где написание расходится с произношением.

  • Найди в «Толковом словаре» и выпиши лексическое значение слова.

  • Составь предложение со словом.

  • Выпиши из словаря или подбери сам родственные слова.

  • Подбери слова, обозначающие действие этого предмета.

  • Подбери слова, обозначающие признак этого предмета. Или – подбери слова, которые можно употреблять вместе с данным словом.

  • Найди в художественной литературе предложение или отрывок из стихотворения с этим словом.

  • Найди пословицы, поговорки с этим словом.


Рекомендации:

1.Развить у ребенка устойчивый интерес к учебе, к знаниям, сформировать потребность в самостоятельном поиске.

2.Развить исследовательскую и познавательную деятельность у обучающихся.



5



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!