СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие художественно-эстетического восприятия младших школьников на уроках изобразительного искусства

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассматриваются педагогические условия развития  художественно-эстетического восприятия младших школьников на уроках изобразительного искусства.

Просмотр содержимого документа
«Развитие художественно-эстетического восприятия младших школьников на уроках изобразительного искусства»



Развитие художественно-эстетического восприятия младших школьников на уроках изобразительного искусства

В школе встреча детей с произведениями искусства происходит в основном на уроках художественного цикла (литературе, музыке, изобразительном искусстве). Эти же предметы и являются основными в системе эстетического воспитания. Они играют решающую роль в формировании у детей эстетических идеалов, их художественного вкуса, эстетического отношения к действительности и искусству [10, 120].

В своей сущности предметы художественного цикла, именно как предметы школьного обучения, являются собирательными, обобщающими, интегративными, комплексными. Они представляют собой сложное единство самого искусства, его теории и истории, навыков практического творчества.

В школе преподают не искусство: не литературу, музыку, изобразительное искусство, как таковые, а учебные предметы по искусству, решающие задачи всестороннего развития и воспитания школьников, объединяющие в себе элементы собственно искусства, науки о нем и навыки практической деятельности [5, 31].

Изобразительное искусство как комплексный предмет объединяет познание самих художественных произведений, элементы искусствознания, теории изобразительной деятельности, освоение навыков практического изображения, изобразительной грамоты и творческого самовыражения [4, 48].

Рассмотрим учебный предмет художественного цикла в школе —

«Изобразительное искусство». Следует иметь ввиду, что этот предмет знакомит учащихся не только с живописью, графикой и скульптурой, составляющими группу изобразительных искусств, но также с архитектурой и декоративным искусством. Среди существующих искусств пять перечисленных занимают особое место. Произведения изобразительного, декоративного искусства, архитектуры зримы они создают эстетическую среду, окружающую человека дома, на работе, в общественных местах. Это городские архитектурные ансамбли, парки, интерьеры, монументальные произведения живописи и скульптуры, предметы декоративного искусства, технические сооружения, которые воздействуют на человека повседневно, независимо от наличия у него эстетических потребностей.

В содержание предмета «Изобразительное искусство» вводится одновременно восприятие и изучение произведений изобразительного искусства, освоение изобразительной грамоты, развитие творческого отношения к действительности и детское художественное творчество.

Занятия изобразительным искусством развивают умение видеть, наблюдать, дифференцировать, анализировать и классифицировать эстетические явления действительности. Они формируют эстетическое чувство, умение любоваться красотой реальной действительности и произведений искусства. Они делают человека художником [11, 112]

Изобразительное искусство дает детям развитие психических свойств, умение творчески и эстетически подходить к решению жизненных задач.

Программа формулирует следующие задачи преподавания изобразительного искусства: развитие понимания явлений окружающей действительности; формирование практических навыков художественной деятельности; систематическое и целенаправленное развитие зрительного восприятия, чувства цвета, композиционной культуры, пространственного мышления, фантазии, зрительного воображения и комбинаторики, умение выражать в отчетливых образах решение творческих задач (иллюстрации, конструирование); воспитание активного эстетического отношения к действительности и искусству, умения практически применять художественные способности в процессе трудовой, учебной и общественной деятельности [7, 353].

Методика обучения в изобразительном искусстве ориентирована на развитие изобразительных и художественно-творческих способностей. И первым ее этапом является развитие зрительного восприятия, анализ формы объекта, его структуры.

Основополагающие принципы обучения, разработанные в отечественной дидактике, будучи перенесены на обучение изобразительному искусству, активизирующие процесс творческих способностей, предполагают следующее:

Принцип деятельности – средство, форма построения, сохранения и применения знаний (активная, динамическая деятельность, направленная на работу учащихся над художественным образом).

Принцип преемственности – сохранение связи с имеющимися знаниями (опора на жизненный опыт), учет уровня развития психических процессов. Обращаясь к своим представлениям, обучающиеся развивают свою память, ассоциации и т.д.

Принцип связи чувственного и логического – параллельное воздействие на сенсорную и мыслительную сферу. При этом образное мышление и творческое воображение выступает как синтез рационального и чувственного, процессов наглядно-образной и понятийно-вербальной сфер мышления.

Принцип сочетания видов деятельности внутри одной проблемной ситуации обеспечивает включение в учебно-творческий процесс разных органов чувств, путем сочетания различных видов деятельности (работа над объемно-пространственной композицией, эскизом, моделированием).

Принцип последовательной работы от «общего к частному» и от «абстрактного к конкретному». В данном случае, образное мышление, как основная творческая способность, выступает доминантой, объединяющей все части в единое целое.

Соблюдение принципа «от простого к сложному», в соответствии с возможностями, интересами и склонностями учащихся, а также уровнями развития их знаний позволяет наиболее доступно донести учебный материал, выработать у них умение последовательно вести работу. Данный принцип реализует учет индивидуальных особенностей художественно-образного мышления учащихся [1, 154].

Важно стремиться к гармоничному сочетанию в обучении различных методов, способствующих усвоению всех элементов социального опыта. По мнению Ю.К. Бабанского, методы нельзя рассматривать вне связи с другими компонентами учебного процесса. Что же такое "метод обучения"? Метод обучения – это способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение задач образования [1, 170].

Метод обучения изобразительной деятельности – система действий педагога, направленная на организацию процессов восприятия, переживания темы, работы воображения по созданию образа будущего рисунка, а так же на организации процесса изображения у детей [9, 126].

Словесный метод включает в себя рассказ, лекцию, беседу и др. Рассказ – метод, предполагающий устное повествование содержания учебного материала, не прерываемого вопросами к учащимся. Роль речи педагога является основополагающей, т.к. именно словесное абстрактное описание предметов, явлений, позволяет донести основную идею и задействовать воображение обучающихся. Роль эмоций в процессе формирования художественного образа имеет серьёзное влияние на личностную сферу человека. Когда эмоциональное восприятие художественных произведений накладывается на процесс формирования личности, тогда глубокое эмоциональное постижение искусства приобретает ещё большее значение. Воздействие зависит, в основном, от следующих факторов: от качества самих произведений искусства, от полноценности восприятия произведения искусства и от индивидуальности воспринимающей личности. Поэтому особенное внимание уделяется вопросам эмоционально-чувственного восприятия, создающего у зрителя определенное возвышенное состояние.

Наглядные методы обучения подразделяются на методы иллюстраций (показ иллюстративных пособий, зарисовок, картин, натюрмортов, эскизов, схем) и демонстраций (демонстрация предметов быта, атрибутов искусств).

При использовании репродуктивного метода, учащиеся в основном выполняют алгоритмические действия (по хорошо известным и точно описанным правилам) на двух уровнях: эвристическом и творческом.

При поисковом (исследовательском) методе происходит развитие наблюдательности. В данный процесс подключаются операции мышления: анализ и сравнение. Поэтому наблюдение может иметь различную степень сложности, так как определяется характером мыслительной работы, проводимой в процессе восприятия: а) реальных объектов, находящихся в естественных условиях, рассмотрение их с разных углов и точек зрения; б) движущихся реальных объектов – создание динамического зрительного образа; в) изображений (схематических, обобщённых, натуралистических).

Важным здесь является метод экспериментов, который сводится к способам овладения языком искусства. Данный метод заключается в экспериментировании с различными художественными материалами, для получения новой информации. Современная педагогика выдвигает необходимость активных (интерактивных) методов в обучении. Проблемные методы, методы, активизирующие интерес к деятельности, поощряющие инициативу и самостоятельность, дают возможность развивать творческие способности учащихся.

Для развития творческих способностей учащихся необходима система творческих заданий. Под системой творческих заданий мы понимаем упорядоченное множество взаимосвязанных заданий, ориентированных на познание, создание, преобразование в новом качестве объектов, ситуаций и явлений учебной действительности. Одним из педагогических условий эффективности системы творческих заданий является личностно-деятельностное взаимодействие учащихся и педагога.

Важнейшим компонентом творческого мышления являются умения видеть творческую проблему в решении обычных повседневных задач, формулировать гипотезу, расширять рамки обычной информации, отбирать новые факты и явления, выбирать наиболее целесообразный путь поиска решения задачи, делать обобщенные выводы, отказываясь от неправильных положений и обосновывая дальнейший путь решения проблемы. В связи с этим, особое значение в организации и осуществлении учебно-познавательной деятельности приобретает использование проблемно-поисковых методов. Именно осознание проблемы детерминирует ход мыслительных операций, определяет последовательность ступеней и придает процессу усвоения целенаправленный характер. Тогда знания, приобретаемые в самостоятельной познавательной деятельности, существенно отличаются от знаний, получаемых в готовом виде: они значительно глубже и полнее, могут быстро перестраиваться и становиться орудием осуществления практической деятельности учащегося, сознательно переходить в убеждения и в целом способствовать решению задач формирования творческой личности. Основой проблемно-поискового метода служат проблемные ситуации, дающие «толчок» мышлению. Ситуации вскрывают трудность познавательного материала и пробуждают «исследовательскую активность» учащихся. Трудность, таким образом, выступает как основной элемент и критерий выявления проблемной ситуации

В практическом обучении метод упражнения имеет наибольшую эффективность. Под упражнением понимается организованное планомерное и повторяющееся выполнение действия, целью которого является овладение этими действиями, либо повышение их качества. Для того, чтобы учащиеся хорошо овладели такими навыками и умениями, необходимо верно организовать упражнения, которые подразделяются на 3 вида:

  1. Специальные – многократно повторяемые упражнения, действие которых направлено на формирование трудовых и учебных умений, навыков.

  2. Производные – это ввод в специально созданные новые упражнения прежних упражнений. Они способствуют повторению и закреплению ранее организованных навыков. Если повторение не используется, то навык, как правило, теряется.

  3. Комментированные – упражнения, служащие для активизации учебного процесса, а также осознанного выполнения заданий. Иными словами, учитель и учащиеся комментируют производимые действия, в итоге последние лучше осознаются и запоминаются.

Эффективность упражнения определяется такими требованиями, как правильное выполнение всех действий, осознанное желание обучающегося повысить качество деятельности, контролирование и сознательный учет условий, в которых должно выполняться действие, анализ достигнутых результатов.

Практические методы рассчитаны на то, чтобы учащиеся приобретали необходимые умения и навыки, выполняя конкретные практические действия [9, 128].

Практическая деятельность в классе должна быть организована с соблюдением единых требований к постановке цели и задач урока, к структуре самого урока.

1.Каждое занятие начинается с формирования с положительной мотивации.

2.При постановке цели и задач работы исходят, прежде всего, из художественно-эстетической, образной установки.

3.Задачи каждого урока формулируются конкретно и четко.

4.Объем навыков и приемов анализа художественных произведений, приемов изображения, техники работы с материалами строго соответствует характеру зрительного ряда, привлекаемого на данном уроке.

5.В конце каждого урока проводится обсуждение работ учащихся, их оценка с точки зрения поставленных учебных и творческих задач.

На формирование процесса художественно-эстетического восприятия влияют различные условия.

Первое условие - это знакомство ребят с искусствоведческими понятиями. Вместе с художественным восприятием это воспитывает в них эмоциональную отзывчивость, умение видеть прекрасное в жизни и искусстве, формируя в их сознании естественное желание воспринимать и творить мир по законам красоты. Творчески воспринимая произведения искусства, школьники привыкают самостоятельно их оценивать.

Второе условие - учет возрастных особенностей учащихся. Соотношение видов учебных занятий на всем протяжении курса изобразительного искусства меняется. Причем меняются не только виды деятельности, но и их функциональная направленность [4, 94].

Психика младшего школьника характеризуется подвижностью восприятия. Сделав какой-то предмет (или изображение), ребенок тут же включает его в свою деятельность (чаще всего игровую). Поэтому в начальных классах непосредственная изобразительная деятельность занимает господствующее положение. Важным условием является элемент игры, с помощью этого воспитание и обучение ведется независимо для самих детей. Для развития художественного восприятия необходимо предоставлять детям некоторую свободу самовыражения в их изобразительной деятельности, но нельзя пускать процесс на самотек.

Третье условие - это развитие у детей наблюдательности, так как чем наблюдательнее ребенок, тем лучше будет формироваться художественное восприятие. В самостоятельной, активной, творческой деятельности формируется эстетический вкус и художественное восприятие мира.

Четвертое условие - сочетание видов деятельности и их функциональной направленности в педагогическом процессе. Увлечение изобразительной деятельности уступает место восприятию искусства, именно при этом условии формируется эстетический вкус, складываются определенные художественные предпочтения [12, 54].

На художественное восприятие влияет буквально все, вся окружающая нас действительность [6, 34]. В этом смысле к важным источникам художественного общения детей относится и искусство, так как: "Искусство является наиболее концентрированным выражением отношения человека к действительности и поэтому играет ведущую роль в художественном восприятие. Рассмотрим особенности искусства, как средства художественного восприятия младшего школьника. Для этого раскроем сущность искусства и особенности его восприятия детьми.

Важность искусства в художественном восприятии не вызывает сомнения, так как оно является собственно его сутью. Особенность искусства как средства воспитания заключается в том, что в искусстве сгущен, сконцентрирован творческий опыт человека, духовное богатство. В художественных произведениях различных видов искусства люди выражают свое отношение к бесконечно развивающемуся миру общественной жизни и природы. В искусстве отражается человеческий духовный мир, его чувства, вкусы, идеалы. Искусство дает огромный материал для познания жизни. В процессе общения ребенка с явлениями искусства, накапливается масса разнообразных впечатлений [6, 105].

Искусство оказывает широкое и многостороннее воздействие на человека.

Любое произведение вызывает наше ответное чувство. Творческий процесс создания художественного произведения как будто уже совершился, каждый человек вслед за художником-творцом погружается в него всякий раз, когда воспринимает произведение искусства. Он вновь и вновь в меру своих личных способностей становится творцом, "художником", переживая жизнь как бы "душой автора" того или иного произведения, радуясь или восхищаясь, удивляясь или испытывая гнев, досаду, отвращение.

Встреча с явлением искусства не делает человека сразу духовно богатым или эстетически развитым, но опыт эстетического переживания помнится долго, и человеку всегда хочется вновь ощутить знакомые эмоции, испытанные от встречи с прекрасным [8, 315].

Постижение искусства есть познавательный процесс глубоко творческого характера. Энергия активного, творческого отношения человека к искусству зависит как от качества самого искусства, так и от индивидуальных способностей человека, от его собственного духовного напряжения и от уровня его художественного образования. Только подлинное искусство воспитывает, но только человек с развитыми способностями может пробудиться сотворчеству и творчеству". Искусство может и не выполнить своей воспитательной роли, если ребенок не получит собственно художественного развития и образования, не научится видеть, чувствовать и понимать прекрасное в искусстве и жизни. Жизненный опыт ребенка на различных стадиях его развития настолько ограничен, что дети не скоро научаются выделять из общей массы собственно эстетические явления. Задача педагога воспитать у ребенка способность наслаждаться искусством, развить эстетические потребности, интересы, довести их до степени художественного вкуса, а затем и идеала [8, 64].

Возрастные особенности, которые присущи младшему школьнику следует учитывать при формировании художественного восприятия. Та или иная информация усваивается наиболее эффективно только в определенный возрастной период. Трудно формировать художественные идеалы, художественный вкус, когда человеческая личность уже сложилась.

Развитие художественного восприятия личности начинается в раннем детстве. Чтобы взрослый человек стал духовно богатым, надо обратить особое внимание на это в воспитании детей дошкольного и младшего школьного возраста. Период дошкольного и младшего школьного детства является едва ли не самым решающим с точки зрения художественного воспитания. Именно в этом возрасте осуществляется наиболее интенсивное формирование отношений к миру, которые постепенно превращаются в свойства личности [12, 45].

Именно в дошкольном и младшем школьном возрасте художественное воспитание является основой всей дальнейшей воспитательной работы.

Одной из особенностей младшего школьного возраста является приход ребенка в школу. У него появляется новый ведущий вид деятельности - учеба.

Главным человеком для ребенка становится учитель. Для ребят в начальной школе учитель - самый главный человек. Все для них начинается с учителя, который помог преодолеть первые трудные шаги в жизни. Через него дети познают мир, нормы общественного поведения. Взгляды учителя, его вкусы, предпочтения становятся их собственными [8, 321].

Особенность художественно-эстетического восприятия в младшем школьном возрасте связана с изменениями, происходящими в сфере познавательных процессов школьника. Познавательные потребности являются ведущими для младшего школьника. Потребность во внешних впечатлениях как основная движущая сила развития психики младшего школьника в начале обучения удовлетворяется в первую очередь учителем. Он вводит ребенка в новую сферу деятельности и помогает ему осмыслить новые впечатления, разобраться в них [2, 140]. Формирование художественных идеалов у детей, как части их мировоззрения, сложный и длительный процесс. В ходе воспитания жизненные отношения, идеалы претерпевают изменения. В отдельных условиях под влиянием товарищей, взрослых, произведений искусства, жизненных потрясений идеалы могут претерпевать коренные изменения. Педагогическая суть процесса формирования художественных идеалов у детей с учетом их возрастных особенностей состоит в том, чтобы с самого начала, с раннего детства, формировать устойчивые содержательные идеальные представления об обществе, о человеке, об отношениях между людьми, делая это в разнообразной, изменяющейся на каждом этапе новой и увлекательной форме. Для дошкольного и младшего школьного возраста ведущей формой знакомства с художественным идеалом является детская литература, мультипликационные фильмы и кино. Книжные, мультипликационные или герои кино, будь то люди, звери, или фантастические вымышленные существа, наделенные человеческими качествами, являются носителями добра и зла, милосердия и жестокости, справедливости и лживости. В меру своего понимания маленький ребенок становится приверженцем добра, симпатизирует героям, ведущим борьбу за справедливость против зла. Это уже, безусловно, формирование идеала как части мировоззрения в той своеобразной форме, которая позволяет малышам легко и свободно войти в мир общественных идеалов. Важно только, чтобы первые идеальные представления ребенка не оставались на уровне лишь вербально-образного выражения. Надо постоянно, всеми средствами побуждать детей к тому, чтобы они в своем поведении и деятельности приучались следовать любимым героям, реально проявляли и доброту, и справедливость, и способность изображать, выражать идеал в своем творчестве: стихах, пении и рисунках [3, 71].

Еще одна особенность младшего школьного возраста: происходят изменения в мотивационной сфере. Мотивы отношения детей к искусству, красоте действительности осознаются и дифференцируются. К познавательному стимулу в этом возрасте добавляется новый, осознанный мотив. Это проявляется в том, что ребята относятся к искусству и действительности именно эстетически. Они получают удовольствие от чтения книг, слушания музыки, рисования просмотра фильма. Они еще не знают, что в этом и проявляется художественное восприятие это. Но в них сформировалось эстетическое отношение к искусству и жизни. Тяга к духовному общению с искусством постепенно превращается для них в потребность [12, 112].

Дети общаются с искусством из различных соображений. Одни дети подходят к произведению рационалистически: получив рекомендацию прочитать книгу или посмотреть фильм, они читают и смотрят их без глубокого постижения сути, лишь для того, чтобы иметь о нем общее представление. А бывает, что читают, смотрят или слушают из престижных соображений. Знание педагогом истинных мотивов отношения детей к искусству помогает сосредоточить внимание на формировании подлинно художественного восприятия [6, 43].

Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает в ребенке особые эмоционально-психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, мышление, память. Дети живут непосредственной, глубоко эмоциональной жизнью. Сильные эмоциональные переживания надолго сохраняются в памяти, нередко превращаются в мотивы и стимулы поведения, облегчают процесс выработки убеждений, навыков и привычек поведения. Педагогическое использование художественного восприятия ребенком мира - один из важнейших путей проникновения в детское сознание, его расширения, углубления, укрепления, конструирования. Эмоциональные реакции и состояния ребенка являются критерием действенности художественного восприятия. В отношении человека к тому или иному явлению выражается степень и характер развитости его чувств, вкусов, взглядов, убеждений и воли.

Таким образом, младший школьный возраст - это особенный возраст для развития художественно-эстетического восприятия, где главную роль в жизни школьника играет учитель. Пользуясь этим, умелые педагоги способны не только основать прочный фундамент художественного восприятия личности, но и подлинное мировоззрение человека, ведь именно в этом возрасте формируется отношение ребенка к миру и происходит развитие сущностных качеств будущей личности [3, 30]. Одной из главных задач учителя начальной школы является воспитание потребностей в красивом, которая во многом определяет весь строй духовной жизни ребенка, его взаимоотношения в коллективе.






















СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Бабанский Ю.К. Педагогика – М., Просвещение, 1988. — 479 с.

  2. Возрастная и педагогическая психология. М. В. Матюхина, Т. С. Михальчик, Н. Ф. Прокина и др.; Под ред. М. В. Гамезо и др. - М.: Просвещение, 1984. – 256 с.

  3. Волков И. В. Учим творчеству. Опытная работа учителя труда и рисования шк № 2 г. Реутова Московской области. - М.: Педагогика 1982. -88 с.

  4. Волков Н.Н. Художественное восприятие. М., 1997. – 126 с.

  5. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк: Книга для учителя. 3 изд. - М.: Просвещение, 1991. - 93 с.

  6. Гавриловец К. В, Квазиминская Н. Н. Нравственно-эстетическое воспитание школьников. Книга для учителей - 2-е издание. - М.: 1988 – 128 с.

  7. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. М - .: ИНТОР, 1996 – 544 с.

  8. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. Вузов. - 7-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр "Академия", 2003. – 456 с.

  9. Пурик Э.Э. Управление художественно-творческой деятельностью школьников на уроках изобразительного искусства: Монография. – Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2001. – 220 с.

  10. Спенсер Г. Воспитание умственное, нравственное и физическое. Под редакцией Н. А. Рубакина. - М.: Издательство УРАО, 2002. – 288 с.

  11. Ткемаладзе А. Вопросы эстетического познания. М., 1987. – 352 с.

  12. Эстетическое воспитание в школе. Под редакцией Б. Т. Лихачева - М.: Педагогика 1980. - 136с.















20