Тема урока | Оригами «Дед Мороз» |
Цель | Развитие художественно – творческих способностей, познавательного интереса и практических умений детей через изготовление Деда Мороза в технике оригами |
Задачи | Образовательные: 1) расширить знания об истории появления Деда Мороза в разных странах; 2) закрепить навыки анализа конструкции изделия, чтение схемы; планирования работы, организации рабочего места, выполнения работы по плану; 3) совершенствовать навыки выполнения технологических операций: сгибания и складывания, склеивания Развивающие: способствовать развитию художественно – образного, пространственного и логического мышления; долговременной памяти; связной речи, наблюдательности, мелкой моторики рук, пространственного воображения, фантазии и глазомера; развивать аналитические способности. Воспитательные: 1) прививать интерес к оригами; 2) способствовать воспитанию общей культуры труда (соблюдения правил безопасной работы инструментами и правил санитарной гигиены); технологической культуры (грамотного выполнения трудовых операций, рационального использования времени, экономного расходования материалов, аккуратности в работе; воспитывать бережное отношение к материалам); художественно-эстетического вкуса, творческой активности, усидчивости, трудолюбия. |
Планируемые результаты | Предметные: -познакомятся с видами техники оригами, с условными обозначениями техники оригами; -расширят представление об истории зарождения искусства оригами; -научатся соотносить знаковые обозначения с выполняемыми операциями по складыванию оригами, выполнять работу по схеме, -понимать условные обозначения техники оригами, складывать фигурки оригами по схеме; Формируемые УУД: личностные регулятивные коммуникативные познавательные |
Метапредметные результаты | 1.Познавательные : -научатся самостоятельно формулировать творческую проблему, производить логические мыслительные операции для решения творческой задачи; -имеют стремление к расширению своей познавательной сферы; 2.Регулятивные: -научатся основам самоорганизации – организации своего творческого пространства (с каких первоначальных действий мастер приступает к процессу творчества); - умеют оценивать свою работу и работу других учащихся по заданным критериям; 3.Коммуникативные : - умеют строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями, вступать в коллективное сотрудничество, слушать учителя и одноклассников, формулировать ответы на вопросы, использовать образную речь при описании изделия. 4.Личностные: -имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности |
Основные понятия | Оригами |
Межпредметные связи | изобразительное искусство, математика, окружающий мир. |
Оборудование | Оборудование учителя: образец изделия (Дед Мороз), образцы аналогичных работ по теме урока; пооперационная последовательность выполнения изделия, иллюстративный материал к водной беседе; план практической работы; критерии оценок; новые термины (словарная работа); правила безопасной работы режущими и колющими инструментами и др. Оборудование обучающихся: Материалы: цветная бумага для аппликаций, фломастеры, цветные карандаши. Инструменты: ножницы, карандаш, ластик. Приспособления: коробочка для мусора |
Учебно-методическое обеспечение | Литература 1.Рагозина, Т.М. Технология[текст] : 1 кл. : учебник / Т.М. Рагозина, А.А. Гринева / под ред. Р.Г. Чураковой. – М.: академкнига/ Учебник, 2012. -80с. :цв.ил. Интернет - ресурсы (пример): Дед Мороз- простое оригами [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.karakyli.ru/2014/10/13/ded-moroz-origami/ |
Технология проведения урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося | Формируемые УУД |
Организационный момент | Прозвенел звонок. Начался урок. Мы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться. Работаем старательно, Слушаем внимательно. - Здравствуйте ребята, садитесь. | Приветствуют учителя, включаются в учебную деятельность. | Личностные: оценивать жизненные ситуации с точки зрения собственных ощущений; |
Индукция (создание эмоционального настроя) | Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг к другу, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам работать дружно, открыть что-то новое. | Выполняют действие учителя. Настраиваются на работу. | Регулятивные: -волевая саморегуляция Коммуникативные: -уметь слушать и слышать учителя, своих одноклассников. |
Целеполагание | - Ребята, а кто мне скажет, какой праздник к нам приближается -Да, действительно к нам приближается всеми любимый праздник - Новый год! - А, что это за праздник такой? - Все знают, что на Новый год украшают ёлку игрушками, дарят подарки, ходят в гости. - А сейчас, отгадайте загадку и догадайтесь, о чём пойдёт речь сегодня на уроке? С Новым годом поздравляет Всех мальчишек и девчат И подарки он нам дарит Вон они, в мешке стоят. Добрый он и бородатый, От мороза красный нос. Кто же он, скажите, дети, Громко, дружно: -Итак, кто догадался, о чём пойдёт речь сегодня на уроке? - Верно, сегодня на уроке мы сами изготовим Деда Мороза и устроим выставку ваших работ. -Какие задачи поставим на уроке? | Ответ обучающихся: -Новый год! -Дед Мороз! -изготовим Деда Мороза. -1.Узнаем больше о Дед Морозе. 2.Научимся делать Дед Мороза. | Регулятивные: -уметь определять и формулировать цель урока с помощью учителя; -совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему. Коммуникативные: -уметь оформлять свои мысли в устной форме, аргументировать свою точку зрения. |
Вводная беседа | -Что вам известно о Дед Морозе? - А в других странах Дед Мороза называют Санта Клаус. Он немного отличается от нашего Деда Мороза тем, что он спускается по трубе в дом, и кладет подарки в новогодние чулки, которые висят над камином. -Как вы думаете, каким доступным для нас способом мы будем делать нашего Деда Мороза? - В какой технике? (в технике оригами) - Ребята, а что такое оригами? - И сегодня, мы с вами выполним Деда Мороза в технике оригами. | Участвуют в диалоге, наблюдают, слушают, отвечают на вопросы, высказывают свою точку зрения. (- Большая белая борода, красный нос, большой мешок с подарками, а еще у него есть посох). (-в технике оригами) (-вид декоративно-прикладного искусства; искусство складывания фигурок из бумаги). | Познавательные: -добывать новые знания, делать выводы и обобщения, перерабатывать полученную информацию и преобразовывать ее из одной формы в другую. Коммуникативные: -уметь оформлять свои мысли в устной форме, аргументировать свою точку зрения. |
Подготовка к практической работе | Анализ образца изделия. - Ребята, теперь подберите цветную бумагу такую, каким бы вы хотели сделать шубку своего Деда Мороза. Дети с помощью учителя планируют свою работу. Посмотрите внимательно на свой лист бумаги, какой он формы? - А, посмотрите, пожалуйста, на схему изготовления. Какой формы лист должен быть. Чтобы получилась наша игрушка? -Умеем мы с вами превращать прямоугольник в квадрат? -Как это сделать? (Один ребенок выходит к доске и показывает. Как надо правильно сложить бумагу, чтобы получился квадрат и проговаривает вслух весь механизм действий) - Что нужно сделать теперь? (отрезать Полоску бумаги). (Все действия сопровождаются показом). -Итак, мы рассмотрели конструкцию изделия Деда Мороза, а сейчас составим план работы. План работы: 1. Складывание квадрата 2. Вырезание квадрата 3.Сгибание 4.Украшение Деда Мороза по своему замыслу. - Составленный план поможет выполнить нам практическую работу. | Совместно с учителем анализируют образец изготавливаемого изделия, разбираются в графической схеме, составляют план практической работы. Ответы детей: (прямоугольный) (квадрат). | Коммуникативные: -вступать в беседу и обсуждение, донести свою позицию до других, слушать и понимать речь других, уметь сотрудничать, уважительно относиться к позиции другого. Регулятивные: учиться высказывать своё предположение (версию) на основе коллективного обсуждения заданий, |
Физминутка. | - Ребята, а теперь давайте немного отдохнем и выполним физминутку. Мы капусту рубим-рубим, (размашистые движения руками, как топором) Мы капусту мнём-мнём, («мнут капусту») Мы капусту солим-солим, («берут» щепотку соли и «солят») Мы капусту жмём-жмём. (сгибание и разгибание кистей рук) | выполняют физминутку | |
Организация рабочего места | - А сейчас мы проверим, все ли у нас готово для работы. Подготовка рабочего места. - Какие инструменты нам понадобятся?(Ножницы, карандаш, фломастеры ) - Расположите все следующим образом: ножницы - справа от себя, лист бумаги – перед собой. - А каким опасным инструментом мы сегодня будем работать? ( Ножницами) Повторим ТБ при работе с ножницами. Ножницы клади кольцами к себе. Подавай ножницы кольцами вперёд. Не оставляй ножницы открытыми. Во время работы удерживайте материал левой рукой так, чтобы пальцы были в стороне от лезвия ножниц. Вывод: Все эти правила необходимо соблюдать в практической работе. | - Слушают выполняют действия учителя. | Регулятивные: -учиться готовить рабочее место, объяснять выбор наиболее подходящего оборудования для выполнения задания. |
Творческая работа | -Обратите внимание на критерии оценивания, перед тем как мы начнем работать. Критерии оценивания: 1. Яркость 2. Оригинальность 3. Аккуратное сгибания всех линий - Давайте перед работой повторим правила рабочего человека. Правила рабочего человека 1) Соблюдай чистоту и порядок на рабочем месте. 2) По окончанию работы приведи своё рабочее место в порядок. 3) Соблюдай технику безопасности при работе с опасными инструментами. 4) Внимательно слушай объяснение учителя - Все эти правила необходимо соблюдать в практической работе. -Итак, руки подготовили к работе. Работу будете выполнять вместе со мной. От вас требуется аккуратность. Работаем по составленному плану. Практическая работа. Проверим, организовано наше рабочее место?(проверка детьми своего рабочего места. Посмотрите чтобы у вас на столах были все необходимые материалы( цветная бумага), инструменты ( ножницы, карандаш, фломастеры). План работы: 1.Возьмите лист цветной бумаги. Перегните угол прямоугольника, опуская короткую сторону на длинную. 2. Отрежьте полоску вдоль полученного треугольника. 3. Разверните фигуру. Расположите квадрат ромбиком. К средней линии отогните сначала одну сторону. 4.Затем к середине отогните вторую сторону. Получится базовая форма «воздушный змей». 5.Поднимите нижний угол вверх, разделив получившуюся фигуру пополам. 6.Переверните сложенный лист. 7. Опустите верхний уголок, примерно 2 сантиметра от уголка, это будет лицо Деда Мороза. 8. Делаем маленькую складочку-отворот. 9.А теперь заверните нижние уголки назад, с одной, а затем с другой стороны. 10.У Вас получится такая фигурка Деда Мороза. 11.А теперь нужно нарисовать ему глазки, ротик, носик. Работа готова! | Выполняют практическую работу самостоятельно и под руководством учителя, осуществляют самопроверку с опорой на образец и предметную карту. | Регулятивные: - учиться проговаривать последовательность действий на уроке; -выполнять практическую работу по плану; предлагать свои конструкторско-технологические приёмы и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий; -осуществлять контроль точности выполнения технологических операций. Коммуникативные: -в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки; |
Афиширование(демонстрация произведений обучающихся) | - Все ребята очень хорошо поработали. Ваши Дед Морозы получились очень замечательные и творческие. Они получились достаточно яркие, оригинальные. - Сейчас из ваших работ мы создадим новогоднюю атмосферу. - Посмотрите, какие красивые Деды Морозы у вас получились. | Демонстри - руют свои работы, анализируют и осмысливают свои достижения, осуществляют оценку и самооценку учебной деятельности | Коммуникативные: - уметь слушать и слышать учителя, своих одноклассников; - уметь четко выражать свои мысли Личностные: - учащийся понимает личную ответственность за будущий результат. Регулятивные: -учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке; -определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. |
Рефлексия | Ребята, понравился ли вам урок? Справились ли вы с работой? Были трудности или вы справились без проблем? Как вы оцените свою работу? - Молодцы, ребята! Вы сегодня дружно, хорошо потрудились. Дед Мороз получился праздничным и очень красивым. Спасибо всем за работу, за ваше творчество! Урок окончен. | Ученики отвечают на вопросы учителя. | Личностные: -умение провести самооценку и организовать взаимооценку (прогнозирование и контроль). Регулятивные: -построение логической цепочки рассуждений и доказательство. Познавательные: -умение сформулировать алгоритм действия; выявлять допущенные ошибки и обосновывать способы их исправления обосновывать показатели качества конечных результатов. |