СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
В работе представленно исследование уровня коллективных взаимоотношений учащихся 9 класса.
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА «УСИНСК»
«УСИНСК» КАР КЫТШЫН МУНИЦИПАЛЬНÖЙ ЮКÖНЛÖН АДМИНИСТРАЦИЯСА ЙÖЗÖС ВЕЛÖДÖМÖН ВЕСЬКÖДЛАНIН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1» Г. УСИНСКА
МУНИЦИПАЛЬНÖЙ БЮДЖЕТНÖЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНÖЙ ВЕЛÖДАНIН
«ВЕЛÖДАН ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНÖЙ ШÖР ШКОЛА № 1» УСИНСК КАР
________________________________________________________________________________________________________________________
Развитие коллективных взаимоотношений
в подростковой среде
в процессе организации коллективных
творческих дел
Выполнил:
Учитель физической культуры
I категории
Гусев Николай Валериевич,
Усинск, 2017
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КОЛЛЕКТИВНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В ПОДРОСТКОВОЙ СРЕДЕ В ПРОЦЕССЕ ОР-ГАНИЗАЦИИ КОЛЛЕКТИВНЫХ ТВОРЧЕСКИХ ДЕЛ 6
1.1 Особенности подросткового возраста 6
1.2 Развитие взаимоотношений в коллективе подростков 9
1.3 Формирование коллективных взаимоотношений в процессе организа-ции коллективных творческих дел 12
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИССЛЕДО-ВАНИЮ РАЗВИТИЯ КОЛЛЕКТИВНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В ПОДРОСТКОВОЙ СРЕДЕ В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ КОЛЛЕКТИВ-НЫХ ТВОРЧЕСКИХ ДЕЛ 18
2.1 Констатирующий этап 18
2.2 Формирующий этап 21
2.3 Контрольный этап 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 31
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 34
Оценка групповой сплоченности 34
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 36
Оценка психологического климата в классном коллективе 36
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 38
Оценка и самооценка "Каков мой класс?" 38
Актуальность темы исследования. В подростковом возрасте актуализируется потребность в общении со сверстниками, а складывающиеся взаимоотношения с ними определяют его эмоциональное благополучие. Система личных отношений наиболее эмоционально насыщенна, поэтому какие-либо осложнения в сфере взаимоотношений со сверстниками подростками переживаются очень остро и болезненно.
Одной из важнейших задач системы общественного и семейного воспитания является подготовка подрастающего поколения к жизни в обществе – формирование умения работать согласованно, договариваться о распределении обязанностей, намечать последовательность работы, оказывать помощь друг другу, воспитывать стремление трудиться на общую пользу, готовность участвовать в совместной трудовой деятельности наравне со всеми. Способность ребенка действовать совместно с другими – один из важнейших факторов его готовности к жизни в обществе.
Формирование коллективных отношений начинается в подростковом возрасте, поэтому перед педагогами стоит задача не упустить этот период и сформировать у детей правильное отношение к обществу.
Поведение подростка в группе, коллективе регулируется его самооценкой, а самооценка формируется в ходе общения с окружающими людьми, а, прежде всего, со сверстниками. Ориентация на сверстника связана с потребностью быть принятым и признанным в группе, коллективе, с потребностью иметь друга, кроме того, с восприятием сверстника как образца, который ближе, понятнее, доступнее по сравнению с взрослым человеком.
Тема исследования «Развитие коллективных взаимоотношений в подростковой среде в процессе организации коллективных творческих дел».
Цель исследования изучить условия развития коллективных взаимоотношений между подростками в процессе организации коллективных творческих дел.
Объект исследования – коллективные взаимоотношения учащихся подросткового возраста.
Предмет исследования – условия формирования коллективных взаимоотношений в подростковой среде в процессе организации коллективных творческих дел.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования поставлены следующие задачи:
проанализировать особенности подросткового возраста;
изучить условия развития взаимоотношений в коллективе подростков;
рассмотреть условия формирования коллективных взаимоотношений в процессе организации коллективных творческих дел;
провести экспериментальную работу по исследованию развития коллективных взаимоотношений между подростками в процессе организации коллективных творческих дел.
Гипотеза исследования базируется на предположении о том, что формирование коллективных взаимоотношений подростков будет осуществляться эффективнее, если вовлекать учащихся в процесс организации коллективных творческих дел.
Методы исследования. Для решения поставленных задач был использован комплекс методов, включающий теоретический анализ психологической и педагогической литературы; беседу и наблюдение; психодиагностические методы: социометрические методики, опросники, анкеты; методы качественной и количественной обработки данных; анализ и обобщение полученных данных, формирующий эксперимент; сопоставительный анализ.
Научная новизна исследования состоит в том, что собранный и проанализированный материал, способствовал раскрытию особенностей взаимоотношений подростков, взаимодействующих в рамках одного классного коллектива.
Практическая значимость исследования определяется возможностью использования полученных результатов учителями, психологами и социальными педагогами учебных учреждений для оптимизации взаимоотношений в классном коллективе.
База исследования – МБОУ «СОШ №1» г. Усинска. В данном исследовании принимали участие ученики 9а класса в количестве 19 человек.
«Подростковый возраст традиционно считается самым трудным в воспитательном отношении» [5, с. 125].
Подростковым принято считать период от 11 до 16 лет. Этот период обусловлен не только качественными навыками и полезным изменениями в организме подростка и в его окружении, но связан с возникновением специфических состояний, которые играют важную роль в период наибольшего развития, но и опасным звеном. Пубертатный период знаменуется бурным психофунологическим развитием и перестройкой социальной активности ребенка [21]. Мощные сдвиги происходят во всех отраслях жизнедеятельности ребенка, делают этот возраст “переходным” от детства к взрослости.
Подростковый возраст богат переживаниями, трудностями и кризисами. В этот период складываются, оформляются устойчивые формы поведения, черты характера, способы эмоционального реагирования; это пора достижений, стремительно наращивания знаний, умений; становление “Я”, обретение новой социальной позиции. Вместе с тем, это потеря детского мироощущения, появление чувства тревожности и психологического дискомфорта.
Подростковый возраст часто называют периодом диспропорции в развитии [6]. В этом возрасте увеличивается внимание к себе, к своим физическим особенностям; обостряется реакция на мнение окружающих, повышается чувство собственного достоинства и обидчивость. Физические недостатки часто преувеличиваются. Прежде всего, по сравнению с детским возрастом, возрастающее внимание к своему телу обусловлено не только физическими изменениями, но и новой социальной ролью подростка. Окружающие ожидают, что благодаря физической зрелости он уже должен справляться с определенными проблемами развития.
Подросток – это уже не ребенок, но еще и не взрослый человек. Ребенок, в таком возрасте, как бы стоит на грани между детством и взрослой жизнью. Это период, когда ребенок старается быть независимым от взрослых, но его поведение и реакции еще напоминают детство. Подростку уже будет довольно сложно навязать чужое мнение, т.к. у него есть на все свое собственное объяснение, которое может и не соответствовать действительности. Ребенок в подростковом возрасте, в большинстве случаев, сам видит свои плюсы и минусы, но он часто может преувеличивать свои возможности и, соответственно, преуменьшать недостатки. В этом возрасте ребенок ищет себе новых друзей, знакомых, часто меняет компании, у него происходят конфликты в этой сфере, т.е. подросток пытается найти свое место в обществе [8].
Часто подростки не могут приспособиться к школе, что может вызывать плохую дисциплину, низкую успеваемость, конфликты со сверстниками и учителями и т.д.
У подростка существуют персонифицированные и социализированные нормы. Персонифицированная норма – это норма, которую устанавливает одно лицо и требует ее соблюдение. Социализированная норма – это общее правило, которое принято людьми, и которое не зависит от отдельных лиц (нормы права, морали и т.д.). Персонифицированные нормы для подростков обычно задают или лидер группы, в которой он находится, или более старшие дети, которые имеют свой авторитет.
В подростковом возрасте дети часто ищут себе образец для подражания. Им обычно является человек старший по возрасту, и очень важно кто этим человеком будет. Сложности в подростковом возрасте также связывают с половым созреванием. В это время дети быстро растут, их организм перестраивается. Следствием всего этого может быть депрессия, чувство тревоги, высокая возбудимость.
Существует так называемый кризис подросткового возраста. Есть два возможных пути протекания этого кризиса – это «Кризис независимости» и «Кризис зависимости» [1]. Первый путь – это когда ребенок негативно ко всему относиться, проявляет грубость, стремится всегда поступать по-своему, взрослые не являются для него авторитетом. Второй путь – это наоборот, когда ребенок зависим от взрослых во всем, он не может принимать самостоятельные решения, подчиняется мнению большинства, пытается не выделяться, а быть «как все». «Кризис зависимости» может устраивать большинство родителей, но в дальнейшем это возможно приведет к тому, что человек так и не научится жить самостоятельно и принимать серьезные решения, ведь это всегда за него делали его родители.
В подростковом возрасте появление психических расстройств сейчас не редкость. Наиболее распространенные из них это – шизофрения, психопатия, невроз. «В последние два десятилетия психические расстройства в этом возрасте стали настолько актуальной проблемой, что в психиатрии возникла новая субспециальность – подростковая психиатрия» [5, с. 126]. Вследствие этого именно в подростковом возрасте наиболее часто встречаются «трудные дети». Но, даже если говорить о здоровых детях, у них преобладает резкая смена настроения и поведения, самочувствия, проблемы с самооценкой, ранимость, иногда неадекватность. В категорию «трудных детей» могут попасть совершенно разные люди, например, дети из неблагополучных семей, неуспевающие и имеющие плохую дисциплину дети, дети с нервными и психическими расстройствами и др.
Таким образом, можно сделать вывод, что наиболее распространенные проблемы в подростковом возрасте – это общение со своими сверстниками и с взрослыми людьми, проблема самореализации как личности, половое созревание.
Межличностные взаимоотношения среди подростков – одна из главных тенденций переходного возраста [16]. Потребность в общении со сверстниками, которых не могут заменить родители, возникает у детей очень рано и с возрастом усиливается. Поведение подростков по своей сути является коллективно-групповым.
Во-первых, общение сверстников очень важный канал информации; по нему подростки узнают многие необходимые им вещи, которые им по тем или иным причинам не сообщают взрослые.
Во-вторых, это специфический вид межличностных отношений. Групповая игра и другие виды совместной деятельности вырабатывают необходимые навыки социального взаимодействия, умения подчиняться коллективной инициативе и в то же время отстаивать свои права, соотносить личностные интересы с общественными. Вне общества сверстников, где взаимодействия строятся принципиально на равных началах и статус надо заслужить и уметь поддерживать, ребенок не может вырабатывать необходимых взрослому коммуникативных качеств, соревновательность групповых взаимоотношений, которой нет в отношениях с родителями, также служит ценной жизненной школой.
В-третьих, это специфический вид эмоционального контакта. Сознание групповой принадлежности, солидарности, товарищеской взаимопомощи не только облегчает подростку автономизацию от взрослых, но и дает ему чрезвычайно важное чувство эмоционального благополучия и устойчивости.
Психология общения в подростковом возрасте строится на основе противоречивого переплетения двух потребностей: обособления (приватизации) аффиляции, то есть потребности в принадлежности, включенности в какую-либо группу, общественность. Обособление чаще всего проявляется в эмансипации от контроля старших. Однако оно действует и в отношениях со сверстниками. Усиливается потребность не только в социальной, но и в пространственной автономии, неприкосновенности своего личного пространства [17]. Однако кроме спокойного умиротворенного уединения существует мучительное и напряженное одиночество – тоска, субъективное состояние душевной и духовной изоляции, непонятности, чувство неудовлетворенной потребности в общении, человеческой близости.
Чувство одиночества и неприкаянности, связанное с возрастными трудностями становления личности, порождает у подростков неутолимую жажду общения и группирования со сверстниками, в обществе которых они находят или надеются найти то, в чем им отказывают взрослые: спонтанность, эмоциональное тепло, спасение от скуки и признание собственной значимости.
Напряженная потребность в общении и аффиляции превращается у многих ребят в непобедимое стадное чувство: они не могут не только дня, но и часа пробыть вне своей, а если своей нет – какой угодно компании. Особенно сильна такая потребность у юношей [15].
При сходстве внешних контуров социального поведения глубинные мотивы, скрывающиеся за юношеской потребностью в аффиляции, индивидуальны и многообразны. Один ищет в обществе сверстников подкрепления самоуважения, признания своей человеческой ценности. Другому важно чувство эмоциональной сопричастности, слитности с группой. Третий черпает недостающую информацию и коммуникативные навыки. Четвертый удовлетворяет потребность властвовать, командовать другими. Большей частью эти мотивы и переплетения не осознаются. Типичная черта подростковых групп – чрезвычайно высокая комфортность. Яростно отстаивая свою независимость от старших, подростки зачастую абсолютно некритично относятся к мнениям собственной группы и ее лидеров. Следует отметить, что коммуникативные черты и стиль общения юношей и девушек не совсем одинаковы. Это касается и уровня общительности и характера аффиляции [15].
На первый взгляд мальчики во всех возрастах общительнее девочек. С самого раннего возраста они активнее девочек вступают в контакт с другими детьми, затевают совместные игры и т.д. чувство принадлежности к группе сверстников для мужчин всех возрастов значительнее важнее, чем для женщин. Однако различия между полами в уровне общительности не столько количественные, сколько качественные. Содержание совместной деятельности и собственный успех означает для мальчиков больше, чем наличие симпатии к другим участникам игры.
С ранних возрастов мальчики тяготеют к более экстенсивному, а девочки – к интенсивному общению; мальчики чаще всего играют большими группами, а девочки – по двое или по трое. Разные способы социализации мальчиков и девочек, существующие во всех человеческих обществах, с одной стороны – создают и воспроизводят психологические половые различия. Причем речь идет не просто о количественных различиях в степени общительности мальчиков и девочек, но о качественных различиях в структуре и содержании их общения и жизнедеятельности.
Юношеские группы удовлетворяют в первую очередь потребность в свободном, нерегламентированном взрослыми общении. Свободное общение – не просто способ проведения досуга, но средство самовыражения, установления новых человеческих контактов, из которых постепенно выкристаллизовывается что-то интимное, исключительно свое. Разные виды общения могут существовать, выполняя разные функции, их удельный вес и значимость с возрастом меняется. Меняются и привилегированные места встреч. У подростков это чаще всего двор или своя улица. Разные формы и места общения не только сменяются друг друга, но и сосуществуют, отвечая разным психологическим потребностям. Если компании формируются главным образом на базе совместных развлечений, то человеческие контакты в них, будучи эмоционально значимыми, обычно остаются поверхностно. Качество совместного времяпрепровождения часто оставляют желать лучшего.
Некоторые из таких компаний перерастают в антисоциальные. Юношеские группы и их соперничество – всеобщий факт человеческой истории.
Взаимоотношения с другими людьми и важны и актуальны для человека любого возраста. Однако особо значимой предоставляется их роль для старшеклассников – юношей и девушек 14 – 17 лет, которые как раз в этом возрасте осваивают во взаимодействии со сверстниками сложный мир человеческих связей. Постигают сущность собственного «Я» в соответствии с «зеркальным» эффектом и одновременно удовлетворяют потребности в человеческих связях, самоутверждении, в привязанности, в самосознании, а также в системе ориентаций и объекте поклонения.
Влияние группы сверстников на подростка неоднозначно, не сводится только к позитивным эффектам. Известно, что дети, чаще всего из неблагополучных семей, легко становятся жертвой асоциальных по содержанию общения группировок (дурных компаний). В неполных семьях безотцовщина нередко служит причиной привлекательности «сильного», старшего по возрасту подростка, исполняющего роль заменителя отца. В неконфликтных семьях, где ребёнок также недополучает необходимой родительской любви, чувствует себя отверженным и непризнанным, увеличивается риск, что ребенок будет искать компенсации «на стороне».
Чем более жестко и непримиримо относятся родители к приятелям своих детей, тем больше вероятность того, что ребенок не только предпочтет общество сверстников, но и порвёт всякую связь с семьей.
Именно поэтому исследование возникающих межличностных отношений подростков является одной из актуальных тем в современной психологии отношений.
КТД — коллективное творческое дело на сплочение группы, развитие волевых, умственных способностей и коммуникативных качеств обучающихся.
«Прежде всего — это общественно-важное дело. Первейшее его назначение — забота об улучшении жизни своего коллектива и окружающей жизни, сплав практических и организаторских действий на общую радость и пользу. Оно — творческое, потому что, планируя и осуществляя задуманное, оценивая сделанное и извлекая уроки на будущее, все воспитанники вместе с воспитателями и во главе с ними ведут поиск лучших путей, способов, средств решения жизненно-важных практических задач. И оно не может превратиться в догму, делаться по шаблону, ведь оно, прежде всего, частица жизни. Оно — коллективное, потому что планируется, готовится, совершается и обсуждается воспитанниками и воспитателями, как младшими и старшими товарищами по гражданской заботе» [2].
В сфере воспитания коллективная деятельность и коллективные творческие дела (КТД) уже на протяжении десятилетий занимают свое особое место. Эта замечательная методика, технология, прекрасно учитывающая психологию подросткового и юношеского возраста, действительно способная творить чудеса.
Коллективное творческое дело – это групповая деятельность, имеющая игровую инструментовку, совокупность приемов, действий, выстроенных в определенной последовательности.
Цели КТД: развитие художественно-эстетического вкуса; воспитание активности, находчивости, настойчивости, общительности, гуманности, объективности, решительности, целеустремленности, честности; привитие дисциплинированности, исполнительности, критичности, трудолюбия и деловитости.
Разнообразие КТД позволяют обучающимся реализовывать свои интересы и потребности, развивать интеллектуальные и творческие способности, социальное творчество. Данная система предполагает широкое участие каждого в выборе, разработке, проведении и анализе коллективных дел.
Ученикам предоставляется возможность определить для себя долю, характер своего участия и ответственности. КТД позволяют создать широкое игровое творческое поле, которое заключается в том, что каждый участник дела находится в ситуации придумывания, сочинительства, фантазии, т.е. создания чего-то нового. Результатом такого творчества становятся написанные детьми или взрослыми по отдельности или совместно сценарии, сочинения, стихи, песни, на сцене демонстрируются спектакли, миниатюры, сценки, агитбригады. Выставки, организуемые почти всегда во время проведения коллективных творческих дел, демонстрируют широкий спектр творческих работ прикладного характера, начиная с рисунков, плакатов, газет, заканчивая поделками, изделиями из различных материалов, макетами.
Большие выставки прикладного и письменного творчества, а также публичные выступления ребят на сцене друг перед другом, часто не просто перед ровесниками, а перед младшими и старшими, создают ситуации демонстрации успеха, ситуации оценки своих достижений относительно успехов других.
Коллективное творческое дело имеет огромное влияние на личность, так и на объединение или группу. Это подтверждают результаты диагностики, анализ КТД в объединениях, группах и самоанализ участников.
В процессе КТД ребята приобретают навыки общения, учатся работать, делить успех и ответственность с другими, узнают друг о друге много нового, наконец, просто знакомятся и приобретают друзей. Таким образом, идут два важных процесса одновременно – формирование и сплочение коллектива, и формирование личности обучающегося. В процессе общей работы происходит взаимодействие людей разных возрастов, старшие помогают младшим, младшие учатся у старших.
Во время планирования и организации коллективных творческих дел подростки приобретают большой опыт организаторских навыков, каждый может подать идею, предложить новый способ действия, взяться за организацию определенного этапа коллективного творческого дела.
Коллективные творческие дела становятся мощной силой, обеспечивают широкую внеурочную занятость детей. Положительный эмоциональный настрой – гарантированная ситуация успеха
Одно из наиболее ярких проявлений системы коллективных творческих дел – соуправление и самоуправление. Совет дела – это активные, заинтересованные люди, от которых зависит организация проведения КТД. Через Советы дела, которые формируются для подготовки КТД, каждый может приобщиться к управлению. Состав советов постоянно обновляется и представляет возможность участия каждому желающему попробовать свои силы.
Самоуправленческая деятельность осуществляется в разных видах:
участие в планировании, разработке, проведении и анализе ключевых дел коллектива;
выполнение коллективных, групповых и индивидуальных поручений;
творческие содружества по объединениям, школам, организация творческих перемен;
деятельность Советов дел.
Таким образом, коллективные творческие дела как крупные воспитательные акции создают периоды повышенного эмоционального напряжения положительной направленности, яркие события жизни, подготовленные сознательно и осуществленные большинством, содержат в себе ценные нравственные ориентиры, на которых строится жизнь этого большинства, позволяют перевести ценности системы в личные ценности каждого из ее участников.
КТД дают возможность обучающемуся:
реализовать и развить свои способности;
расширить знания об окружающем мире;
приобрести навыки проектирования;
проявить организаторские умения;
закрепить коммуникативные навыки;
формировать способности к рефлексии (анализу);
формирование коллектива единомышленников;
освоение культурного пространства;
формирование личности.
Система коллективных отношений – сотрудничества, взаимопомощи и ответственной зависимости складывается в процессе творческой деятельности, включающей несколько стадий – этапов:
поиск идеи и предварительная постановка задач;
сбор-старт;
выборы совета дела;
коллективное планирование дела;
работа микроколлективов;
проверка готовности;
проведение КТД;
коллективный анализ;
стадия последействия.
В этих этапах-мероприятиях присутствует большая доля игры, занимательности, которые соединены с высокой идейностью, целеустремленностью, что и составляет главное своеобразие КТД. Данная деятельность является одной из самых важных. Педагоги-организаторы, методисты, заместители директоров по УВР могут постараться составить интереснейшие планы работы в образовательных учреждениях, но только творческая и активная работа педагогов с обучающимися даст наибольшие положительные результаты, так как именно во время проведения массовых мероприятий у подростков формируются определенные навыки. Воспитательная работа в этом случае должна носить не только красочный характер, но и отличаться глубиной и убедительностью фактического материала.
Работа объединений строится по принципам коллективной творческой деятельности, предоставляя обучающимся возможность реализации своих интересов и потребностей, развития способностей общения, самореализации в среде сверстников. Кроме того, участие в творческих объединениях позволяет детям отдохнуть, найти друзей.
Учащийся, также как и взрослый, может что-либо делать только в том случае если захочет это сделать. Если у него возникла мотивация к этому. В различных жизненных ситуациях могут возникать самые разнообразные мотивы, но грубо их можно разделить на две части: положительные мотивы и отрицательные мотивы. Безусловно, быстрее и качественнее ребенок сделает то, на что он замотивирован положительно (то есть если он захотел что-то сделать следуя своим внутренним желаниям и позывам). Рассмотреть все многообразие мотивов довольно сложно, поэтому остановимся, для примера на основных мотивах ребенка для участия в коллективных творческих делах.
Мотивы ребенка:
потребность в коммуникации;
выполнение данного КТД, для того, чтобы принимать участие в других делах;
желание выиграть (дух соревнования);
интерес в реализации своих способностей (творческих, интеллектуальных, управленческих, организационных);
осознание развивающей роли КТД;
осознание необходимости данного КТД для других.
Основной акцент при работе следует делать на интерес в реализации своих способностей – т.к. это наиболее простой в достижении мотив не основанный на отрицательных эмоциях.
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИССЛЕДОВАНИЮ РАЗВИТИЯ КОЛЛЕКТИВНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В ПОДРОСТКОВОЙ СРЕДЕ В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ КОЛЛЕКТИВНЫХ ТВОРЧЕСКИХ ДЕЛ
Опытно-экспериментальная работа проводилась во время прохождения учебной (ознакомительной) практики на базе МБОУ «СОШ №1» г. Усинска. В эксперименте принимали участие учащиеся 9а класса.
Экспериментальная работа состояла из трех этапов:
первичное анкетирование [7,19, 20] (организация и проведение констатирующего эксперимента);
организация и проведение коллективного творческого дела [2] (организация и проведение формирующего эксперимента);
повторное анкетирование (организация и проведение контрольного эксперимента).
На первом этапе исследования была проведена оценка сформированности коллектива учащихся, при помощи метода наблюдения и анкетирования. При проведении эксперимента ребятам был предложен ряд анкет:
выявление уровня групповой сплоченности учащихся (приложение 1);
диагностика психологического климата в подростковой среде класса (приложение 2);
выявление уровня классного коллектива подростков по следующим показателям качеств: целеустремленность, организованность, сплоченность, активность (приложение 3).
В процессе наблюдения, а также при изучении документации по классу были получены данные, отражающие мотивы участия подростков в совместной деятельности.
Результаты анкетирования показали, что взаимоотношения между учащимися доверительные, открытые. Атмосфера в классе дружелюбная. Есть разделения на небольшие группы, но при этом все ребята общаются между собой как в школе, так и во внеурочное время за ее пределами.
Уровень групповой сплоченности делиться примерно на равное количество баллов высокого и выше среднего уровня, но преобладающим все-таки является уровень сплоченности выше среднего (53%).
Степень благоприятности социально-психологического климата достаточно высокая. Это обусловлено тем, что практически весь класс ставил самый высокий положительный балл в предложенных пунктах. Отсюда можно сделать вывод, что одноклассникам нравится вместе проводить время, участвовать в совместной деятельности. Они с уважением относятся к мнению друг друга, а также коллектив класса очень активен и полон энергии. Можно сказать, что ребята участливо и доброжелательно относятся к новым членам коллектива, помогают им освоиться в коллективе и в трудные для класса минуты происходит единение коллектива «один за всех и все за одного». Совместные дела увлекают практически всех, а самое главное – у большинства одноклассников велико желание работать коллективно.
После сбора листов самооценки класса и составления общей оценки класса по предложенным качествам, был проведен анализ, результаты которого представлены на рисунке 1.
Рисунок 1 – Общая оценка класса по предложенным качествам
Самым главным показателем класса, по мнению ребят, является активность и энергичность. Учащиеся активно участвуют во внеклассной деятельности, причем очень часто самостоятельно организуют мероприятия. А именно, выбирают тематику и продумывают сценарий.
Сплоченность и организованность в классе находится на одном уровне, но, к сожалению, не достаточно высоком. Иногда при осуществлении творческого процесса возникают конфликтные ситуации, т.к. бывают моменты, когда учащиеся не всегда терпимы друг к другу. Возможно, это связано с тем, что в классе все же присутствует небольшая разделенность на группы. Но эта разделенность мгновенно пропадает, если дело касается участия во внутришкольных конкурсах и заданиях против других классов.
Таким образом, при осуществлении учебно-воспитательного процесса в данном классе следует обратить внимание на реализацию следующих задач:
создание оптимальных условий для организации эффективной совместной деятельности;
раскрытие творческого потенциала детей;
развитие нравственных качеств личности;
формирование коммуникативных навыков учащихся.
Планирование данного этапа работы осуществлялось на основании полученных результатов наблюдения и анкетирования на констатирующем этапе, а также с учетом индивидуально-возрастных особенностей учащихся.
Организованная совместная деятельность учащихся, способствует большей осознанности изучаемых понятий, так как возможно рассмотрение разных точек зрения. Каждый ученик сможет расширить свои знания и освоить что-то новое для себя, а также попробовать свои силы в выполнении более сложных заданий, при своевременной помощи одноклассников.
Таким образом, создаются условия для реализации полноценного развития личности, а, следовательно, и коллектива в целом. Планируя работу, очень важно учитывать интересы учащихся, и тогда общая деятельность увлечет и сплотит ребят.
Для того чтобы выявить, как развиваются взаимоотношения среди подростков в процессе организации КТД, было проведено воспитательное внеурочное мероприятие.
Участниками коллективного творческого дела стали ученики 9а класса средней общеобразовательной школы №1 г. Усинска (таблица 1).
Таблица 1 – Список 9а класса
Учащиеся класса | Возраст | Присутствие на КТД |
1 | 2 | 3 |
Алина А. | 15 | + |
Александр Б. | 15 | + |
Полина Б. | 14 | + |
Кирилл Б. | 15 | + |
Кызылгюл В. | 15 | + |
Владислав Д. | 14 | |
Леонид Д. | 14 | + |
Роман З. | 15 | + |
Алексей И. | 15 | + |
Хамидулло И. | 15 | + |
Дмитрий К. | 15 | |
Продолжение таблицы 1
1 | 2 | 3 |
Валерия К. | 15 | + |
Илья К. | 14 | + |
Дмитрий Л. | 15 | + |
Григорий М. | 15 | + |
Константин М. | 14 | + |
Афган Н. | 15 | |
Анастасия П. | 14 | + |
Анна С. | 15 | + |
Карина С. | 14 | + |
Анастасия У. | 14 | |
Тимур Х. | 14 | + |
Алина Я. | 15 | + |
В классе обучаются 23 человека, но на мероприятии присутствовали только 19 из них. О том, что будет проходить КТД, ребята были оповещены заранее. Только один ученик не захотел принимать участие, остальные отсутствовали по уважительным причинам.
Ценность данного мероприятия высока, так как, не смотря на то, что коллектив класса в целом, можно сказать, сформирован, однако, в последнее время возникают незначительные конфликты, которые легко объясняются особенностями подросткового возраста.
Коллективное творческое дело «Мой уровень правовой культуры».
Цель КТД: создание условий для развития взаимоотношений подростков в совместной деятельности.
Задачи КТД:
сформировать умения самоорганизации, индивидуальной и коллективной деятельности;
способствовать развитию творческого мышления учащихся, активизировать познавательную деятельность;
воспитать ответственное отношение к делу, активную позицию, толерантное отношение к сверстникам.
Участники, время и место проведения КТД: 9а класс (19 человек), 17.03.2017, кабинет обществознания.
Форма проведения: исследование (анкетирование).
Коллективное творческое дело состояло из шести стадий [14]:
Первая стадия – предварительная работа.
Предварительная работа заключалась в том, что организатором мероприятия были выделены следующие педагогические задачи:
обучающие (повторение полученных знаний по обществознанию, проведение исследования);
воспитательные (обеспечение интереса учащихся путем анкетирования, сплочение ученического коллектива);
развивающие (развитие мышления, сообразительности, памяти).
КТД было включено в план воспитательной работы, т.к. его тема находится в рамках учебного плана по обществознанию для девятого класса. Тема мероприятия полностью соответствовала возрастным особенностям учащихся данного класса.
Организатором была озвучена тема коллективного дела. Вместе с учащимися обсуждался вопрос о том, насколько данная тема актуальна на сегодняшний день. Также организатором была обозначена форма проведения КТД – исследование.
Вторая стадия – коллективное планирование.
На данном этапе детям было предложено разделиться на три группы и выбрать лидера каждой группы. Совет дела в составе лидеров групп и организатора КТД определили задачи исследования:
составить анкету для определения уровня правовой культуры класса;
провести анкетирование учащихся;
проанализировать полученные результаты;
представить собственные предложения по коррекции своей правовой культуры.
Третья стадия – коллективная подготовка дела.
Основой этой стадии было то, что ребята активно принимали участие в подготовке КТД: лидеры групп получили алгоритм работы по формированию вопросов анкеты и определили минимальное и максимальное количество вопросов, а затем каждая группа приступила к обсуждению и составлению вопросов.
Четвертая стадия – проведение КТД.
На данном этапе учащимся было предложено составить общую анкету. Представитель каждой группы предлагал свои варианты, обязательно аргументируя, почему этот вопрос должен включаться в общую анкету. После составления общей анкеты все ребята записали свои ответы, а руководители групп провели статический анализ и озвучили результаты анкетирования.
Основная тенденция третьей и четвертой стадии заключается в том, что сначала идет коллективное обсуждение в группах, затем представление и защита собственного проекта и, наконец, коллективное создание на основе предложенных вариантов общего опросника.
Пятая стадия – коллективное подведение итогов КТД.
На данной стадии были подведены итоги анкетирования, сначала в каждой группе, а затем и во всем классе.
Школьники, оценивая результаты проведенного ими исследования, пришли к следующим выводам:
овладение правовой культурой, прежде всего, связано со становлением и развитием правосознания самого подростка;
невысокая степень влияния правового образования на уровень информированности учащихся о правах и свободах и их реализации;
для большинства школьников характерно отсутствие четких правовых ориентиров;
представления о правовой культуре сводятся лишь к знанию права и законов при отсутствии нравственных мотивов в поведении;
недостаточно сформирована активная жизненная позиция отдельных учащихся класса.
Шестая стадия – ближайшее последействие КТД.
На данном этапе ученики высказывали свое мнение о проведении КТД в конкретной форме.
На основе данных анкетирования ребятами были сделаны предложения:
проведение в школе мероприятий правовой направленности во внеурочное время в игровой форме;
организация постоянно действующего лектория совместно для учащихся и учителей с привлечение сотрудников правоохранительных органов;
проведение анкетирования в 7 – 9 классах в начале и конце учебного года.
Целью данного КТД было воспитание чувства уважения друг к другу, взаимопомощи, взаимовыдержки, сплочению коллектива, а также развитие творческой активности учащихся. Содержание мероприятия соответствовало поставленным целям; наблюдалось сочетание и индивидуальной работы и работы в группах; учащиеся проявляли познавательный интерес, так они принимали активное участие в разработке анкеты.
При подготовке и проведении мероприятия ребята очень активно включались в работу, ученики с удовольствием придумывали вопросы для анкеты в группах, правдиво заполняли бланки общей анкеты и с интересом обсуждали результаты исследования и делали выводы. Ребята научились работать в коллективе, а также анализировать собственные ответы и ответы одноклассников.
В процессе организации коллективное творческого дела учащиеся проявили находчивость, наблюдательность, организованность, общительность, что естественно усилило воспитательный эффект.
Во время проведения воспитательного мероприятия удалось наладить контакт с каждой группой учеников. Общение было свободным и непринужденным.
Педагогическая ценность проведенного занятия состоит в его воздействии на чувственные механизмы коллектива и каждого ученика в отдельности, что является действенным фактором развития и совершенствования отношений между одноклассниками. Учащиеся смогли применить полученные ранее знания по обществознанию на практике. Данное мероприятие способствовало развитию мышления, сообразительности, самостоятельности суждений, памяти, познавательной активности учеников.
Таким образом, подводя итоги по данному этапу можно сказать, что ребята чувствуют себя частью коллектива, участвуют в большинстве видов совместной деятельности.
Цель и задачи, поставленные перед организацией данного мероприятия, достигнуты и реализованы в полном объеме.
На контрольном этапе были применены те же методы диагностики, что и на констатирующем этапе. Повторное выявление уровня сплоченности на данном этапе выявило, что показатели высокого уровня сплоченности значительно повысились (58%), а показатели с низким уровнем сплоченности совсем исчезли.
Следовательно, можно сделать вывод, что данное мероприятие оказало сильное эмоциональное воздействие на психологический климат в классе. Об этом можно судить по тому, как изменились отношения между ребятами. Они стали более терпимы друг к другу, стараются оказывать поддержку и помощь при возникновении той или иной проблемы.
На рисунке 2 представлена диаграмма результатов анкетирования «Каков мой класс?» после проведения КТД.
Рисунок 2 – Общая оценка класса по предложенным качествам
Сравнивая результаты до проведения КТД и после, выводы напрашиваются сами собой. Подготовка мероприятия для работы в группах оказала достаточно стимулирующее воздействие на сплочение коллектива учащихся девятого класса. Показатель сплоченности классного коллектива вырос на 16 % и теперь находится на одном уровне с активностью.
Теперь ребята видит себя более организованным и целеустремленным коллективом, оба показателя повысились на 8 %, что является вполне благоприятным результатом.
Вовлечение учащихся в творческий процесс позволило им лучше познакомиться с духовным миром друг друга. Ведь именно общение является самым важным фактором формирования нравственных качеств учащихся. Уже с самого начала совместной работы они начинали осознавать причастность к коллективу и в соответствии с определенными правилами, учились управлять своими действиями, соотносить их с действиями других. Именно в совместной творческой работе заключены богатые возможности для формирования норм коллективного поведения. Это позволило учащимся приобщиться к системе основных ценностей коллектива: товарищеская взаимопомощь, нравственные нормы отношений, дисциплинированность и многие другие. В коллективе вырабатывались умение договариваться, вставать на позицию другого человека, находить компромисс, уметь быть и лидером, и ведомым, обладать организаторскими качествами и самоорганизовываться, входить в группу, не растворяясь в ней.
Таким образом, совместное проведение внеурочного времени способствует укреплению межличностных отношений в коллективе, которые, прежде всего, проявляются и формируются в общении.
В настоящее время проблема межличностных отношений учащихся является актуальной, особенно для подростков, поскольку это самый сложный возрастной период. А основной средой, в которой формируются существенные личностные характеристики, выступает именно коллектив.
Одной из задач исследования было рассмотреть условия формирования коллектива подростков в процессе организации КТД.
Причем, для развития и укрепления коллектива необходима именно совместная деятельность, направленная на реализацию общих целей.
Основной и самой важной деятельностью для учащихся подросткового возраста является общение со сверстниками. Поэтому необходимо в процессе обучения использовать различные формы сотрудничества ребят. Например, организовать коллективные творческие дела. Ведь процесс организации коллективного творческого дела направлен на: развитие творческих и интеллектуальных способностей; реализацию коммуникационных потребностей; обучение правилам и формам совместной работы.
Тем более что учащимся подросткового возраста свойственно стремление к личному успеху и самовыражению. Таким образом, мы создаем условия для реализации полноценного развития не только личности, но и коллектива в целом.
Во время прохождения учебной (ознакомительной) практики на базе МБОУ «СОШ №1» г. Усинска проводилась опытно-экспериментальная работа. В эксперименте приняли участие учащиеся 9а класса.
На первом этапе исследования была проведена диагностика сформированности коллектива, в ходе которой выяснили мотивы участия подростков в совместной деятельности и определили стадию развития коллектива класса. Результаты диагностики показали, что в целом класс достаточно активный, атмосфера дружелюбная. Но преобладающим является не высокий уровень сплоченности, а только лишь выше среднего.
На втором этапе исследования было организовано и проведено коллективное творческое дело, направленное на развитие самостоятельности учащихся и познавательной активности, умение работать в группах, сплочение и формирование подросткового коллектива.
Повторное выявление уровня сплоченности на контрольном этапе показало, что показатели стали значительно выше. Таким образом, можно сказать, что занятия направленные на развитие сплоченности и коллективизма, положительно влияют на динамику формирования коллектива и взаимоотношения членов подросткового коллектива.
В процессе сравнения полученных результатов, в ходе констатирующего и контрольного этапов, можно сделать вывод о том, что на формирование коллектива подростков в значительной мере влияют такие условия как:
учет индивидуально-возрастных особенностей подростков;
использование инновационных методов;
умение правильно организовать преподавательскую деятельность и совместную деятельность учащихся.
Следовательно, гипотеза о том, что формирование коллективных взаимоотношений подростков будет осуществляться эффективнее, если вовлекать учащихся в процесс организации коллективных творческих дел, нашла свое подтверждение в ходе проведенного исследования.
Абрамова, Г. С. Возрастная психология [Текст]: учеб. пособие / Г.С. Абрамова. – Екатеринбург, 2000. – 624 с.
Иванов, И. П. «Энциклопедия КТД» [Текст] / И. П. Иванов. – М.: Педагогика, 1989. – 208 с.
Калинина, Т. В. Проблема формирования межличностных отношений со сверстниками и взрослыми в старшем подростковом и юношеском возрасте (14–17 лет) [Текст] / Т. В. Калинина, С. В. Костин // Молодой ученый. – 2016. – №23. – С. 430–433.
Потемкина, О. Ф. Тесты для подростков [Текст] / О. Ф. Потемкина, Е. В. Потемкина // Практическая психология. – М.: АСТ-ПРЕСС кн. 2005. – 318 с.
Прихожан, А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика [Текст] / А. М. Прихожан. – М.: Московский психолого-социальный институт; – Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000.
Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога. Система работы психолога с детьми разного возраста [Текст]: учеб. пособие: в 2 кн. – 1-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999 – 384 с.
Фетискин, Н.П. Определение индекса групповой сплоченности Сишора [Текст] / Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов // Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., 2002. – C. 179–180.
Эльконин, Б. Д. Психология развития [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед./ Б. Д. Эльконин. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 144 с.
Научно-методический журнал: Классный руководитель – М. 2004 № 2.
Научно-методический журнал: Классный руководитель – М. 2006 № 7.
Научно-методический журнал: Классный руководитель – М. 2007 № 1.
Научно-методический журнал: Классный руководитель – М. 2007 № 4.
Научно-методический журнал: Классный руководитель – М. 2009 № 2.
Коллективно-творческое дело как личностно-ориентированная воспитательная технология [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://infourok.ru/ (дата обращения 16.04.17).
Крутецкий, В.А. Психология подростка [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://books.google.ru/ (дата обращения 24.04.17).
Межличностные отношения в коллективе подростков [Электронный ресурс] / Режим доступа: http:// festival.1september.ru/ (дата обращения 16.04.17).
Общение в подростковом возрасте [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://psyera.ru/ (дата обращения 23.04.17).
Особенности взаимоотношений подростков со сверстниками, родителями и учителями [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://lib.rosdiplom.ru/ (дата обращения 23.04.17).
Оценка и самооценка класса [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://nsportal.ru / (дата обращения 22.04.17).
Оценка психологического климата в классном коллективе [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://nsportal.ru / (дата обращения 22.04.17).
Специфика возникновения и проявления тревожности в подростковом возрасте [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.newpsychologia.ru/ (дата обращения 04.04.17).
Условия формирования коллектива подростков в процессе совместной деятельности [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://repetitora.com/ (дата обращения 02.04.17).
Как бы вы оценили свою принадлежность к классу?
Чувствую себя ее членом, частью коллектива (5)
Участвую в большинстве видов деятельности (4)
Участвую в одних видах деятельности и не участвую в других (3)
Не чувствую, что являюсь членом группы (2)
Живу и существую отдельно от нее (1)
Не знаю, затрудняюсь ответить (1)
Перешли бы вы в другой класс, если бы представилась такая возможность?
Да, очень хотел бы перейти (1)
Скорее бы перешел, чем остался (2)
Не вижу никакой разницы (3)
Скорее всего, остался бы в своем классе (4)
Очень хотел бы остаться в своем классе (5)
Не знаю, трудно ответить (1)
Каковы взаимоотношения между учениками в вашем классе?
Лучше, чем в большинстве классов (3)
Примерно такие же, как в большинстве классов (2)
Хуже, чем в большинстве классов (1)
Не знаю (1)
Каковы у вас взаимоотношения с классным руководителем?
Лучше, чем в большинстве классов (3)
Примерно такие же, как в других классах (2)
Хуже, чем в других классах (1)
Не знаю (1)
Каково отношение к делу (учебе и т. п.) в вашем коллективе?
Лучше, чем в большинстве классов (3)
Примерно такие же, как в других классах (2)
Хуже, чем в других классах (1)
Не знаю (1)
Уровни групповой сплоченности:
15,1 баллов и выше – высокая;
11,6 – 15 балла – выше средней;
7 – 11,5 – средняя;
4 – 6,9 – ниже средней;
4 и ниже – низкая.
| 3 | 2 | 1 | 0 | -1 | -2 | -3 |
|
1. Преобладает добрый жизнерадостный тон настроения |
|
|
|
|
|
|
| 1. Преобладает подавленное настроение. |
2. Доброжелательность в отношениях, взаимные симпатии |
|
|
|
|
|
|
| 2. Конфликтность в отношениях и антипатии |
3. В отношениях между группировками внутри коллектива существует взаимное расположение, понимание |
|
|
|
|
|
|
| 3. Группировки конфликтуют между собой |
4. Членам коллектива нравится вместе проводить время, участвовать в совместной деятельности |
|
|
|
|
|
|
| 4. Проявляют безразличие к более тесному общению, выражают отрицательное отношение к совместной деятельности |
5. Успехи или неудачи товарищей вызывают сопереживание, искреннее участие всех членов коллектива |
|
|
|
|
|
|
| 5. Успехи или неудачи товарищей оставляют равнодушными или вызывают зависеть и злорадство |
6. С уважением относятся к мнению друг друга |
|
|
|
|
|
|
| 6. Каждый считает своё мнение главным, нетерпим к мнению товарищей |
7. Достижения и неудачи коллектива переживаются как свои собственные |
|
|
|
|
|
|
| 7. Достижения и неудачи коллектива не находят отклика у членов коллектива |
8. В трудные для коллектива минуты происходит единение коллектива «один за всех и все за одного» |
|
|
|
|
|
|
| 8. В трудные минуты коллектив, «раскисает», возникают ссоры, растерянность, взаимные обвинения |
9. Чувство гордости за коллектив, если его замечают руководители |
|
|
|
|
|
|
| 9. К похвалам и поощрениям коллектива здесь относятся равнодушно |
10. Коллектив активен, полон энергии |
|
|
|
|
|
|
| 10. Коллектив инертен и пассивен |
11. Участливо и доброжелательно относятся к новым членам коллектива, помогают им освоиться в коллективе |
|
|
|
|
|
|
| 11. Новички чувствуют себя чужими, к ним часто проявляют враждебность |
12. Совместные дела увлекают всех, велико желание работать коллективно |
|
|
|
|
|
|
| 12. Коллектив невозможно поднять на совместное дело, каждый думает о своих интересах |
13. В коллективе существует справедливое отношение ко всем членам, поддерживают слабых, выступают в их защиту |
|
|
|
|
|
|
| 13. Коллектив заметно разделяется на привилегированных, пренебрежительное отношение к слабым |
Обработка.
1 этап: необходимо сложить все абсолютные величины сначала +, потом - оценок, данных каждым участником опроса. Затем из большей величины вычесть меньшую. Получается цифра с положительным или отрицательным знаком. Так обрабатывают ответы каждого члена коллектива.
2 этап: все цифры, полученные после обработки ответов каждого участника, необходимо сложить и разделить на количество отвечающих. Затем полученную цифру сравнивают с ключом методики:
+ 22 и более – это высокая степень благоприятности социально-психологического климата.
От 8 до 22 – средняя степень благоприятности.
От 0 до 8 – низкая степень благоприятности.
От 0 до -8 – начальная неблагоприятность социально-психологического климата.
От -8 до -10 – средняя неблагоприятность.
От -10 и ниже – сильная неблагоприятность.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Ребятам предлагается дать оценку классу по четырехбальной шкале по каждому из предложенных качеств: целеустремленный, организованный, сплоченный, активный.
Листки, на которых выполняется задание, подписываются. По каждому из качеств подсчитывается средний балл, т.е. складываются все указанные баллы, полученная сумма делится на число отвечающих.
Лист самооценки:
Наш класс | 4 | 3 | 2 | 1 |
Целеустремленный |
|
|
|
|
Фамилия, имя учащегося ___________________________________
Лист общей оценки:
ФИО учащихся класса | Наш класс | ||||||||||||||||||
Целеустремленный | Организованный | Сплоченный | Активный | ||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | ||||
|