СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие коммуникативной функции речи у дошкольников с ОВЗ с использованием слов - квазиомонимов.

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке показано развитие коммуникативной функции речи у дошкольника с Ограниченными Возможностями Здоровья (ОВЗ) с использованием заданий со словами - квазиомонимами.

Просмотр содержимого документа
«Развитие коммуникативной функции речи у дошкольников с ОВЗ с использованием слов - квазиомонимов.»

Карамышева Наталья Викторовна, учитель-логопед

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей №407 «Жаворонок», г. Екатеринбург, Россия



Развитие коммуникативной функции речи

у дошкольников с ОВЗ

с использованием слов-квазиомонимов.

В настоящее время для нашей страны характерным является увеличение количества детей, имеющих различные нарушения развития речи. В соответствии с ФГОС дошкольного образования существует потребность в формировании коммуникативных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья.

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. При правильном развитии речи ребёнок имеет более широкие возможности в познании окружающей действительности и психологическом развитии, ему легче высказывать свои мысли, вступать в коммуникативные отношения со сверстниками и взрослыми, строить полноценное общение. Овладение элементарными способами общения у детей с ОВЗ происходят в значительно более поздние сроки, чем у нормально развивающихся, а у некоторых детей не происходит вообще: дети не проявляют интереса к общению или ограничивают круг контактов только с хорошо знакомыми людьми, что говорит о необходимости включения детей  в более широкую систему коммуникативных связей.

Потребность ребёнка в совместной деятельности со сверстниками "подталкивает" ребенка к общению, стимулирует его к овладению коммуникативными умениями и их дальнейшему совершенствованию. Понятие "коммуникативные умения" объединяет широкий комплекс умений, освоение которых обеспечивает для ребенка полноценное включение в общение, как процесс установления и развития контактов с людьми.

Основная цель работы в данном направлении - формирование навыков коммуникации для удовлетворения индивидуальных потребностей. 

Работа по формированию коммуникативных умений у детей с речевой патологией предполагает:

  1. коррекцию нарушений звукопроизношения, слоговой структуры слова;

  2. развитие фонематического слуха и восприятия;

  3. развитие лексико-грамматического строя и связной речи;

  4. развитие и активизацию познавательных процессов;

  5. практическое овладение детьми нормами речи;

  6. умение общаться со сверстниками и взрослыми.


Мною было разработано и создано логопедическое пособие
«Занимательные игры со словами - квазиомонимами», которое является одной из эффективных форм работы по коррекции звукопроизношения, фонематического слуха и восприятия дошкольников, активно воздействующих на развитие познавательных процессов и их эмоциональную сферу, на формирование коммуникативных навыков.

Квазиомонимы (или минимальные пары) - это близкие по звуковому составу, но разные по смыслу слова, которые отличаются одной фонемой и относятся к совершенно различным семантическим сферам.

При нормальном развитии речи слова - квазиомонимы не могут смешиваться в силу того, что употребляются в несходных ситуациях: вол, гол, мол, пол, тол, кол, сёл, шёл. Это акустически близкие, но артикуляторно далёкие слова.

Логопедическое пособие содержит:

  1. картинный материал со словами-квазиомонимами;

  2. карточки с буквами;

  3. графические, фонематические и лексико-грамматические упражнения на различение звуков, имеющих акустико-артикуляционное сходство.


В логопедической практике пособие со словами – квазиомонимами может использоваться для решения следующих задач:

  1. формирование у детей навыка дифференциации (различения) фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство;

  2. развитие фонематического слуха и восприятия;

  3. количественное и качественное обогащение словаря;

  4. закрепление различных способов словоизменения и словообразования;

  5. практическое усвоение правописания слов-квазиомонимов;

  6. развитие связной речи;

  7. освоение коммуникативных умений и навыков.


Огромное значение задания с использованием слов-квазиомонимов приобретают в коррекционной работе по развитию коммуникативной функции речи у дошкольников с ОВЗ.


Большое внимание в работе со словами-квазиомонимами уделяется развитию связной речи (умению составлять предложения с этими словами, пересказывать, составлять рассказы-описания по картинке или серии сюжетных картинок), закреплению представлений об окружающем мире и развитию грамматической стороны речи. Наиболее эффективно развитие этих процессов протекает при использовании игровых методов.

В качестве примера можно привести игру: «Расскажи и покажи» со словами-квазиомонимами.

Цель: дифференциация фонем, имеющих акустико–артикуляционное сходство.

Задачи:

  1. Развивать фонематический слух и восприятие.

  2. Формировать грамматический строй речи.

  3. Отрабатывать навык согласования существительного (слова – квазиомонима) с прилагательным в роде, числе, падеже.

  4. Обогащать активный и пассивный словарный запас.

  5. Формировать навык составления предложения.

  6. Развивать связную речь.

Описание игры: На столе разложены карточки, на которых изображены картинки со словами – квазиомонимами и схемы этих слов с пропущенными буквами. Учитель-логопед называет какое-либо определение, имеющее устойчивую ассоциативную связь с одним из предметов, изображенных на картинках. Дети стараются найти среди названий картинок подходящее к определению слово, вставить в пустую клеточку схемы нужную букву, прочитать получившееся слово (или чётко произнести его). Составить пары из слов – квазиомонимов. Повторить получившиеся ассоциативные словосочетания, составить с ними предложения.

Варианты словосочетаний: воздушный (шар) – огненный (жар), плюшевый (мишка) - глубокая (миска), солдатская (каска) - горячая (кашка), черепичная (крыша) - серая (крыса), серебряные (ложки) - маленькие (рожки), виноградная (лоза) – садовая (роза).

Варианты предложений: В Африке очень (жарко). (Жалко) будить рано малыша. Осторожно шей острой (иглой). Дети увлеклись интересной (игрой).

Применение данного пособия на протяжении последних лет работы является наиболее результативным, т.к. у детей с патологией компенсируется целый ряд речевых нарушений, наблюдается положительная динамика в развитии всех структурных компонентов речи, причём, ни только на логопедических занятиях, музыкальных и спортивных праздниках, но и на протяжении всех режимных моментов, а это в свою очередь способствует развитию связной речи и формированию коммуникативной функции речи у дошкольников с ОВЗ.



Литература:

  1. Волкова Л.С., Лалаева Р.И., Мастюкова Е.М., Логопедия. М., Просвещение. Владос.1995.С.53, 58.

  2. Герасимова А.С., Жукова О.С., Кузнецова В.Г., Уникальная методика развития речи дошкольника. М.:Олма-пресс,2002.С.393,403,414,422.

  3. Зиндер Л.Р., Общая фонетика. О «Минимальных парах». Изд-во ЛГУ,1960.С.38.

  4. Карамышева Н.В., Развитие фонематического слуха и восприятия у детей с ОНР III уровня через использование слов-квазиомонимов/ Коррекционно-развивающее и специальное образование: инновации, перспективы, проблемы: материалы 1международной заочной научно-практической конференции/под общ.ред. Н.Г.Калашниковой [и др.], - Барнаул:АЗБУКА,2012.С.180-182.