Карамышева Наталья Викторовна, учитель-логопед
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей №407 «Жаворонок», г. Екатеринбург, Россия
Развитие коммуникативной функции речи
у дошкольников с ОВЗ
с использованием слов-квазиомонимов.
В настоящее время для нашей страны характерным является увеличение количества детей, имеющих различные нарушения развития речи. В соответствии с ФГОС дошкольного образования существует потребность в формировании коммуникативных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья.
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. При правильном развитии речи ребёнок имеет более широкие возможности в познании окружающей действительности и психологическом развитии, ему легче высказывать свои мысли, вступать в коммуникативные отношения со сверстниками и взрослыми, строить полноценное общение. Овладение элементарными способами общения у детей с ОВЗ происходят в значительно более поздние сроки, чем у нормально развивающихся, а у некоторых детей не происходит вообще: дети не проявляют интереса к общению или ограничивают круг контактов только с хорошо знакомыми людьми, что говорит о необходимости включения детей в более широкую систему коммуникативных связей.
Потребность ребёнка в совместной деятельности со сверстниками "подталкивает" ребенка к общению, стимулирует его к овладению коммуникативными умениями и их дальнейшему совершенствованию. Понятие "коммуникативные умения" объединяет широкий комплекс умений, освоение которых обеспечивает для ребенка полноценное включение в общение, как процесс установления и развития контактов с людьми.
Основная цель работы в данном направлении - формирование навыков коммуникации для удовлетворения индивидуальных потребностей.
Работа по формированию коммуникативных умений у детей с речевой патологией предполагает:
коррекцию нарушений звукопроизношения, слоговой структуры слова;
развитие фонематического слуха и восприятия;
развитие лексико-грамматического строя и связной речи;
развитие и активизацию познавательных процессов;
практическое овладение детьми нормами речи;
умение общаться со сверстниками и взрослыми.
Мною было разработано и создано логопедическое пособие
«Занимательные игры со словами - квазиомонимами», которое является одной из эффективных форм работы по коррекции звукопроизношения, фонематического слуха и восприятия дошкольников, активно воздействующих на развитие познавательных процессов и их эмоциональную сферу, на формирование коммуникативных навыков.
Квазиомонимы (или минимальные пары) - это близкие по звуковому составу, но разные по смыслу слова, которые отличаются одной фонемой и относятся к совершенно различным семантическим сферам.
При нормальном развитии речи слова - квазиомонимы не могут смешиваться в силу того, что употребляются в несходных ситуациях: вол, гол, мол, пол, тол, кол, сёл, шёл. Это акустически близкие, но артикуляторно далёкие слова.
Логопедическое пособие содержит:
картинный материал со словами-квазиомонимами;
карточки с буквами;
графические, фонематические и лексико-грамматические упражнения на различение звуков, имеющих акустико-артикуляционное сходство.
В логопедической практике пособие со словами – квазиомонимами может использоваться для решения следующих задач:
формирование у детей навыка дифференциации (различения) фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство;
развитие фонематического слуха и восприятия;
количественное и качественное обогащение словаря;
закрепление различных способов словоизменения и словообразования;
практическое усвоение правописания слов-квазиомонимов;
развитие связной речи;
освоение коммуникативных умений и навыков.
Огромное значение задания с использованием слов-квазиомонимов приобретают в коррекционной работе по развитию коммуникативной функции речи у дошкольников с ОВЗ.
Большое внимание в работе со словами-квазиомонимами уделяется развитию связной речи (умению составлять предложения с этими словами, пересказывать, составлять рассказы-описания по картинке или серии сюжетных картинок), закреплению представлений об окружающем мире и развитию грамматической стороны речи. Наиболее эффективно развитие этих процессов протекает при использовании игровых методов.
В качестве примера можно привести игру: «Расскажи и покажи» со словами-квазиомонимами.
Цель: дифференциация фонем, имеющих акустико–артикуляционное сходство.
Задачи:
Развивать фонематический слух и восприятие.
Формировать грамматический строй речи.
Отрабатывать навык согласования существительного (слова – квазиомонима) с прилагательным в роде, числе, падеже.
Обогащать активный и пассивный словарный запас.
Формировать навык составления предложения.
Развивать связную речь.
Описание игры: На столе разложены карточки, на которых изображены картинки со словами – квазиомонимами и схемы этих слов с пропущенными буквами. Учитель-логопед называет какое-либо определение, имеющее устойчивую ассоциативную связь с одним из предметов, изображенных на картинках. Дети стараются найти среди названий картинок подходящее к определению слово, вставить в пустую клеточку схемы нужную букву, прочитать получившееся слово (или чётко произнести его). Составить пары из слов – квазиомонимов. Повторить получившиеся ассоциативные словосочетания, составить с ними предложения.
Варианты словосочетаний: воздушный (шар) – огненный (жар), плюшевый (мишка) - глубокая (миска), солдатская (каска) - горячая (кашка), черепичная (крыша) - серая (крыса), серебряные (ложки) - маленькие (рожки), виноградная (лоза) – садовая (роза).
Варианты предложений: В Африке очень (жарко). (Жалко) будить рано малыша. Осторожно шей острой (иглой). Дети увлеклись интересной (игрой).
Применение данного пособия на протяжении последних лет работы является наиболее результативным, т.к. у детей с патологией компенсируется целый ряд речевых нарушений, наблюдается положительная динамика в развитии всех структурных компонентов речи, причём, ни только на логопедических занятиях, музыкальных и спортивных праздниках, но и на протяжении всех режимных моментов, а это в свою очередь способствует развитию связной речи и формированию коммуникативной функции речи у дошкольников с ОВЗ.
Литература:
Волкова Л.С., Лалаева Р.И., Мастюкова Е.М., Логопедия. М., Просвещение. Владос.1995.С.53, 58.
Герасимова А.С., Жукова О.С., Кузнецова В.Г., Уникальная методика развития речи дошкольника. М.:Олма-пресс,2002.С.393,403,414,422.
Зиндер Л.Р., Общая фонетика. О «Минимальных парах». Изд-во ЛГУ,1960.С.38.
Карамышева Н.В., Развитие фонематического слуха и восприятия у детей с ОНР III уровня через использование слов-квазиомонимов/ Коррекционно-развивающее и специальное образование: инновации, перспективы, проблемы: материалы 1международной заочной научно-практической конференции/под общ.ред. Н.Г.Калашниковой [и др.], - Барнаул:АЗБУКА,2012.С.180-182.