СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 10.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие коммуникативной компетенции обучающихся иностранным языкам

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Развитие коммуникативной компетенции обучающихся иностранным языкам»


З.М. Рамазанова

к.ф.н., доцент кафедры филологии и социогуманитарного образования ДИРО, г. Махачкала


РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

ОБУЧАЮЩИХСЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ


Коммуникативный метод предназначен, прежде всего, для осуществления межкультурной коммуникации на иностранном языке.

Первым условием, развития коммуникативной компетенции на мой взгляд, является формирование мотивации. А развитии мотивации способствуют наглядность, дискуссия, проектная деятельность обучающихся, игры, особенно ролевые и деловые и др.

В применении наглядности важно, чтобы она была смысловой, ситуативной. е.

В качестве примеров можно привести следующие ситуации:

- «Перед Вами карта мира». Ваш друг собрался поехать в Японию. Задайте ему 5 вопросов ( Время, путешествия, время возвращения, стоимость билета, какие города собирается друг посетить и др.)

- «Сравните 2 фотографии. Что общего между ними? Что их различает? Какая больше нравится? Почему?»

- «Перед Вами 3 фотографии. Выберите одну в альбом другу. Почему Вы выбрали эту фотографию?» и т.д.

Другими эффективными видами наглядности являются таблицы, например:

- «Заполните таблицы с недостающей информацией, общаясь друг с другом на ИЯ»

- «Выполните вариационный тест чтобы установить, истинные данные утверждения или ложные»

- «Дополните незавершенные предложения, руководствуясь жизненным опытом» и др.

Развитию коммуникативной компетенции способствует проблемное обучение. Проблемное обучение ведет к развитию творческих способностей, его можно считать развивающим обучением.

Очень важно, чтобы поставленная проблема соответствовала возрастным особенностям обучающихся, волновала их, способствовала формированию мыслительных способностей учащихся в процессе обучения, когда актуализируется потребность что – то сказать, выяснить, доказать, поделиться с собеседниками.

В решении коммуникативных задач не менее важен выбор форм обучения. Наиболее эффективной формой организации учебной деятельности в решении проблемных задач является групповая работа, которая обеспечивает индивидуальное развитие каждого ребенка, формирование межличностного интеллекта, а это, в свою очередь означает высокое развитие коммуникативных способностей.

Самой интересной формой групповой деятельности является мозговой штурм. Во время этой работы ученики в строго заранее заданное время тренируются кратко и четко выражать свои мысли, доказывать и аргументировать свою точку зрения.

Проблемы для обсуждения должны быть жизненно важными для учащихся. Вот некоторые из них:

- «Здоровый образ жизни для европейца, что это?».

- «Права молодежи».

- «Демократичное общество, каким оно должно быть».

- «Повышения уровня экономики Дагестана» и др.

В процессе формирования коммуникативной компетенции хорошо зарекомендовали себя ситуативно-ролевые игры. С этой целью уроки надо выстраивать таким образом, чтобы получилась не сухая выдача информации, а была затронута и решена проблема, в виде игры; например.

- «Презентация программы будущего мэра города».

- «Даем интервью разным СМИ по проблеме роста правонарушений среди молодежи среди молодежи».

- «Принимаем гостей из-за рубежа. Куда бы мы предложили вложить инвестиции ?» и т.д.

В настоящее время проектная технология становится одной из ведущих при изучении иностранного языка, т.к. реализует обучение в сотрудничестве и развивает личность ученика. Метод проектов развивает активное самостоятельное мышление ученика, учит его не просто запоминать и воспроизводить полученные знания, а применять их на практике. При использовании проектной технологии учащиеся овладевают определенными интеллектуальными, творческими и коммуникационными умениями:

- умением работать с текстом (выделить главную мысль, вести поиск нужной информации и анализировать ее, делать обобщения, выводы и т.д.)

- умением вести дискуссию, слышать и слушать собеседника, аргументированно отстаивать свою точку зрения;

- умением работать с разнообразным справочным материалом;

- умением лаконично излагать свои мысли.

Эффективность проектной работы зависит от подготовительной работы, которая предусматривает систематизацию и обобщение грамматического материала, а также отбор лингвострановедческого материала, соотнесенного с определенной устной темой.

Но главный ключ к построению проекта является умение правильно поставить проблему, связать ее с устной темой программы. Только при этом проект будет иметь теоретическую , практическую и познавательную значимость.

Например:

  1. Тема: Изучение иностранных языков.

Проблема: Почему современному специалисту необходимо знать иностранные языки?

  1. Тема: Культура России и стран изучаемых языков.

Проблема: Помогают ли знание культуры, традиций, обычаев лучше понять национальный характер?

  1. Тема: Средства массовой инфрмации.

Проблема: Влияют ли средства массовой информации на формирование нашего мировоззрения?

  1. Тема: Охрана окружающей среды.

Проблема: Как в нашей республике решаются проблемы окружающей среды ? и т.д.

Подводя итог вышесказанному необходимо подчеркнуть, что при формировании коммуникативной компетентности иностранный язык обладает наибольшими преимуществами, т.к. в данном случае предмет выступает как средство ее формирования.

К сожалению, нельзя сказать, что познаны все пути формирования коммуникативной компетенции учащихся, но одно можно утверждать с уверенностью: в рамках требований ФГОС основой методического содержания каждого занятия должна быть коммуникативность.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя