СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие коммуникативной компетенции у обучающихся с ОВЗ во внеурочной деятельности

Нажмите, чтобы узнать подробности

На современном этапе развития общества одной из основных задач современной школы является социальная адаптация ее выпускников. Все чаще успешность подготовки к самостоятельной жизни подростков зависит не только от приобретения определенных знаний по общеобразовательным предметам и профессионально-трудовой деятельности, но от уровня сформированности коммуникативных умений и навыков, а также  умения налаживать отношения с окружающими людьми.

Просмотр содержимого документа
«Развитие коммуникативной компетенции у обучающихся с ОВЗ во внеурочной деятельности»

Развитие коммуникативной компетенции у обучающихся с ОВЗ во внеурочной деятельности

Фокина Н.В.,

воспитатель МБОУ

«Бейская школа-интернат»


Единственная известная мне роскошь —

это роскошь человеческого общения.

Антуан де Сент-Экзюпери


На современном этапе развития общества одной из основных задач современной школы является социальная адаптация ее выпускников. Все чаще успешность подготовки к самостоятельной жизни подростков зависит не только от приобретения определенных знаний по общеобразовательным предметам и профессионально-трудовой деятельности, но от уровня сформированности коммуникативных умений и навыков, а также умения налаживать отношения с окружающими людьми.

В нашей школе МБОУ «Бейская школа-интернат» обучаются дети с умственной отсталостью, главной особенностью, которых является нарушение их связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченности общения с природой, доступа к культурным ценностям. Чтобы ребенку было легче адаптироваться в наш подчас сложный, даже для здорового человека мир — необходимо развивать у него коммуникативную компетентность.

Коммуникативная компетентность — это владение вербальными и невербальными способами общения, навыками социальной перцепции (это образное восприятие человеком себя, других людей и социальных явлений окружающего мира. Образ существует на уровне чувств (ощущения, восприятия, представления) и на уровне мышления (понятия, суждения, умозаключения) межличностного взаимодействия, соблюдение норм речевой коммуникации, правил коммуникативного поведения. Критериями коммуникативной культуры является ценностное отношение к общению, сформированность коммуникативно — значимых качеств личности, оценивание себя как субъекта взаимодействия, готовность к сотрудничеству.

Освоение элементов коммуникативной культуры в старшем школьном возрасте, так как в подростковом возрасте одним из доминирующих факторов являются навыки общения, позволит детям с ограниченными возможностями здоровья успешнее реализовать свой потенциал. Для них очень важно иметь сформированную коммуникативную способность, что позволит преодолеть социальную изоляцию, расширить возможности произвольного взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

Содействовать работе в данном направлении позволил проект по развитию коммуникативных навыков у обучающихся с ОВЗ 5-9 классов «Шаг в будущее» разработанный педагогами нашей школы.

Цель проекта: содействие в социализации, расширении коммуникативной среды, через развитие коммуникативной компетенции и формирование умений конструктивного взаимодействия обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями).

Задачи проекта:

  • формирование зрелых личностных установок, способствующих оптимальной адаптации в условиях реальной жизненной ситуации;

  • расширение адаптивных возможностей личности, определяющих готовность к решению доступных проблем в различных сферах жизнедеятельности;

  •  развитие коммуникативной компетенции, форм и навыков конструктивного личностного общения в группе сверстников через выработку механизмов эмпатии, умения считаться с другими, умения выходить из конфликтных ситуаций.

Для того чтобы мероприятия в рамках проекта «Шаг в будущее» вызывали интерес и приносили положительные результаты в них применялись различные материалы: игрушки, метафорические карты, карандаши, краски, разрезные картинки, иллюстрации, видеоролики, мультфильмы, музыкальные произведения, и др.

Срок реализации проекта:

Проект был рассчитан на 4 месяца (3-4 четверть) 2018-2019 учебного года для подростков 5-9 классов, обучающихся в МБОУ «Бейская школа-интернат». Реализация проекта осуществлялась во внеурочной деятельности.

В рамках реализации проекта «Шаг в будущее» были сформированы целевые группы из обучающихся 5-9 классов (59 человек), групповые занятия проводились в малых и больших группах.

Критерии эффективности. Ожидаемый результат

  • усиление личностных ресурсов;

  • формирование адекватной самооценки;

  • наличие навыков конструктивного поведения;

  • наличие навыков и умений снятия эмоционального напряжения и тревожности;

  • формирование умений и навыков коммуникативной компетенции, форм и навыков конструктивного личностного общения

Этапы работы:

Наименование мероприятия

Сроки

Организационный этап

1.

Изучение методической литературы и статистических данных по теме.

Февраль 2019 года

2.

Разработка проекта «Шаг в будущее»

Февраль 2019 года

3.

Формирование целевой группы

Февраль 2019 года

4.

Подбор диагностических методик

Февраль 2019 года

5.

Кадровое обеспечение реализации программы

Февраль 2019 года

Основной этап

Наименование мероприятия

Сроки

1.

Диагностика детей целевой группы

Март 2019 года

2.

Квест-игра для обучающихся (презентация проекта)

Март 2019 года

3.

Групповые занятия с элементами тренинговых упражнений (5кл., 6 «А» кл., 6 «Б» кл., 7 кл., 8 кл., 9 кл. (по классам))

Март-Апрель 2019 года (еженедельно)

4.

Занятие для обучающихся 5-9 классов «Общение – это…»

Март 2019 года

5.

Акция «Букет ДРУЖБЫ» (5-9 кл.)

Апрель 2019 года

6.

Занятие для обучающихся 5-9 классов «???»

Апрель 2019 года

7.

Конкурс пословиц/скороговорок

Апрель 2019 года

8.

Диагностика развития коммуникативных навыков

Май 2019 года

9.

Игра-КВН

Май 2019 года

Обобщающий этап

1.

Подведение и представление итогов реализации проекта, анализа достигнутых результатов.

Май 2019 года


В ходе реализации проекта применялись различные форы и методы работы, в том числе нетрадиционные:

  • Занятия с элементами тренинговых упражнений: мульттренинги, кинортенинги, которые позволяют расширить представления детей об окружающем мире, знакомят с новыми словами, явлениями, ситуациям, способствуют выработке позитивных моделей поведения, содействуют социализации, способствуют улучшению взаимопонимания и созданию общей лексики между педагогами и обучающимися, их родителями (законными представителями). (слайд)

  • Игры-квесты, игры с элементами творческих конкурсов, которые способствовали созданию благоприятной психологической атмосферы. Благодаря их проведению, подростки учатся доверять и поддерживать друг друга, разрешать поставленные задачи всей группой, а не индивидуально. Дети обучаются навыкам сотрудничества и взаимодействия. (слайд)

  • Театральная деятельность, и инсценировки помогают освоить правила социальной жизни, доставляют детям радость, развивают воображение и фантазию, способствуют творческому развитию ребенка и формированию базиса его личностной культуры, позволяют расширять и обогащать опыт сотрудничества детей. Действуя в роли, дети приобретают опыт различного рода взаимоотношений, что также важно для их социального развития. (слайд)

Механизмы реализации программы:

Управление проектом «Шаг в будущее» осуществляться непосредственно специалистами рабочей группы проекта в составе 4 человек, координируется выполнение мероприятий программы, осуществляется контроль за эффективностью работы.

Соисполнители обеспечивают участие в мероприятиях программы.

Взаимодействие с целевой группой происходит непосредственно в МБОУ «Бейская школа-интернат».

Результативность проекта (целевые показатели, контрольно-измерительные показатели):

№№

п/п

Наименование показателей


Единица

измерения

Значение показателей




Охват детей и семей мероприятиями программы

1.

Число детей с ограниченными возможностями здоровья, включенных в состав целевой группы программы и принявших участие в мероприятиях программы

человек

59

Включение соисполнителей в реализацию мероприятий программы

3.

Количество классных руководителей

человек

6

4.

Количество воспитателей

человек

7

Распространение эффективных социальных практик

6.

Количество мероприятий по программе

единиц

9

7.

Количество мероприятий по распространению опыта работы по программе (РМО, совещания)

единиц

3

8.

Количество раздаточных материалов (буклеты, памятки и т.д.)

наименований

3

9.

Количество публикаций о ходе и результатах реализации мероприятий программы

единиц

6


Исходя, из наблюдений за детьми в процессе реализации проекта, при проведении различных игр, тренингов, упражнений, мы констатировали заинтересованность, положительный эмоциональный настрой детей, раскрепощенность в общении. Обучающиеся развивали свою речь, память, внимание, научились конструктивному общению. Этому способствовала доброжелательная атмосфера и азарт участников.


Литература:       

Акатов Л. И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: учеб. пособие для студ. высш. учебн. заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003      Грецов А. Г. Тренинг общения для подростков. — СПб.: Питер, 2006. — 160с.      Сергеечева В. Как говорить убедительно: Стратегия и тактика общения. СПб: Питер, 2002. — 221с.      Киселёва Т. Ю. Педагогическая арт-терапия. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 1/2008      Черкасова Е. Л. «Речевая коммуникация детей: изучение, диагностика, развитие» М., НКЦ, 2011г., — 190с.).


4