Развитие коммуникативной компетенции у обучающихся с ОВЗ во внеурочной деятельности
Фокина Н.В.,
воспитатель МБОУ
«Бейская школа-интернат»
Единственная известная мне роскошь —
это роскошь человеческого общения.
Антуан де Сент-Экзюпери
На современном этапе развития общества одной из основных задач современной школы является социальная адаптация ее выпускников. Все чаще успешность подготовки к самостоятельной жизни подростков зависит не только от приобретения определенных знаний по общеобразовательным предметам и профессионально-трудовой деятельности, но от уровня сформированности коммуникативных умений и навыков, а также умения налаживать отношения с окружающими людьми.
В нашей школе МБОУ «Бейская школа-интернат» обучаются дети с умственной отсталостью, главной особенностью, которых является нарушение их связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченности общения с природой, доступа к культурным ценностям. Чтобы ребенку было легче адаптироваться в наш подчас сложный, даже для здорового человека мир — необходимо развивать у него коммуникативную компетентность.
Коммуникативная компетентность — это владение вербальными и невербальными способами общения, навыками социальной перцепции (это образное восприятие человеком себя, других людей и социальных явлений окружающего мира. Образ существует на уровне чувств (ощущения, восприятия, представления) и на уровне мышления (понятия, суждения, умозаключения) межличностного взаимодействия, соблюдение норм речевой коммуникации, правил коммуникативного поведения. Критериями коммуникативной культуры является ценностное отношение к общению, сформированность коммуникативно — значимых качеств личности, оценивание себя как субъекта взаимодействия, готовность к сотрудничеству.
Освоение элементов коммуникативной культуры в старшем школьном возрасте, так как в подростковом возрасте одним из доминирующих факторов являются навыки общения, позволит детям с ограниченными возможностями здоровья успешнее реализовать свой потенциал. Для них очень важно иметь сформированную коммуникативную способность, что позволит преодолеть социальную изоляцию, расширить возможности произвольного взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
Содействовать работе в данном направлении позволил проект по развитию коммуникативных навыков у обучающихся с ОВЗ 5-9 классов «Шаг в будущее» разработанный педагогами нашей школы.
Цель проекта: содействие в социализации, расширении коммуникативной среды, через развитие коммуникативной компетенции и формирование умений конструктивного взаимодействия обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями).
Задачи проекта:
формирование зрелых личностных установок, способствующих оптимальной адаптации в условиях реальной жизненной ситуации;
расширение адаптивных возможностей личности, определяющих готовность к решению доступных проблем в различных сферах жизнедеятельности;
развитие коммуникативной компетенции, форм и навыков конструктивного личностного общения в группе сверстников через выработку механизмов эмпатии, умения считаться с другими, умения выходить из конфликтных ситуаций.
Для того чтобы мероприятия в рамках проекта «Шаг в будущее» вызывали интерес и приносили положительные результаты в них применялись различные материалы: игрушки, метафорические карты, карандаши, краски, разрезные картинки, иллюстрации, видеоролики, мультфильмы, музыкальные произведения, и др.
Срок реализации проекта:
Проект был рассчитан на 4 месяца (3-4 четверть) 2018-2019 учебного года для подростков 5-9 классов, обучающихся в МБОУ «Бейская школа-интернат». Реализация проекта осуществлялась во внеурочной деятельности.
В рамках реализации проекта «Шаг в будущее» были сформированы целевые группы из обучающихся 5-9 классов (59 человек), групповые занятия проводились в малых и больших группах.
Критерии эффективности. Ожидаемый результат
усиление личностных ресурсов;
формирование адекватной самооценки;
наличие навыков конструктивного поведения;
наличие навыков и умений снятия эмоционального напряжения и тревожности;
формирование умений и навыков коммуникативной компетенции, форм и навыков конструктивного личностного общения
Этапы работы:
№ | Наименование мероприятия | Сроки |
Организационный этап |
1. | Изучение методической литературы и статистических данных по теме. | Февраль 2019 года |
2. | Разработка проекта «Шаг в будущее» | Февраль 2019 года |
3. | Формирование целевой группы | Февраль 2019 года |
4. | Подбор диагностических методик | Февраль 2019 года |
5. | Кадровое обеспечение реализации программы | Февраль 2019 года |
Основной этап |
№ | Наименование мероприятия | Сроки |
1. | Диагностика детей целевой группы | Март 2019 года |
2. | Квест-игра для обучающихся (презентация проекта) | Март 2019 года |
3. | Групповые занятия с элементами тренинговых упражнений (5кл., 6 «А» кл., 6 «Б» кл., 7 кл., 8 кл., 9 кл. (по классам)) | Март-Апрель 2019 года (еженедельно) |
4. | Занятие для обучающихся 5-9 классов «Общение – это…» | Март 2019 года |
5. | Акция «Букет ДРУЖБЫ» (5-9 кл.) | Апрель 2019 года |
6. | Занятие для обучающихся 5-9 классов «???» | Апрель 2019 года |
7. | Конкурс пословиц/скороговорок | Апрель 2019 года |
8. | Диагностика развития коммуникативных навыков | Май 2019 года |
9. | Игра-КВН | Май 2019 года |
Обобщающий этап |
1. | Подведение и представление итогов реализации проекта, анализа достигнутых результатов. | Май 2019 года |
В ходе реализации проекта применялись различные форы и методы работы, в том числе нетрадиционные:
Занятия с элементами тренинговых упражнений: мульттренинги, кинортенинги, которые позволяют расширить представления детей об окружающем мире, знакомят с новыми словами, явлениями, ситуациям, способствуют выработке позитивных моделей поведения, содействуют социализации, способствуют улучшению взаимопонимания и созданию общей лексики между педагогами и обучающимися, их родителями (законными представителями). (слайд)
Игры-квесты, игры с элементами творческих конкурсов, которые способствовали созданию благоприятной психологической атмосферы. Благодаря их проведению, подростки учатся доверять и поддерживать друг друга, разрешать поставленные задачи всей группой, а не индивидуально. Дети обучаются навыкам сотрудничества и взаимодействия. (слайд)
Театральная деятельность, и инсценировки помогают освоить правила социальной жизни, доставляют детям радость, развивают воображение и фантазию, способствуют творческому развитию ребенка и формированию базиса его личностной культуры, позволяют расширять и обогащать опыт сотрудничества детей. Действуя в роли, дети приобретают опыт различного рода взаимоотношений, что также важно для их социального развития. (слайд)
Механизмы реализации программы:
Управление проектом «Шаг в будущее» осуществляться непосредственно специалистами рабочей группы проекта в составе 4 человек, координируется выполнение мероприятий программы, осуществляется контроль за эффективностью работы.
Соисполнители обеспечивают участие в мероприятиях программы.
Взаимодействие с целевой группой происходит непосредственно в МБОУ «Бейская школа-интернат».
Результативность проекта (целевые показатели, контрольно-измерительные показатели):
№№ п/п | Наименование показателей | Единица измерения | Значение показателей |
| |
| Охват детей и семей мероприятиями программы |
1. | Число детей с ограниченными возможностями здоровья, включенных в состав целевой группы программы и принявших участие в мероприятиях программы | человек | 59 |
Включение соисполнителей в реализацию мероприятий программы |
3. | Количество классных руководителей | человек | 6 |
4. | Количество воспитателей | человек | 7 |
Распространение эффективных социальных практик |
6. | Количество мероприятий по программе | единиц | 9 |
7. | Количество мероприятий по распространению опыта работы по программе (РМО, совещания) | единиц | 3 |
8. | Количество раздаточных материалов (буклеты, памятки и т.д.) | наименований | 3 |
9. | Количество публикаций о ходе и результатах реализации мероприятий программы | единиц | 6 |
Исходя, из наблюдений за детьми в процессе реализации проекта, при проведении различных игр, тренингов, упражнений, мы констатировали заинтересованность, положительный эмоциональный настрой детей, раскрепощенность в общении. Обучающиеся развивали свою речь, память, внимание, научились конструктивному общению. Этому способствовала доброжелательная атмосфера и азарт участников.
Литература:
Акатов Л. И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: учеб. пособие для студ. высш. учебн. заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003 Грецов А. Г. Тренинг общения для подростков. — СПб.: Питер, 2006. — 160с. Сергеечева В. Как говорить убедительно: Стратегия и тактика общения. СПб: Питер, 2002. — 221с. Киселёва Т. Ю. Педагогическая арт-терапия. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 1/2008 Черкасова Е. Л. «Речевая коммуникация детей: изучение, диагностика, развитие» М., НКЦ, 2011г., — 190с.).
4