СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие коммуникативных компетенций на уроках музыки и литературы через использование современных образовательных компетенций

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной работе собраны приёмы различных современных образовательных технологий, которые можно использовать на уроках музыки и литературы для формирования коммуникативных компетенций.

Просмотр содержимого документа
«Развитие коммуникативных компетенций на уроках музыки и литературы через использование современных образовательных компетенций»












Использование современных образовательных технологий на уроках музыки и литературы


(из опыта работы)




























Игровая технология


«Я учитель»

Цель: освоение критериев оценки письменной работы. Форма выполнения задания: индивидуальная работа. Критерии оценивания: Умение дать развернутую оценку работы. Умение соотнести оценку и отметку.

Описание задания: Учитель раздает детям карточки с заданиями. В карточках даны вопросы по прочитанному произведению и ответы на них в нескольких вариантах. Например сказка «Иван крестьянский сын и Чудо-юдо», даны три вопроса:

1. Кто был положительным, а кто – отрицательным персонажем в произведении?

2. Какому жанру относится это произведение?

3. Какой подвиг совершил Иван и почему?

В карточке приводится три варианта ответов от разных учеников. Обучающийся должен проверить ответы учеников, дать им полную оценку, обосновать свою оценку и выставить отметку. Дети очень любят играть в учителя, поэтому это задание им очень нравится.


«КВН»

Цель: расширение и обогащение позитивного опыта совместной деятельности и форм общения со сверстниками, формирование коммуникативных действий и операций. Форма выполнения задания: групповая.

Правила проведения игр:

Игры проводятся учителем, который выступает в роли инструктора и судьи. Стандартная игра КВН состоит из 4-5 раундов (заданий). Класс делится на команды по 5-6 человек в каждой. В данном случае игра КВН по литературе в 5 классе на закрепление раздела «Сказки».

Задание № 1. Дискуссия. Цель задания: освоение правил и навыков ведения дискуссий. Для начала под руководством учителя идет сравнение спора и дискуссии, выясняется, чем они отличаются. В споре цель – доказать правоту, в дискуссии – найти истину, решение задачи, выход из ситуации. Затем даются вопросы для дискуссии: 1. Что отличает сказку от других видов литературного творчества? 2. Какие особенности народной сказки четко прослеживаются в сказках «Царевна-лягушка» и «Иван-крестьянский сын и Чудо-Юдо» и почему? 3. Почему концовки бытовых сказок похожи на пословицы?

Задание № 2. Совместное рисование. Цель: формирование коммуникативных действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества. Командам предлагается общими усилиями придумать и создать иллюстрацию к сказке «Иван-крестьянский сын». После завершения задания проводится обсуждение на тему «Как создавался рисунок?». Примерные вопросы для обсуждения: Довольны ли вы результатом? Кто и как проявлял активность при рисовании, кто предлагал идеи? Были ли альтернативы? Довольны ли вы сотрудничеством друг с другом? Легко ли было договариваться друг с другом?

Задание № 3 «Угадай кто?» (готовится дома). Команды соревнуются друг с другом, по очереди зачитывая психологические портреты героев сказок (в портрете должно быть не менее 10 черт характера героя). Та команда, которая первой определяет героя сказки, получает баллы.

Задание № 4 «Ситуация». Командам предлагается обыграть каждую ситуацию, используя различные формы поведения. Ситуации: 1. Бой на Калиновом мосту. 2. Журавль в гостях у лисы. 3. Встреча Ивана-царевича с Бабой-Ягой. Нужно убедить ее помочь. Необходимо так обыграть ситуацию, чтобы не осталось ни одного вопроса о том, что именно так, а не иначе должен был поступить герой.  

Задание № 5. Каждая команда должна самостоятельно придумать сказку и показать ее.



Игра «Разведчики».

Игра проводится на этапе знакомства с новым произведением, перед чтением. Кто быстрее в тексте найдет ответ на вопрос. Учащиеся находят строчку и зачитывают.

1. Подбери пословицу к тексту

2. Сказочная корреспонденция (учитель сообщает, что на имя учащихся пришло сообщение или телеграмма, нужно определить, кто является автором)

3. Пятый «лишний»

4. Угадай по трем словам

Игра «Угадайка»

Угадайте слово по его описанию. Объясните, как вам это удалось сделать. "Глаз" автомобиля. "Свежезамороженный" дождь. "Слово" регулировщика. "Архитектурное строение" пчел. Родной или крестный. Шляпка на ножке. Лесной барабанщик. Собачья радость. Такса, а не собака. Орел, а не птица. Не носки и не чулки.

Какие пословицы, поговорки, скороговорки здесь зашифрованы? Запишите их. Объясните смысл.

1.Не воробей.

2.Продукт, который маслом не испортишь.

3.Она пуще неволи.

4.Отсеминедужник.


«Интервью»

Упражнение проводится на этапе проверки домашнего задания или уроке обобщения по теме. Учащиеся разбиваются на пары и располагаются рядом друг с другом. Далее педагог предлагает вопросы для интервью: 2-3 вопроса по изученной теме (не более 5 минут)


«Театрализация»

Особое место в формировании коммуникативных УУД на уроках литературы хотелось бы отвести театрализации как одной из форм групповой деятельности учащихся. Пятиклассники, к примеру, с удовольствием инсценируют басни А.И. Крылова, самостоятельно создают элементы декораций, костюмы. По Н. В. Гоголю ребята инсценируют эпизоды из «Вечеров на хуторе близ Диканьки». Вот уж действительно пример коммуникативных действий.


Психологические игры.

«Рассказ от первого лица»

Рассказать от лица цапли о том, как она угощала журавля и т.д.

Повествование от имени предмета: «История из жизни горошинки» и т.д.

«Комплимент»

Сказать комплимент сказочному, литературному герою ("похвали").

«Сказка в заданном ключе»

Введение в название сказки нового объекта, например, «Колобок и воздушный шарик», сочинить новую сказку.

«Изменение сказочной развязки»

Придумать свою развязку сказки.

«Отгадай писателя» - командная игра, когда одна команда загадывает фамилию писателя, а другая команда определяет его по вопросам, на которые может получить только ответ «да» или «нет». За неверную отгадку засчитывается одно штрафное очко. За три штрафных очка игрок выбывает. За три правильных ответа – награда.

Литературные «прятки» - игра, где ученик готовит рассказ, в который «прячет» слова из прочитанного произведения. Другие учащиеся внимательно вслушиваются в рассказ, определяя, какое произведение задумано их товарищем.

Перед вами картинка, в которой зашифрованы 10 фраз. Найдите эти фразы и отгадайте произведение.

Литературная игра по одному произведению или творчеству одного писателя, имитирующая какую-либо известную телевизионную игру («Звездный час», «Умники и умницы», «Своя игра», «Самый умный» и др.) - ролевая игра, правила которой известны учащимся по любимым теле - проектам. Развлекательный характер таких упражнений преследует двойную цель: горячит незаинтересованный, ленивый ум, стараясь разбудить его азартом, и в то же время, создавая условия для самоконтроля, направляет на верный путь, высвечивая ошибки.

Все представленные игры могут быть обучающими или контрольными, составленными по одному произведению или по определенной теме, циклу.


Технология проблемного обучения


Приём «Погружение в текст»

Внимание на экран (сцена дуэли Печорина и Грушницкого из х/ф «Герой нашего времени»)

I группа: 1. Какую характеристику дает Грушницкому Печорин? 2. Каким видите его вы?

Есть ли разница?

/Печорин – сильный человек; с ним «непременно должно соглашаться», как говорил Максим Максимович. И мы невольно попадаем под его влияние, соглашаемся с его мнением о герое. А если посмотреть на Грушницкого непредубежденным взглядом?

Грушницкий молод – 21 год, так ли строго нужно судить его за любовь к эффектам, мечту сделаться героем? Кто из юношей в это время не мечтает о подвиге? Печорин тоже «производит эффект», выступая против установленных правил.

Молоденький мальчик, начитавшийся романтиков, еще не испытавший никаких чувств и страданий, поддавшись литературной моде, хочет быть на виду. Он обыкновенный, а мечтает о другой роли. Пусть сначала трусит, но Орден Георгия Победоносца можно было получить только за участие в боевых действиях. Таким образом, Печорин дает отрицательную характеристику Грушницкому, но внимательный читатель не может не симпатизировать ему./

II группа: 1. Каким мы видим Грушницкого в любви? 2. Какую роль он отводит

Печорину? 3. Помогли ли советы Печорина Грушницкому?

/Герой искренне влюблен, но преобладает самолюбование, тщеславие, желание попасть в круг аристократов. Отсюда мечта о «путеводительных звездочках». В отличие от Печорина он не искушен в любовных делах, не знает света, потому наивно полагается на советы друга. А может ли старший товарищ так вести себя? Разве это не подлость? Да, он смешон, безвкусен, не знает чувства меры. Он не знает, что упрекать т молить можно того, кто любит, разлюбившего это только раздражает. Он обижен на Мери, на Печорина. Унижение и ревность рождают в нем желание отомстить./

III группа: 1. Каким мы видим Грушницкого в шайке драгунского капитана? Что движет им? 2. Есть ли для него путь назад?

/Перерождение Грушницкого начинается, когда он был произведен в офицеры, на бале он был смешон и жалок, теперь – омерзителен. Непомерное самомнение и самолюбие раздули полученную им обиду, он малодушен и труслив, подчиняется воле капитана. Ослепленный злобой он готов опорочить имя бывшей любимой. Из юного, неопытного мальчика, вызывающего сочувствие, он за месяц превратился в негодяя.

Кто подтолкнул его к этому? В этом превращении виноват прежде всего Печорин: своими издевательствами он довел героя до потери человеческого облика. Но и сам Грушницкий оказался слабым, ничтожным человеком, не способным дать отпор ни Печорину, ни драгунскому капитану.

Учитель: Так кто, по-вашему, Грушницкий: злодей или жертва? (мнение групп)

(кадр из фильма с портретом Грушницкого)

- Вглядитесь внимательно в портрет киногероя Грушницкого. Вспомните, как описывает его Лермонтов (по щелчку внизу появляется строчка: «Он хорошо сложен, смугл и черноволос..»)

- Почему в фильме он белокурый? Авторы сценария не читали романа?

/мнения участников групп: показать противоположность характеров героев, «белокурый ангел»/

«Диспут»

Нередко урок музыки в 8 классах проходит в форме диспута, который позволяет аргументировано формировать суждения и оценки, делать их развернутыми и отточенными. Сам характер полемики заставляет четко определять свое и чужое, совместное и несовместимое в мнениях. Например, рассматривая философскую проблематику оперы «Кармен» Ж.Бизе, задаю вопрос: «Почему в конце оперы Хозе убивает Кармен?»

И предлагаю учащимся три мнения по этому вопросу.

1. Любила ли Кармен Хозе?

2. Какое будущее было бы у Кармен и Эскамильо?

3. Страстная любовь - всегда разрушение или счастье?


Приём «Стоп-кадр»

Представьте, что князь Игорь из оперы А. Бородина находится среди нас. У вас есть всего одна фраза, что бы вы ему сказали (пожелание, предупреждение, сожаление, осуждение) или о чем бы спросили? 1 минута вам на размышление, а затем я прошу вас каждого высказаться по цепочке. Прием помогает расширить представление учащихся об увиденном и услышанном, «прочувствовать» свое отношение к герою. На уроке обязательным условием является высказывание каждого ученика.



«Отзыв на работу (ответ) товарища»

Упражнение можно проводить на этапе проверки домашнего задания, уроке обобщения знаний, как в устной, так и письменной форме. В первом случае это может быть оценка любого учащегося класса с указанием полноты воспроизведенной информации. Например:

- Оцените, насколько полным был ответ на вопрос?

- Какую оценку поставите за ответ и почему?

Во втором случае оценку с пояснением дают сильные учащиеся на письменную работу по теме. Предварительно оговариваются критерии письменной работы, по которым ее можно проверить.

Групповое задание

Описание задания: класс делится на группы по 2-3 человека, в которых предлагается обсудить поведение героя и аргументировать свою оценку. Далее, объединившись по две группы, ребята обмениваются мнениями и обсуждают аргументы «за» и «против». Затем опять объединяются  по две группы до тех пор, пока класс не будет поделен на две большие группы. На этом финальном этапе (с использованием доски) делается презентация аргументов и подведение итогов – какие аргументы более убедительны и почему.

Вопросы для обсуждения (на примере русской народной сказки «Иван - крестьянский сын и Чудо-юдо»:

  1. Как вы объясняете название сказки? Почему речь идет только об одном герое и Чуде - юде?

  2. Каковы интересы и цели Ивана, его братьев, Чуда-юда?

  3. Совпадают или противоречат друг другу их интересы?

  4. Какие моральные нормы нарушены в этой сказку?

  5. Кто может пострадать от нарушения нормы?

  6. Кто является нарушителем нормы?

  7. Как могут поступить герои сказки в сложившейся ситуации? (разберите поведение всех братьев)

  8. Какие последствия может иметь тот или иной поступок (вариант поведения) для героев сказки?

  9. Какие чувства испытывают действующие лица? (разбираем чувства каждого героя сказки)

  10. Как следовало бы поступить в этой ситуации каждому из ее героев? Как поступил бы ты на их месте?



Технология развития критического мышления


Технология развития критического мышления подразумевает следование определенным коммуникативным и поведенческим условиям: уважение к личности ребенка, принятие разных точек зрения, учет индивидуального стиля учебной деятельности (что отражает принцип здоровьесбережения ребенка), готовность идти на оправданный риск.

Первая фаза Вызов.

В этой фазе субъекты образовательного процесса реализуют следующие задачи:

1.Самостоятельная актуализация имеющихся знаний и смыслов по данной теме. Необходимо пояснить, что от учителя требуется именно организация процесса воссоздания имеющихся знаний и смыслов в связи с изучаемым материалом.

2.Пробуждение познавательной активности в связи с изучаемой темой. Иногда этого можно достичь путем вовлечение учащихся в деятельность по формулировке гипотез, предположений; иногда – путем формулировки вопроса высокого уровня. Или – путем организации работы в учебных группах.

3.Самостоятельное определение учащимися направлений в изучении темы. Опять же, самостоятельное определение учащимися тех аспектов темы, которые хотелось бы обсудить в настоящее время, является необходимой задачей на пути развития критического мышления.

Вторая фаза – фаза реализации смысла (или осмысления)

На первой фазе работы с информацией учащийся создает для себя смысл:

«Что это значит для меня?», «Зачем мне это нужно?».

На второй фазе необходимо реализовать этот смысл в определенной учебно-познавательной деятельности. На этой фазе решаются две основные задачи:

1.Организация активной работы с информацией. Если учащийся на первой фазе смог сформулировать свою личную цель в изучении материала, то на второй фазе он подчиняет работу этой цели.

2.Самостоятельное сопоставление изученного материала с уже известными данными, мнениями.

Третья фаза – Рефлексия

Рефлексия в данном случае понимается как «встраивание» нового опыта, новых знаний в систему личностных смыслов. Говоря проще, третья фаза направлена на то, чтобы новый материал стал для учащегося освоенным, своим в полном смысле этого слова. Для этого необходимо:

1.Самостоятельно систематизировать новый материал.

2.Определить направления для дальнейшего изучения темы.

Если посмотреть на три описанные выше стадии занятий с точки зрения традиционного урока – они не представляют исключительной новизны для учителя. Элементы новизны содержатся в методических приемах, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности. Развитие критического мышления не может быть целью в точном понимании этого слова, но может быть ориентиром, на который направлены учебные стратегии. Я остановлюсь на тех, которые можно успешно применять на уроках музыки, начиная со среднего школьного возраста.




«Мозговой штурм»

После знакомства с мюзиклом Ж. Пресгурвика «Ромео и Джульетта» группам задаётся вопрос: «Как вы думаете, как могла сложиться дальнейшая судьба главных героев?».

1 этап: Учащимся предлагается подумать и записать все, что они знают или думают по данной теме;

2 этап: Обмен информацией

Нельзя отторгать смешные или нелепые идеи, учащимся следует воздержаться от каких-либо комментариев, а учитель не должен давать оценку.


«Толстые и тонкие вопросы»

На стадии актуализации полученных знаний приём помогает вспомнить пройденный материал.

На этапе осмысления вопросы служат для усвоения знаний по ходу их изложения (например, в процессе чтения текста или составления конспекта).

В процессе закрепления информации с помощью размышлений в рамках «Толстых и тонких вопросов» дети с успехом могут продемонстрировать полученные знания, умения и навыки.

Приём может быть использован на уроках любого цикла. Работа с его применением строится в 3 этапа:

I этап. Дети учатся формулировать «тонкие» вопросы, потом «толстые». Причём в начальном звене малышам можно предлагать дополнять начало каждого вопроса, а вот в среднем и старшем ребятам следует учиться составлять их полностью.

II этап. На этой стадии школьники записывают формулировки.

III этап. В процессе работы с текстом дети вносят вопросы в таблицу, а затем задают их друг другу. От учителя требуется делать смысловые паузы, если материал представляется в устной форме

Задача преподавателя — показать разницу между «тонкими» (однозначными) вопросами и «толстыми», имеющими несколько аспектов рассмотрения. Для этого при введении техники в работу педагог сначала формулирует вопросы сам, затем с помощью учеников, а через пару месяцев регулярного использования составление таблицы может быть отдано на откуп детям.

В среднем звене ребята должны сами формулировать проблемные вопросы, а вот ответы на них учителю следует корректировать. Педагог может назначать «специалистов» по вопросам разного характера, только обязательно следует учитывать то, что «тонкие» задания значительно проще составляются и не требуют аналитического подхода при ответе.

В старших классах вся работа с таблицей становится самостоятельной. И задача учителя — направлять ход рассуждений в соответствии с целями урока.

Примеры использования

Литература

Как уже было сказано, приём «Толстые и тонкие вопросы» может быть использован на уроках любого цикла. Однако гуманитарные и естественные науки, предполагающие работу с текстом, открывают большие возможности для применения техники. Например, на уроке литературы при изучении романа Тургенева «Отцы и дети» таблица может иметь такой вид:

«Тонкие» вопросы

«Толстые» вопросы

Кто главный герой?

Что связывало Базарова с Аркадием?

Когда они познакомились?

Как звали возлюбленную главного героя?

Было ли чувство взаимным?

Дайте три объяснения, почему Павел и Николай Кирсановы вели разный образ жизни?

Объясните, почему Базарова тяготили его родители?

Почему, вы думаете, Аркадий дружил с Базаровым?

В чём различие взглядов на жизнь Анны Сергеевны и Фенечки?

Предположите, что будет, если Базаров появится в сегодняшнем обществе?

Мог ли Базаров жениться и зажить тихой семейной жизнью?



«Групповая дискуссия»

Обязательным условием при проведении дискуссии является:

А) уважение к различным точкам зрения ее участников;

Б) совместный поиск конструктивного решения возникших разногласий. Нередко урок музыки в 8 классах проходит в форме диспута, который позволяет аргументировано формировать суждения и оценки, делать их развернутыми и отточенными. Сам характер полемики заставляет четко определять свое и чужое, совместное и несовместимое в мнениях. Например, рассматривая философскую проблематику оперы «Кармен» Ж.Бизе, задаю вопрос: «Почему в конце оперы Хозе убивает Кармен?»

И предлагаю учащимся три мнения по этому вопросу.

1. Любила ли Кармен Хозе?

2. Какое будущее было бы у Кармен и Эскамильо?

3. Страстная любовь - всегда разрушение или счастье?


Ромашка «Блума»

1. Простые вопросы — вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию: "Что?", "Когда?", "Где?", "Как?". Вопрос следует начать со слова - назови …

2. Уточняющие вопросы. Такие вопросы обычно начинаются со слов: "То есть ты говоришь, что…?", "Если я правильно понял, то …?", "Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о …?". Целью этих вопросов является предоставление ученику возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал. Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся. Вопрос следует начать со слова – объясни…

3. Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова "Почему?" и направлены на установление причинно-следственных связей. "Почему листья на деревьях осенью желтеют?". Если ответ на этот вопрос известен, он из интерпретационного "превращается" в простой. Следовательно, данный тип вопроса "срабатывает" тогда, когда в ответе присутствует элемент самостоятельности.

4. Творческие вопросы. Данный тип вопроса чаще всего содержит частицу "бы", элементы условности, предположения, прогноза: "Что изменилось бы ...", "Что будет, если ...?", "Как вы думаете, как будет развиваться сюжет в рассказе после...?" Вопрос следует начать со слова – придумай….

5. Практические вопросы. Данный тип вопроса направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой: "Как можно применить ...?", Что можно сделать из ...?", "Где вы в обычной жизни можете наблюдать ...?", "Как бы вы поступили на месте героя рассказа?" Вопрос следует начать со слова – предложи….

6. Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. "Почему что-то хорошо, а что-то плохо?", "Чем один урок отличается от другого?", "Как вы относитесь к поступку главного героя?" и т.д. Вопрос следует начать со слова – поделись…

Вот пример использования ромашки «Блума» на уроке музыки в 5 классе при изучении мюзикла «Кошки» Э.Л.Уэббера.

1. Простые вопросы. С кем из героев мы знакомимся в мюзикле? Что мы узнаем об их жизни?

2. Уточняющий вопрос. Чем занимались герои мюзикла, как проводили время?

3. Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Почему кошки, которые не привыкли к подчинению, уважали Старика Дьютерономи?

4. Творческие вопросы. Проанализируйте сцену, которая послужила причиной ссоры Гризабеллы с племенем Джелликл.

5. Оценочные вопросы. Как характеризует племя кошек сцена примирения с Гризабеллой?

6. Практические вопросы. Могла ли кошка сгладить конфликт? Как для этого ей следовало поступить?


«Чтение с остановками»

На уроках музыки я тоже применяю эту стратегию, когда происходит анализ текста песни, романса и т.д., музыкальной составляющей. Поэтому термин «чтение» заменю на термин «музыка». Данная стратегия используется для пробуждения интереса учащихся к музыке как процессу. В основе этой стратегии лежит метод наблюдения за музыкой. В первый раз музыкальное произведение прослушивается полностью, для определения характера, формы, основных тем. Во второй раз музыка слушается с остановками, перерывами для внутренних дискуссий, пометок, вопросов, критических «высказываний» в уме или на бумаге.

Примерные вопросы:

По названию предположите, какая по характеру будет музыка?

▪ Где могло бы звучать данное музыкальное произведение?

▪ Какие ассоциации вызывает у вас музыка?

▪ Что вы почувствовали, услышав данную часть, какие ощущения у вас возникли?

▪ Какие ваши ожидания подтвердились? Что было неожиданным?

▪ Как закончилась музыка? Как вы бы закончили её?

После окончания работы с музыкальным произведением я предлагаю учащимся на выбор две-четыре цитаты. Детям нужно выбрать одну из них – какая, на их взгляд, больше подходит по смыслу к тексту – и написать небольшое эссе (маленькое сочинение). Это можно сделать в качестве домашнего задания.


«Кластер»

Кластер - это способ графической организации материала.

Цель: позволяет сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему; на стадии рефлексии понятия группируются, систематизируются и между ними устанавливаются логические связи.

 Суть этого приема –

  • выделение смысловых единиц темы и их графическое оформление в определенном порядке в виде «грозди» - схемы. Важно:

  • выделить главную смысловую единицу (тема);

  • выделить связанные с ключевым словом смысловые единицы (категории информации);

  • Конкретизировать фактами и мнениями.

  • исправление неверных предположений в предварительных кластерах, заполнение их на основе новой информации. Очень важным этапом является презентация новых кластеров. Задачей этой работы является не только систематизация материала, но и установление причинно-следственных связей между «гроздями».

Последовательность действий проста и логична: 

1. В начале, посередине чистого листа (классной доски),  написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы, например, «Музыкальный театр».

2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. (Мюзикл, опера, балет, оркестр, пластика, грим, эстрада и т.д.)

3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.

В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной теме.

В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила:

  • Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции.

  • Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.

  • Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.

Такая работа противоположность списывания с доски разных терминов: ребята сами выделяют ключевые слова, устанавливают логические связи, чем больше ответвлений, тем обширнее и глубже познавательная способность, такая работа учит создавать и пользоваться схемами, алгоритмами.


Прием «Заверши фразу».

Ученикам для выявления результативности урока предлагается завершить ряд фраз, касающихся содержания, атмосферы, организации взаимодействия.
Например, после изучения циклических форм музыки в 7 классе при проведении рефлексии можно предложить ученикам завершить следующие фразы:
- Среди этапов урока мне особенно понравился…;
- Во время занятия я приобрел…;
- Изучаемая тема побудила меня задуматься о …;
- Мне хотелось бы еще спросить…;
- Я испытывал(а) трудности…;
- Меня удивило…;
- Я приобрел/ я научился…;
- Я почувствовал(а), что…
- У меня получилось…;
- Мне захотелось…
Для каждого занятия, на котором планируется использование данного приема, подбираю фразы, которые будут соответствовать изучаемому материалу.
Желательно, чтобы каждый ученик завершил хотя бы одну фразу, так как их ответы позволят учителю сделать выводы насколько и как ученик был вовлечен в изучение предложенного материала, все ли осознанно учеником на данном этапе изучения материала, над какими вопросами предстоит еще поработать. 


Прием «Синквейн»

Этот прием позволяет ученикам проявлять свое творчество и выразить свое отношение к изучаемому явлению, развивает творческое мышление, речь, обогащает словарный запас. Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза материала в кратких предложениях. Таким образом, это стихотворение, состоящее из 5 строк.

Правила написания синквейнов:

В первой строчке тема называется одним словом.

Вторая строчка – это описание темы в двух словах (2 прилагательных).

Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы (3 глагола).

Четвертая строчка – это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.

Пятая строчка – это синоним (метафора) из одного слова, которое придает суть темы.

Пример ответа ученика 7 класса к этюду № 12 Ф.Шопена

«Революционный»

Смелый, гордый

Бьётся, страдает, побеждает

Умей постоять за свою Родину

Победа

Такой приём предлагается обычно в качестве рефлексии, домашнего задания, дети любят эту работу, легко включаются в задания.














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!