СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие коммуникативных навыков и нравственное воспитание дошкольников в ходе сюжетно-ролевой игры.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дошкольный возраст - первоначальный этап усвоения общественного опыта. Ребёнок развивается под воздействием воспитания взрослых людей, под влиянием впечатлений от окружающего мира. В современное время дети не всегда умеют организовать совместную игру со сверстниками, часто воспроизводят сюжеты из телевизионных передач, компьютерных игр, беря на себя роль героев, чем окружающих взрослых людей. А сюжетно - ролевая игра - наиболее доступный ребёнку вид деятельности, своеобразный способ переработки полученных впечатлений. Коммуникативные навыки ребенка формируются в процессе постоянного взаимодействия со сверстниками и взрослыми, которые чаще всего происходят во время сюжетно - ролевой игры. С первых дней жизни приспособление ребенка к среде достигается социальными средствами на основе общения, которое выполняет функции развития, воспитания и обучения.

Просмотр содержимого документа
«Развитие коммуникативных навыков и нравственное воспитание дошкольников в ходе сюжетно-ролевой игры.»


Развитие коммуникативных навыков и нравственное воспитание
дошкольников в ходе сюжетно-ролевой игры.



Дошкольный возраст - первоначальный этап усвоения общественного опыта. Ребёнок развивается под воздействием воспитания взрослых людей,

под влиянием впечатлений от окружающего мира.

В современное время дети не всегда умеют организовать совместную игру со сверстниками, часто воспроизводят сюжеты из телевизионных передач, компьютерных игр, беря на себя роль героев, чем окружающих взрослых людей.

А сюжетно - ролевая игра - наиболее доступный ребёнку вид деятельности, своеобразный способ переработки полученных впечатлений.

Коммуникативные навыки ребенка формируются в процессе постоянного взаимодействия со сверстниками и взрослыми, которые чаще всего происходят во время сюжетно - ролевой игры. С первых дней жизни приспособление ребенка к среде достигается социальными средствами на основе общения, которое выполняет функции развития, воспитания и обучения.

Сюжетно - ролевая игра многофункциональна, она реализует разные цели:

развитие умения сотрудничать;

развитие умения активно слушать;

развитие умения перерабатывать информацию;

развитие умения конструировать «текст для другого» (умение говорить самому).

Но есть общая цель - развитие коммуникативных навыков у дошкольников.

Коммуникативные навыки способствуют проявлению сформированных нравственных качеств, ценностей.

Специально организованные сюжетно-ролевые игры повышают у детей коммуникативную компетентность, делают процесс общения со сверстниками и взрослыми более качественным и привлекательным. Развитие коммуникативных навыков приводит к развитию таких качеств у детей, как эмпатия, толерантность, бесконфликтность, заинтересованность в контактах со сверстниками и взрослыми.

В игре ребенок берет на себя роль, стремясь подражать тем взрослым, образы которых сохранились в его опыте. Играя, ребенок действует самостоятельно, свободно выражая свои желания, представления,

чувства. Сюжетно-ролевая игра невозможна без общения: она делает его приятным, желанным, интересным, творческим, принимая на себя различные роли, ребенок использует речь так, как использовал бы речь его герой, применяя различные средства общения.

Педагогическую ценность сюжетно - ролевой игры как средства коммуникативного развития детей подчеркивает Даниил Борисович Эльконин: «Игра должна способствовать нравственному воспитанию детей дошкольного возраста, формированию личности ребенка особое внимание в игре должно быть обращено на человека, его деятельность и его отношения с другими людьми».

Планируя сюжетно - ролевую игру, использую педагогические принципы:

Принцип свободы выбора.

В совместной со сверстниками деятельности предоставляю ребенку право выбора.

Принцип ведущей деятельности.

Освоение детьми коммуникативных навыков осуществляю в интересной игровой форме.

Принцип личностной ориентации.

Стараюсь, чтобы каждый ребенок чувствовал эмоциональный комфорт.

Принцип гендерности.

Ориентирую мальчиков и девочек на выбор ролей в соответствии со своим полом, акцентирую внимание на поведении ребенка в соответствии с выбранной ролью.

Принцип доступности и безопасности.

Предоставляю свободный и безопасный доступ детей к играм, игрушкам и атрибутам, обеспечивающим все основные виды детской активности во время сюжетно - ролевых игр.

Принцип стабильности - динамичности с учетом настроения и возможности детей.

Стараюсь вносить элементы новизны в привычную обстановку игры, привлекаю к ее преобразованию детей.

Принцип активного совместного участия взрослого и детей.

Использую межличностные отношения, формы совместной деятельности.

Принцип интеграции образовательных областей.

В процессе планомерной, целенаправленной и последовательной игровой деятельности детей и воспитателя предполагаю постоянное и непрерывное познавательное развитие дошкольников.

Через сюжетно-ролевую игру проходят все образовательные области по ФГОС в ДОУ: социально- коммуникативное, познавательное, речевое, художественно- эстетическое и физическое развитие.

В этой игре эффективно формируются познавательные действия; основы безопасного поведения в быту, социуме, воспитывается умение жить и действовать сообща, оказывать помощь друг другу, развивается чувство коллективизма, ответственности за свои действия. Также в этой игре происходит овладение речью как средством общения и

культуры (доброжелательный тон, сдержанность жестов и др.). Дети учатся играть не рядом с другими детьми, а вместе с ними, формируется умение слушать собеседника, решать конфликтные ситуации. В сюжетно- ролевой игре развиваются у детей предпосылки ценностно- смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального и изобразительного). В этой игре развиваются двигательные навыки, в том числе связанные с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также выполнение основных движений (ходьба, бег, прыжки).

Организация сюжетно-ролевой игры уже подразумевает вступление детей в контакт, в общение, как со сверстниками, так и с взрослым, и чем чаще организуется игра, тем больше возникает желание поиграть еще и еще.

В современное время игры в сотовых телефонах, планшетах, компьютерах, стали заменять и детям, и взрослым общение и игровую деятельность.


Слдовательно, коммуникативное развитие дошкольников вызывает тревогу. Из наблюдения за детьми старшей группы заметила, что им трудно уступать или договариваться. Некоторые ребята отмечались повышенной конфликтностью в общении друг с другом и испытывали трудности в усвоении нравственных норм.

Исходя из этого, я поставила перед собой цель: формирование социально-коммуникативных навыков и нравственное воспитание старшего дошкольного возраста через сюжетно - ролевую игру.

Для ее реализации определила задачи:

совершенствовать умение детей принимать игровые задачи, поставленные сверстниками, договариваться по поводу игрового взаимодействия;

развивать у детей навык анализировать причины конфликтов и вырабатывать умение самостоятельно их регулировать;

развивать умение у детей позитивным приёмам общения;

воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

Важным условием успешности работы по формированию социально-коммуникативных навыков и нравственного воспитания старшего дошкольного возраста является создание предметной среды, способствующей развитию личности ребенка. Поэтому создала в старшей группе игровой центр: сюжетно- ролевые игры "Семья", "Поликлиника", "Парикмахерская", "Почта", "Магазин", "Библиотека". Составила картотеку игр, перспективный план сюжетно- ролевых игр на год.

Для того, чтобы старших дошкольников заинтересовать игрой, большое значение имеет начало игры, её возникновение. Использую следующие приемы: словесное обсуждение "во что будем играть";

«Сюрпризное» присоединение интересного атрибута для игры (посылка от инопланетянина, поиск по карте, найдём клад и т. д.)

участие воспитателя в игре и побуждение к действию «Мне нужно купить холодильник, Но как его доставить? Может быть кто-то мне

поможет? (проявление заботы, понимание) и др. ситуации.

Использую в практике социо- игровые технологии, т. е дети самостоятельно сочиняют сюжет игры, например, сюжетно- ролевая игра "Семья".

Цель сюжетно- ролевой игры "Семья": Обогащение социально- игрового опыта между детьми старшего дошкольного возраста.

На протяжении всей игры решаются задачи по освоению всех образовательных областей:

Социально- коммуникативное развитие:

Формирование семейных ценностей: уважительного отношения к своим близким, окружающим людям и друг к другу;

Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме;

Развитие общения и взаимодействия ребёнка со сверстниками и взрослыми;

Развитие общения и взаимодействия ребёнка со сверстниками и взрослыми.

Познавательное развитие:

Формирование познавательных действий, становление сознания творчески воспроизвести в игре быт семьи и общественно-полезный труд взрослых «в семье», «в детском саду», «на стройке», "на пасеке", "в библиотеке", и др.

Развитие творческой активности.

Речевое развитие:

Владение речью как средством общения и культуры (доброжелательный тон, сдержанность жестов);

Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.

Художественно- эстетическое развитие:

Развитие предпосылок ценностно - смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного); Восприятие музыки, художественной литературы.

Стимулирование сопереживания персонажам сказки "Колобок".

Физическое развитие:

Овладение подвижной музыкальной игрой "У жирафа пятна, пятна";

Развитие координации движений: крупной и мелкой моторики обеих рук.

В данной сюжетно - ролевой игре "Семья" описан один день семьи Ивановых. На протяжении всей игры дети выполняют свои роли.

Ролевые действия. Бабушка готовит дома, смотрит за порядком и ходит в магазин за продуктами.

Дедушка - пенсионер, он ухаживает за пчёлами на пасеке.

Папа- по профессии строитель, любит детей.

Мама - по профессии младший воспитатель в детском саду, выполняет свою роль: моет посуду, накрывает на стол; помогает смотреть за детьми.

Родители зарабатывают деньги и снимают их в банке на продукты питания, на медикаменты, на игрушки и др. цели.

Мама водит детей в детский сад. В детском саду дети в игровой форме учатся познавать жизнь. И в этом им помогает воспитатель, который ежедневно в хорошем настроении встречает детей, развивая их, прививает им нормы и правила жизни и хорошие манеры поведения.

Герой Светофор, рассказывая о себе, учит правилам дорожного движения.

Цель игры: расширение представлений об окружающем: раскрыть смысл деятельности медицинского персонала. Отображать в игре знания об окружающей жизни, показать социальную значимость медицины.

Задачи:

Образовательные:

обогащать ролевое поведение детей новыми игровыми действиями, показывая место той или иной цели в жизни людей, знакомя с разнообразными ситуациями, которые могут возникнуть в игре и жизни.

знакомить детей с выразительными способами и технологиями выполнения игровых действий.

углублять знания детей о функциональных обязанностях врача, медицинской сестры, работника аптеки, их труде.

учить у детей умения принимать на себя роль и выполнять соответствующие игровые действия, использовать во время игры медицинские инструменты и называть их.

Развивающие:

развивать активное речевое общение детей в процессе игровой деятельности, расширять и обогащать словарный запас.

развивать игровой диалог, игровое взаимодействие.

развивать умение детей коллективно возводить постройки, необходимые для игры, планировать предстоящую работу, сообща выполнять задуманное.

Воспитательные:

прививать детям ценностное отношение к медицинским профессиям, чувство благодарности к человеку за его труд.

закрепить знания социальных отношений, обучение навыкам поведения в поликлинике.

воспитывать чуткое, внимательное отношение к больному, доброту, отзывчивость, культуру общения.

Социализирующие задачи - приобщение детей к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды, стрессовый контроль, саморегуляция, обучение общению, подготовка к профессиональной деятельности, адаптация к социальным организациям (умение вести себя в условиях магазина, парикмахерской).

Для повышения уровня нравственности воспитанников в игровой деятельности проводим следующую работу:

Беседа с детьми о работе врача, медсестры. Их нравственных качествах: - чуткости; добросовестности; тактичности; честности;

терпеливости и внимательности; и главное - любви к людям и своей работе.

«Каким должен быть доктор»;

чтение художественных произведений и их обсуждений с нравственных позиций: К. И. Чуковский «Айболит», С. В. Михалков «А что у вас?»;

Рассматривание иллюстраций о враче, мед. сестре.

Экскурсия в медицинский кабинет д/с.

Просмотр презентации о профессии врача (прослушивает фонендоскопом, смотрит горло, задает вопросы).

Рассматривание медицинских инструментов (фонендоскоп, шпатель, термометр, тонометр, пинцет и др.)

Изготовление с детьми атрибутов к игре с привлечением родителей (халаты, шапки, рецепты, мед. карточки, талоны и т. д.)

Использую игровые социокультурные ситуации: "Пока ожидаю очередь к врачу, уступлю место маленькому ребёнку или маме с ребёнком" и др.

Игровые роли

детей Ролевые действия

Работник регистратуры. Заполняет, выдаёт медицинские карты. Выдаёт талончики к врачам.

Врач-терапевт Сообщает о своей специализации (Я- врач-терапевт). Ведёт приём пациентов (Вежливо спрашивает, как зовут пациента, что у него болит). Прослушивает, пальпирует, измеряет температуру, давление, осматривает горло. Назначает лечение. Направляет к врачам-специалистам. Делает записи в медкарте.

Медсестра - Заполняет рецепты. Моет градусники, шпатели.

Врач-окулист Сообщает о своей специализации (Я- врач-окулист, лечу глаза). Проверяет зрение с помощью таблиц. Назначает лечение.

Медсестра - Выписывает рецепты.

Врач-травматолог. Сообщает о своей специализации. Принимает больных с ушибами, порезами, ожогами. Назначает лечение.

Медсестра. Помогает врачу аккуратно обрабатывать ранки, делать перевязки.

Медсестра процедурного кабинета. Принимает пациентов с направлениями от врача-терапевта. Ставит уколы, делает прививки.

Работник аптеки. Расставляет лекарства, отпускает лекарства по рецепту врача.

Использую Игровые ситуации: «Регистратура», «На приеме у окулиста», «На приеме у педиатра», «Аптека», «Дочки-матери» и др.

Обучение игровым приемам: привить нормы поведения в игре. Обучить пользоваться ножницами и клеем для создания карт. Научить пользоваться карточками пациентов. Научить измерять температуру.

Активизирую у детей речевые обороты: «Кто последний в регистратуру», «Проходите, пожалуйста», «На что жалуетесь?», «Где болит?», «Давайте измерим температуру». В своих играх дети с легкостью воспроизводят то, что слышат в своей жизни «Взвесьте, пожалуйста, «Будьте добры, покажите...»

Обращаю внимание на проявление заботливого, вежливого обращения с пациентами, их взаимность.

Результатом участия детей в сюжетно-ролевой игре является:

формирование коммуникативных, морально нравственных качеств личности;

развитие умения отражать отношение и взаимодействие детей "взрослых" и детей друг с другом;

воспитание доброжелательного отношения к своим близким, окружающим людям и друг к другу;

Сюжетно - ролевые игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу формирования гармонически развитой активной личности, способной находить выход из критического положения, принимать решение, проявлять инициативу, т. е. приобретают те качества, которые необходимы в будущей жизни.

Игра будет насыщенно яркой, продолжительной, если спланировать работу по всем четырем компонентам, предложенных комплексным методом руководства игрой, разработанный группой авторов под руководством Светланы Леонидовны Новоселовой:

Ознакомление с окружающим в активной жизни.

Изменение предметно - ролевой среды.

Обогащение и передача игрового опыта - дидактические игры.

Активизирующее общение взрослого и детей.

На месяц планирую одну сюжетно - ролевую игру. В ходе обучения детей игре в течение 4 недель прорабатываю все компоненты.

На начальном этапе сюжетно-ролевой игры (1 компонент, стараюсь расширить представления детей об окружающем мире.

В работе по формированию навыков построения и поддержания дружеских взаимоотношении, умение детей согласовывать свои интересы с интересами других детей, умение помочь товарищу в осуществлении замысла, умение прислушиваться к мнению партнёра, умение эмпанировать и т. д. при руководстве сюжетно-ролевыми играми детей использую разнообразные педагогические методы и приёмы:

-беседы,

загадывание загадок,

-наблюдение,

-целевые прогулки,

-экскурсии,

встреча с интересными людьми.

чтение художественной литературы.

Выбор произведений осуществляю задачами нравственного воспитаниям, осуществляю по следующим принципам:

сюжет должен иметь четко выраженное воспитательное воздействие;

эмоциональная выразительность персонажей с присущими

им нравственными качествами, наличие противоположных персонажей;

увлекательный сюжет: повторы в тексте, динамичные действия;

богатый и яркий иллюстративный материал.

Работа на этом этапе проводится со всей группой.

После расширения представлений об окружающем мире работаю над изменением предметно - игровой среды (2 компонент, с детьми и родителями подобрали ролевые атрибуты и соответствующую одежду).

Обращение к предметам-заместителям ставит детей перед необходимостью переименовать данный предмет, а затем сообщить об этом другим играющим. Таким образом, в игре появляется речь, функцией которой является согласование совместных действий.

Работа с детьми на данном этапе проводится подгруппами и индивидуально с учетом детских интересов.

На третьей неделе работаю над обогащением и передачей игрового опыта (3 компонент, применяю в работе: сюжетно - дидактические игры, (сюжетно - дидактическая игра отличается от сюжетно - ролевой тем, что в ней принимает участие воспитатель, он учит играть, подвижные игры с сюжетным содержанием, игры имитационного характера, игры - инсценировки, коллективные и индивидуальные игры воспитателя с детьми.

Это способствует формированию у детей организованности, ответственности, самостоятельности, умения контролировать свои действия и согласовывать их с другими детьми, они учатся ориентироваться на партнеров- сверстников, прислушиваться к их мнению.

В процессе своей работы уделяю большое внимание формированию дружеских и тёплых отношений детей друг к другу.

На четвертой неделе, (4 компонент, когда дети уже самостоятельно играют в сюжетно- ролевую игру, для поддержания интереса ребят к игре, использую: проблемные ситуации, поощрения, вопросы, подсказки, советы.

Предоставление свободы в организации игровой деятельности способствует налаживанию дружеских отношений между детьми. В таких условиях дети меньше конфликтуют друг с другом, более того, начинают участвовать в решении общих проблем, договариваться по поводу игрового взаимодействия. В своей работе, прежде всего я направляю внимание родителей на осознание необходимости повышения их роли в нравственном воспитании детей, в развитии коммуникативных навыков в период дошкольного возраста.

В организации сюжетно-ролевой игры использую традиционные и нетрадиционные методы и приёмы работы с родителями:

провожу беседы и консультации («сюжетно-ролевая игра и её значение

в нравственном воспитании детей», «игра в жизни вашего ребёнка», «советы по организации сюжетно-ролевой игры в семейных условиях»

тематические родительские собрания; «сюжетно-ролевая игра и её значение в развитии коммуникативных навыков и нравственном воспитании детей».

родители приглашаются на открытые занятия - игры;

организуются родительские гостиные.

Родители имеют возможность познакомиться с общей характеристикой занимательного материала по нравственному воспитанию посредством сюжетно-ролевой игры, подчеркивая его игровой характер, интерес к нему детей старшего дошкольного возраста; знакомятся с различными видами игр, атрибутов и способами их изготовления. Раскрываю роль сюжетно-ролевой игры в развитии коммуникативных навыков и нравственном воспитании.

В ходе бесед, консультаций родителям даются рекомендации по руководству сюжетно-ролевыми играми. На родительских собраниях затрагиваются и обсуждаются вопросы социально-нравственного воспитания детей.

Родители с большим удовольствием принимают участие в сюжетно-ролевых играх: изготавливают атрибуты, декорации, элементы костюмов, сами принимают участие в небольших играх, в ходе которых они могут проследить за деятельностью своего ребенка в плане социального развития. Все это способствует сближению детей и родителей.

С целью ознакомления родителей с приемами руководства сюжетно-ролевой игры, методикой их поведения, организую открытые занятия, в которых сюжетно-ролевая игра используется как часть занятия.

В условиях руководства сюжетно-ролевыми играми постепенно возрастает самостоятельность детей в формировании замыслов игры, постановке её задач, выборе игровых способов сюжетно-ролевого взаимодействия, а также реализации его речевого оформления. Дети постепенно осваивают игровые умения и навыки, испытывают эмоциональный комфорт, реализуя свои игровые замыслы, приобретают опыт общения со сверстниками и взрослыми.

Сюжетно-ролевая игра - очень мощное средство воспитания и развития личности дошкольника. Но то, насколько она будет богатой и разнообразной,

и как много сложных жизненных коллизий преодолеют дошкольники, играя, - в значительной степени зависит от педагогов дошкольного учреждения. Важно через игру формировать у детей не только представления о должном поведении или коммуникативные навыки, а прежде всего нравственные чувства!