СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста с тяжелыми и множественными нарушениями развития с использованием элементов акватерапии.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Развитие коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста с тяжелыми и множественными нарушениями развития с использованием элементов акватерапии.»

Развитие коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста с тяжелыми и множественными нарушениями развития

с использованием элементов акватерапии.


В настоящее время в России значительно возросло количество детей, которые относятся к категории детей-инвалидов с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии (далее-ТМНР).

Дети с ТМНР это очень разнообразная по своему составу группа детей, которая объединена общей характеристикой, а именно наличием многофункциональных патологий развития. У данной категории детей значительно нарушены мелкая и общая моторика, интеллект, сенсорная сфера (чаще всего слух, зрение), эмоциональная, волевая, речевая и коммуникативная сфера. В связи, с чем возникают трудности в получении образовании, в освоении бытовых навыков, в выстраивании социальных связей и общении с окружающими людьми. Кроме этого в научном сфере это малоизученная категория детей, к которой не определены единые термины, методы и подходы. Семьи, воспитывающие детей с ТМНР, чаще всего не посещали образовательные учреждения, вели изолированный образ жизни, получая лишь социальные пособия и льготы. Благодаря научной работе в 1990 годы сотрудников ННИ дефектологии АПН СССР под руководством Н.Н. Малафеева НИИ впервые были разработаны единые подходы государства и педагогические методы развития специального образования к детям с выраженными отклонениями в развитии. В нынешнее время в коррекционной педагогике также остается высокая потребность и интерес к проблеме оказания специализированной психолого-педагогической помощи детям данной категории. Помощь детям с ТМНР является одной из главных условий организации коррекционно-развивающей работы, результатом которой является успешная социализация и адаптация ребенка с ТМНР в общество. Большинство коррекционных педагогов уверены, что процесс социализации детей с ТМНР наиболее продуктивно осуществляется в условиях инклюзивного образования. И именно в процессе социализации данная категория детей приобретает навыки социального поведения, развивает элементарные трудовые навыки и жизненно-необходимые навыки самообслуживания, осваивает умения продуктивной речевой коммуникации с целью повышения уровня коммуникативной компетенции.

В целях успешной адаптации детей в современное общество дети с ТМНР получают комплексную помощь на базе реабилитационных центров, образовательных организаций, специализированных учреждений социального обслуживания. Так, по мнению директора ГБОУ Псковской области «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения» А.М. Царева: «Дети с ТМНР требуют постоянной интенсивной поддержки во всех жизненно важных областях человека (самообслуживание, коммуникация, передвижение, предметная деятельность) для того, чтобы участвовать в жизни своего сообщества и вести образ жизни, доступный людям с меньшими нарушениями». Помощь в решение проблемы их включения в активную жизнь социума невозможно без налаживания с ними социального взаимодействия и коммуникации.


Термин «Коммуникация» со стороны психологического подхода трактуется как «процесс установления и развития контактов между людьми, возникающий в связи с потребностью в совместной деятельности, включающий в себя обмен информацией и характеризующийся взаимным восприятием и попытками влияния друг на друга». А с точки зрения науки социологии «Это межличностное взаимодействие, которое заключается в обмене эмоционально значимыми сообщениями». Однако, понятие «коммуникативные умения», объединяет более широкий комплекс умений, освоение которых обеспечивает для человека продуктивное включение в общение, как процесс установления и развития контактов с людьми, возникающих на основе потребности в совместной деятельности. Данная потребность, по мнению ряда исследователей, является врожденной, генетически обусловленной, она «подталкивает» ребенка к общению, стимулирует, его к овладению коммуникативными умениями и дальнейшее их совершенствование. Психологи доказали, что основной движущей силой развития ребенка является - именно общение.

Специалистами в области коррекционной педагогики отмечаются у детей с ТМНР ряд коммуникативных трудностей, характерных для детей с данной патологией, такие как: быстрая утомляемость при общении, нежелание общаться при изменение привычной комфортной обстановки, трудности в понимании речи, отсутствие средств общения, отсутствие специалистов, обученных эффективным и специализированным технологиям коммуникации. Им свойственен бедный сенсорный опыт, наличие ограниченных средств общения (звукоподражании, плач, крик, телодвижения, эмоции, отдельные жесты), малочисленные представления об окружающем мире.  Основная часть с данной патологией имеют низкий уровень развития осязания и моторики пальцев и кистей рук. В силу имеющихся сочетанных нарушений дети не могут спонтанно по подражанию овладевать различными предметно-практическими действиями. Из-за низкой двигательной активности целенаправленные действия с окружающими предметами отсутствуют, мышцы рук и ног оказываются вялыми или слишком напряженными.

Поэтому при проведении коррекционных занятий специалисты сталкиваются с основной проблемой – это как найти и подобрать верные технологии и приемы, которые помогли бы не только обучать ребенка, но и смогли скорректировать его эмоциональное, психологическое, физическое состояние, а в дальнейшем способствовали в организации результативных совместных занятий. К показателям, отражающих средний уровень сформированности коммуникативных умений относятся: желание (умение) ребенка участвовать в беседе, использование ребенком знакомых заместителей или речи в диалоге, проявление эмоциональной реакции у ребенка на жесты, интонации, обращения, просьбы специалиста, совместное участие с педагогов в предлагаемом занятии, понимание ребенком используемых взрослым средств речи или общения, таких как фразы, слова, вокализация, звуки, звукокомплексы.

В 1974 году советский психолог М.И. Лисина подробно изучила мотивы и средства общения ребенка дошкольного возраста. В своих научных работах Майя Ивановна пришла к выводу, что вступление в общение определяется потребностью ребенка в самопознании, которая удовлетворяется через познание других людей и их помощью, и именно общение выступает в качестве определяющего фактора развития. Кроме это профессором определены три вида средств общения: экспрессивно-мимические (различные выражения лица, взгляд, улыбка); предметно-действенные (жесты, поза, действия с игрушками, «эскизные» предметные движения); речевые (содержание коммуникации)

Существует три гипотезы об условиях, стимулирующих возникновение речи у детей, согласно которым оно обеспечивается:

1) их эмоциональным контактом с  взрослыми;

2) их совместной деятельностью с взрослым;

3) их своеобразным «голосовым» взаимодействием с взрослым, в котором взрослый оказывает на ребенка полноценное словесное воздействие, а ребенок употребляет разнообразные неречевые вокализации»

Таким образом, используя научные заключения М.И. Лисиной, можно выделить способы педагогических действий, которые смогут расширить лексический запас ребенка с ТМНР и помочь ему в совершенствовании понимания речи при обязательном сопровождении действий речью взрослого:

- пошаговая и доступная инструкция для ребенка;

- предоставление для ребенка самостоятельной деятельности на основе речи;

- действия ребенка по подражанию;

- действия по образцу (показ, образец);

-совместные действия (рука ребенка в руке педагога);

- действия с применением жестов, пиктограмм, мимики.

         Так как общение является движущей силой развития ребенка педагогическая работа по формированию коммуникативных навыков  является необходимой в рамках развития и дальнейшего обучения детей с ТМНР. Эта работа по развитию коммуникации и речи у данной категории детей – длительная и очень кропотливая. Для наилучшего результата в достижении поставленных целей потребуется применить «командный» принцип работы, то есть будет необходима совместная работа коррекционный педагог, логопед, дефектолог, педагог-психолог. Ребенок быстрее и легче освоит доступные ему навыки общения и будет их в дальнейшем успешно применять, при условии, если вся команда специалистов, будут соблюдать перечисленные правила общения.

Из личного педагогического опыта работы я считаю, что наиболее эффективным педагогическим методом в развитии коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста является метод проведения коррекционных занятий с использованием элементов акватерапии. Так как детям с ТМНР на занятиях характерно проявление вялости, трудности переключения с одного вида деятельности на другой, медлительность, безынициативность, неумение использовать оказываемую им помощь, поэтому нужно проводить занятия в игровой форме в располагающей для них обстановке, привлекающей их внимание и интерес. Занятия и игры с водой способствуют снятию физического, эмоционального психологического напряжения, а свойства воды оказывает приятно-успокаивающее воздействие, снимает  психологический дискомфорт. Играя с водой, ребенок может сбросить отрицательные эмоции и получить положительный заряд энергии. Применение различных упражнений с водой  стимулируют коммуникативную активность детей,  развивает различные рецепторы,  способствуют получению нового опыта,  развивают воображение, фантазию, мотивируют познавательную деятельность,   помогают развивать  мелкую  моторику, координацию движений, тактильных ощущений и мышления детей, концентрирует внимание, способствуют развитию  памяти и предоставляют новые  возможности познавать мир и себя в нем.

Игры с элементами акватерапии педагоги применяют как дополнительный методический  приём и  используют водную среду для достижения поставленных коррекционных задач и повышения  эффективности  своей работы. Специалисты в рамках своих учебных занятий научились педагогически грамотно применяемые ими ранее дидактические упражнений и приемы «на воду». И самое главное детьми эти навыки и умения усваиваются гораздо более оперативно и продуктивно. Применяя игры с элементами акватерапии у детей развиваются зрительная и двигательная координация, тактильные ощущения, мелкая моторика, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что способствует развитию коммуникативных навыков ребенка.

 Так, в большом прозрачном контейнере ребята собирают бусы,  выкладывают рисунок из элементов мозаики, достают со дна определённое количество ракушек, в воде проводятся пальчиковые игры   и так далее. Учебные занятия проводятся чаще всего подгрупповыми по 2-3 человека или индивидуально. В аквакабинете расположен большой, мобильный, удобный, самое главное безопасный стол-ванна, бассейн, водяные мельницы Приобретены водоустойчивые, прочные методические инструменты, пособия для игр (наборы рыбок, пластмассовые шарики, поролоновые губки, совочки, лейки, ситечки, разноцветные камешки, резиновые игрушки, водяные мельницы, ведёрки, разнообразные по объему емкости и многое другое.). Материал использован экологически безопасный для детей, пластмассовый. Ребята совместно с педагогами проводят исследовательскую деятельность по массе, плавучести, растворяемости, температуре (применяют в играх колбочки, коробочки, баночки разного размера объема, вида, фактуры, фасона).

В работе с детьми педагоги используют разнообразные варианты занятий, таких как: игры с разными сосудами, которые наполняются водой (пластмассовые бутылки, миски, стаканы, кувшины), игры с водой и различными пластиковыми фигурами, которые приклепляются к кафельной стене для создания плоскостных композиций: цифр, букв, фигур, предметных картинок и т. п.; игры в объемном пространстве (ванночка, таз, игрушечный бассейн); игры в двух емкостях одинакового или разного размера (большой и маленький, глубокий и мелкий тазы и т. п.).

Подводя итоги применения в развитии коммуникативных навыков в работе с детьми младшего школьного возраста с ТМНР с использованием элементов акватерапии мы выяснили, что ребята с огромным удовольствием посещают занятия с элементами акватерапии, с желанием совместно с педагогом выполняют предлагаемые задания. Очень важно в целях достижения воспитательных и коррекционных задач на всем протяжении занятии педагогу с детьми выполнить ряд условий: общаться, вступать в диалог, разговаривать, прикосаться, создать в кабинете комфортную обстановку со звучанием легкой классической музыки. Очень важно на занятиях педагогу расположить пособия игры в доступном и удобном для ребенка месте, а также проявить терпение и умение ждать, наблюдать, чтобы предоставить ребенку свободу действий и возможность самому что-то сделать.

Исходя из вышеперечисленных условий, можно сделать вывод о том, что проведение занятий с водой вызывают у детей с ТМНР радостное настроение, поднимают жизненный тонус, дают ребятам множество положительных ярких впечатлений, способствуют развитию познавательной активности (мышление, внимание, память, восприятие, речь и мимика), совершенствуется предметно-игровая деятельность, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры, а самое главное развитию коммуникативных навыков и приобретению новых.