СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роль коммуникативных УУД в социализации детей с ОВЗ в условиях образовательного пространства начальной школы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья для учителей начальных классов о развитии коммуникативных навыков

Просмотр содержимого документа
«Роль коммуникативных УУД в социализации детей с ОВЗ в условиях образовательного пространства начальной школы.»

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С ОВЗ

Одна из актуальных проблем, встающих перед обучающимися с ОВЗ в школьном возрасте является недостаточная сформированность коммуникативных навыков. Хотя потребность в общении выражена очень ярко, обучающиеся часто испытывают сложности в ситуациях установления контактов с собеседниками, необходимости передать или воспринять от них информацию, организовать коллективную работу. В связи с этим актуально использование в работе развивающих игр и упражнений, которые позволяют сформировать навыки эффективного общения и совместной деятельности.

В педагогике термин «коммуникативные умения» объединяет широкий комплекс умений, владение которыми обеспечивает полноценное включение обучающегося в общение. Исследования ученых доказывают, что именно общение служит основной движущей силой развития. От уровня развития коммуникативных способностей зависит и уровень дальнейшей социализации.

Важнейшими качествами эффективной коммуникации являются: Речевая компетентность: умение говорить точно, бегло, конкретно и кратко. Умение и желание слушать собеседников. Внимание и восприимчивость к невербальной информации (мимика, жесты, поза). Наблюдательность, умение замечать тонкие нюансы поведения. Эмпатия, чувствительность к эмоциональному состоянию собеседников. Гибкость, способность адекватно менять свое поведение в зависимости от ситуации. Удачный выбор времени, места, окружающей обстановки для общения. 
Процесс формирования коммуникативной компетенции, развитие коммуникативного опыта воспитанников должны идти через овладение и применение педагогом современных педагогических технологий, которые в последнее десятилетие прочно вошли в педагогическую сферу. Педагогическая технология – это продуманная во всех деталях педагогическая деятельность по проектированию, организации и проведению учебно-воспитательного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для обучающихся и педагога.
 Опираясь на общие методические рекомендации по формированию у детей коммуникативных компетенций, в работе используют  следующие  технологии:
Игровые технологии
  Игровые технологии используют все образовательные учреждения — это достаточно обширная группа методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определённую часть учебно-воспитательного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их; группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.
Яркий, необычный и разнообразный материал помогают реализовать игровые технологии, которые используются либо в виде отдельных, маленьких моментов, включенных в общую тему воспитательского занятия, либо в виде целостных занятий или внеклассных мероприятий.
Технология диалога.
   Одним из примеров личностно-ориентированных технологий является диалог. Обозначенная технология взаимодействия признается одной из форм образовательной деятельности, стимулирующей инициативность воспитанников, развитие рефлексивного мышления.
Воспитательные возможности диалога заключаются в том, что он способствует:
• формированию благоприятного социально-психологического климата в коллективе и снижению уровня тревожности;
• утверждению самоценности ребенка и развитию его инициативы;
• созданию оптимальных условий для личностного развития;
• воспитанию потребности и способности общаться;
• формированию культуры общения;
• развитию рефлексивного и критического мышления.
Технология тренинга.
Технология тренинга состоит в том, чтобы создать участникам (воспитанникам) условия для полноценного общения; смоделировать такие ситуации, в которых:
- снимается страх перед самостоятельным высказыванием;
- развивается готовность принять и оказать помощь в нужной ситуации;
- развивается умение анализировать свои поступки и происходящие события, осознавать свое отношение к миру;
- формируется умение ценить свою и чужую работу;
- закрепляется чувство радости от совместного труда и творчества.
Занятия строятся таким образом, что каждый участник «проживает» различные ситуации, определяет свои способности к лидерству, к поддержке, к творчеству, к признанию заслуг другого, к умению отстаивать свою позицию, а также понимать и принимать другого и т.д.

Технология педагогической поддержки.
    Педагог может способствовать развитию коммуникативных способностей детей, если в воспитательной деятельности будет использовать   технологию педагогической поддержки. Она составляет одну из важнейших педагогических средств, ориентированную на процесс саморазвития личности ребенка и включает в себя несколько методов поддержки развития коммуникативных способностей:
метод «создания воспитывающих ситуаций» (когда анализируются ситуации, взятые из жизни)
метод коммуникативного тренинга ( ролевые игры,  выполнение заданий по заданным параметрам —   «приём на работу», тренинг по этикету и т.д.)
метод творческого поиска;
метод самооценки — обучение адекватному оцениванию себя;
метод самоопределения — создание ситуаций, когда ребёнок должен самостоятельно сделать выбор;
метод самореализации — создание условий для выполнения индивидуальной работы в соответствии с поставленными задачами (метод поручения и другие);
метод самоконтроля.
 Технология сотрудничества.
Технология сотрудничества трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности.
Как система отношений сотрудничество многоаспектно, но важнейшее место в нем занимают отношения «воспитатель – ребенок», которые должны действовать вместе, быть сотоварищами, партнерами, составлять союз более  старшего и опытного с менее опытным, ни один из них не должен стоять над другим.
Информационно- компьютерные технологии.
Современный образовательный процесс уже не мыслим без широкого применения новых информационных компьютерных технологий.
Использование компьютерных технологий в воспитательном процессе позволяет создать условия для формирования таких социально значимых качеств личности как активность, самостоятельность, креативность, способность к адаптации в условиях информационного общества, для развития коммуникативных способностей и формирования информационной культуры личности.
Использование компьютера при проведении воспитательского занятия или при проведении мероприятия позволяет воспитателю общаться с воспитанниками на современном технологическом уровне, сделать занятие более привлекательным, эмоциональным и эффективным. Таким образом, использование ИКТ в воспитательном процессе позволяет поддерживать высокий уровень мотивации воспитанников и содействует развитию их коммуникативных способностей.



Литература;


1.Баштырева С. В. Формирование коммуникативных умений у детей с ограниченными возможностями здоровья // Молодой ученый. — 2016. — №21. — С. 854-857.

2.Дубина Л.А. Коммуникативная компетентность дошкольников: Сборник игр и упражнений. –  « Книголюб» М.,   2006.

3.Мазурова Н.А.  Воспитание эмоциональной отзывчивости и языка чувств у дошкольников средствами сказки. – «Томск», 2004. Использование современных педтехнологий в формировании навыков коммуникативного общения у детей с ОВЗ

4.Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А., Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками.- «Детство-ПРЕСС» СПб,  2010.