СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие коммуникативных способностей посредством технологии проектирования у младших школьников с ОВЗ в соответствии с ФГОС НОО

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассматривается одна из важнейших задач ,стоящих перед школами сегодня- подготовка школьника ,владеющего проектной деятельностью ,современными методами поиска,способного творчески подходить к решению проблем, пополнять свои знания путём самообразования

Просмотр содержимого документа
«Развитие коммуникативных способностей посредством технологии проектирования у младших школьников с ОВЗ в соответствии с ФГОС НОО»

Развитие коммуникативных способностей посредством технологии проектирования у младших школьников с ОВЗ в соответствии с ФГОС НОО

Аннотация: в статье рассматривается одна из важнейших задач, стоящих перед школами сегодня – подготовка школьника, владеющего проектной деятельностью, современными методами поиска, способного творчески подходить к решению проблем, пополнять свои знания путём самообразования. Начальная школа – первая ступень к серьёзному и многогранному процессу подготовки учащихся к жизни в современном мире, развитие способностей к творческому применению знаний, поддержка их самодостаточности, формирование привычки к обучению на протяжении всей жизни.

Ключевые слова: проектирование, коммуникативные способности.

Работая непосредственно с детьми с ограниченными возможностями здоровья, необходимо прикладывать еще больше усилий и применять дополнительные методы в обучении, чтобы выпускники с ОВЗ могли отвечать требованиям общества. Поэтому всё более актуальным становится использование в образовательном процессе приёмов и методов, способствующих формированию умения самостоятельно добывать новые знания из различных источников, собирать необходимую информацию, умение выдвигать гипотезы, планировать ход своей работы, делать выводы, работать не только индивидуально, но и в группе, учитывая мнение других членов коллектива.

Одной из современных технологий, позволяющих привить все эти умения, является исследовательская и проектная деятельность. Важной особенностью исследовательских и проектных работ является необходимость владения школьниками с ОВЗ компетенциями в той или иной области знаний, а это открывает новые возможности для создания интереса обучающегося как к индивидуальному творчеству, так и к коллективному. При реализации новых образовательных стандартов специального коррекционного образования приоритетом становится формирование общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности, уровень сформированности которых предопределяет успешность всего дальнейшего обучения ребёнка с ОВЗ.

В связи с этим необходимо организовать проектную деятельность так, чтобы она вызывала интерес учащихся, была для ребенка важным событием, а не просто еще одной скучной обязанностью. Перед каждым творчески работающим учителем, где бы и с какой категорией учащихся он ни работал, непременно возникает множество вопросов, особенно актуальны следующие из них:

• Как научить ребенка находить некую значимую для него проблему и решать её?

• Как научить конструировать гипотезы?

• Как научить давать определения понятиям?

• Как научить классифицировать?

• Как научить наблюдать, экспериментировать?

• Как научить работать в команде, выполняя разные социальные роли?

• Как научить размышлять, опираясь на знание фактов и закономерностей и делать выводы?

Иными словами, как подготовить человека, умеющего находить и извлекать необходимую информацию в условиях её обилия, усваивать её в виде новых знаний, учить не просто запоминать и воспроизводить знания, а применять их на практике. Ведь всё вышеперечисленное имеет не только коррекционное, развивающее значение, но и социальную значимость для учащихся с ОВЗ. Для решения обозначенных проблем можно предложить следующие правила построения учебного процесса:

1. Строить учебный процесс таким образом, чтобы он способствовал развитию интереса школьников к исследовательской деятельности.

2. В исследовательскую, самостоятельную деятельность вовлекать учащихся разного уровня подготовленности, разного возраста.

3. Учитывать возможности ребенка, прогнозировать уровень результата, темп реализации программы исследования.

4. Применять на учебных занятиях методы и приемы исследовательской деятельности.

5. Создавать условия для развития способностей: выбирать тему и предмет исследования в соответствии с потребностями ребенка.

6. Организовать обучение в зоне ближайшего развития и на достаточном уровне трудностей; опираться на субъектный опыт ребенка; учить способам деятельности.

7. Развивать умение определять цели и задачи исследования, его предмет; самостоятельно работать с литературой; анализировать и систематизировать информацию; использовать моделирование, методы выдвижения гипотез; описание результатов; развивать умение делать выводы и обобщать.

Проектная деятельность даёт ученику с ОВЗ дополнительную возможность свободно самовыражаться. Ожидаемый ответ всегда имеет некоторую предполагаемую форму и содержание. А ученик должен в эти требования уложиться. Это важно, поскольку структурирует его высказывание, нормирует его, позволяет проконтролировать и оценить. Следует разграничить два аспекта коммуникации: построение высказывания в устной или письменной форме и участие в групповой работе. Ожидаемый результат заключается в том, что по окончании очередной ступени обучающийся должен обладать способностью самостоятельно строить высказывания в устной или письменной форме – обладать коммуникативной компетентностью. Коммуникативная компетентность – способность понимать и продуцировать текст. Эта способность формируется на всех этапах обучения, на всех учебных предметах, что особенно актуально для детей с ОВЗ. Коммуникативная компетентность формируется в двух видах – устной и письменной. Оба вида имеют свою специфику, требуют собственных условий для полноценного формирования. В то же время отчасти можно создать условия для формирования коммуникативной компетентности и в рамках традиционной работы. Но более свободный выбор формы содержания текстов связан именно с проектированием. Так, обсуждая в группе замысел, школьники могут быть свободны в своих высказываниях, могут позволять неточности, повторы, возвраты к началу, они могут перебивать друг друга, даже обижать или обижаться. Их высказывания свободны и регламентированы только одним – темой (на практике это непросто, так как дети с ОВЗ легко отвлекаются и уходят от темы).

Командные формы – практически неотъемлемая черта любой деятельности. Поэтому умению работать в команде нужно отдавать приоритетное место. Команда всегда образуется под конкретную задачу, причём значимую, остро требующую разрешения. В проектировании, как правило, такие задачи сменяют друг друга, они различаются по значимости, срочности. Поэтому роли в группе постоянно меняются. Это приводит к тому, что постоянного лидера в группе нет, а ответственность ложится на всех. Вначале ученик должен научиться выполнять правила групповой дискуссии, затем активно участвует в обсуждении, далее высказывает предложения, соответствующие идеям проекта, наконец, презентация самого проекта. Умение представить созданный продукт в форме, адекватной ситуации, умение «подать товар лицом» – одна из наиболее востребованных социальных компетентностей.

Очень часто на практике учащиеся с ОВЗ на завершающем этапе затрудняются логически презентовать свой продукт. Эффективным коррекционным средством, которое используется в практике работы, при запоминании материала к представляемому проекту младшими школьниками служат приёмы мнемотехники в связи с тем, что у младших школьников запоминание носит непроизвольный характер, они лучше запоминают факты, предметы, явления, события близкие их жизненному опыту. Вначале я ввела в практику младших школьников мнемотаблицы на уроках чтения, а затем учащиеся стали использовать этот опыт при презентации проектов, что позволяет детям эффективнее воспринимать и обрабатывать зрительную информацию, перекодировать, сохранять, воспроизводить её в соответствии с поставленными задачами. Особенности методики – применение не изображения предметов, а символов для опосредованного запоминания. Это значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу, например, для обозначения диких животных можно использовать ёлку, обозначения домашних животных – дом. Традиционно работа по развитию связной речи учащихся ведётся по следующим направлениям: обогащение словарного запаса, обучение составлению пересказа и придумыванию рассказов, разучивание стихотворений, отгадывание загадок по темам уроков. А дидактическим материалом на уроках речевой практики служат мнемотаблицы – схемы, в которые заложена определённая информация. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. Этот метод особенно эффективен для младших школьников с ОВЗ. Сначала следует подбирать опорные картинки к выступлению (желательно на каждую строчку), а затем учащиеся воспроизводят текст по опорным картинкам. Использование мнемотехники при формировании связной речи очевидно, так как задействованы два фактора, облегчающие этот процесс. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия. Другой фактор – создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л.С. Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в схеме всех конкретных элементов высказывания, а также то, что каждое звено высказывания должно вовремя сменяться последующим. С помощью символов, которыми могут быть герои сказок, явления природы, действия можно создать различные мнемотаблицы, в чёрно-белом или цветном варианте. Используя такие таблицы-схемы, младший школьник может свободно и успешно презентовать свой проект. Таким образом, проектная деятельность с применением эффективных коррекционных средств в работе с детьми с ОВЗ может способствовать формированию у младших школьников коммуникативной компетентности.























ДОКЛАД