Развитие координации движений посредством хореографии у детей младшего школьного возраста
Хореография – искусство танца на основе выразительного движения. Любой танец нравиться нам тогда, когда он захватывает зрителя лёгкостью исполнения, движением, приносящим, прежде всего эмоциональное удовольствие. Танец - это абсолютное владение равновесием, точность по отношению к своим движениям, партнеру, ритму и музыке. В танце приходится проявлять скорость, исполнять быстрые и сложные фигуры. Кроме этого, мы не должны забывать об усердии, ориентации в пространстве и координации своего тела. Речь идет об особенной упругости тела, которая возможна только при совместной работе силы, скорости, гибкости, координации, создающих гармонию в движениях. Мы часто говорим, что танец - это игра равновесия. Каждое мгновение танцор сталкивается с силой тяжести и формированием движения. То же самое касается танцоров в группе. Речь идет о преодолении собственного веса, силы тяжести. Владение равновесием - главное условие для ощущения парения, которое в танце часто выходит па первое место. Одно из важнейших физических способностей – это координация движений и совершенствования ее на занятиях хореографией.
Соприкасаясь с танцевальным искусством в доступной форме обучающиеся приобщаются к миру прекрасного. Определённые хореографические упражнения прививают обучающимся культуру движений: правильную постановку рук, ног, туловища, умения сочетать движения в различных плоскостях, с различной амплитудой, определять точность положения частей тела, координационную целесообразность движений. Танцующий ребёнок испытывает неповторимые ощущения от свободы и лёгкости движений, от умения владеть своим телом: его радуют точность, и красота с которыми он выполняет хореографические упражнения. Занятия хореографией полезно для физического развития ребёнка. Улучшается осанка, укрепляются мышцы и связки, становятся подвижными суставы, совершенствуются движения.
В младшем школьном возрасте происходит «закладка фундамента» для развития координационных способностей, а также приобретение знаний, умений и навыков при выполнении упражнений на координацию.
Ребенок младшего школьного возраста имеет неустойчивую двигательную координацию, ее скорость и ритмичность, также не являются постоянными величинами. Поэтому, при обучении танцам в этом возрасте, необходимо начинать с освоения простых движений, не требующих развитой координации. Постепенно движения надо усложнять, дополняя координационными компонентами. Это способствует развитию двигательного опыта и формирует новые формы и методы реализации координационных движений.
В данных методических рекомендациях представлены особенности развития координационных способностей у детей младшего школьного возраста, описаны методы и приемы развития координации.
Возрастные особенности младшего школьного возраста
Младший школьный возраст (7–10 лет) – наиболее ответственный период в формировании двигательной координации ребенка. В этом возрасте закладываются основы культуры движений, осваиваются новые, ранее неизвестные упражнения и действия. Изменение режима жизни, связанное с началом учебы в школе. Ограничения касаются применения силовых упражнений, тренировочных нагрузок на выносливость и времени проведения отдельных занятий. В этот период происходит становление индивидуальных интересов и мотиваций к занятиям физическими упражнениями, в том числе по хореографии. В младшем школьном возрасте необходимо воспитывать у ребенка интерес к расширению диапазона своих физических способностей за счет овладения системы двигательно-координационных упражнений и приемов. Развитие двигательной координации – это главная направленность в хореографии детей именно младшего школьного возраста.
Для достижения результатов в улучшении физического здоровья обучающихся необходимы новые подходы, средства и технологии, соответствующие индивидуальным особенностям детей, максимально реализующие их интересы, склонности и способности.
В этом возрасте происходит интенсивное развитие способностей к пространственной ориентировке, дифференцированного мышечного ощущения, что позволяет разучивать технически более сложные движения. Для процесса восприятия необходимо периодическое и неоднократное повторение элементов и упражнений для наиболее полного и точного их запоминания.
Для детей данной возрастной группы, характерна чрезвычайная подвижность. Они нуждаются в частой смене движений, длительное сохранение статистического положения для них крайне утомительно. В то же время движения детей еще не организованы, плохо координированы, запас двигательных навыков у них не велик, они нуждаются в его пополнении и усовершенствовании. Внимание детей этого возраста крайне неустойчиво, они легко отвлекаются, им трудно продолжительное время сосредоточиваться на одном задании. Они легче воспринимают конкретный материал, живой образ для них гораздо ближе, нежели отвлеченное понятие.
Необходимость формирования координации движений танцоров обусловлена следующими факторами:
Развитость координации способствует успешному овладению различными движениями, усвоению правильной техники выполнения танцевальных движений с соблюдением ритма и темпа.
Координация необходима человеку не только в танце, но и в жизни. Трудовая деятельность требует выполнения различных двигательных операций, которые невозможно успешно совершить без развитой координации.
Развитость координационных способностей позволяет рационально расходовать энергию. Наличие координации при выполнении движений создает условие для его исполнения с оптимальным мышечным усилием и своевременным расслаблением.
Развитие координации требует выполнения разнообразных упражнений, которые способствуют общему физическому развитию организма, формированию физических навыков и делают занятие танцами увлекательным и интересным для ребенка.
Методы и приемы развития координации танцоров
Координационные способности развиваются под воздействием большого количества факторов. В этой связи, спортивные направления и хореографическое искусство, предполагают использование большого количества приемов и методов формирования координационных способностей.
Рассмотрим наиболее оптимальные и распространенные приемы воспитания координационных способностей танцоров:
Физические упражнения, выполнение которых характеризуется повышенной координационной сложностью. В таких упражнениях, обязательно, должны присутствовать новые компоненты т.е. движения, которые ранее танцоры не исполняли. Сложность координационных движений необходимо увеличивать постепенно – по мере освоения движений. Для этого происходит изменение пространственных и временных параметров движения и сами условия, в котором оно реализуется. К примеру, можно поменять расположение танцоров в зале, расположение снарядов, увеличить/сократить площадь танцевального места, ограничить время совершения движения, использовать сочетание различных движений и т.д.
Использование метода ритмической активности. Каждое движение выполняется попеременно: то с музыкальным сопровождением, то без него. Это формирует чувство ритма.
Выполнение движений в парах или группах. Движения сообща позволяют развить чувство ритма, формируют навыки поддержания баланса организма. Движения выполняются в одном направлении, сообща, держась за руки.
Упражнения, ориентированные на активизацию процессов организма, координирующих движения. Такие упражнения помогают в развитии пространственной ориентации, развивают чувство времени, формируют умение управлять своими мышцами, их напряжением. Наиболее оптимальным упражнением этой группы являются прыжки на батуте.
Подвижные игры спортивной, соревновательной ориентации. Такие игры направлены на развитие динамического равновесия, за счет резких изменений направлений движений.
Упражнения на развитие статического баланса. Для этого используются упражнения, направленные на сохранение одной позы в течение длительного временного промежутки. В эту группу можно включить упражнения из йоги. Кроме того, можно включить в выполнение движения какое-то противодействие, сократить площадь опоры, на которой совершается движение, добавить какие-то движения, плавно перетекающие в заданное или, сменяющие его.
Игровые методы. Построение занятия в игровой форме способствует мотивации детей к выполнению движений. Они стремятся к их полноценному освоению, точному выполнению.
Метод контрастных заданий. Детям необходимо совершать прыжки на дальние и короткие расстояния, метать снаряды и т.д. Это развивает точность движений.