СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие креативного мышления как эффективная практика формирования функциональной грамотности

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Развитие креативного мышления как эффективная практика формирования функциональной грамотности». Текст.

Просмотр содержимого документа
«Развитие креативного мышления как эффективная практика формирования функциональной грамотности»

«Развитие креативного мышления как эффективная практика формирования функциональной грамотности»

Функциональная грамотность – способность человека использовать приобретаемые в течении жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Креативное мышление — компонент функциональный грамотности, под которым понимают умение человека использовать свое воображение для выработки и совершенствования идей, формирования нового знания, решения задач, с которыми он не сталкивался раньше.



Креативное мышление характеризуют четыре основных качества:

-быстрота (способность высказывать максимальное количество идей в определенный отрезок времени),

-гибкость (способность высказывать широкое многообразие идей), -

-оригинальность (способность порождать новые нестандартные идеи),

-точность (законченность, способность совершенствовать или придавать завершенный вид своим мыслям)

Подходы к оценке креативного мышления - выбор заданий для оценки креативности направлен на:

  • организацию мыслительных процессов

  • определение тех границ, в которых учащиеся способны мыслить креативно, а также на выявление того, как эта способность соотносится с особенностями образовательного процесса— с  практиками обучения, учебной и  внеучебной деятельностью

  • что имеет преобладающее значение в  креативности— особенности личности или предметная область

Области творческих задач делятся на:

  • область вербального выражения

  • область художественного выражения

  • область решения проблем (социальные, естественнонаучные, математические)





Группы заданий

  • задания, требующие использования художественных средств – словесных и изобразительных (задания на «вербальное самовыражение» и задания на «визуальное самовыражение»)

  • задания на разрешение проблем –социальных и научных

Модель оценки креативного мышления включает два основных компонента:

тематическую модель, где выделяются содержательные области, используемые при конструировании измерительных материалов;

компетентностную модель, определяющую мыслительные процессы, используемые при разработке заданий.



Как научить креативному мышлению?

  • Читать, разговаривать и придумывать

  • Креативное мышление напрямую связано с умением генерировать новые идеи на основе существующей информации — например, текста или изображения. Дети могут практиковаться в творчестве, создавая, например, продолжение или альтернативное окончание любого текста.

Возьмите любое утверждение и придумайте доводы за и против.

Мы возьмём утверждение: «Инопланетян нет».

Доводы в его поддержку: никто их не видел; другие планеты непригодны для жизни.

Доводы против: некоторые утверждают, что видели инопланетян; учёные нашли немало планет, где могут быть условия для возникновения жизни и т.д.



Сочини рассказ по ключевым словам:

используя слова, например - «Англия», «турист», «музей», «».



Игра – самый эффективный способ развития креативного мышления у детей. 

Ребята по очереди придумывают и рассказывают истории на основе картинки, которая им выпадает.

В развитии креативного мышления могут помочь и двигательные активности. Хорошо, если они будут напрямую связаны с наблюдением, анализом и драматизацией.

«Что было бы, если…?»

Солнце стало синим

-исчезли все горы

-Земля была плоской и т.д.

Развитию креативного мышления способствует и решение головоломок, ребусов, занимательных задач, например, подборками нестандартных заданий из  Яндекс.Учебника.

Ассоциативность — или способность видеть связь между совершенно разными предметами и явлениями — придает мышлению ребенка гибкость, оригинальность и продуктивность, позволяет быстро найти нужную информацию.

Простое задание на развитие ассоциативного мышления: сравнить два предмета, найти общие черты и отличия. Сначала это могут быть близкие предметы, затем семантически далекие: допустим.

Использовать задачи ТРИЗ

ТРИЗ расшифровывается как «теория решения изобретательских задач». Это комплекс приемов мышления, которые помогают человеку находить самое эффективное и нестандартное решение для проблемы, с которой он не имел дела раньше.

Таким образом вывод - что дает креативное мышление школьнику?

  • Приобретение разнообразных навыков.

  • Преодоление трудностей, что позволит проявить свои творческие способности и раскрыть свою индивидуальность, повысить самооценку.

  • Возможность научиться использовать непривычные подходы, разрушить оковы стереотипов мышления. т.е. мыслить креативно.

  • Преодоление боязни и инертности, «сделайте что-нибудь пусть маленькое, но новое и ни на что не похожее».

  • «Ничего не делаешь, ничем не рискуешь», «Не ошибается тот, кто ничего не делает» — эти слова хорошо характеризуют нетворческий подход.

  • Лучший способ преодолеть страх неудачи — попробовать и добиться успеха.

  • Быть востребованным в современном мире




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!