«Развитие креативного мышления как эффективная практика формирования функциональной грамотности»
Функциональная грамотность – способность человека использовать приобретаемые в течении жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Креативное мышление — компонент функциональный грамотности, под которым понимают умение человека использовать свое воображение для выработки и совершенствования идей, формирования нового знания, решения задач, с которыми он не сталкивался раньше.
Креативное мышление характеризуют четыре основных качества:
-быстрота (способность высказывать максимальное количество идей в определенный отрезок времени),
-гибкость (способность высказывать широкое многообразие идей), -
-оригинальность (способность порождать новые нестандартные идеи),
-точность (законченность, способность совершенствовать или придавать завершенный вид своим мыслям)
Подходы к оценке креативного мышления - выбор заданий для оценки креативности направлен на:
организацию мыслительных процессов
определение тех границ, в которых учащиеся способны мыслить креативно, а также на выявление того, как эта способность соотносится с особенностями образовательного процесса— с практиками обучения, учебной и внеучебной деятельностью
что имеет преобладающее значение в креативности— особенности личности или предметная область
Области творческих задач делятся на:
область вербального выражения
область художественного выражения
область решения проблем (социальные, естественнонаучные, математические)
Группы заданий
задания, требующие использования художественных средств – словесных и изобразительных (задания на «вербальное самовыражение» и задания на «визуальное самовыражение»)
задания на разрешение проблем –социальных и научных
Модель оценки креативного мышления включает два основных компонента:
тематическую модель, где выделяются содержательные области, используемые при конструировании измерительных материалов;
компетентностную модель, определяющую мыслительные процессы, используемые при разработке заданий.
Как научить креативному мышлению?
Читать, разговаривать и придумывать
Креативное мышление напрямую связано с умением генерировать новые идеи на основе существующей информации — например, текста или изображения. Дети могут практиковаться в творчестве, создавая, например, продолжение или альтернативное окончание любого текста.
Возьмите любое утверждение и придумайте доводы за и против.
Мы возьмём утверждение: «Инопланетян нет».
Доводы в его поддержку: никто их не видел; другие планеты непригодны для жизни.
Доводы против: некоторые утверждают, что видели инопланетян; учёные нашли немало планет, где могут быть условия для возникновения жизни и т.д.
Сочини рассказ по ключевым словам:
используя слова, например - «Англия», «турист», «музей», «».
Игра – самый эффективный способ развития креативного мышления у детей.
Ребята по очереди придумывают и рассказывают истории на основе картинки, которая им выпадает.
В развитии креативного мышления могут помочь и двигательные активности. Хорошо, если они будут напрямую связаны с наблюдением, анализом и драматизацией.
«Что было бы, если…?»
Солнце стало синим
-исчезли все горы
-Земля была плоской и т.д.
Развитию креативного мышления способствует и решение головоломок, ребусов, занимательных задач, например, подборками нестандартных заданий из Яндекс.Учебника.
Ассоциативность — или способность видеть связь между совершенно разными предметами и явлениями — придает мышлению ребенка гибкость, оригинальность и продуктивность, позволяет быстро найти нужную информацию.
Простое задание на развитие ассоциативного мышления: сравнить два предмета, найти общие черты и отличия. Сначала это могут быть близкие предметы, затем семантически далекие: допустим.
Использовать задачи ТРИЗ
ТРИЗ расшифровывается как «теория решения изобретательских задач». Это комплекс приемов мышления, которые помогают человеку находить самое эффективное и нестандартное решение для проблемы, с которой он не имел дела раньше.
Таким образом вывод - что дает креативное мышление школьнику?
Приобретение разнообразных навыков.
Преодоление трудностей, что позволит проявить свои творческие способности и раскрыть свою индивидуальность, повысить самооценку.
Возможность научиться использовать непривычные подходы, разрушить оковы стереотипов мышления. т.е. мыслить креативно.
Преодоление боязни и инертности, «сделайте что-нибудь пусть маленькое, но новое и ни на что не похожее».
«Ничего не делаешь, ничем не рискуешь», «Не ошибается тот, кто ничего не делает» — эти слова хорошо характеризуют нетворческий подход.
Лучший способ преодолеть страх неудачи — попробовать и добиться успеха.
Быть востребованным в современном мире