СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие креативного мышления младших школьников на уроках немецкого язык

Категория: Немецкий язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Развитие креативного мышления младших школьников на уроках немецкого язык»

Развитие креативного мышления младших школьников на уроках немецкого языка Подготовила: учитель немецкого языка МКОУ «Огнево-Заимковская СОШ» НевероваО.Ю.

Развитие креативного мышления младших школьников на уроках немецкого языка

Подготовила: учитель немецкого языка

МКОУ «Огнево-Заимковская СОШ»

НевероваО.Ю.

 В наши дни проблема формирования и развития творческих способностей учащихся в процессе обучения иностранному языку приобретает особую актуальность. В современных условиях педагогического процесса общеобразовательных школ она является значимой научной проблемой, имеющей историческое, этническое, культурологическое и социально-педагогическое значение.

В наши дни проблема формирования и развития творческих способностей учащихся в процессе обучения иностранному языку приобретает особую актуальность. В современных условиях педагогического процесса общеобразовательных школ она является значимой научной проблемой, имеющей историческое, этническое, культурологическое и социально-педагогическое значение.

Проблема развития творческих способностей непростая и многоаспектная. Как же добиться творческой активности учащихся в усвоении знаний на уроках иностранного языка? Как сохранить и развить интерес учащихся к изучению иностранного языка?  Какими методами и приёмами можно добиться комплексного развития творческих способностей учащихся?

Проблема развития творческих способностей непростая и многоаспектная. Как же добиться творческой активности учащихся в усвоении знаний на уроках иностранного языка? Как сохранить и развить интерес учащихся к изучению иностранного языка?  Какими методами и приёмами можно добиться комплексного развития творческих способностей учащихся?

 Дать ответы на эти вопросы поможет решение следующих задач :  1) включать детей  в разнообразную деятельность. Это достигается специально подобранными видами практических работ, стимулирующих творческую деятельность учащихся.  2) выработать умения, позволяющие учащимся быстро осваивать новые виды деятельности, то есть переносить знания и навыки в новую область применения.  3) развивать сообразительность и быстроту реакции при решении различных новых задач, связанных с практической деятельностью.

Дать ответы на эти вопросы поможет решение следующих задач : 1) включать детей  в разнообразную деятельность. Это достигается специально подобранными видами практических работ, стимулирующих творческую деятельность учащихся. 2) выработать умения, позволяющие учащимся быстро осваивать новые виды деятельности, то есть переносить знания и навыки в новую область применения. 3) развивать сообразительность и быстроту реакции при решении различных новых задач, связанных с практической деятельностью.

Изучение иностранного языка необходимо рассматривать не только как деятельность учащихся, направленную на изучение языка, но и как одно из условий, обеспечивающих развитие творческих способностей школьников на конкретном жизненном материале. Формирование творческих способностей у учащихся опирается на развитие творческого мышления и особенно таких компонентов как: -аналитические компоненты ( понятийно- логическое мышление) - логичность, избирательность, ассоциативность, сообразительность, способность дифференцировать,

Изучение иностранного языка необходимо рассматривать не только как деятельность учащихся, направленную на изучение языка, но и как одно из условий, обеспечивающих развитие творческих способностей школьников на конкретном жизненном материале. Формирование творческих способностей у учащихся опирается на развитие творческого мышления и особенно таких компонентов как:

-аналитические компоненты ( понятийно- логическое мышление) - логичность, избирательность, ассоциативность, сообразительность, способность дифференцировать,

 - эмоциональные компоненты (чувственно - образное мышление) - яркость образов, эмоциональная оценка событий, фактов, явлений,  - созидательные компоненты (наглядно-действенное мышление) -поиск рациональных путей решения, нестандартность (проявление индивидуальности, оригинальности, преодоление стереотипов), умение предвидеть результат, стремление синтезировать лучшие знания и умения в деятельности, выбор наиболее приемлемого решения из возможных вариантов и умение обосновать правильность выбора.

- эмоциональные компоненты (чувственно - образное мышление) - яркость образов, эмоциональная оценка событий, фактов, явлений, - созидательные компоненты (наглядно-действенное мышление) -поиск рациональных путей решения, нестандартность (проявление индивидуальности, оригинальности, преодоление стереотипов), умение предвидеть результат, стремление синтезировать лучшие знания и умения в деятельности, выбор наиболее приемлемого решения из возможных вариантов и умение обосновать правильность выбора.

 Для решения поставленных задач я считаю целесообразным применение таких педагогических технологий , как технология проектного обучения , технология интегрированного урока, информационно-коммуникацонная технология .   Педагогический процесс должен строится таким образом, чтобы обеспечить в дальнейшем проявление и максимально возможное развитие творческих способностей. В своей педагогической практике я опираюсь на личностно-ориентированный подход в обучении иностранному языку и представляю учащегося активным субъектом учебной деятельности .

Для решения поставленных задач я считаю целесообразным применение таких педагогических технологий , как технология проектного обучения , технология интегрированного урока, информационно-коммуникацонная технология . Педагогический процесс должен строится таким образом, чтобы обеспечить в дальнейшем проявление и максимально возможное развитие творческих способностей. В своей педагогической практике я опираюсь на личностно-ориентированный подход в обучении иностранному языку и представляю учащегося активным субъектом учебной деятельности .

 Личностно-ориентированное обучение как раз направлено на то, чтобы создать такие условия, которые способствовали бы развитию каждого ребенка и его механизмов самореализации, адаптации, саморегуляции, самовоспитания.  Являясь личностно-ориентированной, проектная технология обеспечивает благоприятные условия для самопознания, самовыражения и самоутверждения детей. Она стимулирует развитие таких основных качеств креативности, как беглость, гибкость и оригинальность мысли, активное творческое саморазвитие, интеллектуальная самостоятельность учащихся .

Личностно-ориентированное обучение как раз направлено на то, чтобы создать такие условия, которые способствовали бы развитию каждого ребенка и его механизмов самореализации, адаптации, саморегуляции, самовоспитания.

Являясь личностно-ориентированной, проектная технология обеспечивает благоприятные условия для самопознания, самовыражения и самоутверждения детей. Она стимулирует развитие таких основных качеств креативности, как беглость, гибкость и оригинальность мысли, активное творческое саморазвитие, интеллектуальная самостоятельность учащихся .

 Образовательная и воспитательная ценность проектов заключается в межпредметных связях, которые способствуют развитию у учащихся познавательной активности, воображения, самодисциплины, навыков совместной деятельности и умений вести исследовательскую работу.

Образовательная и воспитательная ценность проектов заключается в межпредметных связях, которые способствуют развитию у учащихся познавательной активности, воображения, самодисциплины, навыков совместной деятельности и умений вести исследовательскую работу.

 В первые годы изучения немецкого языка как второго иностранного учащиеся выполняют минипроекты. Например, такие как, «Das bin ich», «Meine Familie», «Unsere Schule», «Mein Zimmer» и другие. Конечным результатом данной деятельности являются коллажи, постеры или стенгазеты.   Особый интерес у учащихся вызвал проект «Мы ищем следы иностранного языка вокруг нас» (Wir suchen die Spuren der Fremdsprachen ringsherum) . В данном проекте принимали участие дети, изучающие немецкий как второй иностранный язык.

В первые годы изучения немецкого языка как второго иностранного учащиеся выполняют минипроекты. Например, такие как, «Das bin ich», «Meine Familie», «Unsere Schule», «Mein Zimmer» и другие. Конечным результатом данной деятельности являются коллажи, постеры или стенгазеты. Особый интерес у учащихся вызвал проект «Мы ищем следы иностранного языка вокруг нас» (Wir suchen die Spuren der Fremdsprachen ringsherum) . В данном проекте принимали участие дети, изучающие немецкий как второй иностранный язык.

 Цель данного проекта – найти «следы» иностранного языка в речи, в музыке, в литературе, в быту и т.д. Участие в данном проекте расширяет кругозор учащихся, их словарный запас, развивает их познавательные интересы и творческие способности, позволяет им оперировать фактами и сведениями из реальной жизни, с которыми они сталкиваются повседневно. Участники проекта учатся добывать необходимую информацию, пользуясь различными источниками, анализировать её, делать обобщения и выводы. Данный проект позволяет решить проблему мотивации, создать положительный настрой в изучении иностранного языка.

Цель данного проекта – найти «следы» иностранного языка в речи, в музыке, в литературе, в быту и т.д. Участие в данном проекте расширяет кругозор учащихся, их словарный запас, развивает их познавательные интересы и творческие способности, позволяет им оперировать фактами и сведениями из реальной жизни, с которыми они сталкиваются повседневно. Участники проекта учатся добывать необходимую информацию, пользуясь различными источниками, анализировать её, делать обобщения и выводы. Данный проект позволяет решить проблему мотивации, создать положительный настрой в изучении иностранного языка.

 Развитию творческих способностей учащихся способствует интегрирование в процесс обучения иностранному языку таких видов деятельности, как музыкальная и художественная.  Для повышения эффективности обучения иностранному языку необходимо использовать эмоции учащихся в этом процессе. Комплексное решение практических, образовательных, воспитательных и развивающих задач обучения возможно лишь при условии воздействия не только на сознание учащихся, но и проникновения в их эмоциональную сферу.

Развитию творческих способностей учащихся способствует интегрирование в процесс обучения иностранному языку таких видов деятельности, как музыкальная и художественная.

Для повышения эффективности обучения иностранному языку необходимо использовать эмоции учащихся в этом процессе. Комплексное решение практических, образовательных, воспитательных и развивающих задач обучения возможно лишь при условии воздействия не только на сознание учащихся, но и проникновения в их эмоциональную сферу.

 Музыкальная и художественная деятельность помогают создать положительный эмоциональный настрой детей и в непринуждённой обстановке решать задачи урока, развивая их творческие способности.   Изобразительное искусство помогает формированию и развитию лексических навыков, когда дети рисуют предметные картинки по различным темам. Развивая навыки монологической речи по таким темам, как «Семья», «Школа», «Каникулы», «Дом. Моя комната», «Хобби» и другим, дети «рисуют» своё монологическое высказывание.

Музыкальная и художественная деятельность помогают создать положительный эмоциональный настрой детей и в непринуждённой обстановке решать задачи урока, развивая их творческие способности. Изобразительное искусство помогает формированию и развитию лексических навыков, когда дети рисуют предметные картинки по различным темам. Развивая навыки монологической речи по таким темам, как «Семья», «Школа», «Каникулы», «Дом. Моя комната», «Хобби» и другим, дети «рисуют» своё монологическое высказывание.

 На основе рисования я провожу также работу для развития навыков аудирования. Детей привлекают такие задания, в которых им предлагается проиллюстрировать предъявленный текст.  Интегрирование иностранного языка, музыки и рисования происходит, когда дети иллюстрируют музыкальное произведение и рассказывают о том, что они представляют, когда слушают его.  Работая над чтением текста, интегрирую в процесс обучения художественную деятельность и предлагаю учащимся следующие творческие задания :

На основе рисования я провожу также работу для развития навыков аудирования. Детей привлекают такие задания, в которых им предлагается проиллюстрировать предъявленный текст. Интегрирование иностранного языка, музыки и рисования происходит, когда дети иллюстрируют музыкальное произведение и рассказывают о том, что они представляют, когда слушают его.

Работая над чтением текста, интегрирую в процесс обучения художественную деятельность и предлагаю учащимся следующие творческие задания :

-нарисовать рисунок, иллюстрирующий название текста,  -нарисовать портреты главных героев и организовать портретную галерею,  -нарисовать наиболее понравившуюся историю из текста, разрезать на части и предложить соседу по парте собрать ее и рассказать об этом эпизоде.  -создать коллаж (плакат) по тексту.

-нарисовать рисунок, иллюстрирующий название текста, -нарисовать портреты главных героев и организовать портретную галерею, -нарисовать наиболее понравившуюся историю из текста, разрезать на части и предложить соседу по парте собрать ее и рассказать об этом эпизоде. -создать коллаж (плакат) по тексту.

 При решении таких задач , как расширение и активизация лексического материала , применяю упражнения, которые способствуют развитию таких основных качеств креативности, как беглость, гибкость и оригинальность мысли, активное творческое саморазвитие. 1. Цепочка слов . Учащимся дается одно слово, последняя буква которого образует первую букву нового слова. Можно писать слова по определенной теме, определенного вида (существительные, глаголы и т.д.). Krokodil – Löwe – Elefant – Tiger - …

При решении таких задач , как расширение и активизация лексического материала , применяю упражнения, которые способствуют развитию таких основных качеств креативности, как беглость, гибкость и оригинальность мысли, активное творческое саморазвитие.

1. Цепочка слов . Учащимся дается одно слово, последняя буква которого образует первую букву нового слова. Можно писать слова по определенной теме, определенного вида (существительные, глаголы и т.д.).

Krokodil – Löwe – Elefant – Tiger - …

2. Слова алфавита. Дается одна буква. Нужно образовать как можно больше слов, которые начинаются с этой буквы. A – Apfel, Anfang, aktiv, Angst, Affe, alle….. 3. Я представляю себя. Ученики должны написать к каждой букве своего имени слова, которые лучше всего его характеризует. Interessant Reise gern herzlich nett aktiv

2. Слова алфавита. Дается одна буква. Нужно образовать как можно больше слов, которые начинаются с этой буквы.

A – Apfel, Anfang, aktiv, Angst, Affe, alle…..

3. Я представляю себя. Ученики должны написать к каждой букве своего имени слова, которые лучше всего его характеризует.

Interessant

Reise gern

herzlich

nett

aktiv

 Неоценимый вклад в развитие творческих способностей учащихся вносит внеурочная деятельность по предмету. Кроме того она способствует расширению сферы применения навыков и умений, приобретенных в обязательном курсе, и расширению языковой среды. В своей работе я использую разные формы внеклассной работы: утренники, конкурсы, викторины, инсценирование сказок.  Особое место во внеклассной работе я отвожу инсценировке сказок . Дети с большим удовольствием принимают участие в таких сказках, как «Der Wolf und sieben Geißlein», «Hänsel und Gretel» на немецком языке.

Неоценимый вклад в развитие творческих способностей учащихся вносит внеурочная деятельность по предмету. Кроме того она способствует расширению сферы применения навыков и умений, приобретенных в обязательном курсе, и расширению языковой среды. В своей работе я использую разные формы внеклассной работы: утренники, конкурсы, викторины, инсценирование сказок. Особое место во внеклассной работе я отвожу инсценировке сказок . Дети с большим удовольствием принимают участие в таких сказках, как «Der Wolf und sieben Geißlein», «Hänsel und Gretel» на немецком языке.

 Атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности дают возможность преодолеть стеснительность, мешающую им употреблять в речи слова чужого языка, что благотворно сказывается на результатах обучения.  Участие во внеклассных мероприятиях способствует снятию психологических барьеров, мешающих самовыражению, раскрепощению учащихся, стимулирует развитие инициативы школьника, его творческих способностей.

Атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности дают возможность преодолеть стеснительность, мешающую им употреблять в речи слова чужого языка, что благотворно сказывается на результатах обучения.

Участие во внеклассных мероприятиях способствует снятию психологических барьеров, мешающих самовыражению, раскрепощению учащихся, стимулирует развитие инициативы школьника, его творческих способностей.

 Таким образом, есть множество средств для развития творческих способностей учащихся на уроках иностранного языка и во внеурочной деятельности, которые не позволяют оставить учеников равнодушными к изучению иностранного языка, делают урок интереснее, оживленнее и разнообразнее. Изучение иностранного языка не должно превращаться в скучную и рутинную работу. Оно должно быть «увлекательным путешествием» в мир неизведанного, где каждый смог бы раскрыть свои творческие способности.

Таким образом, есть множество средств для развития творческих способностей учащихся на уроках иностранного языка и во внеурочной деятельности, которые не позволяют оставить учеников равнодушными к изучению иностранного языка, делают урок интереснее, оживленнее и разнообразнее. Изучение иностранного языка не должно превращаться в скучную и рутинную работу. Оно должно быть «увлекательным путешествием» в мир неизведанного, где каждый смог бы раскрыть свои творческие способности.

 Список литературы  1. Бикеева А.С. Некоторые приемы развития творческих способностей учащихся на уроках иностранного языка / Иностранные языки в школе, 2005, № 2  2. Винокурова Н.К. «Развитие творческих способностей учащихся»: / М.: Образовательный центр «Педагогический поиск», 2004  3. Белякова М.А. Международная проектная деятельность как способ раскрытия творческого потенциала личности ученика / Иностранные языки в школе, 2007, № 3  4. Владыко О.А. Проектная методика – эффективное средство организации творческой и учебной деятельности на уроке иностранного языка / Иностранные языки в школе, 2007, № 4

Список литературы 1. Бикеева А.С. Некоторые приемы развития творческих способностей учащихся на уроках иностранного языка / Иностранные языки в школе, 2005, № 2 2. Винокурова Н.К. «Развитие творческих способностей учащихся»: / М.: Образовательный центр «Педагогический поиск», 2004 3. Белякова М.А. Международная проектная деятельность как способ раскрытия творческого потенциала личности ученика / Иностранные языки в школе, 2007, № 3 4. Владыко О.А. Проектная методика – эффективное средство организации творческой и учебной деятельности на уроке иностранного языка / Иностранные языки в школе, 2007, № 4