СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие креативного мышления на уроках русского языка и литературы

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации рассматривается тренинг креативного мышления в обучении русскому языку и литературе. Учителем описываются методы развития творческих способностей учащихся, рассматривается теория решения изобретательских задач.

Просмотр содержимого документа
«Развитие креативного мышления на уроках русского языка и литературы»

Развитие креативного мышления на уроках русского языка и литературы  Для восприятия чужой мудрости нужна, прежде всего, творческая работа. Л.Н. Толстой Подготовила презентацию учитель высшей категории русского языка и литературы школы № 151 Яшнабадского района города Ташкента Сабирова Наира Назировна 2021-2022 у/г

Развитие креативного мышления на уроках русского языка и литературы

Для восприятия чужой мудрости нужна, прежде всего, творческая работа.

Л.Н. Толстой

Подготовила презентацию учитель высшей категории русского языка и литературы школы № 151

Яшнабадского района

города Ташкента

Сабирова Наира Назировна

2021-2022 у/г

Актуальность  Повышение мотивации учения  Речевое развитие  Создание условий для коммуникативной деятельности  Создание благоприятных условий для формирования творческой личности

Актуальность

  • Повышение мотивации учения
  • Речевое развитие
  • Создание условий для коммуникативной деятельности
  • Создание благоприятных условий для формирования творческой личности

Теоретическое обоснование  Педагоги и психологи о творческой деятельности учащихся Лев Семёнович Выготский Василий Александрович Сухомлинский Константин Дмитриевич Ушинский Исаак Яковлевич Лернер Диана Борисовна Богоявленская Джой Пол Гилфорд Эдвард де Боно  Я́ков Алекса́ндрович Пономарёв

Теоретическое обоснование

Педагоги и психологи о творческой деятельности учащихся

  • Лев Семёнович Выготский
  • Василий Александрович Сухомлинский
  • Константин Дмитриевич Ушинский
  • Исаак Яковлевич Лернер
  • Диана Борисовна Богоявленская
  • Джой Пол Гилфорд
  • Эдвард де Боно 
  • Я́ков Алекса́ндрович Пономарёв
Л. Н. Толстой писал: «Если ученик в школе не научится сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений»
  • Л. Н. Толстой писал:
  • «Если ученик в школе не научится сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений»
- Что же такое креативное мышление? -Насколько важно его развитие у детей школьного возраста? В результате экспериментальных исследований среди способностей личности была выделена способность особого рода – порождать необычные идеи, отклоняться в мышлении от традиционных схем,  быстро разрешать проблемные ситуации.
  • - Что же такое креативное мышление?
  • -Насколько важно его развитие у детей школьного возраста?

В результате экспериментальных исследований среди способностей личности была выделена способность особого рода –

  • порождать необычные идеи,
  • отклоняться в мышлении от традиционных схем,
  • быстро разрешать проблемные ситуации.
Такая способность была названа креативностью ( творческим мышлением). Творчество (или креативность ) – это способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта.
  • Такая способность была названа креативностью
  • ( творческим мышлением).
  • Творчество (или креативность ) – это способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта.

Для творчества необходимо наличие четырех источников:  интеллектуальных способностей,  знаний,  личностных характеристик,  мотивации. Внутренняя потребность в творческой деятельности рассматривается психологами и педагогами как объективная закономерность развития личности

Для творчества необходимо наличие четырех источников:

  • интеллектуальных способностей,
  • знаний,
  • личностных характеристик,
  • мотивации.

Внутренняя потребность в творческой деятельности рассматривается психологами и педагогами как объективная закономерность развития личности

«Именно творческая деятельность делает ребенка существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее».   Лев Семёнович Выготский

«Именно творческая деятельность делает ребенка существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее». 

Лев Семёнович

Выготский

 «Дитя требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а её однообразием и однородностью. Неосознанно ребёнок тянется к той деятельности, которая сулит ему возможности развития»  Константин Дмитриевич Ушинский

«Дитя требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а её однообразием и однородностью. Неосознанно ребёнок тянется к той деятельности, которая сулит ему возможности развития»

Константин Дмитриевич Ушинский

«Творчество детей – это глубоко своеобразная  сфера их духовной жизни, самовыражение и  самоутверждение, в котором ярко раскрывается  индивидуальная самобытность каждого ребёнка»  Василий Александрович Сухомлинский

«Творчество детей – это глубоко своеобразная сфера их духовной жизни,

самовыражение и самоутверждение, в котором ярко раскрывается индивидуальная самобытность каждого ребёнка»

Василий Александрович Сухомлинский

Исаак Яковлевич Лернер И. Я. Лернер является одним из разработчиков проблемного обучения. Раскрыл дидактические основы и разработал систему методов обучения. Раскрыл связь между методами обучения, организационными формами, средствами и приёмами обучения. Обосновал состав и структуру содержания образования, адекватные социальному опыту. Разработал целостную концепцию образовательного процесса как системы.

Исаак Яковлевич Лернер

И. Я. Лернер является одним из разработчиков проблемного обучения. Раскрыл дидактические основы и разработал систему методов обучения. Раскрыл связь между методами обучения, организационными формами, средствами и приёмами обучения. Обосновал состав и структуру содержания образования, адекватные социальному опыту. Разработал целостную концепцию образовательного процесса как системы.

Элементы творческих способностей по Исааку Яковлевичу Лернеру - построение принципиально нового способа решения, отличающегося от известных. видение новой проблемы в знакомой ситуации перенос знаний и умений в нестандартную ситуацию комбинирование известных способов действий и создание на этой основе нового способа видение новых (скрытых) функций известных объектов; видение альтернативных и вариативных способов решения задачи видение всех взаимосвязей  структуры объекта

Элементы творческих способностей по Исааку Яковлевичу Лернеру

- построение принципиально нового способа решения, отличающегося от известных.

видение новой проблемы в знакомой ситуации

перенос знаний и умений в нестандартную ситуацию

комбинирование известных способов действий и создание на этой основе нового способа

видение новых (скрытых) функций известных объектов;

видение альтернативных и вариативных способов решения задачи

видение всех взаимосвязей

структуры объекта

«Каждый ребенок обладает возможностью становления творческих способностей» Потребность воспитывается из причастности к чему-то. Поэтому, если ребенок растет, слушая хорошую музыку, видит, что это оценивается взрослыми, то в него это закладывается. Если первые попытки ребенка оканчиваются некоторой удачей, навыки закрепляются, начинает формироваться склонность. А склонность – это та платформа, на которой уже может развиваться способность, и если другие контакты, другие жизненные ситуации не перетягивают ребенка в другую сторону, то он может пойти по этому пути. Надо создавать возможность для формирования личности ребенка, давать ему возможность выбора. Это должен быть только его выбор. А не так – ты будешь композитором, вот сиди и играй. Такое отношение ничего, кроме отторжения, у ребенка не вызовет. Диана Борисовна Богоявленская 27 июля 1932 г

«Каждый ребенок обладает возможностью становления творческих способностей»

Потребность воспитывается из причастности к чему-то. Поэтому, если ребенок растет, слушая хорошую музыку, видит, что это оценивается взрослыми, то в него это закладывается. Если первые попытки ребенка оканчиваются некоторой удачей, навыки закрепляются, начинает формироваться склонность. А склонность – это та платформа, на которой уже может развиваться способность, и если другие контакты, другие жизненные ситуации не перетягивают ребенка в другую сторону, то он может пойти по этому пути. Надо создавать возможность для формирования личности ребенка, давать ему возможность выбора. Это должен быть только его выбор. А не так – ты будешь композитором, вот сиди и играй. Такое отношение ничего, кроме отторжения, у ребенка не вызовет.

Диана Борисовна Богоявленская

27 июля 1932 г

Сейчас в педагогике выделяют следующие характерные группы: 1.Уроки с игровой и состязательной основой   урок-конкурс,  урок-турнир, урок- эстафета, урок-дуэль, урок- деловая игра, урок- ролевая игра,  урок-кроссворд, урок-викторина.

Сейчас в педагогике выделяют следующие характерные группы:

1.Уроки с игровой и состязательной основой  

  • урок-конкурс,
  • урок-турнир,
  • урок- эстафета,
  • урок-дуэль,
  • урок- деловая игра,
  • урок- ролевая игра,
  • урок-кроссворд,
  • урок-викторина.
2.Видоизменение традиционных способов организации урока    урок-лекция «парадокс»,  урок - парный опрос, урок-экспресс-опрос, урок-практикум.

2.Видоизменение традиционных способов организации урока  

  • урок-лекция «парадокс»,
  • урок - парный опрос,
  • урок-экспресс-опрос,
  • урок-практикум.
3. Привлечение известных в общественной практике форм, жанров, методов работы    урок-исследование, урок-интервью,  урок-репортаж, урок-отчёт, урок- рецензия, урок — мозговая атака.

3. Привлечение известных в общественной практике форм, жанров, методов работы  

  • урок-исследование,
  • урок-интервью,
  • урок-репортаж,
  • урок-отчёт,
  • урок- рецензия,
  • урок — мозговая атака.
4. Уроки, имитирующие деятельность различных учреждений и организаций   урок-суд, урок — заседание учебного совета, урок — патентного бюро. Уроки, имитирующие какие-либо занятия или мероприятия  урок — заочная экскурсия, урок — литературная прогулка, урок — литературная гостиная, урок- путешествие в прошлое.

4. Уроки, имитирующие деятельность различных учреждений и организаций  

  • урок-суд,
  • урок — заседание учебного совета,
  • урок — патентного бюро.

Уроки, имитирующие какие-либо занятия или мероприятия

  • урок — заочная экскурсия,
  • урок — литературная прогулка,
  • урок — литературная гостиная,
  • урок- путешествие в прошлое.
5.Уроки, основанные на фантазии   урок-сказка, урок-сюрприз,  урок — подарок. 

5.Уроки, основанные на фантазии  

  • урок-сказка,
  • урок-сюрприз,
  • урок — подарок. 
6.Уроки, напоминающие различные общественные явления   урок-пресс-конференция,  урок-аукцион,  урок-бенефис, урок-телемост, урок-рапорт,  урок-диспут,  урок-выставка.

6.Уроки, напоминающие различные общественные явления  

  • урок-пресс-конференция,
  • урок-аукцион,
  • урок-бенефис,
  • урок-телемост,
  • урок-рапорт,
  • урок-диспут,
  • урок-выставка.
7.Уроки, основанные на оригинальной организации учебного материала   урок мудрости,  урок-откровение

7.Уроки, основанные на оригинальной организации учебного материала

 

  • урок мудрости,
  • урок-откровение
Творческое мышление  разные исследователи называют по-разному. Джой Пол Гилфорд (1897-1987) американский психолог, один из основателей психологии творчества, говорил о нем, как о дивергентном, «направленном в разные стороны»

Творческое мышление  разные исследователи называют по-разному. Джой Пол Гилфорд (1897-1987) американский психолог, один из основателей психологии творчества, говорил о нем, как о дивергентном, «направленном в разные стороны»

Джой Пол Гилфорд

Джой Пол Гилфорд

Эдвард де Боно  ( 19 мая   1933 ,  Мальта )  — британский психолог и писатель, эксперт в области творческого мышления называл это мышление нешаблонным

Эдвард де Боно  ( 19 мая  

1933Мальта )  — британский психолог и писатель, эксперт в области творческого мышления называл это мышление нешаблонным

Я́ков Алекса́ндрович Пономарёв (1920 - 1997 года,) — советский и российский психолог, доктор психологических наук (Известен как специалист по  психологии творчества  и  интуиции )  – интуитивным. Но все исследователи отмечали, что основной признак творческого мышления – способность выйти за пределы банальных, избитых истин и создать что-то новое и оригинальное.

Я́ков Алекса́ндрович Пономарёв (1920 - 1997 года,) — советский и российский психолог, доктор психологических наук (Известен как специалист по  психологии творчества  и  интуиции )  – интуитивным. Но все исследователи отмечали, что основной признак творческого мышления – способность выйти за пределы банальных, избитых истин и создать что-то новое и оригинальное.

Какие формы и методы развития творческого мышления можно использовать на своих уроках? 1.Систематически, целенаправленно нужно развивать у учащихся подвижность и гибкость мышления. 2.Стимулировать процессы переключения, поисковой активности. 3. Стараться учить учащихся рассуждать, гибко подходить к проблемам, мыслить, самим делать выводы. 4. Учить находить новые, оригинальные подходы, красивые решения, чтобы ощутить удовольствие от обучения

Какие формы и методы развития творческого мышления можно использовать на своих уроках?

1.Систематически, целенаправленно нужно развивать у учащихся подвижность и гибкость мышления.

2.Стимулировать процессы переключения, поисковой активности.

3. Стараться учить учащихся рассуждать, гибко подходить к проблемам, мыслить, самим делать выводы.

4. Учить находить новые, оригинальные подходы, красивые решения, чтобы ощутить удовольствие от обучения

Мотивация ученической деятельности . - Как вы думаете, почему тема звучит таким образом? - О чём, по-вашему, пойдёт речь на сегодняшнем занятие? - Какие задачи вы ставите перед собой? - Где могут пригодиться нам знания, полученные на сегодняшнем занятии?

Мотивация ученической деятельности .

- Как вы думаете, почему тема звучит таким образом?

- О чём, по-вашему, пойдёт речь на сегодняшнем занятие?

- Какие задачи вы ставите перед собой?

- Где могут пригодиться нам знания, полученные на сегодняшнем занятии?

Творческие игры на уроке русского языка «Продолжить цепочку» (по теме: «Простое осложнённое предложение»). Образец 1 : Летом на улице я встретила человека, одетого в пальто. 1-ый ученик: В пальто, кстати, зимнем.  2-ой ученик: В зимнем, но цветастом.  3-ий ученик: Цветастом, как летний луг. 4-ый ученик: Луг, расположенный недалеко от школы.  5-ый ученик: А школа, конечно, с театральным кружком!  6-ой ученик: В котором, между прочим, учимся мы!  Мы, ученики школы № 151 Яшнабадского района!

Творческие игры на уроке русского языка

«Продолжить цепочку» (по теме: «Простое осложнённое предложение»).

Образец 1 : Летом на улице я встретила человека, одетого в пальто.

1-ый ученик: В пальто, кстати, зимнем. 2-ой ученик: В зимнем, но цветастом. 3-ий ученик: Цветастом, как летний луг.

4-ый ученик: Луг, расположенный недалеко от школы. 5-ый ученик: А школа, конечно, с театральным кружком! 6-ой ученик: В котором, между прочим, учимся мы! Мы, ученики школы № 151 Яшнабадского района!

«Письмо другу».  Ученики пишут короткое письмо другу, используя в предложении обращения, вводные слова, причастный, деепричастный и сравнительные обороты. Листочек необходимо сложить пополам. На одной стороне пишут «Дорогой друг!» и перечисляют все достоинства человека, имя которого написано на листочке, а на другой стороне пишут свои недостатки, подписываются. После этого письмо торжественно вручают адресату.

«Письмо другу». Ученики пишут короткое письмо другу, используя в предложении обращения, вводные слова, причастный, деепричастный и сравнительные обороты. Листочек необходимо сложить пополам. На одной стороне пишут «Дорогой друг!» и перечисляют все достоинства человека, имя которого написано на листочке, а на другой стороне пишут свои недостатки, подписываются. После этого письмо торжественно вручают адресату.

«Правда-неправда» 1)Правда ли, что в предложении «Сынок, письмо, в котором ты просишь денег, мы не получили» 2 обращения? 2)Правда ли, что причастный оборот обособляется всегда? 3)Верно ли утверждение, что вводные слова и обращения не являются членами предложения? 4)Можно ли утверждать, что в предложении «Руслан бежал навстречу другу сломя голову» сравнительный оборот не обособляется? 5)Верно ли, что в предложении «Люблю тебя, Петра творенье…» я обращаюсь к Петру Егорову? 6)Какой осложняющий компонент в предложении « Дмитрий Кузнецов, студент 1-го курса, уехал на соревнования? 7)Правда ли, что деепричастный и сравнительные обороты в предложении являются обстоятельствами? 8)Есть ли в предложении «Он, однако, не сомневался в своих друзьях» вводное слово?

9)Правда ли, что в предложении «Акбар, по всей вероятности, сегодня на репетицию не придёт» есть обращение?

Эти творческие задания, при выполнении которых проводится теоретическое и практическое исследование проблемы. Творческие задания формируют познавательные качества личности, практические – созидательные качества.

Сочинения-миниатюры  (например, к уроку «Наташа Ростова – любимая героиня Л.Н. Толстого – в поисках смысла жизни», 10 класс) группа группа Что привлекает и что отталкивает вас в образе Наташи? Какие черты образа Наташи вам особенно близки? группа группа Возможно ли с таким образом мыслей, как у Наташи, жить в ХХ I веке? Как, по вашему, Л.Н. Толстой относится к Наташе Ростовой?

Сочинения-миниатюры

(например, к уроку «Наташа Ростова – любимая героиня

Л.Н. Толстого – в поисках смысла жизни», 10 класс)

группа

группа

Что привлекает и что отталкивает вас в образе Наташи?

Какие черты образа Наташи вам особенно близки?

группа

группа

Возможно ли с таким образом мыслей, как у Наташи, жить в ХХ I веке?

Как, по вашему,

Л.Н. Толстой относится к Наташе Ростовой?

Сочинения различных жанров Сочинение-миниатюра  «Ура! Я пятиклассник!» Сочинение по картине Сочинение по данному началу  «Думающие помощники-роботы пригодятся космонавтам, отправляющимся в далекий рейс. Во время пути интеллектуальные роботы будут следить за исправностью всех агрегатов, подскажут космонавтам, что сломалось и как провести ремонт»

Сочинения различных жанров

  • Сочинение-миниатюра

«Ура! Я пятиклассник!»

  • Сочинение по картине
  • Сочинение по данному началу

«Думающие помощники-роботы пригодятся космонавтам, отправляющимся в далекий рейс. Во время пути интеллектуальные роботы будут следить за исправностью всех агрегатов, подскажут космонавтам, что сломалось и как провести ремонт»

Сочинение по личным впечатлениям Музыкальные впечатления  «Что я чувствовал, слушая эту музыку» Читательские впечатления  «Мое отношение к Печорину» Жизненные впечатления  « Самый интересный день в школе»
  • Сочинение по личным впечатлениям

Музыкальные впечатления

«Что я чувствовал, слушая эту музыку»

Читательские впечатления

«Мое отношение к Печорину»

Жизненные впечатления

« Самый интересный день в школе»

Сочинения различных жанров Сочинение-письмо (письмо маме, другу, ветерану и др.) Сочинение по пословице «Друг познаётся в беде» Сочинение-фантазия ( от имени животного или предмета)

Сочинения различных жанров

  • Сочинение-письмо

(письмо маме, другу, ветерану и др.)

  • Сочинение по пословице

«Друг познаётся в беде»

  • Сочинение-фантазия

( от имени животного или предмета)

Сочинения различных жанров Сочинение сказки, загадки или стихотворения на лингвистическую тему « Я начну, а ты продолжи…» (проба поэтического пера) На доске записываются две стихотворные строчки, которые ребята должны продолжить. Так рождаются стихотворения. Город Ташкент, ты такой один, Ты прекрасней всех и родней всего…

Сочинения различных жанров

  • Сочинение сказки, загадки или стихотворения на лингвистическую тему
  • « Я начну, а ты продолжи…» (проба поэтического пера)

На доске записываются две стихотворные строчки, которые ребята должны продолжить. Так рождаются стихотворения.

Город Ташкент, ты такой один,

Ты прекрасней всех и родней всего…

Творческие изложения С заменой лица рассказчика  С изменением финала текста  Включающее собственные размышления над текстом

Творческие изложения

  • С заменой лица рассказчика
  • С изменением финала текста
  • Включающее собственные размышления над текстом
Творческие диктанты с заменой или продолжением текста Тема: «Правописание букв Ё – О после шипящих» Задание: Заменить словосочетания одним словом – синонимом, в котором есть данная орфограмма Водитель машины ( ш о фер) Тихая речь (ш ё пот) Плод дуба (ж ё лудь)

Творческие диктанты с заменой или продолжением текста

Тема: «Правописание букв Ё – О после шипящих»

Задание: Заменить словосочетания одним словом – синонимом, в котором есть данная орфограмма

Водитель машины ( ш о фер)

Тихая речь ё пот)

Плод дуба ё лудь)

Литературное творчество – это возможность  познания ученика через эмоциональную наполненность и образность его художественной речи.  Одним из эффективных методов развития творческого мышления считаю  сочинение – рассуждение, сочинение – рассказ и др.

Литературное творчество – это возможность  познания ученика через эмоциональную наполненность и образность его художественной речи. Одним из эффективных методов развития творческого мышления считаю

  • сочинение – рассуждение,
  • сочинение – рассказ и др.
Примерные темы сочинения: «За что люблю театр?»,  «Мой любимый герой», «Моё увлечение», «Тема любви в произведениях И. Бунина и А. Куприна», «Духовные искания Г. Мелехова»)

Примерные темы сочинения:

  • «За что люблю театр?»,
  • «Мой любимый герой»,
  • «Моё увлечение»,
  • «Тема любви в произведениях

И. Бунина и А. Куприна»,

  • «Духовные искания Г. Мелехова»)
Подготовить вопросы командам-соперницам (заседание интеллектуального клуба «Что? Где? Когда?»). Упорядочить героев произведения по мере их появления. Установить правильную последовательность литературных течений. Расположить писателей в хронологическом порядке.

Подготовить вопросы командам-соперницам (заседание интеллектуального клуба

«Что? Где? Когда?»).

Упорядочить героев произведения по мере их появления.

Установить правильную последовательность литературных течений.

Расположить писателей в хронологическом порядке.

Интеллектуальная разминка, например:   «Назови средство выразительности речи». Предложить найти в двух предложенных стихотворениях изобразительно-выразительные средства речи: 1 группа – олицетворение, 2 группа – эпитеты, 3 группа – метафоры.  

Интеллектуальная разминка, например:  

  • «Назови средство выразительности речи».

Предложить найти в двух предложенных стихотворениях изобразительно-выразительные средства речи:

1 группа – олицетворение,

2 группа – эпитеты,

3 группа – метафоры.

 

1.Быть знаменитым некрасиво. Не это подымает ввысь. Не надо заводить архива, Над рукописями трястись.   Цель творчества – самоотдача, А не шумиха, не успех. Позорно, ничего не знача, Быть притчей на устах у всех. 

1.Быть знаменитым некрасиво.

Не это подымает ввысь.

Не надо заводить архива,

Над рукописями трястись.

 

Цель творчества – самоотдача,

А не шумиха, не успех.

Позорно, ничего не знача,

Быть притчей на устах у всех. 

2.Июль, таскающий в одеже  Пух одуванчиков, лопух. Июль, домой сквозь окна вхожий,  Все громко говорящий вслух.   Степной нечесаный растрепа, Пропахший липой и травой,  Ботвой и запахом укропа, Июльский воздух луговой.  

2.Июль, таскающий в одеже 

Пух одуванчиков, лопух.

Июль, домой сквозь окна вхожий, 

Все громко говорящий вслух.

 

Степной нечесаный растрепа,

Пропахший липой и травой, 

Ботвой и запахом укропа,

Июльский воздух луговой.

 

 Игры на уроках    кроссворды Разгадай кроссворд из выделенных букв составь слово  По горизонтали : 1.Поединок (с применением оружия) между двумя лицами по вызову одного из них. 2. Часть здания - ряд помещений, расположенных на одном уровне. 3. Комплекс сооружений и технических средств, предназначенный для взлета, посадки, стоянки и обслуживания самолетов, вертолетов и планеров. 4. Устаревшее название самолета. 5. Произведения, написанные стихами . По вертикали: 1.Проверка знаний поступающих в вуз; при завершении определенного этапа обучения. 2. Покрытие, защищающее от износа и повреждений. 3. Ансамбль из 2 музыкантов-исполнителей.. 4. Правила литературного произношения. 5. Глава города.

Игры на уроках

кроссворды

Разгадай кроссворд

из выделенных букв составь слово

По горизонтали :

1.Поединок (с применением оружия) между двумя лицами по вызову одного из них.

2. Часть здания - ряд помещений, расположенных на одном уровне.

3. Комплекс сооружений и технических средств, предназначенный для взлета, посадки, стоянки и обслуживания самолетов, вертолетов и планеров.

4. Устаревшее название самолета.

5. Произведения, написанные стихами .

По вертикали:

1.Проверка знаний поступающих в вуз; при завершении определенного этапа обучения.

2. Покрытие, защищающее от износа и повреждений.

3. Ансамбль из 2 музыкантов-исполнителей..

4. Правила литературного произношения.

5. Глава города.

 Игры на уроках    Ребусы Первое – нота, второе – тоже,  А целое на боб похожа. ( Фа – соль)   Первое – предлог, второе- летний дом,  А целое порой решается с трудом. ( За – дача).   Начало – голос птицы, конец – на дне пруда.  А целое в музее найдёте без труда.  ( Картина). Шарады

Игры на уроках

Ребусы

Первое – нота, второе – тоже, А целое на боб похожа. ( Фа – соль) Первое – предлог, второе- летний дом, А целое порой решается с трудом.

( За – дача). Начало – голос птицы, конец – на дне пруда. А целое в музее найдёте без труда.

( Картина).

Шарады

 Игры на уроках    Игровые задания, направленные на отработку орфоэпических норм («Составь текст и озвучь его», «Конкурс дикторов и др.)  Лексико-фразеологические игры («Составь фразеологизм», «Составь пословицу», «Угадай-ка» и др.) Игровые задания, направленные на отработку орфографических и пунктуационных норм («Третий лишний», «Помоги Пете Ошибкину»)

Игры на уроках

Игровые задания, направленные на отработку орфоэпических норм

(«Составь текст и озвучь его», «Конкурс дикторов и др.)

Лексико-фразеологические игры

(«Составь фразеологизм», «Составь пословицу», «Угадай-ка» и др.)

Игровые задания, направленные на отработку орфографических и пунктуационных норм

(«Третий лишний», «Помоги Пете Ошибкину»)

Творческие задания с элементами изобразительного творчества Иллюстрации к пословицам, фразеологизмам, сказкам

Творческие задания с элементами изобразительного творчества

Иллюстрации к пословицам, фразеологизмам, сказкам

Нетрадиционные домашние задания Задания на основе материалов газет и телевидения Разработка наглядного пособия Разработка кроссворда или карточки с грамматическим заданием по теме Составление ребусов, шарад, пословиц Сочинения на лингвистическую тему

Нетрадиционные домашние задания

  • Задания на основе материалов газет и телевидения
  • Разработка наглядного пособия
  • Разработка кроссворда или карточки с грамматическим заданием по теме
  • Составление ребусов, шарад, пословиц
  • Сочинения на лингвистическую тему

Ключевые концептуальные идеи, составляющие основу данной педагогической системы: 1.     Творческое мышление, творческие способности необходимо рассматривать как системное качество личности, способной благодаря интеллекту и высокой мотивации осуществлять деятельность независимо от наличия внешних стимулов; 2.      Важно понимать, что высокий уровень умственных способностей сам по себе не обеспечивает творческого мышления; 3.     Необходимо создавать условия, способствующие не только выявлению качеств творческой личности, но и развитию ценностно-мотивационной сферы личности ребенка;  

Ключевые концептуальные идеи, составляющие основу данной педагогической системы:

1.     Творческое мышление, творческие способности необходимо рассматривать как системное качество личности, способной благодаря интеллекту и высокой мотивации осуществлять деятельность независимо от наличия внешних стимулов;

2.      Важно понимать, что высокий уровень умственных способностей сам по себе не обеспечивает творческого мышления;

3.     Необходимо создавать условия, способствующие не только выявлению качеств творческой личности, но и развитию ценностно-мотивационной сферы личности ребенка;

 

4.     Целесообразно рассматривать проявления творчества не в контексте вида деятельности, а как наличие у  ученика определенных личностных качеств, качеств творческой личности, приобретаемых им в процессе любой деятельности; 5.     Если мы ставим задачу  развития творческого мышления, то мы должны создать условия, позволяющие ученику найти такой вид деятельности, в рамках которого он сможет «выходить за пределы заданного», подниматься тем самым до высокого уровня «интеллектуальной активности» (Д.Б. Богоявленская);

4.     Целесообразно рассматривать проявления творчества не в контексте вида деятельности, а как наличие у  ученика определенных личностных качеств, качеств творческой личности, приобретаемых им в процессе любой деятельности;

5.     Если мы ставим задачу  развития творческого мышления, то мы должны создать условия, позволяющие ученику найти такой вид деятельности, в рамках которого он сможет «выходить за пределы заданного», подниматься тем самым до высокого уровня «интеллектуальной активности» (Д.Б. Богоявленская);

6.     Специальные творческие задания на развитие творческого мышления, исследовательская деятельность, деятельность по развитию специальных способностей (гуманитарных) – все это способствует реализации творческого потенциала ученика. Неисчерпаемый потенциал для формирования творческого мышления как системного качества личности заключен в самом предмете преподавания, в частности мы говорим об уроках  русского  языка  и литературы, на которых возможно создание условий, способствующих развитию творческой личности ребенка.

6.     Специальные творческие задания на развитие творческого мышления,

  • исследовательская деятельность,
  • деятельность по развитию специальных
  • способностей (гуманитарных) – все это
  • способствует реализации творческого потенциала ученика.

Неисчерпаемый потенциал для формирования творческого мышления как системного качества личности заключен в самом предмете преподавания, в частности мы говорим об уроках  русского  языка  и литературы, на которых возможно создание условий, способствующих развитию творческой личности ребенка.

Дополнительные рекомендации педагогам. 1.  Самому быть творческим. Общаясь с учениками, мы должны демонстрировать ему образцы творческого поведения и деятельности. Личностные качества педагога очень важны. Ведь нетворческая личность сформировать творца не может. 2 .Заражать детей своей любовью к творчеству. 3 .Быть гибким, уметь следовать ситуации. Всем прекрасно известно: умный меняет своё мнение, глупый – никогда. Умный, творческий человек способен отказаться от усвоенной точки зрения и принять новую, если последняя более справедлива.

Дополнительные рекомендации педагогам.

1.  Самому быть творческим. Общаясь с учениками, мы должны демонстрировать ему образцы творческого поведения и деятельности. Личностные качества педагога очень важны. Ведь нетворческая личность сформировать творца не может.

2 .Заражать детей своей любовью к творчеству.

3 .Быть гибким, уметь следовать ситуации. Всем прекрасно известно: умный меняет своё мнение, глупый – никогда. Умный, творческий человек способен отказаться от усвоенной точки зрения и принять новую, если последняя более справедлива.

4 .Бороться со всяческими проявлениями конформизма. Нужно следить за тем, чтобы у ученика не вырабатывалась привычка к несамостоятельным, нетворческим решениям (многим свойственно часто подражать педагогу, воспроизводить информацию, полученную от него или просто скачать из интернета). 5. Всячески поддерживать самостоятельность ученика. Какими станут наши дети, Многое зависит и от вас. И на пороге будущих столетий Пусть будут они лучше нас.  

4 .Бороться со всяческими проявлениями конформизма. Нужно следить за тем, чтобы у ученика не вырабатывалась привычка к несамостоятельным, нетворческим решениям (многим свойственно часто подражать педагогу, воспроизводить информацию, полученную от него или просто скачать из интернета).

5. Всячески поддерживать самостоятельность ученика.

Какими станут наши дети,

Многое зависит и от вас.

И на пороге будущих столетий

Пусть будут они лучше нас.

 


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!