СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие критического мышления на уроках биологии

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

В настоящее время очень важно развивать критическое мышление школьников. Современное образование обязывает детей готовить к взрослой жизни. В данной разработке собраны техники развития критического мышления у школьников. более детально рассмотрен урок в 6 классе по теме "Фотосинтез"

Просмотр содержимого документа
«Развитие критического мышления на уроках биологии»

Развитие критического мышления учащихся на уроках биологии



Учитель биологии и химии МБОУ ОЦ№ 3 УК №3

Житниковская Ольга Александровна



В настоящее время система образования претерпевает ряд изменений и модернизации. Учитель перестал быть источником информации, а по ФГОС должен предоставить условия для получения ее учеником самостоятельно. Сегодня развитие образования имеет личностно-ориентированную направленность. Именно поэтому необходимо развивать у детей личностные функции: поиск смысла, построение образа и модели своей жизни, творческие способности, умение оценить критически какие-либо факты или свои действия.

Задача учителя в эпоху ухода в виртуальность и компьютеризацию увлечь детей, заинтересовать и сделать виртуальный мир своим помощником, а живое общение основной ценностью между ним и учеником.

Критическое мышление – это способность ставить новые, полные смысла вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые, продуманные решения. Это мышление открытое, рефлексивное, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт. Таким образом, критическое мышление – это комплекс навыков и умений, которые формируются постепенно, в ходе развития и обучения ребенка. Основная идея технологии - создать такую атмосферу на уроке, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, изменяются и познают самих себя. Отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающих.

Технология развития критического мышления является главным способом личностно-ориентированного обучения, который помогает выстроить партнерские отношения не только в общении, но и в конструировании знаний.

Работая с новой информацией, дети учатся рассматривать её с различных точек зрения, делают выводы о значимости и практичности. В настоящее время уже недостаточно владеть фактами, необходимо моделировать ситуации, использовать приобретенный опыт, созидать и сотрудничать. Именно развитие критического мышления позволит воспитать свободную, мыслящую личность, обладающую возможностью личностного роста и развитием индивидуальности.

Универсальные учебные действия (УУД) по ФГОС — базовый элемент умения учиться; совокупность способов действий учащегося и навыков учебной работы, обеспечивающих его возможностью самостоятельно развиваться и совершенствоваться в направлении желаемого социального опыта на протяжении всей жизни. Все эти действия прекрасно развиваются с помощью критического мышления.

Технологические этапы урока с использованием технологии развития критического мышления

  1. Вызов:

 актуализация имеющихся знаний

 пробуждение интереса к получению новой информации

постановка учеником собственных целей обучения

  1. Осмысление содержания:

 получение новой информации

 осмысление новой информации

 корректировка учеником поставленных целей обучения

  1. Рефлексия:  размышление, целостное осмысление, выработка собственного отношения к изучаемому материалу

 рождение нового знания

 выявление непознанного, постановка учеником новых целей обучения (новый «вызов»)

Мною отмечен факт снижения результативности процесса обучения тем обстоятельством, что преподаватель зачастую ставит цель урока, исходя из собственных интересов. Технология критического мышления предусматривает необходимость ученику ставить цель самостоятельно. Если ребенок понимает, что он изучает и для чего, то и процесс усвоения идет более плодотворно.

Я хотела бы рассмотреть основные технологии развития критического мышления на примере изучения темы «Фотосинтез» в 6 классе. Основной недостаток данного раздела – это катастрофическая нехватка времени. По программе на нее отводится всего один час, поэтому приходится подключать внеурочную деятельность. К этому времени на внеурочном занятии ставим опыты (кроме опыта №2).

На стадии вызова необходимо актуализировать уже имеющиеся знания о типах питания растений и животных, знания, полученные во время постановки экспериментов, а также из дополнительной литературы., а также фиксация и систематизация знаний.

На стадии вызова важно:

1. свободное высказывание своей точки зрения без боязни ошибиться и быть исправленным учителем;

2. фиксация всех высказываний;

3. сочетание индивидуальной и групповой работы для актуализации собственных знаний и знакомства с альтернативными (некоторым учащимся легче озвучить свои мысли в группе, чем сразу учителю).

При успешной реализации стадии вызова у учащихся должен возникнуть стимул для работы на этапе получения новой информации.

На стадии осмысления содержания учащиеся вступают в контакт с новой информацией. В процессе реализации этой стадии главная задача учителя состоит в том, чтобы поддерживать активность, интерес учащихся в продвижении от «старого» знания к «новому».

Для осмысления содержания можно зачитывать наиболее сложные места параграфа, отмечать важное, больше использовать приемы стимулирования внимания (проблемные вопросы, интересные факты, иллюстрации, схемы). В процессе индивидуальной работы учащиеся производят отбор наиболее значимой информации, выражают ее своими словами, самостоятельно выстраивают причинно-следственные связи.

На стадии рефлексии та информация, которая была новой, становится собственным знанием, побудителем для расширения информационного поля.

Технологическая карта урока по технологии развития критического мышления

Стадии

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Возможные приёмы и методы

I. Вызов

Вызов уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу. Активизация учащихся, мотивация для дальнейшей работы.

Ученик вспоминает, что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до её изучения, задаёт вопросы, на которые хотел бы получить ответ, ставит цели.

Корзина идей Составление списка “известной информации”. Рассказ-предположение по ключевым словам. Систематизация материала (графическая): кластеры, таблицы. Верные и неверные утверждения. Логические цепочки.

II. Осмысление содержания

Организация работы с текстом. Сохранение интереса к теме, постепенное продвижение от знания “старого” к “новому”.

Ученик читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведёт записи по мере осмысления новой информации.

Метод активного чтения, маркировка: V знал - думал по-другому ? спросить учителя (непонятная информация) + новая информация ! очень важно работа в парах, группе, индивидуально

III. Рефлексия

Учитель возвращает учащихся к первоначальным записям, предположениям, предлагает внести изменения, дополнения, дает творческие задания

Учащиеся соотносят новую информацию со старой, используют знания, полученные на стадии осмысления.

Заполнение кластеров, таблиц, установление причинноследственной связи между блоками информации. Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям. Ответы на поставленные вопросы. Организация круглых столов и дискуссий. Написание творческих работ.



Использование технологии развития критического мышления на уроках биологии

Стадия вызова

Прием «Знаю – хочу узнать – узнал»

Прием «Знаю – хочу узнать – узнал» предполагает работу с таблицей. При изучении темы, на стадии вызова, учащимся можно предложить заполнить 1 графу таблицы (что я знаю по теме: это могут быть какие-то ассоциации, предположения, собственные знания). После обсуждения полученных результатов в классе учащиеся сами формулируют цели урока: что я хочу узнать? для устранения пробелов в знаниях и заполняют 2 графу. По ходу работы с текстом или в процессе обсуждения заполняют 3 графу. После изучения темы соотносят полученную информацию с той, что была у них в начале урока, учатся рефлексировать собственную мыслительную деятельность.



Методический прием «Верите ли вы, что …»

Так же на стадии вызова используется другой приём прогнозирования «Верные и неверные утверждения». Предлагается несколько утверждений по теме.

Дети, работая индивидуально, в парах, в группе, выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. В любом случае они настраиваются на изучение темы, выделяют ключевые моменты, а элемент соревнования позволяет удерживать внимание до конца урока.

Прием «Толстые и тонкие вопросы»

Использование приема «Толстые и тонкие вопросы» развивает умение задавать вопросы. Заданный учеником вопрос является способом диагностики знаний ученика, уровня погружения в текст. «Тонкие» вопросы – вопросы репродуктивного плана, требующие однословного ответа. «Толстые» вопросы – вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать.

Толстые вопросы

Тонкие вопросы

  1. Какие организмы, способны к фотосинтезу?

  2. Что такое «фототрофы»?

  1. Чем характеризуется световая и темновая фаза фотосинтеза?

  2. В каких клеточных структурах происходит фотосинтез?



Прием «Кластер»

Кластер – это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия.

Ученикам предлагается в течение 2-3 минут выписать ключевые слова по изучаемой теме и в ходе обдумывания графически изобразить логические связи между этими понятиями. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими.

После заполнения вместе с учениками

Прием «Ассоциации»

Учитель спрашивает, какие ассоциации возникают у учащихся, когда произносится определенное слово. Учащиеся перечисляют возникшие ассоциации, тем самым показывают, что им известно по этой теме. Учитель все мысли фиксирует на доске и определяется, какие вопросы требуют более тщательного рассмотрения или составляет возможный план урока.

Углекислый газ + вода

Солнечный свет

Органическое вещество (сахар - крахмал) + кислород

Хлорофилл

ФОТОСИНТЕЗ – от двух греческих слов “фото” – свет и “синтез” – соединение.

Прием «Зигзаг»

При изучении большого объема материала с целью его систематизации можно использовать прием «Зигзаг». Учащиеся усваивают быстро и качественно лишь то, что тут же после получения новой информации применяют на деле или передают другим. Этот прием способствует формированию навыков сотрудничества. Учебный материал разбивается на отдельные блоки. Группе предлагается для изучения свой блок, изучая который она перерабатывает информацию и представляет её в виде таблицы, кластера. Затем эту обработанную информацию один из участников группы представляет всему классу. И в итоге выстраивается весь текст целиком, только в наиболее сжатом варианте с выделением ключевых положений. При работе с данным приемом наиболее важным является умение слушать партнера, делать записи собственной позиции, оценки.

Прием «Концептуальная таблица»

Прием «Концептуальная таблица» помогает ребятам систематизировать информацию, выявлять черты сходства и отличия между различными организмами. При изучении представителей различных классов животных (7 класс), классов растений (6 класс) ученикам можно предложить заполнить сравнительную характеристику в виде таблицы:

Прием «Чтение с пометками INSERT (интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления)»

В тексте нужно делать соответствующие отметки и заполнять таблицу по окончанию чтения. Для детей, медленно читающих, текст сокращается. Не все дети умеют выбирать минимум нужной информации, они стараются переписать в таблицу всё, что отметили полными предложениями и абзацами. Нужно учить их делать это правильно, т.е. выписывать наиболее значимые фразы, отдельные слова, которые характеризуют факт или явление. Во время чтения текста необходимо делать на полях пометки, а после прочтения текста заполнить таблицу, где эти же значки станут заголовками граф таблицы.

Приемы устной и письменной рефлексии

Устная рефлексия учит публично формулировать и обозначать свое отношение к объекту изучения и подразумевает ответы на общие рефлексивные вопросы:

 Что на уроке показалось вам интересным?

 Что вызвало затруднения?

 Какие предположения подтвердились?

 Над чем стоит поразмышлять в дальнейшем?

Прием «Закончи предложение»

Пример неоконченных предложений

 Урок показал мне, что …

 В ближайшее время я планирую …

 Полученную информацию я считаю …

Прием написания «Эссе», «Синквейна»

Письменная рефлексия позволит ученикам остаться наедине со своими мыслями, учит внутреннему диалогу. Это возможно с помощью приемов написания «Эссе», «Синквейна». Синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк.

Правила написания синквейна:

1 строка – 1 существительное (тема)

2 строка – 2 прилагательных (раскрывающие тему)

3 строка – 3 глагола (описывающие действия по теме)

4 строка – предложение (отношение к теме)

5 строка – 1 слово-резюме (синоним темы)

Каждый учащийся в течение 3-5 минут составляет синквейн. Затем по желанию учащихся прослушиваем результат их творчества

Фотосинтез. Быстрый, активный. Меняет, влияет, происходит. Основан на химических реакциях. Процесс.

Фотосинтез. Биологический, регулярный. Преобразовывает, соединяет, создает. Играет важную роль. Термин.

Эссе – очерк, свободная трактовка проблемы, на 5 минут, более объемные как домашнее задание. Ученики пишут на предложенную тему, не останавливаются, не перечитывают, не исправляют. В своей работе отражают, что узнали, а также задают вопрос, на который не получили ответа. В старших классах учителю важно узнать мнение учеников по проблеме происхождения жизни, человека, о возможных путях эволюции человека в дальнейшем.

Процесс фотосинтеза является одним из важнейших биологических процессов, протекающих в природе, ведь именно благодаря ему происходит образование органических веществ из углекислого газа и воды под действием света, именно это явление и называют фотосинтезом. И что самое важное, в процессе фотосинтеза происходит выделение кислорода, жизненно необходимого для существования жизни на нашей удивительной планете…

Примерный план урока

  1. Стадия вызова

Мотивация. Целеполагание

Методы и приемы работы - Постановка проблемного вопроса на примере басни «Листья и корни» Чтение отрывка из басни И.А. Крылова «Листы и корни»

Вы знакомы с творчеством Крылова? Сегодня мы вспомним великого баснописца. Я предлагаю вам выбрать листочек с ролью (лист, корень).

« В прекрасный летний день,

бросая по долине тень,

Листы на дереве с земфирами шептали,

Хвалились густотой, зеленостью своей

И вот как о себе земфирам толковали:

«Не правда ли, что мы краса долины всей?

Что нами дерево так пышно и кудряво,

Раскидисто и величаво? Чтоб было в нем без нас?

 Ну, право, Хвалить себя мы можем без греха!»

- Что корни ответили листьям?

«Мы те, которые здесь, роясь в темноте,

Питаем вас. Ужель не узнаете?

Мы корни дерева, на коем вы цветете.

Красуйтесь в добрый час!

Да только помните ту разницу меж нас,

Что с новою весной лист новый народится,

А если корень иссушится –

Не станет дерева, ни вас».

Кто прав в этом споре?

Перед нами встает проблема: «Чтоб было в нем без нас?», « Кто прав в споре?»

(Заслушиваем мнения детей). Посмотрите на доску (грецкий орех).Что мы должны сделать сегодня?

Что мы знаем про питание растений? Какие у вас возникают предположения о процессе питания растений?».

Побуждающий диалог с учащимися об опыте Ван-Гельмонта. Постановка проблемы:

Учитель: Природа любит загадывать загадки. Вот обычный лист растения. Что в нём интересного? Что такое корень, каково его значение понятно. А какова роль листа?

Листья называли по-разному: «дети солнца», покорившие солнце». Человек пытался понять, почему они тянутся к солнцу, их обрывали, и растение погибало. Но значение листа так и не удавалось выявить. Ещё в 6 веке встал вопрос о том, как питается растение. Казалось бы просто: растение корнями из земли берёт всё, что ему необходимо. Голландский учёный Ван-Гельмонт решил проверить это на практике. 

Более трехсот лет назад ученый Ван-Гельмонт поставил опыт: поместил в горшок 80 кг земли и посадил в него ветку ивы, предварительно взвесив её. Растущему в горшке растению в течение пяти лет не давали никакого питания, а только поливали дождевой водой, не содержащей минеральных солей. Взвесив иву через пять лет, Ван- Гельмонт обнаружил, что вес её увеличился на 65 кг, а вес земли в горшке уменьшился всего на 50 грамм. Откуда растение добыло 64 кг 950 г питательных веществ, для Ван-Гельмонта осталось загадкой. Нам предстоит это узнать. И мы тоже решили поставить эксперименты.

Выступление групп по 2 человека

Во время выступления представителей групп остальные ребята заполняют таблицу в тетради.

Автор опыта

Описание и результат опыта

Вывод

№1. Ян ван Гельмонт

За пять лет масса выращенной в бочке ивы увеличилась примерно в 30 раз, а масса почвы уменьшилась всего на 57 г.

Растение строит тело с участием воды

№2. Джозеф Пристли

Под стеклянным колпаком мышь через некоторое время погибала, а в присутствии растения жила.

Растение выделяет кислород

№3. Д.Пристли

Ян Ингенхауз

На помещенной в воду ветке ивы пузырьки кислорода выделялись. В темноте пузырьков не наблюдалось.

Кислород выделяется только на свету

№4. Жан Сенебье

С увеличением содержания в воде углекислоты увеличивается и количество выделяемых листьями пузырьков “чистого воздуха” (кислорода).

Кислород выделяется только в присутствии углекислого газа

№5. Юлиус Сакс

В растениях на свету образуется крахмал, который выявляется йодной пробой.

На свету в растениях образуется крахмал

 

На участках листа герани, лишенных хлорофилла, крахмал не образуется

Крахмал образуется только в зеленых листьях (содержащих хлорофилл)

  1. Осмысление материала.

На доске в это время заполняется кластер.

По схеме ученики дают определение понятия “фотосинтез”:

Фотосинтез – процесс образования в зеленых клетках растения органических веществ из неорганических за счет энергии света.

Для ответа на второй вопрос урока учащимся предлагается вспомнить с помощью таблицы строение листа и выявить приспособления листа к фотосинтезу.

На карточках записаны предложения, в пропущенные места которых вписываются нужные слова.

  1. Свет проникает в лист через прозрачную кожицу.

  2. Хлорофилл находится в хлоропластах, которые расположены наилучшим образом для улавливания света.

  3. С помощью устьиц в лист поступает углекислый газ и выделяется кислород.

  4. Внутри растения газы перемещаются по межклетникам.

Возникает вопрос о поглощении воды. Учащиеся должны вспомнить материал о функциях корня.

5. Вода поступает в растение из почвы с помощью корня, перемещается к листьям по сосудам стебля.

В тетради записывается вывод – ответ на второй вопрос урока.

В фотосинтезе принимают участие все вегетативные органы растения – лист, корень, стебель.

Для ответа на третий вопрос урока учитель предлагает посмотреть кинофрагмент “Солнце, жизнь и хлорофилл”. После просмотра зачитывает слова Тимирязева и просит ответить на проблемный вопрос урока.

О роли фотосинтеза более ста лет назад писал К.А. Тимирязев: “Когда-то, где-то на Землю упал луч солнца, но он упал не на бесплодную почву, он упал на зеленую былинку пшеничного ростка, или, лучше сказать, на хлорофилловое зерно. Ударяясь о него, он потух, перестал быть светом, но не исчез… В той или другой форме он вошел в состав хлеба, который послужил нам пищей. Он преобразился в наши мускулы, в наши нервы… Этот луч солнца согревает нас. Он приводит нас в движение. Быть может, в эту минуту он играет в нашем мозгу”.

После обсуждения вопроса в тетради записывается вывод

Значение фотосинтеза:

  1. В результате фотосинтеза выделяется кислород для дыхания живых организмов.

  2. Благодаря фотосинтезу постоянно образуются органические вещества для питания грибов, бактерий, животных и человека.

  3. Из кислорода в атмосфере образуется защитный озоновый слой

  4. Растения понижают в атмосфере содержание углекислого газа, предотвращая перегрев Земли



  1. Рефлексия

Формируемые УУД Личностные: навыки самооценки

Давайте вернемся к цели, проблеме урока. Смогли мы разрешить спор листьев и корней? Откуда растение взяло 65 килограммов питательных веществ? (Ответ: Растение из воды и углекислого газа, при использовании энергии света синтезировало органические вещества.)

Вывод: учёный думал, что растение растёт и развивается с помощью воды. Растение строит своё тело с участием воды. Вывод: листья – это своеобразные лаборатории, в которых на свету образуются органические вещества. Благодаря этому биологическому явлению существует всё живое на Земле.

Оцените свои знания и знания одноклассников.

Урок оказался интересным, познавательным, поднимите темно зелёный листок, а для кого трудным и не интересным обесцвеченный зелёный листок. Замечательно, у нас получился красивый букет из зелёных листьев…

Молодцы!

Домашнее задание

Ваше домашнее задание на цветных карточках, вы их сможете выбрать сами по своему желанию.

Дети выбирают домашнее задание по своему выбору.

1.“Желтые” - прочитать текст в учебнике “Воздушное питание растений”. Ответить на вопросы 1-4 стр.66

2.“Синие” - надо подумать, догадаться: “Происходит ли фотосинтез у красных водорослей?” Ответ поясните. Придумать способы борьбы с загрязнением воздуха. Выписать термины по теме «Фотосинтез» и дать им определение.

3.“Красные” - выполнив его, вы сможете всех удивить на следующем уроке. Подумать: Во всех ли клетках листа образуются органические вещества? Привести доказательства своих выводов? Составить рассказ об особенностях строения листа, связанных с осуществлением процесса фотосинтеза. “Происходит ли фотосинтез у красных водорослей?”

В заключение урока я приведу слова русского поэта Ф. Тютчева: “Учись у них, у дуба, у березы…” Чему бы вы хотели поучиться у дерева? Я желаю вам научиться дарить радость друг другу, тепло своих сердец. Спасибо всем за урок.


Литература:



1.  Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. – СПб: Издательство «Альянс «Дельта», 2003.
2. Заир-Бек С.И. через чтение и письмо: стадии и методические приемы // Директор школы. 2005. № 4.

  1. Заир-Бек С. И.,  Муштавинская И. В. Развитие критического мышления на уроке- М.: «Просвещение», 2011.- 233с.

  2. https://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/2013/03/11/razvitie-kriticheskogo-myshleniya-na-urokakh-biologii

  3. https://infourok.ru/urok-po-biologii-fotosintez-4446190.html

  4. https://multiurok.ru/files/konspekt-otkrytogo-uroka-po-biologii-fotosintez.html












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!