СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование технологии развития критического мышления на уроках биологии (программа)

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технология развития критического мышления состоит из творческих приемов, которые позволяют сделать урок интересным, дать мощный посыл ученикам к изучению предмета. Умение самостоятельно работать с информацией, нестандартно, то есть критически мыслить позволяет стать человеком, который хочет учиться в течение всей своей жизни и ответственно относиться к своему образованию.

Просмотр содержимого документа
«Использование технологии развития критического мышления на уроках биологии (программа)»

Филиал МБОУ Булгаковская основная школа










Использование технологии развития критического мышления на уроках биологии

(программа)







Учитель биологии 1 категории

Федоненкова Е. И.





2015-2016 учебный год

Современные требования к образовательному процессу в рамках ФГОС повысились, современные реалии диктуют и новые подходы к учебно-воспитательному процессу. Высокий рост информационных технологий приводит к тому, что сам «объект» учебного процесса встает на одну ступень взаимоотношений между учителем и учеником, то есть возникают «субъект-субъектные» отношения, а не «субъект-объектные» отношения как было прежде. Учащийся становится не просто объектом воздействия на него учителя, но и полноценным субъектом педагогического взаимодействия. В таком качестве учащийся получает максимальный эффект от процесса обучения. При проведении традиционных уроков учащимся предлагается готовая учебная ситуация, озвучивается тема урока.

С введением ФГОС ситуация меняется: теперь обучающийся полноценный участник педагогического процесса и ему необходимо самостоятельно с помощью подсказок учителя определить тему урока и учебную задачу. В рамках традиционных методик и приемов педагогической деятельности не всегда удается замотивировать обучающихся к изучению предмета, так как современные дети — это дети быстроразвивающиеся и часто обычный традиционный урок не вызывает у них интереса.

«Урок — это основная форма организации педагогического процесса, при которой педагог в течение точно установленного времени руководит коллективной познавательной и иной деятельностью постоянной группы учащихся (класса) с учетом особенностей каждого из них; используя виды, средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладевали основами изучаемого предмета непосредственно в процессе обучения, а также для воспитания и развития познавательных способностей и духовных сил школьников».

Технология развития критического мышления соответствует требованиям к личности в современном мире, способствует организации творчески интересных уроков.

Для того чтобы сделать предмет интересным, учить без принуждения, а главное успешно развиваться ученику и учителю в образовательном процессе необходимо критически нестандартно мыслить. «Мышление — это неразрывно связанный с речью процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся целенаправленным, обобщенным и опосредованным отражением окружающей действительности, направленный на поиск и открытие нового». Орехова в своем учебном пособии поясняет, что мышление носит целенаправленный характер. Мышление необходимо лишь в тех ситуациях, где возникает новая цель, а старые прежние средства уже недостаточны для ее достижения. Такие ситуации называются проблемными. Проблемная ситуация — это неопределенная ситуация, которая вынуждает искать новые решения, то есть мышление есть искание и открытие нового.

В педагогике мышления есть три основных подхода:

1) мышление ребенка развивается само по себе, в то время, когда учащийся овладевает знаниями в школе, а учитель помогает ему в этом.

2) мышление необходимо развивать специально, вплоть до создания специального предмета по развитию мышления.

3) необходимо развивать мышление «без отрыва от производства», то есть в среде учащегося: в школе и дома.

Согласно теории Л. С. Выготского о развитии мышления: умственные способности развиваются лишь в культурном контексте. Соединив методы развития мышления и учебные планы (учебники, упражнения) можно добиться золотой середины, а для того, чтобы сделать уроки еще и интересными, наиболее полно реализовать потенциал учителя и ученика американские ученые Чарльз Темпль, Курт Мередит и Джинни Стил разработали технологию, которая эффективно решает эту проблему.

Критическое мышление — это тип мышления, который помогает нестандартно относиться к любым утверждениям, помогает справляться с постоянно меняющимся информационным потоком. Другими словами, этот вид мышления позволяет учащимся обрабатывать информацию, систематизировать, быстро и четко выражать свои мысли, а также развивает способность самостоятельно заниматься своим обучением и конструктивно взаимодействовать с другими людьми. Это одна из новых образовательных технологий, которая появилась в середине 90х годов 20 века. В английском языке этот термин означает умение размышлять над тем, каким образом человек получает знания. Критическое мышление позволяет эффективно работать с информацией, а значит важно сначала научить работать с ней. В современный период расширения информационного пространства формирование критического мышления особо актуально. Социальный заказ современного общества предполагает, что молодому поколению следует обладать мышлением и качествами необходимыми не только в учебной деятельности, но и в обычной жизни. Одним из главных критериев данной технологии является рефлексия. Умение подвести черту, сознательно пропустив через себя информацию и осмыслив, принять четкое, верное, а часто творческое (как сейчас принято выражаться — креативное) решение — все это хорошо характеризует успешного человека 21 века.

Технология критического мышления способствует формированию творчески развитой личности, которая самостоятельно ориентируется в образовательном пространстве под руководством учителя.

Таким образом, технология критического мышления, отвечает цели современного образования по ФГОС: — общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее ключевую компетенцию образования — «научить учиться» и обеспечивает практическую реализацию личностно — ориентированного подхода.

Для современной российской педагогики технология развития критического мышления является новой, хотя многие ее элементы применяются очень давно, просто многие из этих понятий имели другое название. Например, обобщение знаний — это рефлексия, а мотивация — вызов. Технология развития критического мышления направлена на самостоятельное принятие решений и выбор направления в изучении темы.



Цель работы над технологией развития критического мышления:

создание условий для формирования критического стиля мышления в процессе обучения биологии посредством различных видов деятельности учащихся, повышение мотивации учащихся к обучению.

Задачи:

  1. Изучить глубже возможности технологии развития критического мышления, её методов и приёмов для повышения эффективности уроков биологии.

  2. Помочь учащимся освоить такие приемы познавательной деятельности, которые позволят расширять полученные знания самостоятельно.

  3. Способствовать развитию творческого потенциала учащихся.

  4. Создать условия для формирования у учащихся адекватной самооценки.

План работы над технологией развития критического мышления

2015/2016 уч. год – Организационно-подготовительный

2016/2017 уч. год – Поисковый

2017/2018 уч. год – Итоговый

2018/2019 уч. год – Рефлексия. Оценка своей деятельности


Образовательные результаты:

  1. умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний;

  2. пользоваться различными способами интегрирования информации;

  3. задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу;

  4. решать проблемы;

  5. вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;

  6. выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;

  7. аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;

  8. способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность);

  9. брать на себя ответственность;

  10. участвовать в совместном принятии решения;

  11. выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми;

  12. умение сотрудничать и работать в группе и др.



Технологические этапы урока с использованием

технологии критического мышления

  1. Вызов

На стадии вызова происходит мотивация учащихся на дальнейшую работу, а также активизация («вызов») имеющихся знаний по заданной теме, которую вначале тоже необходимо определить.

  1. Осмысление содержания

На стадии осмысления учащийся непосредственно работает с информацией, которая поступает в разных формах: при просмотре фильма, чтения текста, в процессе изложения информации преподавателем. Во время работы с информацией учащиеся отвечают на вопросы, которые возникли на стадии вызова, отмечают новые цели и задачи, соотносят имеющиеся знания с новыми знаниями, формируется собственная позиция и систематизация полученных знаний. Важным критерием развития критического мышления на данном этапе является отслеживание своего понимания при работе с новым материалом.

III. Рефлексия

На стадии рефлексии происходит окончательное осмысление и обобщение полученной информации. Именно на стадии рефлексии учащиеся выражают полученную информацию собственными словами. Еще одной важной задачей рефлексии является обмен идеями между учащимися. В процессе дискуссии (диалога) учащиеся высказывают собственную точку зрения и дополняют друг друга, тем самым корректируя собственное мнение.

Функции трех фаз технологии развития критического мышления


Вызов


Мотивационная

(побуждение к работе с новой информацией, пробуждение интереса к теме)

Информационная (вызов «на поверхность» имеющихся знании по теме)

Коммуникационная
(бесконфликтный обмен мнениями)

Осмысление содержания


Информационная (получение новой информации по теме)


Систематизационная (классификация полученной информации по категориям знания)

Рефлексия


Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации)


Информационная (приобретение нового знания)

Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля)

Оценочная

(соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции,  
оценка процесса)


Конструктор уроков

прием

стадия

1

2

3

4

5

6

Начало урока (вызов)

«кластер»

«загадка»

Учебно мозговой штурм

Отсроченная догадка

Фантастическая добавка

Театрализация

Объяснение нового материала

Зигзаг - 2

инсерт

экспертиза

МФО

(метод фокальных объектов)

Дерево предсказаний

Круги по воде

Закрепление

загадка

Учебно – мозговой штурм

Метод контрольных вопросов

экспертиза

МФО

инсерт

Повторение

кластер

загадка

Бином фантазии

Оживи картину

театрализация

Ролевая игра

Рефлексия

(конец урока)

кластер

Зигзаг - 2

Интеллектуальная разминка

Синквейн

экспертиза

Ролевой проект

Домашнее задание

загадка

кластер

Оживи картину

инсерт

Круги по воде

Бином фантазии





Современная жизнь устанавливает свои приоритеты: не простое знание фактов, не умения, как таковые, а способность пользоваться приобретённым; не объём информации, а умение получать её и моделировать; не потребительство, а созидание и сотрудничество.

 Органичное включение работы по технологии развития критического мышления в систему школьного образования даёт возможность личностного роста, ведь такая работа обращена, прежде всего,  к ребёнку, к его индивидуальности.

Данная технология позволяет создать такую обучающую среду, когда ученик не только исходит из своих особенностей, но и поставлен в такие обстоятельства, что вынужден проявлять активность, действовать в условиях выбора, преодолевать возникшие затруднения; создает условия для обучения каждого учащегося в зоне его ближайшего развития, формирования коммуникативных умений и навыков, успешности и признания учащихся. Данная технология позволяет взглянуть на самого себя "изнутри" и "извне", сравнить себя с другими обучающимися, оценить себя, выработать силу воли, так как, иногда действуя вопреки своим желаниям и интересам, ученик учится управлять собой, своими мыслями и разумно пользоваться речью; удовлетворяет свои потребности в самореализации, повышении статуса, в творчестве, общении, познании.




Литература:


  1. Трубинова Е. А. Технология развития критического мышления в учебно-воспитательном процессе // Молодой ученый. — 2015. — №23. — С. 946-948. — URL https://moluch.ru/archive/103/23578/ (дата обращения: 23.09.2018).


  1. Сластенин В. А., Каширин В. П. / Психология и педагогика [Текст] / В. А. Сластенин, В. П. Каширин — М.:, Академия 2007–477с Орлова В. А. Психология в вопросах и ответах: учебное пособие [Текст] / B. А. Орехова. — М.: КНОРУС, 2009. -200 с.



  1. Орлова В. А. Психология в вопросах и ответах: учебное пособие [Текст] / B. А. Орехова. — М.: КНОРУС, 2009. -200 с.