Филиал МБОУ Булгаковская основная школа
Использование технологии развития критического мышления на уроках биологии
(программа)
Учитель биологии 1 категории
Федоненкова Е. И.
2015-2016 учебный год
Современные требования к образовательному процессу в рамках ФГОС повысились, современные реалии диктуют и новые подходы к учебно-воспитательному процессу. Высокий рост информационных технологий приводит к тому, что сам «объект» учебного процесса встает на одну ступень взаимоотношений между учителем и учеником, то есть возникают «субъект-субъектные» отношения, а не «субъект-объектные» отношения как было прежде. Учащийся становится не просто объектом воздействия на него учителя, но и полноценным субъектом педагогического взаимодействия. В таком качестве учащийся получает максимальный эффект от процесса обучения. При проведении традиционных уроков учащимся предлагается готовая учебная ситуация, озвучивается тема урока.
С введением ФГОС ситуация меняется: теперь обучающийся полноценный участник педагогического процесса и ему необходимо самостоятельно с помощью подсказок учителя определить тему урока и учебную задачу. В рамках традиционных методик и приемов педагогической деятельности не всегда удается замотивировать обучающихся к изучению предмета, так как современные дети — это дети быстроразвивающиеся и часто обычный традиционный урок не вызывает у них интереса.
«Урок — это основная форма организации педагогического процесса, при которой педагог в течение точно установленного времени руководит коллективной познавательной и иной деятельностью постоянной группы учащихся (класса) с учетом особенностей каждого из них; используя виды, средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладевали основами изучаемого предмета непосредственно в процессе обучения, а также для воспитания и развития познавательных способностей и духовных сил школьников».
Технология развития критического мышления соответствует требованиям к личности в современном мире, способствует организации творчески интересных уроков.
Для того чтобы сделать предмет интересным, учить без принуждения, а главное успешно развиваться ученику и учителю в образовательном процессе необходимо критически нестандартно мыслить. «Мышление — это неразрывно связанный с речью процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся целенаправленным, обобщенным и опосредованным отражением окружающей действительности, направленный на поиск и открытие нового». Орехова в своем учебном пособии поясняет, что мышление носит целенаправленный характер. Мышление необходимо лишь в тех ситуациях, где возникает новая цель, а старые прежние средства уже недостаточны для ее достижения. Такие ситуации называются проблемными. Проблемная ситуация — это неопределенная ситуация, которая вынуждает искать новые решения, то есть мышление есть искание и открытие нового.
В педагогике мышления есть три основных подхода:
1) мышление ребенка развивается само по себе, в то время, когда учащийся овладевает знаниями в школе, а учитель помогает ему в этом.
2) мышление необходимо развивать специально, вплоть до создания специального предмета по развитию мышления.
3) необходимо развивать мышление «без отрыва от производства», то есть в среде учащегося: в школе и дома.
Согласно теории Л. С. Выготского о развитии мышления: умственные способности развиваются лишь в культурном контексте. Соединив методы развития мышления и учебные планы (учебники, упражнения) можно добиться золотой середины, а для того, чтобы сделать уроки еще и интересными, наиболее полно реализовать потенциал учителя и ученика американские ученые Чарльз Темпль, Курт Мередит и Джинни Стил разработали технологию, которая эффективно решает эту проблему.
Критическое мышление — это тип мышления, который помогает нестандартно относиться к любым утверждениям, помогает справляться с постоянно меняющимся информационным потоком. Другими словами, этот вид мышления позволяет учащимся обрабатывать информацию, систематизировать, быстро и четко выражать свои мысли, а также развивает способность самостоятельно заниматься своим обучением и конструктивно взаимодействовать с другими людьми. Это одна из новых образовательных технологий, которая появилась в середине 90х годов 20 века. В английском языке этот термин означает умение размышлять над тем, каким образом человек получает знания. Критическое мышление позволяет эффективно работать с информацией, а значит важно сначала научить работать с ней. В современный период расширения информационного пространства формирование критического мышления особо актуально. Социальный заказ современного общества предполагает, что молодому поколению следует обладать мышлением и качествами необходимыми не только в учебной деятельности, но и в обычной жизни. Одним из главных критериев данной технологии является рефлексия. Умение подвести черту, сознательно пропустив через себя информацию и осмыслив, принять четкое, верное, а часто творческое (как сейчас принято выражаться — креативное) решение — все это хорошо характеризует успешного человека 21 века.
Технология критического мышления способствует формированию творчески развитой личности, которая самостоятельно ориентируется в образовательном пространстве под руководством учителя.
Таким образом, технология критического мышления, отвечает цели современного образования по ФГОС: — общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее ключевую компетенцию образования — «научить учиться» и обеспечивает практическую реализацию личностно — ориентированного подхода.
Для современной российской педагогики технология развития критического мышления является новой, хотя многие ее элементы применяются очень давно, просто многие из этих понятий имели другое название. Например, обобщение знаний — это рефлексия, а мотивация — вызов. Технология развития критического мышления направлена на самостоятельное принятие решений и выбор направления в изучении темы.
Цель работы над технологией развития критического мышления:
создание условий для формирования критического стиля мышления в процессе обучения биологии посредством различных видов деятельности учащихся, повышение мотивации учащихся к обучению.
Задачи:
Изучить глубже возможности технологии развития критического мышления, её методов и приёмов для повышения эффективности уроков биологии.
Помочь учащимся освоить такие приемы познавательной деятельности, которые позволят расширять полученные знания самостоятельно.
Способствовать развитию творческого потенциала учащихся.
Создать условия для формирования у учащихся адекватной самооценки.
План работы над технологией развития критического мышления
2015/2016 уч. год – Организационно-подготовительный
2016/2017 уч. год – Поисковый
2017/2018 уч. год – Итоговый
2018/2019 уч. год – Рефлексия. Оценка своей деятельности
Образовательные результаты:
умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний;
пользоваться различными способами интегрирования информации;
задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу;
решать проблемы;
вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;
выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;
аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;
способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность);
брать на себя ответственность;
участвовать в совместном принятии решения;
выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми;
умение сотрудничать и работать в группе и др.
Технологические этапы урока с использованием
технологии критического мышления
Вызов
На стадии вызова происходит мотивация учащихся на дальнейшую работу, а также активизация («вызов») имеющихся знаний по заданной теме, которую вначале тоже необходимо определить.
Осмысление содержания
На стадии осмысления учащийся непосредственно работает с информацией, которая поступает в разных формах: при просмотре фильма, чтения текста, в процессе изложения информации преподавателем. Во время работы с информацией учащиеся отвечают на вопросы, которые возникли на стадии вызова, отмечают новые цели и задачи, соотносят имеющиеся знания с новыми знаниями, формируется собственная позиция и систематизация полученных знаний. Важным критерием развития критического мышления на данном этапе является отслеживание своего понимания при работе с новым материалом.
III. Рефлексия
На стадии рефлексии происходит окончательное осмысление и обобщение полученной информации. Именно на стадии рефлексии учащиеся выражают полученную информацию собственными словами. Еще одной важной задачей рефлексии является обмен идеями между учащимися. В процессе дискуссии (диалога) учащиеся высказывают собственную точку зрения и дополняют друг друга, тем самым корректируя собственное мнение.
Функции трех фаз технологии развития критического мышления
Вызов Мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, пробуждение интереса к теме) Информационная (вызов «на поверхность» имеющихся знании по теме) Коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями) | Осмысление содержания Информационная (получение новой информации по теме) Систематизационная (классификация полученной информации по категориям знания) | Рефлексия Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации) Информационная (приобретение нового знания) Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля) Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса) |
Конструктор уроков
прием стадия | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Начало урока (вызов) | «кластер» | «загадка» | Учебно мозговой штурм | Отсроченная догадка | Фантастическая добавка | Театрализация |
Объяснение нового материала | Зигзаг - 2 | инсерт | экспертиза | МФО (метод фокальных объектов) | Дерево предсказаний | Круги по воде |
Закрепление | загадка | Учебно – мозговой штурм | Метод контрольных вопросов | экспертиза | МФО | инсерт |
Повторение | кластер | загадка | Бином фантазии | Оживи картину | театрализация | Ролевая игра |
Рефлексия (конец урока) | кластер | Зигзаг - 2 | Интеллектуальная разминка | Синквейн | экспертиза | Ролевой проект |
Домашнее задание | загадка | кластер | Оживи картину | инсерт | Круги по воде | Бином фантазии |
Современная жизнь устанавливает свои приоритеты: не простое знание фактов, не умения, как таковые, а способность пользоваться приобретённым; не объём информации, а умение получать её и моделировать; не потребительство, а созидание и сотрудничество.
Органичное включение работы по технологии развития критического мышления в систему школьного образования даёт возможность личностного роста, ведь такая работа обращена, прежде всего, к ребёнку, к его индивидуальности.
Данная технология позволяет создать такую обучающую среду, когда ученик не только исходит из своих особенностей, но и поставлен в такие обстоятельства, что вынужден проявлять активность, действовать в условиях выбора, преодолевать возникшие затруднения; создает условия для обучения каждого учащегося в зоне его ближайшего развития, формирования коммуникативных умений и навыков, успешности и признания учащихся. Данная технология позволяет взглянуть на самого себя "изнутри" и "извне", сравнить себя с другими обучающимися, оценить себя, выработать силу воли, так как, иногда действуя вопреки своим желаниям и интересам, ученик учится управлять собой, своими мыслями и разумно пользоваться речью; удовлетворяет свои потребности в самореализации, повышении статуса, в творчестве, общении, познании.
Литература:
Трубинова Е. А. Технология развития критического мышления в учебно-воспитательном процессе // Молодой ученый. — 2015. — №23. — С. 946-948. — URL https://moluch.ru/archive/103/23578/ (дата обращения: 23.09.2018).
Сластенин В. А., Каширин В. П. / Психология и педагогика [Текст] / В. А. Сластенин, В. П. Каширин — М.:, Академия 2007–477с Орлова В. А. Психология в вопросах и ответах: учебное пособие [Текст] / B. А. Орехова. — М.: КНОРУС, 2009. -200 с.
Орлова В. А. Психология в вопросах и ответах: учебное пособие [Текст] / B. А. Орехова. — М.: КНОРУС, 2009. -200 с.