СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие критического мышления у младших школьников на уроках немецкого языка как средство эффективности усвоения лексического материала (сокращенных лексических единиц)

Категория: Немецкий язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сложность обучения лексике на немецком языке состоит в том, что язык является динамической системой, претерпевающая постоянные изменения: слова переходят из одного пласта в другой, появляются новые слова, "неологизмы", сокращенные слова, а некоторые слова перестают употребляться вообще. Именно поэтому я уделяю важное внимание усвоению разговорной лексике в обучении немецкому языку у младших школьников.

Просмотр содержимого документа
«Развитие критического мышления у младших школьников на уроках немецкого языка как средство эффективности усвоения лексического материала (сокращенных лексических единиц)»

СОДЕРЖАНИЕ

Раздел I. Информационно-справочные сведения об опыте

2

Раздел II. Технологические сведения об опыте

3-19

1

Пояснительная записка

3-5

2

Актуальность опыта

6-8

3

Задачи, решаемые в опыте

9

4

Педагогические средства, используемые в опыте

10-15

5

6

Технология опыта

Результативность опыта


16-18

19

Раздел III. Сведения об использования опыта в массовой практике

20-21

1

Условия функционирования опыта

20

2

Научно-практические основы опыта

21

Список литературы

22

Приложения













РАЗДЕЛ I

Информационно-справочные сведения об опыте


  1. Тема опыта

Развитие критического мышления на уроках немецкого языка как средство повышения эффективности усвоения лексического материала (сокращенных лексических единиц)


  1. Автор опыта и занимаемая должность

Кошлакова Елена Владимировна, учитель иностранного языка


  1. Место функционирования опыта

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов № 94 Тракторозаводского района Волгограда»

400088,Россия, Волгоград, Метростроевская 3а,

тел: 71-42-10, 71-42-11,

[email protected]


  1. Новизна опыта

Эвристический (сущность опыта представлена созданием системы развития критического мышления как средства повышения эффективности усвоения лексического материала при изучении немецкого языка)


  1. Длительность функционирования опыта

с 2015 года


  1. Опыт представлен предлагаемым описанием и приложениями:

(Приложение №1, №2, №3, №4, №5, №6, №7)

РАЗДЕЛ II

Технологические сведения об опыте

  1. Пояснительная записка

Новое тысячелетие. XXI век. Модернизация образования - путь, который позволит России стать конкурентным обществом в современном мире, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях решения этой задачи важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни.

Перед современной школой ставится важнейшая образовательная задача: сформировать у ребёнка представление о целостной картине мира, его единстве и многообразии. Современному обществу нужен человек, самостоятельно критически мыслящий, умеющий видеть и творчески решать возникающие проблемы. Поэтому очень важен переход от исполнительной, репродуктивной деятельности обучающихся к творческой, поисковой деятельности на всех этапах учебного процесса.

Знание иностранного языка в настоящее время является одной из основных характеристик современного человека. Иностранный язык выступает как средство познания мира, открывает путь к свободному общению людей разных национальностей, сближению культур, взаимопониманию. Ещё никогда общеобразовательная школа в Росси не имела такой богатой возможности в области предоставления образовательных услуг по иностранному языку.

Нормативно-правовая база современного образовательного учреждения позволяет ему выбрать свою собственную языковую политику в соответствии с требованиями времени, региональной и общеевропейской языковой политикой и особенностями своего геополитического местонахождения.

Компьютеризация, образ США, предстающих в массовом сознании в качестве образца современного постиндустриального общества, осознание родителями и учащимися функции английского языка как языка международного общения – всё это послужило тому, что английский язык вытесняет другие языки, и в частности, немецкий.

Актуальность овладения немецким языком объясняется традиционными культурными и экономическими связями России и Германии, значимостью немецкого языка в Европе, и, наконец, большим вкладом немецкоязычных народов в развитие мировой культуры.

Процесс модернизации российского образования инициировал обязательное обучение иностранным языкам младших школьников со второго класса. Этот процесс сопровождает изменения в учебно – воспитательном процессе.

Современная школа призвана обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Успешное обучение обучающихся немецкому языку невозможно без развития методологической и исследовательской компетентностей учителя. Владея иностранным языком, можно получить новую информацию из первоисточника. Учитель, использующий педагогику сотрудничества, находится в постоянном поиске нового материала вместе со своими учащимися. Без этого невозможно повысить мотивацию к изучению немецкого языка, привить интерес к предмету, развить творческий потенциал учащихся, тем самым повысить качество обучения.

Совместная творческая деятельность учителя и учащихся позволяет им стать не только потребителями науки, но и ее активными разработчиками. Знания и умения, необходимые для организации учебно- исследовательской деятельности, становятся основой для реализации творческого потенциала будущих студентов ВУЗов.

По мере развития социально-политической и культурной жизни интеллектуальный труд рассматривается, как мастерство выявлять, наблюдать, различать, классифицировать, оценивать, критически анализировать, моделировать, делать выводы, принимать продуманные решения. Очевидно, что эти умения должны формироваться в учебной среде, в том числе через технологию "развитие критического мышления".

Критическое мышление означает вовсе не негативность суждений или критику, а разумное рассмотрение разнообразия подходов. Критическое мышление - это способность ставить новые вопросы и анализировать информацию с тем, чтобы применить полученные результаты, как к стандартным, так и нестандартным ситуациям. Для людей, мыслящих критически, понимание информации является отправной точкой, а не завершающим этапом обучения.
















  1. Актуальность опыта

«Если хочешь воспитать в детях смелость ума, интерес к серьёзной интеллектуальной работе, самостоятельность как личностную черту, вселить в них радость сотворчества, то создавай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовывали царство мыслей,  дай возможность им почувствовать себя в нём властелинами»

Ш.А. Амонашвили

В связи с переходом образовательных учреждений на ФГОС второго поколения обучение иностранным языкам в современной школе предполагает обновление форм, методов и содержания языкового образования на основе личностно-ориентированного подхода с максимальным учётом интересов учащихся и на основе использования современных технологий.

Одной из образовательных технологий, которая отвечает всем требованиям ФГОС и способствует формированию УУД, является технология развития критического мышления, целью которой является развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс.

Технология критического мышления при изучении немецкого языка является средством повышения эффективности усвоения лексического материала, что позволит в некоторой степени популяризировать значимость немецкого языка, повысить мотивацию к изучению этого языка и достичь положительной динамики в образовательных достижениях обучающихся.

Данная технология удачно согласуется с традиционными формами преподавания; некоторые элементы "критического мышления" хорошо знакомы педагогам; преобладающий тип и характер взаимоотношений – субъект - субъектный; характер и стиль взаимодействия - демократичность, диалогичность, открытость, рефлексивность;

ведущий тип деятельности - продуктивный, творческий, проблемный;

способы усвоения - поисковая мыслительная деятельность, рефлексия;

формы организации - индивидуальные, коллективные;

методы обучения - проблемные, частично-поисковые, исследовательские, рефлексивные; технология формирует гибкость мышления, настойчивость, готовность исправлять свои ошибки, умение обоснованно предпочесть одну идею другой, аргументировано вести спор, вырабатывать оригинальную точку зрения.

Технология «критического мышления» разработана в середине 90х годов XX в. американскими учеными и педагогами Дж. Стил, К.Мередит, Ч.Темпл. Технология содержит в своем арсенале огромное количество приемов (стратегий), способствующих воспитанию и обучению вдумчивых читателей. Множество приемов дает возможность сделать урок разнообразным, ярким.

Технология «критического мышления» включает три этапа (Приложение №1):

  • вызов – наличие данного этапа на каждом уроке обязательно. Эта стадия позволяет: а) актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме б) вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности; в) побудить ученика к активной работе на уроке и дома;

  • осмысление - этот этап позволяет ученику: получить новую информацию; осмыслить ее; соотнести с уже имеющимися знаниями;

  • рефлексия - основным здесь является:

  1. целостное осмысление, обобщение полученной информации;

  2. присвоение нового знания, новой информации учеником;

  3. формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.

Если посмотреть на три описанные выше стадии занятий с точки зрения традиционного урока, то совершенно очевидно, что они не представляют исключительной новизны для учителя. Они почти всегда присутствуют, только называются иначе. Вместо "вызова" более привычно для учителя звучит: введение в проблему или актуализация имеющегося опыта и знаний учащихся. А "осмысление" ничто иное, как часть урока, посвященная изучению нового материала. И третья стадия есть в традиционном уроке - это закрепление материала, проверка.

В чем же различия? Что принципиально нового несет технология критического мышления?

Элементы новизны, помимо философских идей, отмеченных выше, содержатся в методических приемах, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности. На каждой из стадий урока используются свои методические приемы (стратегии).














  1. Задачи, решаемые в опыте

Целью данного опыта является применение технологии развития критического мышления у младших школьников на уроках немецкого языка как средства повышения эффективности усвоения сокращенных лексических единиц.

В соответствии с целью в работе ставятся и решаются следующие задачи:

  1. создать благоприятную образовательную среду для формирования

критического мышления у учащихся на основе осознанной мотивации к изучению немецкого языка;

  1. использовать технологию развития критического мышления как средство повышения эффективности усвоения лексического материала;

  2. выработать систему нестандартных форм обучения на уроках немецкого языка;

  3. способствовать формированию метапредметных УУД на начальном этапе обучения немецкому языку.








  1. Педагогические средства, используемые в опыте

Содержание образования обогащается огромным арсеналом новых образовательных технологий. Сегодня определён базовый уровень обученности, уточнены цели обучения иностранного языка в начальной школе - формирование коммуникативной (т. е. языковой и социально – культурной) компетенции, что предполагает очевидным совершенствование разговорных навыков учащихся.

На уровне элементарной и продвинутой коммуникативной компетенции в говорении, я развиваю языковые, речевые и учебно-познавательные умения, используя при этом технологию критического мышления. Технология представляет систему стратегий, методических приёмов, предназначенных для использования на различных уровнях образования, в различных предметных областях, видах и формах работы, т. е. как технология универсальная, надпредметная, междисциплинарная.

Данная технология позволяет добиваться таких образовательных результатов, как умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний; умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим; умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений; умение решать проблемы; способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность); умение сотрудничать и работать в группе; способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми.

Именно поэтому, усвоение разговорной лексики я выдвигаю на первый план у младших школьников в обучении немецкому языку.

Сложность обучения лексике состоит в том, что язык является динамической системой, претерпевающей постоянные изменения: слова переходят из одного лексического пласта в другой, появляются новые слова «неологизмы», а некоторые слова перестают употребляться вообще.

В настоящее время педагогическая практика в области овладения сокращенными лексическими единицами (СЛЕ) в обучении говорению на немецком языке на младшем этапе, испытывает затруднения. Не все учителя и учащиеся владеют разговорными сокращениями, которые составляют минимум словарного запаса в учебниках немецкого языка для начальной школы (учебники авторов И.Л. Бим, Л.И. Рыжова).

При обучении учащихся говорению на иностранном языке невозможно отдать предпочтение тому или иному средству, потому что они разноплановы и одно средство не может заменить другое. Очевидно, что при обучении говорению необходимо рациональное использование таких средств и сочетаний, которые за малый промежуток времени могут обеспечить максимальный результат.

Говорению характерна спонтанность, которая обуславливает разного рода клише, разговорных формул, разговорных сокращений. Сокращенные лексические единицы довольно прочно вошли в разговорный немецкий язык и их количество чрезвычайно велико, они составляют значительную часть словарного состава. Причем проникают во все слои лексики и широко применяются как в устной, так и в письменной речи.

Многие лингвисты (Л.И.Сапогова, Г.В.Павлов) рассматривают СЛЕ, как процесс образования новых слов. Образование сокращенных форм складывается из опущения (отсечения) каких-либо составных элементов слова или словосочетания. Причиной же возникновения сокращенных слов является тенденция к языковой экономии, реакция на образование громоздких многочисленных сложных слов. (Приложение №2)

Проанализировав учебники немецкого языка для начальной школы авторов И.Л. Бим, Л.И. Рыжова, стоит отметить, что сокращенные лексические единицы составляют минимум словарного запаса учащихся.

Часто употребимы усечения (усеченные слова представляют собой произвольно отдельные слоговые или слогоподобные части иноязычных слов, отличающихся высокой частотностью употребления), например: die Melone = die Wassermelone, das Auto = das Automobil; аббревиатуры (буквенные аббревиатуры произносятся как совокупность алфавитных названий букв, входящих в их состав составляют) типа: die BRD = die Bundesrepublik Deutschland, die AG = die Arbeitsgemeinschaft; частичносокращенные слова (частично сокращенные слова, являющиеся результатом взаимодействия аббревиации со словосложением): der Abc-Schütze, das ABC-Gedicht; контрактуры (стяжения, образуемые в результате опущения средней части слова и стяжения его начального и конечного элемента): der Obus = der Oberleitungsomnibus, Kudamm = Kurfürstendamm; структурный тип усеченно-производных слов с суффигированными конечными компонентами: Mutti = Mutter + -i.

Следует заметить, что наряду с сокращениями дается их исходная форма, например: die Mathe = die Mathematik, das UFO = das nicht identifizierende Flugkörper. Или же учащимся не создает труда понять то или иное сокращенное слово, не рассматривая его, как таковым - das Auto, das Kino, Mutti.

Необходимо уточнить, что сокращение по своему замыслу не предназначено для передачи всей информации, содержащейся в развернутом наименовании. Сокращенное слово предусматривает обязательное обобщение указанной информации, её сжатие, конденсацию, например: Elektrik = Elektrotechnik - электрооборудование; Kilo = Kilogramm - кило; Kuli = Kugelschreiber - «шарик»; Uni = Universität - универ.

В современных учебниках не уделяется внимания овладению сокращениями. В помощь учителям немецкого языка предлагается список разговорных сокращений, наиболее употребимых в разговорной речи учащихся. Основными источниками списка разговорных сокращений явились немецко-русский словарь разговорной лексики под редакцией В. Д. Девкина и УМК авторов И.Л. Бим, Л.И. Рыжова. (Приложение №3)

Кроме того, необходимо создание таких условий, которые повысят объем активного словаря учащихся и сведут к минимуму переход слов в пассивный словарь.

Организуя учебно-познавательную деятельность учащихся, уделяю большое внимание развитию коммуникативной компетенции, знаниям психологических и физиологических особенностей младших школьников.

Разнообразить уроки немецкого языка младших школьников позволяют приёмы стимулирования их эмоциональных реакций в ходе урока. Успех обучения во многом зависит от интереса учащихся к иностранному языку как школьному предмету. Интерес и потребность в его изучении возникают на начальном этапе обучения немецкому языку, если содержание материалов (тексты, коммуникативные ситуации и темы, а также диалоги) соответствуют коммуникативным запросам детей.

Коммуникативная ситуация – основное условие для формирования универсального и основного умения разговорной речи, а значит и эффиктивного усвоения сокращенной лексики.

Создать благоприятный психологический климат и формировать коммуникативную компетенцию учащимся помогает специально подобранный материал, сгруппированный по коммуникативному намерению вокруг конвенциональной (этикетной), познавательной, регулятивной и ценностно-ориентационной функции. Он представлен в реальном общении на немецком языке.

Многие педагоги сталкиваются с проблемой невозможности связать содержание своего предмета со знаниями учащихся в других учебных дисциплинах. И тогда возникает сомнение в том, насколько глубоко произошло осознание обучаемыми учебного материала, присвоение его и использование в ситуациях, выходящих за рамки школы. А вот преподавание иностранного языка – это неисчерпаемый источник формирования и использования метапредметных связей.

Сама тематика языкового общения по предмету иностранный язык предполагает воспитательную направленность уроков иностранного языка и помогает учителю реализовывать воспитательные задачи и достигать поставленной цели, помогает формировать метапредметные связи.

Именно работа на уроках иностранного языка формирует многие метапредметные связи.

Мы учим различным способам при работе с текстами различной направленности и тематики. Дети получают навык чтения с пониманием основной идеи, поиска нужной информации, детального понимания – и эти же навыки они с успехом могут использовать при чтении любых текстов, в любой области знаний.

Мы учим аудировать, направляя речевую деятельность детей для осуществления тех же целей – полного, специального или детального понимания. Это обеспечивает успех при любом аудитивном действии.

Навыки анализа и синтеза, которые дети получают при работе с текстами и выполнении заданий различной сложности также во многом способствуют формированию метапредметных связей и использованию их в любой образовательной деятельности.

Но самое главное – учить детей рефлексировать, использовать полученные знания, навыки и умения в практических заданиях, в формировании жизненного опыта. Навык, полученный во время урочной деятельности, сформированные умения, усвоенные знания помогают в самостоятельной деятельности, умении её планировать и реализовывать с получением практического результата.

Ни один учебный предмет, пожалуй, не обладает в этой работе такими возможностями, как иностранный язык. Уже много лет, начиная с раннего возраста, мы формируем у детей развитие критического мышления, так как это заложено непосредственно в предмете иностранный язык. Это прекрасная возможность для формирования метапредметных связей. (Приложение №4)

Под влиянием изучения немецкого языка учащиеся переосмысливают знания, получаемые на других предметах: истории, географии, информатике. И наоборот, языковые знания влияют на восприятие этих предметов; навыки и умения, полученные при обучении отдельным предметам, превращаются в прочные образовательные навыки и умения. Создаются прочные связи, позволяющие детям самостоятельно решать жизненные проблемы.

Таким образом, мы выходим на уровень требований Госстандарта по метапредметным результатам освоения образовательной программы. Вот то, к чему мы должны стремиться как к результату освоения метапредметных связей:

  1. Дети должны самостоятельно определять цели и составлять планы, осознавая приоритетные и второстепенные задачи.

  2. Они должны самостоятельно осуществлять свою деятельность, а также должны использовать различные ресурсы для достижения цели, уметь выбирать нужные стратегии.

  3. Немаловажно то, что мы должны формировать умение продуктивно общаться и взаимодействовать с коллективом. Важным фактором является умение самостоятельно оценивать ситуацию и принимать решения, владение навыками познавательной рефлексии.

  4. В свете сказанного чётко просматривается необходимость работы над формированием метапредметных связей на каждом уроке, благо уроки немецкого языка позволяют это делать на достойном уровне.





  1. Технология опыта

Элементы новизны технологии развития критического мышления содержатся в методических приёмах, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности. На каждой стадии урока используются свои методические приемы и стратегии. Их достаточно много. (Приложение № 5)

Рассмотрим отдельные приемы и стратегии, направленные на развитие критического мышления у младших школьников на уроках немецкого языка как средство повышения эффективности работы над лексическим материалом (сокращенными лексическими единицами). (Приложение №6)

Кластеры

Кластер («гроздь») – выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определенном порядке в виде грозди. Кластеры могут стать ведущим приемом и на стадии вызова, рефлексии, так и стратегией урока в целом. Кластер – графический прием систематизации материала. Правила очень простые. В центре – это наша тема, а вокруг нее крупные смысловые единицы. Система кластеров охватывает большее количество информации, чем мы получаем при обычной работе. Этот прием может быть применен на стадии вызова, когда мы систематизируем информацию, полученную до знакомства с основным источником (текстом) в виде вопросов или заголовков смысловых блоков.

Очень важным этапом является презентация новых кластеров. Задачей этой работы является не только систематизация материала, но и установление причинно-следственных связей между «гроздями».

Концептуальное колесо

Прием «концептуальное колесо» (понятийное колесо) эффективно использовать на стадии вызова. Учащимся необходимо подобрать синонимы к слову, находящемуся в ядре понятийного «колеса», и вписать в секторы колеса.

Кубик

Прием «кубик» используется на этапе осмысления, а именно на этапе первичного закрепления лексики. Установка на использование новых слов дает учащимся возможность применить на практике как новый вокабуляр, так и ранее изученный. Кроме того, развивается творческое, ассоциативное мышление, повышается мотивированность к работе над иноязычной лексикой у учащихся.

Учителю необходимо до урока изготовить кубик из плотной бумаги. На каждой стороне пишется одно из следующих заданий:

  1. Опиши это. (Цвет, форма, размеры и т. п.).

  2. Сравни это. (На что похоже и от чего отличается?).

  3. Проассоциируй это. (Что это напоминает?).

  4. Проанализируй это. (Как это сделано, из чего состоит?).

  5. Примени это. (Что с этим можно сделать? Как это можно применить?)

  6. Приведи «за» и «против». (Поддержи или опровергни это).

Ученики делятся на группы/пары; преподаватель, либо сами учащиеся бросают кубик. Таким образом, определяется, в каком ракурсе будет осмысляться та или иная лексика. Кроме того, предоставляется возможность реализовать различные фокусы рассмотрения проблемы, темы, задания. На уроке создается «целостное представление об изучаемом материале; предлагаются условия для конструктивной интерпретации полученной информации».

Синквейн

«Синквейн» быстрый и мощный инструмент для рефлексии, поскольку он дает возможность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах, что отнюдь не просто. Безусловно, интересно использование синквейнов и в качестве средства творческого самовыражения. На первых порах можно предложить учащимся составить один синквейн на двоих, с которым оба будут согласны. Это, с одной стороны, облегчит процесс подбора слов, с другой – поможет выбрать наиболее точные. Синквейн обогащает словарный запас учащихся.


























  1. Результативность опыта

Опыт применения технологии развития критического мышления у младших школьников на уроках немецкого языка как средство повышения эффективности усвоения лексического материала позволил выделить следующие положительные стороны этого вида работы:

  • потенциал участников, значительно расширяется их словарный запас;

  • совместная работа способствует лучшему пониманию трудного, информационно насыщенного текста;

  • есть возможность повторения, усвоения материала;

  • вырабатывается уважение к собственным мыслям и опыту;

  • появляется большая глубина понимания, возникает новая, еще более интересная мысль;

  • обостряется любознательность, наблюдательность;

  • дети становятся более восприимчивы к опыту других детей: совместная работа выковывает единство, ученики учатся слушать друг друга, несут ответственность за совместный способ познания;

  • в ходе обсуждения обнаруживается несколько трактовок одного и того же содержания, а это еще раз работает на понимание;

  • выбор немецкого языка как иностранного языка (Приложение №7)


Цели технологии развития критического мышления, отвечают целям образования на современном этапе, формируют интеллектуальные качества личности, вооружают ученика и учителя способами работы с информацией, методами организации учения, самообразования, конструирования собственного образовательного маршрута.





РАЗДЕЛ III

Сведения об использовании опыта в массовой практике


  1. Условия функционирования опыта

Я работаю в МОУ СШ № 94 с углубленным изучением отдельных предметов с 2000 года. Немецкий язык преподаю в 3, 4, 5, 6 классах, средняя наполняемость группы 5-12 человек.

Данный опыт функционирует с 20015 года. Важнейшим условием применения педагогического опыта является заинтересованность и мотивация учащихся.

Затруднения, c которыми можно столкнуться, работая в данной технологии:

  • Реализовать полностью урок в данной технологии в рамках классно- урочной системы очень сложно (как и другой любой). Лучше урок сдваивать, если есть такая возможность.

  • Не все дети способны работать с большим объёмом информации. Техника чтения не у всех одинакова, не все синхронно могут работать.

  • Технология не всегда эффективна в слабых классах (как и любая другая, развивающая технология).

  • С технологией нужно подробно ознакомиться, пройти необходимые курсы, посетить семинары, уроки коллег. Это является одним из условий результативности.

  • Неправильное понимание стратегий и методов.

  • Непринятие некоторых приёмов детьми.

  • В технологии огромное количество приёмов – затруднение в выборе.

  • Сложность в подборе материала (из разных источников).

  • Маленькая наполняемость детей в классах/подгруппах может тормозить внедрение технологии критического мышления.


  1. Научно-практические основы опыта

Опыт показывает, что его использование облегчит учителям и учащимся процесс обучения говорению на немецком языке на начальном этапе в школе. Он помогает понять, что обучать учащихся говорению и овладению сокращенной лексикой, возможно применяя эффективные формы и технологии.

В основе опыта легла технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо», авторы: американские ученые Ч. Темпл, К. Мередит, Дж. Стил, С. Уолтер, а так же лингвистические труды кандидата филологических наук Л.В.Алимбековой. Основным источником списка разговорных сокращений явился немецко-русский словарь разговорной лексики под редакцией В.Д.Девкина и УМК «Немецкий язык. Первые шаги» авторов И.Л.Бим, Л.И.Рыжовой.


















СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Агейчева А.Г. Развитие критического мышления у детей младшего школьного возраста в процессе изучения романа Д. Дефо «Робинзон Крузо»// English.- 2007.- №22.- С.- 5.

  2. Бим И.Л., Рыжова Л.И. Немецкий язык. первые шаги//М. Просвещение, 2016

  3. Генике Е.А., Трифонова Е.А. Развитие критического мышления (Базовая модель). Кн. 1.- М.: БОНФИ, 2002.

  4. Девкин В.Д. Немецко-русский словарь разговорной лексики. М.: Русский язык, 1994. — 768 с.

  5. Зиновкина М. М. Многоуровневое непрерывное креативное образование в школе // Концепт. – 2012. – № 9 (сентябрь). – ART 12116. – 1,0 п. л. – URL: http://www.covenok.ru/koncept/2012/12116.htm.

  6. Ивунина Е. Е. О различных подходах к понятию «критическое мышление» // Молодой ученый. — 2009. — №11. — С. 170-174.

  7. Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя: Учеб.-метод. пособие/И.В. Муштавинская. – СПб: КАРО, 2009.- 144с

  8. Утёмов В. В. Задачи открытого типа как средство развития креативности учащихся средней школы // Концепт: научно-методический электронный журнал официального сайта эвристических олимпиад «Совёнок» и «Прорыв». – 4 квартал 2011, ART 11-4-02. – Киров, 2011 г. – URL: http://www.covenok.ru/koncept/2011/11402.htm.

  9. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2012/08/09/tekhnologiya-razvitiya-kriticheskogo

  10. https://multiurok.ru/files/razvitiie-kritichieskogho-myshlieniia-na-urokakh-niemietskogho-iazyka.html

  11. https://www.prodlenka.org/

16



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!