Развитие критического мышления
у младших школьников
на уроках немецкого языка
как средство эффективности усвоения
лексического материала
(сокращенных лексических единиц)
(Кошлакова Е.В., учитель иностранного языка, МОУ СШ № 94 г .Волгограда)
Сложность обучения лексике на немецком языке состоит в том, что язык является динамической системой, претерпевающей постоянные изменения: слова переходят из одного лексического пласта в другой, появляются новые слова «неологизмы», сокращенные слова, а некоторые слова перестают употребляться вообще.
Именно поэтому усвоение разговорной лексики я выдвигаю на первый план у младших школьников в обучении немецкому языку.
В настоящее время педагогическая практика в области овладения сокращенными лексическими единицами (СЛЕ) в обучении говорению на немецком языке на младшем этапе, испытывает затруднения. Не все учителя и учащиеся владеют разговорными сокращениями, которые составляют минимум словарного запаса в учебниках немецкого языка для начальной школы (учебники авторов И.Л. Бим, Л.И. Рыжова)
В современных учебниках по немецкому языку не уделяется внимания овладению сокращенной лексике, в связи с этим необходимо создание таких условий, которые повысят объем активного словаря учащихся и сведут к минимуму переход слов в пассивный словарь.
При обучении учащихся говорению на иностранном языке невозможно отдать предпочтение тому или иному средству, потому что они разноплановы и одно средство не может заменить другое. Очевидно, что при усвоении лексического материала необходимо рациональное использование таких средств и приемов, которые за малый промежуток времени могут обеспечить максимальный результат.
Анализируя данное состояние вещей, становится очевидным применение технологии развития критического мышления, которая позволяет добиваться таких образовательных результатов, как умение выражать свои мысли (устно и письменно) корректно, умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений; умение решать поставленные задачи сотрудничать и работать в группе; способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми, что является не маловажным при достижении основной цели в обучении иностранному языку - коммуникативной компетенции.
Именно технология развития критического мышления, на мой взгляд, отвечает всем требованиям ФГОС и способствует формированию УУД и позволит в некоторой степени популяризировать значимость немецкого языка, повысить мотивацию к изучению этого языка и достичь положительной динамики в образовательных достижениях обучающихся.
Компьютеризация, образ США, предстающих в массовом сознании в качестве образца современного постиндустриального общества, осознание родителями и учащимися функции английского языка как языка международного общения – всё это послужило тому, что английский язык вытесняет другие языки, и в частности, немецкий.
Рассмотрим отдельные приемы и стратегии, направленные на развитие критического мышления у младших школьников на уроках немецкого языка как средство повышения эффективности работы над лексическим материалом (сокращенными лексическими единицами).
Кластеры
Этот прием может быть применен на стадии вызова, когда мы систематизируем информацию, полученную до знакомства с основным источником (лексикой-СЛЕ) в виде вопросов или заголовков смысловых блоков.
Задачей кластера является не только систематизация материала, но и установление причинно-следственных связей между «гроздями».
Кубик
Прием «кубик» используется на этапе осмысления, а именно на этапе первичного закрепления лексики. Установка на использование новых слов дает учащимся возможность применить на практике как новый вокабуляр, так и ранее изученный. Кроме того, развивается творческое, ассоциативное мышление, повышается мотивированность к работе над иноязычной лексикой у учащихся.
Учителю необходимо до урока изготовить кубик из плотной бумаги. На каждой стороне пишется одно из следующих заданий:
Опиши это. (Цвет, форма, размеры и т. п.).
Сравни это. (На что похоже и от чего отличается?).
Проассоциируй это. (Что это напоминает?).
Проанализируй это. (Как это сделано, из чего состоит?).
Приведи «за» и «против». (Поддержи или опровергни это).
Примени это. (Что с этим можно сделать? Как это можно применить?)
Ученики делятся на группы/пары; преподаватель, либо сами учащиеся бросают кубик. Таким образом, определяется, в каком ракурсе будет осмысляться та или иная лексика. Кроме того, предоставляется возможность реализовать различные фокусы рассмотрения проблемы, темы, задания. На уроке создается «целостное представление об изучаемом материале; предлагаются условия для конструктивной интерпретации полученной информации».
Синквейн
«Синквейн» быстрый и мощный инструмент для рефлексии, поскольку он дает возможность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах, что отнюдь не просто. Безусловно, интересно использование синквейнов и в качестве средства творческого самовыражения. Синквейн обогащает словарный запас учащихся.
Опыт применения технологии развития критического мышления у младших школьников на уроках немецкого языка как средство повышения эффективности усвоения лексического материала позволил выделить следующие положительные стороны этого вида работы:
значительно расширяется словарный запас учащихся; в ходе обсуждения обнаруживается несколько трактовок одного и того же содержания, а это еще раз работает на понимание;
совместная работа способствует лучшему усвоению сокращенной лексики; выковывает единство, ученики учатся слушать друг друга, несут ответственность за совместный способ познания;
вырабатывается уважение к собственным мыслям и опыту; обостряется любознательность, наблюдательность;
повышается интерес к немецкому языку (больше учащихся выбирают его в качестве иностранного зыка)
положительная динамика в образовательных достижениях
участие и результативность в конкурсах, олимпиадах разного уровня
Затруднения, c которыми можно столкнуться, работая в данной технологии:
Не все дети способны работать с большим объёмом информации. Неприятие детьми некоторых приемов и стратегий.
Технология не всегда эффективна в слабых классах (как и любая другая, развивающая технология).
Неправильное понимание стратегий и методов, в технологии огромное количество приёмов – затруднение в выборе, сложность в подборе материала (из разных источников).
Маленькая наполняемость детей в классах/подгруппах может тормозить внедрение технологии критического мышления.
С технологией нужно подробно ознакомиться, пройти необходимые курсы, посетить семинары, уроки коллег. Это является одним из условий результативности.