СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Развитие критического мышления учащихся"

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: продемонстрировать использование технологии «кроссенс»  как средства развития мотивации, логического и неординарного творческого мышления  учащихся.

Задачи:

1. Познакомить участников мастер-класса с методом «кроссенс». 

2. Способствовать развитию профессионально – творческой активности, раскрытию внутреннего потенциала каждого педагога, путем создания условий для коллективной работы.

 

Просмотр содержимого документа
«"Развитие критического мышления учащихся"»






Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Школа № 97 города Донецка»











Мастер-класс

«Технология «кроссенс»









Заместитель директора по УВР

Антоненко Елена Валериевна

















«Технология «кроссенс»

Цель: продемонстрировать использование технологии «кроссенс» как средства развития мотивации, логического и неординарного творческого мышления учащихся.

Задачи:

1. Познакомить участников мастер-класса с методом «кроссенс».

2. Способствовать развитию профессионально – творческой активности, раскрытию внутреннего потенциала каждого педагога, путем создания условий для коллективной работы.


Добрый день, уважаемые коллеги! Меня зовут Антоненко Елена Валериевна. Я учитель русского языка и литературы МОУ «Школа №97 г.Донецка».


(Слайд 1) Начать свой мастер - класс я бы хотела с трёх вопросов, на которые вы должны ответить одновременно:

1.Какого цвета чистый лист бумаги?

2.Какого цвета снег?

3.Что пьёт корова?


Кто-то ответил молоко, так как белый цвет закрепился в памяти.

(Слайд 2) Посмотрите на экран, перед вами четыре картинки. Что объединяет эти картинки? Если составить ассоциативную цепочку, связать их в месте, то становится ясно, что все они соотносятся с именем великого русского поэта и писателя А.С.Пушкина.



























Каждый учитель стремится заинтересовать учащихся, увлечь своим предметом. Безусловно, существует множество технологий, приемов, нетрадиционных методов, которые позволяют сделать учебный процесс интереснее. В своей работе я использую приёмы «Кластер», «Синквейн», «Толстые и тонкие вопросы». (Слайд 3) Одним из нетрадиционных методов, который применяю на уроке, является « технология кроссенс» - ассоциативная головоломка нового поколения. Развивающий метод «кроссенс» способствует на основе деятельностного подхода формированию креативности, сотрудничества, коммуникации и критического мышления.


Слово «кроссенс» означает «пересечение смыслов» и придумано по аналогии со словом «кроссворд». Эта уникальная идея принадлежит писателю, педагогу и математику Сергею Федину и доктору технических наук, художнику и философу Владимиру Бусленко. «Кроссенс» впервые опубликован в 2002 году в журнале «Наука и жизнь».

Перед вами пример «кроссенса». – (Слайд 4)




Обратите внимание, здесь девять квадратов, они заполнены рисунками в отличие от кроссворда. Центральным является квадрат со знаком вопроса. Этот квадрат может быть связан по смыслу с несколькими.  Каждое изображение связано с предыдущим и последующим. Задача – составить рассказ по взаимосвязанным изображениям.

(Слайд 5) Как же читать кроссенс? Разгадывая кроссенс, нужно пользоваться нормами русского языка, т.е. читать слева направо и сверху вниз. Картинки будут связаны следующим образом: 1 - 2, 2-3, 3-6, 6-9, 9-8, 8-7,7-4, 4-5. Получается цепочка, завёрнутая «улиткой». Начать читать можно как с первой, так и с любой узнаваемой картинки. 


Есть три способа чтения «кроссенса».

Первый – начинаем с первого квадрата и останавливаемся на центральном квадрате.

Второй – можно начать как с первой, так и с любой узнаваемой картинки, но суть в том, что центральный пятый квадрат по смыслу связан со всеми изображениями.

Третий - мы идём по периметру квадрата и по центральному кресту между

квадратами.



















Попробуем объяснить наш «кроссенс». – 3 минуты. (Слайд 6)

Учитель может составить кроссенс сам, а может предложить составить его учащимся. Создание учащимися собственного кроссенса – более сложная работа. Но, как показывает практика, дети справляются и с этой задачей. (Слайд 7, Слайд 8)

Я предлагаю участникам мастер-класса за 2 минуты определить тему «кроссенса». На поле отсутствует только центральный квадрат. Объедините изображения в ассоциативный ряд и определить тему своего кроссенса.

(Участники работают в группах).

При создании кроссенса следует придерживаться следующей последовательности действий:

- определить тематику, общую идею;

- выделить 9 элементов, имеющих отношение к идее, теме;

- найти ассоциативную связь между элементами, определить последовательность;

- сконцентрировать смысл в одном элементе (5-й квадрат);

- подобрать изображения, иллюстрирующие элементы.


Применение кроссенса в образовательном процессе способствует развитию логического, образного мышления учащихся. На каких этапах урока я применяю этот педагогический приём? Подобранные образы могут быть использованы на любом этапе урока:

- проверка домашнего задания (с помощью кроссенса рассказать о материале прошлого урока, функция опорной образной схемы). Например, на уроках литературы после изучения биографии писателя или после изучения произведения.

- для формулировки темы урока, постановки цели урока (найдите связь между изображениями и определите тему урока);

- для обобщения материала, закрепления (кроссенс может состоять из изображений, которые появлялись в ходе урока на разных этапах, учащиеся по ним обобщают материал, делают вывод);

- организация групповой работы (составление кроссенса на заданную тему из предложенных изображений);

- творческое домашнее задание (составление кроссенса в печатном или электронном виде на заданную тему);

- также можно применить для внеклассной работы (составить по теме классного часа).



Слушаем выступления групп. – 3 минуты (Слайд 9 – Толстой, Слайд 10- Достоевский)



Рефлексия. – 2 минуты (Слайд 11)


Свой мастер-класс я начала с трёх вопросов. Сейчас я бы хотела, чтобы вы охарактеризовали этот приём с помощью трёх слов разных частей речи – существительного, прилагательного и глагола.


Эти слова раскрыли суть «кроссенса» как педагогического приёма.


Цель «кроссенса» не научить, а создать условия для самостоятельного творческого поиска учащегося.

Закончить выступление я хочу словами замечательного историка и писателя Николая Карамзина «Не мешайте другим мыслить иначе».


Спасибо за внимание! (Слайд 12)
















































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!