Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Школа № 97 города Донецка»
Мастер-класс
«Технология «кроссенс»
Заместитель директора по УВР
Антоненко Елена Валериевна
«Технология «кроссенс»
Цель: продемонстрировать использование технологии «кроссенс» как средства развития мотивации, логического и неординарного творческого мышления учащихся.
Задачи:
1. Познакомить участников мастер-класса с методом «кроссенс».
2. Способствовать развитию профессионально – творческой активности, раскрытию внутреннего потенциала каждого педагога, путем создания условий для коллективной работы.
Добрый день, уважаемые коллеги! Меня зовут Антоненко Елена Валериевна. Я учитель русского языка и литературы МОУ «Школа №97 г.Донецка».
(Слайд 1) Начать свой мастер - класс я бы хотела с трёх вопросов, на которые вы должны ответить одновременно:
1.Какого цвета чистый лист бумаги?
2.Какого цвета снег?
3.Что пьёт корова?
Кто-то ответил молоко, так как белый цвет закрепился в памяти.
(Слайд 2) Посмотрите на экран, перед вами четыре картинки. Что объединяет эти картинки? Если составить ассоциативную цепочку, связать их в месте, то становится ясно, что все они соотносятся с именем великого русского поэта и писателя А.С.Пушкина.
Каждый учитель стремится заинтересовать учащихся, увлечь своим предметом. Безусловно, существует множество технологий, приемов, нетрадиционных методов, которые позволяют сделать учебный процесс интереснее. В своей работе я использую приёмы «Кластер», «Синквейн», «Толстые и тонкие вопросы». (Слайд 3) Одним из нетрадиционных методов, который применяю на уроке, является « технология кроссенс» - ассоциативная головоломка нового поколения. Развивающий метод «кроссенс» способствует на основе деятельностного подхода формированию креативности, сотрудничества, коммуникации и критического мышления.
Слово «кроссенс» означает «пересечение смыслов» и придумано по аналогии со словом «кроссворд». Эта уникальная идея принадлежит писателю, педагогу и математику Сергею Федину и доктору технических наук, художнику и философу Владимиру Бусленко. «Кроссенс» впервые опубликован в 2002 году в журнале «Наука и жизнь».
Перед вами пример «кроссенса». – (Слайд 4)
Обратите внимание, здесь девять квадратов, они заполнены рисунками в отличие от кроссворда. Центральным является квадрат со знаком вопроса. Этот квадрат может быть связан по смыслу с несколькими. Каждое изображение связано с предыдущим и последующим. Задача – составить рассказ по взаимосвязанным изображениям.
(Слайд 5) Как же читать кроссенс? Разгадывая кроссенс, нужно пользоваться нормами русского языка, т.е. читать слева направо и сверху вниз. Картинки будут связаны следующим образом: 1 - 2, 2-3, 3-6, 6-9, 9-8, 8-7,7-4, 4-5. Получается цепочка, завёрнутая «улиткой». Начать читать можно как с первой, так и с любой узнаваемой картинки.
Есть три способа чтения «кроссенса».
Первый – начинаем с первого квадрата и останавливаемся на центральном квадрате.
Второй – можно начать как с первой, так и с любой узнаваемой картинки, но суть в том, что центральный пятый квадрат по смыслу связан со всеми изображениями.
Третий - мы идём по периметру квадрата и по центральному кресту между
квадратами.
Попробуем объяснить наш «кроссенс». – 3 минуты. (Слайд 6)
Учитель может составить кроссенс сам, а может предложить составить его учащимся. Создание учащимися собственного кроссенса – более сложная работа. Но, как показывает практика, дети справляются и с этой задачей. (Слайд 7, Слайд 8)
Я предлагаю участникам мастер-класса за 2 минуты определить тему «кроссенса». На поле отсутствует только центральный квадрат. Объедините изображения в ассоциативный ряд и определить тему своего кроссенса.
(Участники работают в группах).
При создании кроссенса следует придерживаться следующей последовательности действий:
- определить тематику, общую идею;
- выделить 9 элементов, имеющих отношение к идее, теме;
- найти ассоциативную связь между элементами, определить последовательность;
- сконцентрировать смысл в одном элементе (5-й квадрат);
- подобрать изображения, иллюстрирующие элементы.
Применение кроссенса в образовательном процессе способствует развитию логического, образного мышления учащихся. На каких этапах урока я применяю этот педагогический приём? Подобранные образы могут быть использованы на любом этапе урока:
- проверка домашнего задания (с помощью кроссенса рассказать о материале прошлого урока, функция опорной образной схемы). Например, на уроках литературы после изучения биографии писателя или после изучения произведения.
- для формулировки темы урока, постановки цели урока (найдите связь между изображениями и определите тему урока);
- для обобщения материала, закрепления (кроссенс может состоять из изображений, которые появлялись в ходе урока на разных этапах, учащиеся по ним обобщают материал, делают вывод);
- организация групповой работы (составление кроссенса на заданную тему из предложенных изображений);
- творческое домашнее задание (составление кроссенса в печатном или электронном виде на заданную тему);
- также можно применить для внеклассной работы (составить по теме классного часа).
Слушаем выступления групп. – 3 минуты (Слайд 9 – Толстой, Слайд 10- Достоевский)
Рефлексия. – 2 минуты (Слайд 11)
Свой мастер-класс я начала с трёх вопросов. Сейчас я бы хотела, чтобы вы охарактеризовали этот приём с помощью трёх слов разных частей речи – существительного, прилагательного и глагола.
Эти слова раскрыли суть «кроссенса» как педагогического приёма.
Цель «кроссенса» не научить, а создать условия для самостоятельного творческого поиска учащегося.
Закончить выступление я хочу словами замечательного историка и писателя Николая Карамзина «Не мешайте другим мыслить иначе».
Спасибо за внимание! (Слайд 12)