СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие культуры устной и письменной речи как формирование коммуникативной компетенции обучающихся

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект содержит исследования по культуре речи старшеклассников. Может быть использован для внеклассной работы, выступлениях на педсовете, методических объединениях.

Просмотр содержимого документа
«Развитие культуры устной и письменной речи как формирование коммуникативной компетенции обучающихся»

Автор: Полянская Г. В. , учитель русского языка и литературы Ранинского филиала МБОУ Заворонежской СОШ Мичуринского района Тамбовской области Продолжительность проекта 2017-2018 год .

Автор: Полянская Г. В. , учитель русского языка и литературы Ранинского филиала МБОУ Заворонежской СОШ Мичуринского района Тамбовской области

Продолжительность проекта 2017-2018 год .

 Культура речи неотделима от общей культуры. Чтобы повысить качество своего языка, нужно повысить качество своего интеллекта.     К.И.Чуковский.   Хорошую речь хорошо и слушать.      Пословица.  Культура речи неотделима от общей культуры. Чтобы повысить качество своего языка, нужно повысить качество своего интеллекта.     К.И.Чуковский.   Хорошую речь хорошо и слушать.      Пословица.  Культура речи неотделима от общей культуры. Чтобы повысить качество своего языка, нужно повысить качество своего интеллекта.     К.И.Чуковский.   Хорошую речь хорошо и слушать.      Пословица.  Культура речи неотделима от общей культуры. Чтобы повысить качество своего языка, нужно повысить качество своего интеллекта.     К.И.Чуковский.   Хорошую речь хорошо и слушать.      Пословица.  Культура речи неотделима от общей культуры. Чтобы повысить качество своего языка, нужно повысить качество своего интеллекта.     К.И.Чуковский.   Хорошую речь хорошо и слушать.      Пословица.
  • Культура речи неотделима от общей культуры. Чтобы повысить качество своего языка, нужно повысить качество своего интеллекта. К.И.Чуковский. Хорошую речь хорошо и слушать. Пословица.
  • Культура речи неотделима от общей культуры. Чтобы повысить качество своего языка, нужно повысить качество своего интеллекта. К.И.Чуковский. Хорошую речь хорошо и слушать. Пословица.
  • Культура речи неотделима от общей культуры. Чтобы повысить качество своего языка, нужно повысить качество своего интеллекта. К.И.Чуковский. Хорошую речь хорошо и слушать. Пословица.
  • Культура речи неотделима от общей культуры. Чтобы повысить качество своего языка, нужно повысить качество своего интеллекта. К.И.Чуковский. Хорошую речь хорошо и слушать. Пословица.
  • Культура речи неотделима от общей культуры. Чтобы повысить качество своего языка, нужно повысить качество своего интеллекта. К.И.Чуковский.
  • Хорошую речь хорошо и слушать. Пословица.

Снижение речевой компетенции и грамотности населения. Нарушение этических норм речевой культуры. Неумелое использование языковых средств в разнообразных условиях общения. Новые требования к преподаванию русского языка в школе (формирование коммуникативных умений обучающихся), выдвигаемые современными стандартами образования.
  • Снижение речевой компетенции и грамотности населения.
  • Нарушение этических норм речевой культуры.
  • Неумелое использование языковых средств в разнообразных условиях общения.
  • Новые требования к преподаванию русского языка в школе (формирование коммуникативных умений обучающихся), выдвигаемые современными стандартами образования.
-между теоретическими знаниями обучающихся и неумением применять их на практике; -между этическими нормами речевой культуры и засорением родной речи; -между классическим языком художественной литературы и языком дикторов радио и телевидения, политиков, артистов, ди-джеев молодёжных радиостанций; -между традиционными методами обучения и новыми методическими подходами, направленными на формирование ключевых компетенций.

-между теоретическими знаниями обучающихся и неумением применять их на практике;

-между этическими нормами речевой культуры и засорением родной речи;

-между классическим языком художественной литературы и языком дикторов радио и телевидения, политиков, артистов, ди-джеев молодёжных радиостанций;

-между традиционными методами обучения и новыми методическими подходами, направленными на формирование ключевых компетенций.

Формирование коммуникативной культуры обучающихся в условиях существенного снижения общей речевой культуры.
  • Формирование коммуникативной культуры обучающихся в условиях существенного снижения общей речевой культуры.
 Если систематически развивать навыки культуры устной и письменной речи, то это способствует повышению общей коммуникативной компетенции обучающихся.

Если систематически развивать навыки культуры устной и письменной речи, то это способствует повышению общей коммуникативной компетенции обучающихся.

 Учебно – воспитательный процесс, ориентированный на формирование коммуникативной компетенции обучающихся.

Учебно – воспитательный процесс, ориентированный на формирование коммуникативной компетенции обучающихся.

 Коммуникативные навыки обучающихся среднего и старшего звена и пути формирования общей культуры личности.

Коммуникативные навыки обучающихся среднего и старшего звена и пути формирования общей культуры личности.

Овладение всеми основными нормами русского литературного языка , видами речевой деятельности , основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально – культурной специфики русского языка.
  • Овладение всеми основными нормами русского литературного языка , видами речевой деятельности , основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
  • Осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально – культурной специфики русского языка.
Провести диагностическое исследование уровня подготовки и мотивации обучающихся. Изучить теоретический материал по теме исследования. Разработать систему мероприятий по усвоению, закреплению, контролю и самоконтролю коммуникативных знаний и умений обучающихся. Разработать дидактический материал с учетом индивидуальных особенностей учащихся. Разработать ЭОР и медиаресурсы, способствующие повышению качества образования.  Расширить представления обучающихся о возможностях речевого общения. Достичь высокого качества знаний .
  • Провести диагностическое исследование уровня подготовки и мотивации обучающихся.
  • Изучить теоретический материал по теме исследования.
  • Разработать систему мероприятий по усвоению, закреплению, контролю и самоконтролю коммуникативных знаний и умений обучающихся.
  • Разработать дидактический материал с учетом индивидуальных особенностей учащихся.
  • Разработать ЭОР и медиаресурсы, способствующие повышению качества образования.
  • Расширить представления обучающихся о возможностях речевого общения.
  • Достичь высокого качества знаний .

Повышение общей речевой культуры обучающихся, овладение этическими нормами речевой культуры. Освоение обучающимися языка как средства постижения сущности окружающего мира. Формирование коммуникативной компетенции, определяющей владение устной и письменной речью. Повышение качества знаний обучающихся.
  • Повышение общей речевой культуры обучающихся, овладение этическими нормами речевой культуры.
  • Освоение обучающимися языка как средства постижения сущности окружающего мира.
  • Формирование коммуникативной компетенции, определяющей владение устной и письменной речью.
  • Повышение качества знаний обучающихся.
1. Подготовительный этап проведение диагностического исследования; изучение теоретической базы, научно - методической литературы, современных педагогических технологий, интернет – ресурсов; знакомство с передовым опытом ведущих учителей Тамбовской области; 2 Основной этап (Практический) определение ведущих идей и стратегий реализации проекта, выбор наиболее продуктивной методики решения проблемы; разработка учебно– методического пакета, ЭОР и медиаресурсов.; вовлечение обучающихся в творческую и поисково – исследовательскую деятельность; активизация внеклассной работы по предмету. 3 Контрольно – аналитический этап анализ результатов проекта; подведение итогов.  4. Внедренческий распространение опыта работы

1. Подготовительный этап

  • проведение диагностического исследования;
  • изучение теоретической базы, научно - методической литературы, современных педагогических технологий, интернет – ресурсов;
  • знакомство с передовым опытом ведущих учителей Тамбовской области;

2 Основной этап (Практический)

  • определение ведущих идей и стратегий реализации проекта, выбор наиболее продуктивной методики решения проблемы;
  • разработка учебно– методического пакета, ЭОР и медиаресурсов.;
  • вовлечение обучающихся в творческую и поисково – исследовательскую деятельность;
  • активизация внеклассной работы по предмету.

3 Контрольно – аналитический этап

  • анализ результатов проекта;
  • подведение итогов.

4. Внедренческий

  • распространение опыта работы
Анкетирование «УРОВЕНЬ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ»проводилось среди обучающихся среднего звена. 60% опрошенных обращает внимание на состояние речевой культуры в обществе. Отрицательную реакцию у участников анкетирования вызывают такие нарушения норм речевой культуры: -наличие в речи слов – паразитов – 60%; - нарушения в ударении слов – 43%; -нарушение норм произношения – 35%.  75% учеников не считают речь представителей СМИ образцовой, 90% опрашиваемых убеждены в том, что речь работников СМИ должна быть таковой.  60% опрошенных замечали нарушения норм речи со стороны дикторов телевидения и радио.  Некоторые в повседневной жизни употребляют бранные слова: -часто это делает 25% из числа опрошенных, иногда – 53%, никогда – 22%. -людей, чья речь нравится и доставляет удовольствие, 44% респондентов встречают редко.  65% учащихся признались, что иногда используют в речи ненормативную лексику.

Анкетирование «УРОВЕНЬ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ»проводилось среди обучающихся среднего звена.

60% опрошенных обращает внимание на состояние речевой культуры в обществе. Отрицательную реакцию у участников анкетирования вызывают такие нарушения норм речевой культуры:

-наличие в речи слов – паразитов – 60%;

- нарушения в ударении слов – 43%;

-нарушение норм произношения – 35%.

75% учеников не считают речь представителей СМИ образцовой, 90% опрашиваемых убеждены в том, что речь работников СМИ должна быть таковой.

60% опрошенных замечали нарушения норм речи со стороны дикторов телевидения и радио.

Некоторые в повседневной жизни употребляют бранные слова:

-часто это делает 25% из числа опрошенных, иногда – 53%, никогда – 22%.

-людей, чья речь нравится и доставляет удовольствие, 44% респондентов встречают редко.

65% учащихся признались, что иногда используют в речи ненормативную лексику.

 Используемые педагогические технологии:  проектная технология, личностно-ориентированная технология, технология мастерских, игровые технологии.

Используемые педагогические технологии:

проектная технология, личностно-ориентированная технология, технология мастерских, игровые технологии.

Формирование коммуникативных умений обучающихся должно осуществляться через  изучение норм русского литературного языка , видов речевой деятельности , основ культуры устной и письменной речи на уроках, занятиях элективного курса и во внеурочной деятельности; работу с высокохудожественными текстами в целях привития обучающимся эстетического вкуса; конструирование речевых ситуаций и формирование умений и навыков использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения; применение различных форм активизации деятельности (проектной методики, личностно-ориентированного подхода, медиаресурсов); творческие задания различной направленности.
  • Формирование коммуникативных умений обучающихся должно осуществляться через

  • изучение норм русского литературного языка , видов речевой деятельности , основ культуры устной и письменной речи на уроках, занятиях элективного курса и во внеурочной деятельности;
  • работу с высокохудожественными текстами в целях привития обучающимся эстетического вкуса;
  • конструирование речевых ситуаций и формирование умений и навыков использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения;
  • применение различных форм активизации деятельности (проектной методики, личностно-ориентированного подхода, медиаресурсов);
  • творческие задания различной направленности.

    Положительный результат развития устной и письменной речи обучающихся дают новые технологии в преподавании. Мною применяются следующие технологии :    1.Игровая технология .  Свободный творческий характер игры способствует повышению мотивации к обучению, интереса к родному языку, развитию речевой изобретательности.  Использую учебно – деловые игры в старших классах, уроки-игры в среднем звене.   Урок – игра « Турнир знатоков русского языка» в 5 классе. Учебная игра по русскому языку «Я деловой человек»

Положительный результат развития устной и письменной речи обучающихся дают новые технологии в преподавании. Мною применяются следующие технологии :

1.Игровая технология . Свободный творческий характер игры способствует повышению мотивации к обучению, интереса к родному языку, развитию речевой изобретательности. Использую учебно – деловые игры в старших классах, уроки-игры в среднем звене. Урок – игра « Турнир знатоков русского языка» в 5 классе.

Учебная игра по русскому языку «Я деловой человек»

2. Технология проектного обучения. Метод проектов позволяет развивать у школьников в единстве и взаимосвязи все компоненты лингвистической компетенции.  Кроме того, в процессе проектной деятельности происходит формирование ценностных ориентаций и мотивов познавательной деятельности.  Презентация « Предложение и текст» Буклет «Текст»  Планирую создание межпредметных проектов (литература- русский язык- родная литература).

2. Технология проектного обучения.

Метод проектов позволяет развивать у школьников в единстве и взаимосвязи все компоненты лингвистической компетенции.

Кроме того, в процессе проектной деятельности происходит формирование ценностных ориентаций и мотивов познавательной деятельности.

Презентация « Предложение и текст»

Буклет «Текст»

Планирую создание межпредметных проектов (литература- русский язык- родная литература).

3. Технология мастерских.   Главное в этой технологии – не сообщить и освоить информацию, а передать способы работы.  Результаты выражаются в овладении обучающимися творческими умениями, в формировании личности, способной к самосовершенствованию, саморазвитию.

3. Технология мастерских.

Главное в этой технологии – не сообщить и освоить информацию, а передать способы работы. Результаты выражаются в овладении обучающимися творческими умениями, в формировании личности, способной к самосовершенствованию, саморазвитию.

4.Технология на основе схемных моделей.  По литературе разработаны схемы по характеристике литературных героев, тезисов литературных произведений ( А.С . Грибоедов «Горе от ума», схема-тезис «Основные проблемы комедии») Когда перед глазами такая таблица, учащимся легче ориентироваться в прочитанном, лучше запоминается материал.

4.Технология на основе схемных моделей.

По литературе разработаны схемы по характеристике литературных героев, тезисов литературных произведений ( А.С . Грибоедов «Горе от ума», схема-тезис «Основные проблемы комедии»)

Когда перед глазами такая таблица, учащимся легче ориентироваться в прочитанном, лучше запоминается материал.

5. Уроки развития речи. Такие уроки развивают речь, творческое мышление учащихся, воспитывают культуру речи, чувства прекрасного. Уроки развития речи . Интегрированные  уроки  и презентации к таким урокам. Уроки внеклассного чтения . Сочинение . Творческие задания. 1 2

5. Уроки развития речи.

Такие уроки развивают речь, творческое мышление учащихся, воспитывают культуру речи, чувства прекрасного.

Уроки развития речи .

Интегрированные уроки

и презентации к таким урокам.

Уроки внеклассного чтения .

Сочинение .

Творческие задания.

1

2

 6. Традиционное обучение.  Разработаны упражнения по грамматическим темам. Они небольшие по объёму. Выполнение их не требует организации специальных уроков по развитию речи. Материал упражнений используется для текущей работы по изучению соответствующих грамматических понятий, а также орфографических и пунктуационных правил. На каждом уроке даю такие упражнения.   В рамках подготовки обучающихся к итоговой аттестации мной разработан ряд тематических тестов (№ 1, 2, 3) по разделам русского языка. Дидактический материал к разделу «Фразеология». Тестовые задания к разделу «Культура речи». Нестандартные задания.

6. Традиционное обучение.

Разработаны упражнения по грамматическим темам. Они небольшие по объёму. Выполнение их не требует организации специальных уроков по развитию речи. Материал упражнений используется для текущей работы по изучению соответствующих грамматических понятий, а также орфографических и пунктуационных правил. На каждом уроке даю такие упражнения.

В рамках подготовки обучающихся к итоговой аттестации мной разработан ряд тематических тестов (№ 1, 2, 3) по разделам русского языка.

Дидактический материал к разделу «Фразеология».

Тестовые задания к разделу «Культура речи».

Нестандартные задания.

 Содержание деятельности  Разработаны и реализуются на практике дидактические материалы, ЭОР и медиаресурсы, которые способствуют повышению качества образования.

Содержание деятельности

Разработаны и реализуются на практике дидактические материалы, ЭОР и медиаресурсы, которые способствуют повышению качества образования.

Внеклассная работа по предмету    Систематически и планомерно осуществляемая внеклассная работа по русскому языку и литературе имеет большое образовательно-воспитательное значение и способствует овладению русским языком как средством общения.  Формы организации внеклассной работы по русскому языку и литературе разнообразны: беседы, конкурсы, викторины, игры, КВН, утренники и вечера, конференции и устные журналы, олимпиады и  т. д.  Реализуется на практике программа кружка «Занимательная грамматика»

Внеклассная работа по предмету

Систематически и планомерно осуществляемая внеклассная работа по русскому языку и литературе имеет большое образовательно-воспитательное значение и способствует овладению русским языком как средством общения.

Формы организации внеклассной работы по русскому языку и литературе разнообразны: беседы, конкурсы, викторины, игры, КВН, утренники и вечера, конференции и устные журналы, олимпиады и

т. д.

Реализуется на практике программа кружка «Занимательная грамматика»

Результаты в начале проекта 1. Анкетирование учащихся. 1)Обращаете ли Вы внимание на состояние речевой культуры в обществе. (да/нет) 2)Употребляете ли вы ненормативную лексику (бранные слова)? (да/нет) 3)Стремитесь ли Вы к совершенствованию речевых навыков? (да/нет) 4)Необходим ли запрет на употребление ненормативной лексики и выражений в общественных местах? (да/нет) 5)Влияет ли на Ваше отношение к человеку уровень его речевой культуры? (да/нет) Результаты в конце проекта

Результаты в начале проекта

1. Анкетирование учащихся.

1)Обращаете ли Вы внимание на состояние речевой культуры в обществе. (да/нет)

2)Употребляете ли вы ненормативную лексику (бранные слова)? (да/нет)

3)Стремитесь ли Вы к совершенствованию речевых навыков? (да/нет)

4)Необходим ли запрет на употребление ненормативной лексики и выражений в общественных местах? (да/нет)

5)Влияет ли на Ваше отношение к человеку уровень его речевой культуры? (да/нет)

Результаты в конце проекта

 Результаты ОГЭ по русскому языку   в 9 классе Год Класс 2016-2017 Кол-во обуча- ющихся в классе Получили оценки 2017-2018 9 9 5 4 1 4 7 3 4 2 2 1 Качество знаний 1 3 -  75% 71%

Результаты ОГЭ по русскому языку

в 9 классе

Год

Класс

2016-2017

Кол-во обуча-

ющихся

в классе

Получили оценки

2017-2018

9

9

5

4

1

4

7

3

4

2

2

1

Качество знаний

1

3

-

75%

71%

-В работе используются новые образовательные технологии, способствующие развитию творческих способностей обучающихся. - Ведется внеклассная работа по предмету (недели русского языка и литературы, кружковая работа, встречи с интересными людьми, литературно – музыкальные композиции) -Обобщен опыт работы в школе и на муниципальном уровне. Разработан дидактический материал по разделу «Речевой этикет». - Организована проектная деятельность учащихся по предмету.  - Реализуется на практике элективный курс «Речевой этикет».  -Разработана ПДО с учетом развития речевой компетенции. - Разработаны дидактические материалы с учетом индивидуальных особенностей учащихся. -Разработаны ЭОР и медиаресурсы, способствующие повышению качества образования.

-В работе используются новые образовательные технологии, способствующие развитию творческих способностей обучающихся.

- Ведется внеклассная работа по предмету (недели русского языка и литературы, кружковая работа, встречи с интересными людьми, литературно – музыкальные композиции)

-Обобщен опыт работы в школе и на муниципальном уровне. Разработан дидактический материал по разделу «Речевой этикет».

- Организована проектная деятельность учащихся по предмету.

- Реализуется на практике элективный курс «Речевой этикет».

-Разработана ПДО с учетом развития речевой компетенции.

- Разработаны дидактические материалы с учетом индивидуальных особенностей учащихся.

-Разработаны ЭОР и медиаресурсы, способствующие повышению качества образования.

  Работу по сохранению родного языка нужно начинать в школе, она должна стать систематической.   Результаты анкетирования свидетельствуют об озабоченности подрастающего поколения проблемами культуры речи. Дети замечают глобальные перемены в русском языке.   Проблема культуры речи уже давно перестала быть сугубо лингвистической и приобрела статус общенациональной. Новые требования к преподаванию русского языка в школе (формирование коммуникативных умений обучающихся и формирование речевой культуры), выдвигаемые современными стандартами образования, актуальны.

Работу по сохранению родного языка нужно начинать в школе, она должна стать систематической.

Результаты анкетирования свидетельствуют об озабоченности подрастающего поколения проблемами культуры речи. Дети замечают глобальные перемены в русском языке.

Проблема культуры речи уже давно перестала быть сугубо лингвистической и приобрела статус общенациональной. Новые требования к преподаванию русского языка в школе (формирование коммуникативных умений обучающихся и формирование речевой культуры), выдвигаемые современными стандартами образования, актуальны.

Распространение опыта работы:      Заседания ШМО. Выступления: 1. «Работа с основной мыслью текста – рассуждения.» 2. «Освоение приемов логического разворачивания мысли.» Ежегодно открытые уроки для учителей гуманитарного цикла.      Заседания ШМО. Выступления: 1. «Работа с основной мыслью текста – рассуждения.» 2. «Освоение приемов логического разворачивания мысли.» Ежегодно открытые уроки для учителей гуманитарного цикла.    Заседания педсовета. Доклады : 1.»О комплексном анализе текста» 2. «Изобразительно-выразительные средства языка, их роль в тексте»  Заседание РМО учителей русского языка и литературы. 1.Выступления из опыта работы:  «Современные технологии на уроках русского языка и литературы». Обобщение опыта работы на муниципальном уровне .

Распространение опыта работы:

Заседания ШМО. Выступления:

1. «Работа с основной мыслью текста – рассуждения.»

2. «Освоение приемов логического разворачивания мысли.»

Ежегодно открытые уроки для учителей гуманитарного цикла.

  • Заседания ШМО. Выступления: 1. «Работа с основной мыслью текста – рассуждения.» 2. «Освоение приемов логического разворачивания мысли.» Ежегодно открытые уроки для учителей гуманитарного цикла.

Заседания педсовета. Доклады :

1.»О комплексном анализе текста»

2. «Изобразительно-выразительные средства языка, их роль в тексте»

Заседание РМО учителей русского языка и литературы.

1.Выступления из опыта работы:

«Современные технологии на уроках русского языка и литературы».

Обобщение опыта работы на муниципальном уровне .

 Проект может быть использован во время учебного процесса в заданиях, посвященных культуре речи, развитию речи, краеведению, также для проведения элективных курсов по культуре речи, внеклассных мероприятий, при составлении программ дополнительного образования. Проект охватывает знания и формирует умения в различных предметных областях: литературе, краеведении, изобразительном искусстве, информатике.  Проект содержит теоретические исследования, которые помогут обучающимся ответить на проблемные вопросы.

Проект может быть использован во время учебного процесса в заданиях, посвященных культуре речи, развитию речи, краеведению, также для проведения элективных курсов по культуре речи, внеклассных мероприятий, при составлении программ дополнительного образования. Проект охватывает знания и формирует умения в различных предметных областях: литературе, краеведении, изобразительном искусстве, информатике.

Проект содержит теоретические исследования, которые помогут обучающимся ответить на проблемные вопросы.

Баранникова Л.И. Основные сведения о языке. М.,1983 Безрукова В.С. Всё о современном уроке в школе: проблемы и решения. М.,2004  Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. М.,1989 Городилова Г.Г. Практикум по развитию речи. М., 1991 Левитес Д. Г. Практика обучения: современные образовательные технологии. Воронеж., 1998 Рябов Г. П.К проблеме экологии русского языка //Язык в современных образовательных структурах (социальные варианты языка ) Нижний Новгород.,2005 Фёдорова Л.Л. Современная молодёжная речь: норма или антинорма?// http: // www.all.edu.ru http :// www.it-n.ru /
  • Баранникова Л.И. Основные сведения о языке. М.,1983
  • Безрукова В.С. Всё о современном уроке в школе: проблемы и решения. М.,2004
  • Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. М.,1989
  • Городилова Г.Г. Практикум по развитию речи. М., 1991
  • Левитес Д. Г. Практика обучения: современные образовательные технологии. Воронеж., 1998
  • Рябов Г. П.К проблеме экологии русского языка //Язык в современных образовательных структурах (социальные варианты языка ) Нижний Новгород.,2005
  • Фёдорова Л.Л. Современная молодёжная речь: норма или антинорма?// http: // www.all.edu.ru
  • http :// www.it-n.ru /


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!