СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие лексико-грамматической стороны речи посредством дидактического синквейна у младших школьников с дизартрией

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Младший школьный возраст – это период расширения словарного запаса и овладение все более сложными грамматическими структурами, а также интенсивного психического и личностного развития. Целый ряд методических вопросов, связанных с организацией занятий по развитию лексико-грамматической стороны речи с использованием дидактического синквейна в настоящее время являются недостаточно разработанными в логопедической науке и практике.

Просмотр содержимого документа
«Развитие лексико-грамматической стороны речи посредством дидактического синквейна у младших школьников с дизартрией»

«РАЗВИТИЕ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКОГО СИНКВЕЙНА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ».

Младший школьный возраст – это период расширения словарного запаса и овладение все более сложными грамматическими структурами, а также интенсивного психического и личностного развития.

Лидия Ивановна Белякова отмечает, что среди обучающихся речевой школы большой процент обучающихся с дизартрией.

При дизартрии нарушение артикуляции, вследствие недостаточной иннервации речевого аппарата, препятствует полноценному овладению не только фонетической стороны речи, но и отражается на полноте и качестве словаря, а также затрудняет процесс формирования грамматического строя родного языка. Совершенствование лексико-грамматической стороны речи младших школьников с дизартрией окажет непосредственное влияние на процесс общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми. С этих позиций проблема нашего исследования является актуальной на социальном уровне.

В логопедической практике накоплено достаточное количество методик, научных трудов, описания опыта работы по коррекции речевых нарушений у младших школьников с речевыми нарушениями. В данный момент происходит активный поиск новых развивающих средств и технологий, многие из которых успешно применяются в логопедической работе. Одним из таких средств является дидактический синквейн.

Следует отметить, что целый ряд методических вопросов, связанных с организацией занятий по развитию лексико-грамматической стороны речи с использованием дидактического синквейна в настоящее время являются недостаточно разработанными в логопедической науке и практике. С этих позиций заявленная тема исследования является актуальной на научно-методическом уровне.

Теоретическая и практическая актуальность, а также недостаточная разработанность заявленной проблемы определили основные направления и задачи нашего исследования:

  1. На материале теоретического анализа научной литературы по проблеме исследования изучить возможности применения дидактического синквейна в процессе развития лексико-грамматической стороны речи младших школьников с дизартрией.

  2. Опытно-экспериментальным путем исследовать особенности лексико-грамматической стороны речи младших школьников с дизартрией.

  3. Разработать, апробировать и оценить эффективность логопедических занятий по развитию лексико-грамматической стороны речи

В соответствии с первой задачей мы изучили и проанализировали психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования и определили ключевые понятия:

Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, которое обусловлено недостаточностью иннервации речевого аппарата.

Лексико-грамматическая сторона речи – единство лексических и грамматических свойств, соединяющих и те и другие свойства.

Дидактический синквейн – это стихотворение из пяти строк, текст которого основывается на содержательной и синтаксической заданности каждой строки

На основе анализа работ Ларисы Степановны Волковой, Розы Евгеньевны Левиной мы пришли к выводу, что у младших школьников с дизартрией отмечаются ряд особенностей развития лексико-грамматической стороны речи: недостаточное умение правильно связывать слова в предложении; частое смешение слов; недостаточное накопление словаря; трудности в организации семантической структуры высказывания; ошибки при построении грамматических конструкций.

По мнению Розы Евгеньевны Левиной к основным направлениям логопедической работы по развитию лексико-грамматической стороны речи у младших школьников с дизартрией относятся:

  • обогащение словаря;

  • уточнение значений слов;

  • формирование навыков словообразования, словоизменения.

Одним из эффективных средств по развитию лексико-грамматической стороны речи у младших школьников с дизартрией является дидактический синквейн.

Дидактический синквейн – это стихотворение из пяти строк, текст которого основывается на содержательной и синтаксической заданности каждой строки.

В соответствии со второй задачей опытно-экспериментальным путем мы выявили особенности лексико-грамматической стороны речи младших школьников с дизартрией.

В эксперименте приняли участие 10 детей младшего школьного возраста 8-9 лет. Все имеют логопедическое заключение: дизартрия.

Опытно-экспериментальная работа включала в себя три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный.

В исследовании в качестве базовой была использована одна методика- Методика Т. А. Фотековой «Диагностика устной речи младших школьников»: Серия III «Исследование грамматического строя речи»; Серия IV «Исследование словаря и навыков словообразования».

На этапе констатирующего эксперимента было выявлено, что лексико-грамматическая сторона речи у младших школьников недостаточно развита. Были выявлены трудности испытуемых в образовании правильных форм основных частей речи, в неумении грамотно употреблять предлоги, в неспособности видеть в предложении ошибки. В речи младших школьников с дизартрией присутствовали аграмматизмы, пропуски слов и частей предложения. Это позволило сделать вывод о необходимости развития лексико-грамматической стороны речи на логопедических занятиях.

В соответствии с третьей задачей нами был разработан и реализован перспективно-тематический план занятий.

В процессе коррекционной работы мы использовали следующие методы: наглядный (демонстрационный материал), словесный (объяснение задания, беседа), практический (упражнения, игры).

Содержание логопедических занятий соответствовало тематическому плану логопеда специальной (коррекционной) школы и было разработано с учетом методических рекомендаций Елены Николаевны Винарской, Наталии Дмитриевны Душка.

В ходе опытно - экспериментальной работы помимо развития лексико-грамматической стороны речи мы так же обучали младших школьников составлению дидактического синквейна. При этом происходило обогащение речи обучающихся названиями признаков, действий, качеств предметов и отношение к ним.

В целом, формирующий этап исследования позволил достичь положительных результатов логопедической работы по развитию лексико – грамматического стороны речи у младших школьников с дизартрией.

Результаты повторного исследования показали наличие положительной динамики по многим диагностическим переменным.

Анализ результатов констатирующего и контрольного эксперимента по исследованию грамматического строя речи у младших школьников с дизартрией позволил сделать вывод, что общий количественный показатель увеличился по всем предложенным заданиям. Затруднения обучающиеся все также испытывали при образовании существительных множественного числа в именительном и родительном падежах (М. ср. 52,75 б.) и при верификации предложений (М. ср.49,75 б.).

Результаты исследования грамматического строя речи младших школьников с дизартрией на констатирующем и контрольном этапах эксперимента.

Мы выявили, что в целом, у обучающихся прослеживалась положительная динамика в развитии грамматической стороны речи (употреблении числа и рода глаголов, при изменении существительных по числам; согласование прилагательных с существительными, числительных с существительными). Незначительно увеличился объем активного словаря младших школьников. Чаще в речи школьников начали встречаться прилагательные-описания (прекрасная, густая, блестящее, проливной).

При сравнении результатов выполнения задания 1 на повторение предложений младшие школьники по-прежнему пропускали слова без искажения структуры предложения. Повторное выполнение данного вида задания подтвердило, что школьники в состоянии воспроизвести предложения того уровня грамматической сложности, которыми они овладели в собственной речи. Наиболее успешно справились трое респондентов (Олег С., Ева А., Ильдар Д.).

Задание 5 на образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах показало, что Максим К. продолжал испытывать трудности при выполнении данного задания, в то время как оставшиеся респонденты (9 чел.) справились с заданием гораздо точнее и правильнее, чем на констатирующем этапе эксперимента.

По сравнению с констатирующим этапом эксперимента некоторые младшие школьники (Антон Ш., Антон К., Иван М.) значительно улучшили свои результаты по выполнению задания 4 на добавление предлога в предложение. Если раньше данное задание вызывало у них трудности, то к концу контрольного эксперимента обучающиеся справлялись с правильной расстановкой предлогов без затруднений. Иван М., Ева А., Женя Н. на констатирующем этапе эксперимента не смогли вставить ни в одно предложение пропущенный предлог, в то время как на контрольном этапе респонденты смогли лучше справиться с заданием.

По результатам, сравнительного анализа средних значений по исследованию словаря и навыков словообразования мы видим, что общий количественный показатель выполнения испытуемыми задания на образование притяжательных прилагательных от существительных не изменился. Между тем количественные значения выполнения других заданий увеличились. (*)

Результаты исследования навыков словаря и словообразования младших школьников с дизартрией на констатирующем и контрольном этапах эксперимента.

При сравнении результатов навыков словообразования было выявлено, что школьники неправильно образовывают названия детенышей животных и существительные в уменьшительной форме. Положительные результаты прослеживались у трех обучающихся (Иван М., Саша О., Костя Л.). Наибольшая часть респондентов справилась с заданием.

Сравнительный анализ данных констатирующего и контрольного этапов по заданию на образование относительных и качественных прилагательных показал, что Ивану М. удалось воспроизвести 4 предложения из 14, в то время как на констатирующем этапе школьник не смог воспроизвести ни одно предложение из предложенных. В процессе выполнения заданий отмечалась инертность, обучающиеся пытались делать все пробы стереотипно. Неверное образование форм слова также присутствовало в ответах обучающихся.

По результатам контрольного этапа можно заключить, что включение в ход логопедических занятий дидактического синквейна по следующим направлениям логопедической работы: расширение и актуализация словарного запаса; формирование навыков словообразования и словоизменения; построение грамматических конструкций (употреблении числа и рода глаголов, при изменении существительных по числам; согласование прилагательных с существительными, числительных с существительными), позволило увидеть нам положительную динамику развития лексико-грамматической стороны речи у группы испытуемых. У большинства младших школьников с дизартрией повысилась степень развития лексико-грамматической стороны речи.

Проанализировав результаты констатирующего и контрольного этапов, можно заключить, что проведенная нами коррекционная работа была эффективной.